Рассмотрев представленную Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Петербургскую стратегию сохранения культурного наследия, Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Петербургскую стратегию сохранения культурного наследия согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга руководствоваться в своей деятельности Петербургской стратегией сохранения культурного наследия.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вахмистрова А.И.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Петербургская стратегия
сохранения культурного наследия
Настоящая стратегия определяет основные приоритеты, критерии и направления охраны культурного наследия Санкт-Петербурга. Она раскрывает проблемы охраны, реставрации и использования памятников, ансамблей и городской среды, а также реконструкции и нового строительства в исторических районах Санкт-Петербурга. Стратегия призвана обеспечить смысловые, правовые и процедурные аспекты преобразования и совершенствования городского ландшафта, сущность которых определяется формулой "сохранение через развитие, развитие через сохранение".
Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.
Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.
Среди мировых мегаполисов Санкт-Петербург - уникальный по масштабу памятник, сохранивший в основных чертах грандиозный исторический центр и ожерелье пригородных ансамблей. Образ города создают не только шедевры архитектуры, но и целостная архитектурно-пространственная среда. Высокая степень сохранности и подлинности исторических территорий послужила основанием для включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО исторического центра Санкт-Петербурга вместе с группами памятников пригородов.
Большинство исторических столиц формировалось в течение столетий, видоизменяя свою структуру. Санкт-Петербург создавался динамично, с широчайшим размахом на огромном пространстве природного амфитеатра древнего моря. Рождение новой столицы на Балтике стало уникальным градостроительным экспериментом, основанным на синтезе общеевропейских культурных традиций, творческом освоении новых для России стилей, планировочных решений и типов зданий. Новые архитектурные принципы органично сочетались с природными условиями, особенностями дельты Невы. При этом Санкт-Петербург "Второй Амстердам, Северная Венеция, Новый Рим и Версаль" - обретал черты неповторимого своеобразия. На его территории сформировались структурные части: Петербургская сторона - первоначальное ядро с элементами дорегулярной планировки, Васильевский остров - строгая прямоугольная система, Адмиралтейская сторона - многолучевая структура с радиально-дуговыми направлениями, а также слободы на Московской и Выборгской сторонах, соединенные с городским ядром перспективными магистралями.
Рациональная, геометрически правильная планировка сочеталась со свободными очертаниями водных протоков и включала систему доминант, организующих видовые панорамы и перспективы. Полноводная Нева изначально служила центральным городским пространством, предопределившим величественный масштаб и широту городских площадей и ансамблей. Со строительством столицы неразрывно связаны загородные резиденции и город-крепость Кронштадт, образовавшие единую агломерацию.
Градостроительный каркас получил развитие в эпоху классицизма, когда были созданы его крупнейшие ансамбли. Барокко и классицизм составили "золотой век" петербургского зодчества. Изначальная градостроительная структура сохраняла свою логику, несмотря на быструю смену стилей. Ценность этой среды обогащается тем, что она является подлинным Петербургом Пушкина и Достоевского, "Серебряного века" русской культуры.
С петровского времени строительный процесс регулировался жесткой системой законодательных актов. Регламентировались ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, включая типовые проекты зданий. Со второй половины ХVIII в. закреплен принцип уличной застройки "единою фасадою", внутри кварталов развивалась брандмауэрная система. В середине ХIХ в. определены высотные ограничения: не больше ширины улицы, не выше 11 саженей (23,5 м) - карниза Зимнего дворца. Установленные параметры определяли объемно-пространственную целостность города.
Уникальная степень сохранности исторической застройки Санкт-Петербурга обусловлена тем, что новое строительство советского периода велось вне исторического ядра города. В центральных районах проводились локальные преобразования, а в новых - получила развитие архитектура конструктивизма, который стал главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ в. Сегодня признана и советская неоклассика ("сталинский ампир"). Промышленный пояс города составляет органичный мощный пласт культурного наследия. В садово-парковых комплексах представлены все образцы европейского ландшафтного искусства: от камерных "висячих" садов до общественных парков. В некрополях захоронены выдающиеся люди Отечества. Археологическое наследие - бесценная летопись "скрытого" города и предшествовавших поселений.
Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния.
Без культурного наследия немыслимы современная жизнь Санкт-Петербурга и перспективы его развития. Наследие во многом формирует особый менталитет петербуржцев, утверждает преемственность гуманистических ценностей, подчеркивает неофициальный статус культурной столицы России, создает мировой имидж Санкт-Петербурга.
Для Санкт-Петербурга наследие имеет такое же значение, как для других регионов природные ресурсы, месторождения нефти и алмазов. Наследие включено во многие социальные процессы и является источником духовного обогащения. Структура исторических ансамблей способствует гармоничному равновесию в обществе, развитию широкого диапазона деятельности.
Мобилизация экономического ресурса культурного наследия - основа городской регенерации. В конечном счете именно высокие эстетические качества и степень сохранности исторической среды обеспечивают особую инвестиционную привлекательность Петербурга и его реальную коммерческую ценность, служат залогом благосостояния граждан. Это должно выражаться не только в немедленной экономической отдаче и росте занятости населения в различных областях деятельности, но и в широком круге непрямых выгод, которые станут достоянием всего городского сообщества (доходы от управления наследием, реставрации, туризма и его инфраструктуры).
Базовый принцип - комплексное сохранение наследия, согласно которому эта деятельность эффективна только в рамках политики экономического и социального развития Санкт-Петербурга, в составе проектов перспективного планирования и градостроительства. Сохранение объектов культурного наследия должно стать ключевым элементом стратегии городского обновления.
Принцип комплексного сохранения включает инициирующую, контролирующую и координирующую функции органов государственного управления в развитии партнерских отношений с общественностью и негосударственным сектором. Следует стимулировать междисциплинарный, межведомственный подход к сохранению культурного наследия, используя все доступные ресурсы. Задача сохранения культурного наследия должна решаться не только органами охраны памятников, но также теми структурами, которые ведают вопросами градостроительства и архитектуры, экономики и промышленного развития, экологии, транспорта, благоустройства, имущественного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, юридических служб и т.д.
Традиционная "охрана от …", основанная на мерах запретительного характера, действует и в современных условиях. При наличии многих хозяйствующих субъектов требования охраны памятников порождают конфликтные ситуации в ходе социального, культурного и экономического развития городских территорий. В этом случае охрана культурного наследия отчуждается от местного сообщества, горожане лишаются мотивации участия в этой деятельности.
Иная концепция - "охрана для …". При такой политике управления она выгодна населению. Некоторые связанные с охранными ограничениями неудобства проживания на особой территории компенсируются определенными льготами. Целостность культурной и природной среды становится качеством, которое может обеспечить развитие городского сообщества (через доходы от туризма, реставрационно-восстановительные работы, повышение социального статуса и т.д.).
Новая стратегия строится на основе сбалансированных и гармоничных отношений между требованиями общественности, экономической деятельности и охраны исторической среды. Она должна привести к признанию общей ответственности за сохранение наследия.
В течение долгого времени охранялись отдельные памятники без учета их окружения. Специфика культурного наследия Санкт-Петербурга диктует сочетание пообъектной, средовой и градостроительной охранных практик. Предметы охраны культурного наследия - это ключевые элементы, параметры, характеристики среды, которые являются носителями исторической, архитектурной, художественной ценности. Наряду с отдельными объектами культурного наследия охраняются и главные градостроительные принципы. Наивысшую ценность представляют объемно-пространственный планировочный каркас, конфигурация центральных водных пространств, общегородской силуэт, панорамы рек, ансамбли главных площадей, перспективы основных улиц. В Санкт-Петербурге с его широким простором важны архитектурно организованные открытые пространства и видовые каналы восприятия доминант, ансамблей и средовой застройки. Предметами охраны культурного наследия являются характер среды, включающий планировочный модуль кварталов и участков, масштаб, высотность и членение застройки. В пригородах и отдаленных от центральной части Санкт-Петербурга районах иной масштаб застройки, особая значимость ландшафтов. Градостроительная охрана предусматривает режим археологических исследований для наиболее ранних и ценных участков культурного слоя, поисковые и мониторинговые мероприятия.
Понятия "объединенные охранные зоны", "предметы охраны" впервые появились в теории и практике охранной деятельности в Петербурге.
Зоны охраны - это территория защиты, где устанавливается режим градостроительной и хозяйственной деятельности, обеспечивающий физическую сохранность объекта культурного наследия и его исторического окружения. Особенность охранного зонирования в Петербурге - объединенные зоны охраны исторического центра. Кроме них действуют зоны охраны памятников истории и культуры Петродворцового, Пушкинского, Красносельского районов Санкт-Петербурга, Кронштадта и поселков Курортного района Санкт-Петербурга.
В целях идентификации Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия выделены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объектный состав и режимы использования.
Предметами охраны территорий Санкт-Петербурга как объекта Всемирного наследия являются:
историческая застройка, панорамы и виды, воспринимаемые с набережных Большой Невы, видовые точки, с которых наилучшим образом раскрываются наиболее ценные ансамбли;
соотношение фоновой застройки с системой доминант (силуэт города);
композиционные оси и направления восприятия доминант. Охраняются от застройки основные направления, с которых воспринимаются архитектурные высотные доминанты.
На этих территориях устанавливаются:
запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия для современного использования);
запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов;
ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.).
На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе археологии, обеспечивающие сохранность исторической застройки. Охранные режимы должны войти в Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга в качестве основы градостроительной и проектной документации.
Ныне в Санкт-Петербурге под государственной охраной состоит 7783 объекта культурного наследия. Это архитектурные ансамбли, здания и инженерные сооружения, сады и парки, пруды и каналы, монументальная и садово-парковая скульптура, исторические захоронения и археологические объекты. В перечнях памятников отражены периоды развития архитектуры до середины ХХ века.
_________________________
То есть почти 10 процентов всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации.
Предметы охраны объектов отражают ценные особенности архитектурного облика фасадов, конфигурацию и габариты корпусов, исторические интерьеры, конструкции, ценные и устойчивые элементы планировочной структуры и зонирование городской территории. Предметы охраны могут распространяться на структуру зданий, включая интерьеры, или же ограничиваться фасадом. Таким образом, на объектном уровне, так же как на градостроительном, определяются меры допустимых преобразований.
Угрозы физической утраты (разрушения) объектов наследия связаны с процессами естественного старения, которые ускоряют:
неблагоприятные климатические условия (высокая влажность, длительность залегания снега и льда, до 110 температурных переходов через 0° в год); стихийные бедствия (наводнения, паводки, подтопления, оползни, ураганы, ветры, шторма); геологические и гидрологические особенности дельты Невы (структурно неустойчивые грунты);
атмосферные загрязнения;
неконтролируемая урбанизация и движение автотранспорта;
неуместное новое строительство в исторической среде;
неправильный режим эксплуатации зданий;
пожары;
вандализм и другие агрессивные действия.
Для сохранности объектов культурного наследия представляет опасность также интенсивный туризм, приводящий к излишней нагрузке на объекты. Пагубны "тотальные" реставрации, наносящие ущерб подлинности памятника.
Процессы естественного старения определяются жизненными циклами зданий и строительных материалов, пределами безопасности эксплуатации конструкций.
Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и конструкции, загазованность и кислотные дожди создают кумулятивный эффект. Активизируются процессы коррозии металлов и карбонизации штукатурных слоев, "дикая" рыхлая патина разъедает бронзовые и медные поверхности, абразивное воздействие уничтожает позолоту, перерождаются гранит и мрамор, грунтовые воды разрушают фундаменты, биологические поражения распространяются на деревянные конструкции. Из-за воздействия экологических и антропогенных факторов за последнее пятилетие утрачено 9 объектов культурного наследия*. В активной фазе разрушения - 1317 памятников.
_________________________
* Деревянные здания, пострадавшие от пожаров: жилой дом (Еленинская ул., д.8), начальная школа (Иликовский пр., д.2), главный дом усадьбы Ратьковых-Рожновых (г.Ломоносов, ул.Черникова, д.3), дача конца XIX в. (г.Петергоф, Приморская ул., д.8), дом, в котором В.И.Ленин скрывался от Временного правительства (Ярославский пр., д.11) и дача Ю.Ю.Бенуа (Тихорецкий пр., д.17);
самовольно снесены: дача страхового общества "Саламандра" (пос.Лисий Нос, Высокая ул., д.9), дача Н.В.Граве (Шувалово-Озерки, Софийская ул., д.11) и главное здание (часть) Еленинской женской раковой больницы имени А.Г. и Е.И.Елисеевых (Политехническая ул., д.32).
Методов вечного сохранения не существует. Главная задача - приостановить процессы естественного старения и износа, минимизировать факторы их ускорения.
Ускорение физического разрушения объектов культурного наследия антропогенными и природными факторами представляет угрозу их "выживанию" и возможности быть переданными будущим поколениям. Диспропорция между опасностями, которые надо предотвратить, и средствами, используемыми для этих целей, постоянно возрастает.