В целях создания основ для эффективного, динамичного развития сферы культуры Санкт-Петербурга и консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры Санкт-Петербурга, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Комитету по культуре:
2.1. До 15.06.2006 разработать и представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга план мероприятий на 2006-2007 годы по реализации Концепции.
2.2. Ежегодно не позднее 31 декабря представлять на утверждение Правительству Санкт-Петербурга план мероприятий на следующий год по реализации Концепции.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тарасова С.Б.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга
на 2006-2009 годы
Концепция развития сферы культуры Санкт-Петербурга на 2006-2009 годы (далее - Концепция) разработана с учетом задач, стоящих перед Санкт-Петербургом в связи с принятием новой социально-экономической стратегии. Концепция направлена на создание основ для более эффективного, динамичного, целеустремленного развития отрасли и консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и организаций, осуществляющих культурную деятельность на территории Санкт-Петербурга. Главная задача Концепции - определение целей и направлений развития на среднесрочный период.
Концепция учитывает взятый Правительством Российской Федерации курс на совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. Концепция должна стать базой и практическим инструментом формирования целевых программ Правительства Санкт-Петербурга в сфере культуры, ведомственных программ Комитета по культуре, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, финансирующихся из бюджета Санкт-Петербурга, и других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку.
Концепция отходит от узкого понимания сферы культуры как отрасли, подведомственной Комитету по культуре. Концепция стремится включить в орбиту единой политики все субъекты культуры, действующие в Санкт-Петербурге, независимо от того, поддерживаются ли они государством, развиваются на коммерческой или на безвозмездной основе.
Концепция разработана с учетом данных социологических исследований, проведенных закрытым акционерным обществом "Санкт-Петербургский социологический научно-исследовательский центр" на тему "Анализ приобщенности населения Санкт-Петербурга к культурной жизни города" и следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
7. Закон Санкт-Петербурга от 20.02.1998 N 28-6 "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга".
8. Закон Санкт-Петербурга от 12.10.2005 N 555-78 "О праздниках и днях памяти в Санкт-Петербурге".
17. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2004 N 806 "О Комитете по культуре".
25. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2004 года.
26. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2005 года.
Санкт-Петербург - город классического искусства и традиционной культуры. Высокий уровень культурного предложения компенсирует отсутствие в регионе природных богатств, создает городу мировую известность, привлекает миллионы гостей, обеспечивает "статью петербургского экспорта", формирует климат для инвестиций.
Городская среда Санкт-Петербурга неповторима главным образом благодаря культуре. Сохранение и дальнейшее развитие уникального культурного пространства Санкт-Петербурга должны оставаться ключевыми задачами политики Санкт-Петербурга.
Несмотря на усилия последних лет, направленные на повышение материально-технической базы учреждений культуры, капитальный и текущий ремонт зданий и помещений, занимаемых такими учреждениями, проведение значительного числа культурных событий и мероприятий, центральной проблемой в сфере культуры продолжает оставаться проблема недостаточно высокого спроса на культурные услуги среди населения Санкт-Петербурга. Согласно данным социологического опроса, проведенного в 2005 году, только 15,5 процента горожан называют культуру среди любимых форм проведения досуга.
Другой проблемой, требующей повышенного внимания, является проблема доступности культурных услуг. Значительная часть населения ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности проживания от исторического центра города, где сосредоточено большинство учреждений культуры. Серьезными препятствиями могут являться нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобств для детей, инвалидов, пенсионеров.
Не менее серьезной является проблема престижа петербургской культуры. Санкт-Петербург как европейский и мировой центр культуры испытывает соперничество со стороны других городов, активно использующих фактор культуры для повышения своей привлекательности. Внутри Санкт-Петербурга идет характерная для общества с рыночной экономикой конкурентная борьба за потребителя между культурой и другими формами проведения досуга. При этом задача выработки специальной маркетинговой стратегии по осуществлению позиционирования петербургской культуры до недавнего времени не считалась настолько важной, чтобы решать ее на уровне Санкт-Петербурга. Недостаточно активно ведется представление культуры Санкт-Петербурга в российских регионах и за рубежом, а также въездная гастрольная деятельность.
В число проблем, требующих решения на уровне Санкт-Петербурга, входят не отвечающее современным нормам состояние многих зданий и помещений, в которых расположены учреждения культуры, нехватка помещений, недостаточное количество учреждений в новых районах Санкт-Петербурга, недостаточная модернизированность материально-технической базы.
Необходимо также обратить внимание на низкую общественную и экономическую эффективность функционирования ряда учреждений культуры, обусловленную, в первую очередь, острым дефицитом управленческих кадров, недостаточным внедрением программно-целевого метода бюджетного планирования, несовершенством системы оценки результатов деятельности, неразвитостью "обратной связи" с обществом.
Государственная политика в сфере культуры может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется в едином комплексе с текущей социально-экономической политикой. Цели культурного развития должны соответствовать тем целям, на достижение которых направлены усилия общества. В Концепции предпринята попытка интегрировать культурную политику в систему общей политики обновления Санкт-Петербурга.
Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83 (далее - Программа), предусматривается, что главной целью социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы является рост благосостояния жителей Санкт-Петербурга. В системе приоритетных задач ключевое место занимает задача повышения качества городской среды, которое определяется исходя из соответствия определенным стандартам проживания. Программой разработана система таких стандартов, единая для всех сфер городского хозяйства. Для каждой отрасли определяются свои нормативы стандартов и нормативные значения.
На основании Программы делаются следующие, принципиально важные для управления сферой культуры выводы:
1. В рамках современной политики Санкт-Петербурга культура рассматривается как одна из отраслей по оказанию услуг населению, вносящих, наряду со здравоохранением, общим образованием, общественной безопасностью, общественным транспортом, жилищно-коммунальным хозяйством и социальной защитой, определенный вклад в социальную и экономическую жизнь Санкт-Петербурга.
2. Вклад культуры заключается в содействии повышению качества городской среды и качества проживания в Санкт-Петербурге.
3. В культуре, как и в других сферах, необходимо поддерживать процессы, способствующие общественной эффективности услуг, доступности услуг и развитию ресурсов.
4. Результаты деятельности в сфере культуры будут оцениваться исходя из конкретных числовых индикаторов, отраслевых нормативов и показателей.
На 2006-2009 годы устанавливается главная цель политики Санкт-Петербурга в сфере культуры:
расширение участия населения в культурной жизни.
Предлагается использовать следующие понятия в качестве ориентиров для осуществления процесса развития сферы культуры:
востребованность;
доступность;
статусность;
динамизм;
устойчивость;
эффективность.
Соответствующие этим ориентирам задачи формулируются следующим образом:
1. Повышение внимания к интересам населения в процессе формирования и предоставления услуг в сфере культуры.
2. Повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения Санкт-Петербурга.
3. Повышение престижа петербургской культуры и культурной деятельности.
4. Поддержка многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Санкт-Петербурга.
5. Сохранение уникальных ресурсов культуры Санкт-Петербурга и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт.
6. Повышение эффективности управления процессами в сфере культуры.
С учетом поставленных задач предлагаются следующие основные направления развития культурной сферы Санкт-Петербурга:
1. Модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения Санкт-Петербурга.
2. Повышение образовательной роли культуры.