Действующий

О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства ...

2. Избирательные комиссии: система, статус, организация и обеспечение
деятельности. Вопросы статуса членов избирательных комиссий с правом
решающего голоса и с правом совещательного голоса

2.1. Нормы, закрепленные в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направленные на дальнейшее законодательное обеспечение независимого статуса избирательных комиссий, а также на конкретизацию мер ответственности комиссий за действия, нарушающие требования законодательства, подтвердили свою работоспособность на практике.

Вместе с тем требуют дополнительного уточнения нормы, устанавливающие ограничения, связанные со статусом членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Так, необходимо закрепить норму, корреспондирующую требованию пункта 5 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о наличии в составе комиссии не более трети государственных и муниципальных служащих, и предусмотреть, что в случае превышения этой доли в составе комиссии полномочия члена комиссии, поступление на государственную или муниципальную службу которого вызвало это превышение, прекращаются.

Необходимо законодательно закрепить запрет на вхождение в состав избирательных комиссий бывших членов избирательных комиссий, расформированных в судебном порядке (за исключением тех лиц, которые голосовали против решений, явившихся основанием для расформирования).

В качестве дополнительного основания для расформирования в судебном порядке избирательной комиссии следует предусмотреть невыполнение ею обязанности по назначению выборов, вследствие которого выборы назначаются судом.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует уточнить сроки формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, замещения вакантных мест членов комиссии.

Необходимо развить положение Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающее порядок замещения вакантного места в избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, ранее занимаемого членом комиссии, который был назначен по предложению политической партии (избирательного блока), по результатам выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации допущенной к распределению депутатских мандатов. Представляется необходимым распространить аналогичное правило на все комиссии, работающие на постоянной основе.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предоставляет членам комиссий с правом решающего голоса право на особое мнение, правовой статус которого недостаточно четко урегулирован в законодательстве. Полагаем необходимым указать в соответствующей норме, что особое мнение должно быть приложено к решению, в связи с которым оно высказано, и опубликовано (доведено до сведения избирателей) в порядке, аналогичном порядку опубликования (доведения до сведения избирателей) соответствующих решений комиссии.

Одновременно следует отметить, что по-прежнему существует проблема комплектования избирательных комиссий (это касается в первую очередь участковых и территориальных избирательных комиссий) квалифицированными кадрами. Как правило, назначенные в состав избирательных комиссий представители ряда политических партий и избирательных блоков (предложения которых для назначения в состав избирательных комиссий являются обязательными) не имеют опыта участия в организации и проведении выборов, слабо ориентируются в действующем достаточно сложном законодательстве о выборах. Однако, на наш взгляд, для решения этой проблемы необходимо, чтобы и политические партии, и избирательные комиссии принимали меры по повышению правовых знаний таких партийных активистов.

2.2. Особого рассмотрения требуют вопросы выполнения избирательными комиссиями функций контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Необходимо вернуться к такой форме реагирования комиссий на нарушения участниками избирательного процесса требований закона, как вынесение предупреждения. В настоящее время такая норма существует на уровне специальных федеральных законов о выборах, но в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" она отсутствует. Это препятствует использованию этой формы реагирования на выборах в субъектах Российской Федерации. Следует закрепить возможность вынесения предупреждения избирательной комиссией по ее собственной инициативе при обнаружении нарушений закона, а не только в качестве реакции на правонарушение, обнаруженное при рассмотрении поступивших обращений, обязательность обнародования информации о вынесении предупреждения, а также предусмотреть определенные санкции к нарушителям, в чей адрес предупреждения были вынесены неоднократно.

В соответствии с законодательством об административных правонарушениях избирательная комиссия уполномочивает на составление протокола об административном правонарушении члена комиссии с правом решающего голоса. Согласно указанному законодательству член комиссии, наделенный таким полномочием, вправе вести административное расследование, составлять юридически значимые документы (постановления, определения и т.п.). Однако данным правам не корреспондируют какие-либо нормы, предусматривающие обязательность предоставления члену комиссии документов, материалов (согласно статье 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" организации обязаны предоставлять документы и материалы комиссиям, а не их членам с правом решающего голоса). В законе отсутствуют четкие нормы, позволяющие определять момент обнаружения административного правонарушения (с этого момента исчисляется срок на составление протокола об административном правонарушении). И хотя правоприменительная практика выработала подход, согласно которому таким моментом считается принятие избирательной комиссией коллегиального решения о наличии признаков административного правонарушения, он нуждается в нормативном оформлении. Наконец, право члена комиссии любого уровня с правом решающего голоса составлять протоколы об административных правонарушениях должно быть закреплено в статье Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующей статус членов комиссий. Не исключен, с учетом правоприменительной практики, пересмотр положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с целью сужения перечня составов правонарушений, по которым члены комиссий вправе составлять протоколы.

2.3. Вопросы деятельности членов комиссий, регулируемые трудовым законодательством, требуют дополнительной корреляции с избирательным законодательством.

Так, согласно пункту 7 статьи 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" председатели территориальных комиссий назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими комиссиями. Однако в случае, если председатель территориальной комиссии работает на постоянной (штатной) основе, данное основание для увольнения должно быть особо оговорено в Трудовом кодексе.

Возможно, следует законодательно установить гарантии членам комиссий, работающим на постоянной (штатной) основе, в связи с прекращением ими своих полномочий по истечении срока этих полномочий.

2.4. Серьезные проблемы возникают на практике при назначении выборов судом общей юрисдикции в случаях и порядке, предусмотренных пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Как следует из указанных положений, день голосования определяется судом, а выборы проводит временная избирательная комиссия. Однако нормы, устанавливающие сроки вступления в силу судебного решения, сроки формирования временной избирательной комиссии, сроки от дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня голосования, а также сроки утверждения схемы избирательных округов, установленные статьями 10 и 18 этого Федерального закона, вступают в серьезное противоречие. В связи с этим было бы правильным предусмотреть, что суд определяет комиссию, которой поручается проведение выборов (временную либо уже действующую комиссию соответствующего уровня), а также определяет срок, не позднее которого эта комиссия должна назначить день голосования.