Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

10. Проблемы соотношения положений избирательного законодательства
и законодательства о местном самоуправлении


Следует констатировать необходимость уяснения на практике способов корреляции некоторых положений федеральных законов от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

10.1. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены новые формы прямого волеизъявления граждан: голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, организация и проведение которых возложены на избирательные комиссии муниципальных образований (статья 39). Полагаем, что соответствующие институты могут быть урегулированы непосредственно законами субъектов Российской Федерации.

10.2. Одна из наиболее серьезных коллизий двух законов связана с формированием представительного органа муниципального района. Согласно пункту 2 части 4 статьи 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при избрании представительного органа муниципального района путем выборов число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности депутатов. Однако при этом, исходя из границ существующих или вновь образованных муниципальных образований, не всегда можно соблюсти установленный пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" принцип равенства избирательных округов по числу избирателей. В связи с тем, что принцип примерного равенства избирательных округов обеспечивает конституционный принцип равенства граждан, считаем необходимым скорректировать вышеуказанное положение Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

10.3. В части 5 статьи 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации проводят местный референдум по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума выступила группа избирателей муниципального образования численностью не менее 3 процентов от общей численности избирателей муниципального образования, организовавшая сбор подписей граждан и представление подписных листов в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. При этом данный порядок инициирования референдума не предусматривает требования о регистрации такой группы. Указанный порядок, по нашему мнению, должен быть скорректирован в соответствии с положениями статей 36-38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающих иные порядок и сроки реализации инициативы проведения местного референдума.

10.4. Принятие закона о местном самоуправлении влечет необходимость уточнения правового статуса избирательных комиссий муниципальных образований в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который исходит из того, что эти комиссии являются прежде всего элементами избирательной системы Российской Федерации. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" фактически рассматривает избирательные комиссии муниципальных образований как орган местного самоуправления, поместив статью 39 об избирательных комиссиях муниципальных образований в главу 6 "Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления".

В связи с этим и с учетом того, что закрепленные в настоящее время в законодательстве о выборах соответствующие нормы положительно зарекомендовали себя на практике, следует вновь проработать вопросы, связанные с участием избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в формировании избирательных комиссий муниципальных образований, а также вопросы возложения их полномочий на территориальные комиссии (и наоборот), вопросов обжалования решений избирательных комиссий муниципальных образований в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в связи с введением двухуровневой системы местного самоуправления необходимо уточнить положение избирательных комиссий муниципальных образований в системе избирательных комиссий Российской Федерации.

***

Обобщение практики применения федерального избирательного законодательства при проведении федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах показало, что в целом, применительно ко всей избирательной системе Российской Федерации, в настоящее время существует необходимость его корректировки в сравнительно небольшом объеме. В связи с этим возможно подготовить в сжатые сроки, в течение 2004 года, конкретные предложения о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы о выборах, а также, с целью реализации этих изменений и дополнений и устранения выявленных несоответствий, - в иные законодательные акты Российской Федерации.

В этот же срок могут быть реализованы и предложения, связанные с изменением порядка избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - реформой избирательной системы, применяемой на указанных выборах.

Стабилизация избирательного законодательства, внесение в него необходимых уточнений и корректировок не позднее весны 2005 года позволит уделить больше внимания совершенствованию правоприменительной практики, разработке предложений по внедрению на основе действующего законодательства в организацию избирательного процесса современных информационных технологий, а также повышению правовой культуры участников избирательного процесса, организаторов выборов.


Текст документа сверен по:

рассылка