ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2004 года N 431


О Концепции реформирования городского хозяйства
Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы

(с изменениями на 2 сентября 2009 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 868;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 сентября 2009 года N 992.

____________________________________________________________________



В целях повышения устойчивости и надежности функционирования системы городского хозяйства, стандартов качества жизни населения Санкт-Петербурга, рационального использования средств бюджета Санкт-Петербурга, оздоровления финансовой ситуации, создания условий для привлечения инвестиций и обеспечения перехода к адресной социальной защите населения Санкт-Петербурга:

1. Утвердить Концепцию реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы согласно приложению.

2. Жилищному комитету, Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству, Комитету по транспорту, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению при участии Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговли разработать программы реформирования отраслей городского хозяйства в соответствии с вопросами, входящими в их компетенцию, представить разработанные программы на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга:

2.1. До 11.05.2004 Жилищному комитету, Комитету по энергетике и инженерному обеспечению.

2.2. До 25.04.2004 Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству, Комитету по транспорту.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Виролайнена О.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
     В.И.Матвиенко

     

      Приложение
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 23.03.2004 N 431

Концепция
реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга
на 2004-2010 годы

(с изменениями на 2 сентября 2009 года)

     

Введение

Санкт-Петербург - это мегаполис, имеющий весь набор проблем крупных городов мира.

Кризисное состояние комплекса городского хозяйства Санкт-Петербурга обусловлено недостаточно эффективной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергоресурсов.

Финансовое обеспечение содержания городского хозяйства в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджета Санкт-Петербурга.

Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако реальная социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.

В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов от объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере.

Задолженность в жилищно-коммунальной сфере является причиной цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики Санкт-Петербурга и превращается в источник угроз для социально-экономического развития Санкт-Петербурга.

Недостаточность бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса по адресным программам капитального ремонта и развития привела к резкому увеличению износа основных фондов. Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия и большими потерями энергоносителей. Так, 40 процентов теплосетей отслужили свой срок и требуют замены, только 9 процентов водопроводных сетей изношены менее чем на 50 процентов, вследствие чего потери воды в сетях оцениваются почти в 25 процентов суточного потребления. Средний возраст основных фондов открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" составляет 28 лет при предельном сроке службы в 30-35 лет.

По этой причине планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше.

Следствием этого стали дефицит мощностей электро- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

В то же время анализ большинства реализуемых в Санкт-Петербурге инвестиционных проектов по развитию систем коммунального обслуживания показывает, что в основном они направлены на экстенсивное наращивание мощностей и в значительно меньшей степени предполагают меры по сокращению затрат, потерь и утечек.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться построения полноценных договорных отношений. По этой же причине не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, не созданы равные условия для участников рынка разных форм собственности.

Монополизм коммунальных предприятий, недостаточное использование гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, которые сегодня находятся на беспрецедентно низком уровне, не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Несовершенным и недостаточно управляемым является и транспортный комплекс Санкт-Петербурга.

Существующая непривлекательность комплекса городского хозяйства для частных инвестиций обусловлена невыполнением бюджетных обязательств и отсутствием эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов. Между тем большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, транспортной сферы потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инвестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в городском хозяйстве и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых, а также для обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства необходимо использование программно-целевого метода.

Концепция реформирования городского хозяйства Санкт-Петербурга на 2004-2010 годы (далее - Концепция) включает в себя комплекс мероприятий нормативно-правового регулирования, обеспечивающих:

совершенствование управления городским хозяйством;

улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания;

ликвидацию дотационности отраслей городского хозяйства и вывод их в режим устойчивого достаточного финансирования;

адресную социальную защиту населения Санкт-Петербурга при оплате жилищно-коммунальных услуг;

повышение надежности и безопасности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения Санкт-Петербурга;

формирование благоприятных условий и механизмов для привлечения инвестиций в городское хозяйство;

повышение доходности отраслей городского хозяйства;

привлечение предприятий малого и среднего бизнеса;

создание условий для перспективного развития городского хозяйства.

Основные цели реформирования городского хозяйства

Основными целями реформирования городского хозяйства являются повышение стандартов проживания в Санкт-Петербурге, устойчивости и надежности функционирования системы городского хозяйства, стандартов качества жизни населения Санкт-Петербурга, рационального использования средств бюджета Санкт-Петербурга;

оздоровление финансовой ситуации и создание условий для привлечения инвестиций, перехода к адресной социальной защите населения Санкт-Петербурга.

Принципы реформирования городского хозяйства

Основными принципами реформирования городского хозяйства являются:

1. Формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование отраслей городского хозяйства путем создания действенной системы планирования и реальных механизмов управления городским хозяйством, привлечения населения к управлению объектами городского хозяйства, создания условий для привлечения инвестиций.

2. Формирование политики Санкт-Петербурга в отраслях городского хозяйства.

3. Разработка стандартов проживания в Санкт-Петербурге в разрезе отраслей городского хозяйства.

4. Формирование реестра социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга в рамках отраслевых стандартов проживания, разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих их выполнение.

5. Разработка и утверждение нормативов затрат, обеспечивающих выполнение социальных услуг.

6. Инвентаризация и паспортизация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства.

7. Внедрение новых принципов управления городским имуществом в городском хозяйстве, новых схем взаимодействия с организациями-монополистами.

8. Формирование рыночных отношений в городском хозяйстве, развитие конкуренции, создание условий для снижения издержек и повышения качества услуг.

9. Переход к долгосрочному планированию модернизации и развития городской инфраструктуры как элемента стратегического планирования развития Санкт-Петербурга на основе разработанных и утвержденных планов. Государственная поддержка модернизации (технического перевооружения) городской инфраструктуры.

10. Совершенствование тарифной политики в целях достижения разумного баланса между интересами поставщиков и потребителей услуг.

11. Переход к адресной социальной поддержке населения Санкт-Петербурга на основе персонифицированных счетов и внедрения "Карты горожанина".

12. Повышение доходности отраслей городского хозяйства за счет рационального комплексного использования объектов жилищного фонда и городской инфраструктуры.

13. Создание системы информирования и обратной связи, проведение открытой политики при реформировании городского хозяйства.

14. Постепенное прекращение участия государства в коммерческих организациях и осуществлении хозяйственной деятельности, предполагающее, в частности, приватизацию находящихся в государственной собственности хозяйствующих субъектов. При этом объекты городской, в том числе и инженерной, инфраструктуры сохраняются в государственной собственности с прекращением права хозяйственного ведения в их отношении (изымаются в казну Санкт-Петербурга).

15. Использование передового зарубежного опыта по развитию отраслей городского хозяйства в рамках программ международного сотрудничества.

Сроки и этапы реализации

Концепция реализуется поэтапно в течение 2004-2010 годов.

На первом этапе (2004-2005 годы) предполагается реализовать первоочередные мероприятия, рассчитанные на получение следующих результатов:

инвентаризация имущественного комплекса отраслей городского хозяйства, включая объекты жилищного фонда;

инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета Санкт-Петербурга организаций, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, и других потребителей (в том числе населения) перед предприятиями городского хозяйства;

переход к реальным договорным отношениям во всех отраслях городского хозяйства;

совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате услуг;

подготовка профессиональных кадров для перехода к пообъектному управлению в жилищной сфере.

Планируется привлекать бюджетные ресурсы, а также использовать заемные источники для финансирования наиболее эффективных (в том числе с точки зрения социальной эффективности) инвестиционных проектов в городском хозяйстве, значимых для обеспечения жизнедеятельности Санкт-Петербурга.

Планируется также в основном сформировать необходимую нормативную правовую базу для эффективного функционирования отраслей городского хозяйства, соответствующую нормам действующего федерального и регионального законодательства, провести углубленный анализ технического состояния объектов городского хозяйства, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит организаций отрасли - естественных локальных монополистов, создать предпосылки для формирования конкурентных отношений.

На втором этапе (2006 год) предполагается обеспечить:

развитие конкурентных отношений в городском хозяйстве;

создание системы регулирования естественных локальных монополий;

развитие концессионных механизмов;

повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.

На третьем этапе (2007-2010 годы) предполагается:

реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования комплекса городского хозяйства на основе использования новых технологий и привлечения инвестиций;

ликвидировать дотационность отраслей городского хозяйства, осуществить перевод их на самофинансирование;

апробировать различные механизмы привлечения инвестиций.

В соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" до 01.01.2010 осуществить следующие мероприятия (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 868):


обеспечить увеличение количества организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга, доля участия Санкт-Петербурга в уставном капитале которых составляет не более чем 25 процентов, не менее чем до 80 процентов от общего количества таких организаций (за исключением товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов) (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 868);


создать условия для управления многоквартирными домами указанными организациями не менее чем в 80 процентах многоквартирных домов на территории Санкт-Петербурга (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 9 июля 2008 года N 868).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»