Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые представители органов власти, науки, культуры,
деловых кругов, местного самоуправления!
Дорогие петербуржцы!
Введение
В соответствии с законодательством Санкт-Петербурга сегодня я выношу на ваше рассмотрение, на рассмотрение всех жителей нашего города, настоящее Послание. В нем будут изложены стратегические цели и задачи, основные направления государственной политики нашего города на текущий год и среднесрочную перспективу. Ориентиром для нас является Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, ибо основные цели и задачи Санкт-Петербурга неотделимы от целей и задач России.
Историческая миссия нашего города состоит в том, чтобы стать лидером российской модернизации, центром рождения и реализации инновационных идей, сохранения национального, культурного наследия и интеллектуального потенциала России. Сама наша история - это уникальный пример успешной модернизации. Наш город создавался Петром Великим не просто как новая столица.
С первых лет существования Санкт-Петербург аккумулировал передовой европейский и мировой опыт, был естественным мостом, связывающим Россию с Европой.
И сегодня великое предназначение нашего города - служить для страны образцом обновления, познания нового, полигоном прогрессивных перемен. Я верю, что Петербург будет играть все более весомую роль на всем Евразийском пространстве. Я верю, что в XXI веке наш город вернется в ряды важнейших центров мировой экономики, культуры, науки, образования, инноваций.
Период ломки старого уже позади. Мы вошли в новый этап истории России и Санкт-Петербурга. Этап созидательной работы.
Организационный период деятельности Губернатора и Правительства города завершен. Мы приступили к четкой и целенаправленной работе по формированию и реализации основных направлений развития Санкт-Петербурга на основе честной оценки состояния дел в нашем городе, объективного определения наших возможностей, наших сильных и слабых сторон и наших ресурсов. И теперь самое главное - соотнести их с потребностями и ожиданиями горожан, определить главные приоритеты.
Сегодняшнее состояние дел в городе, вызовы, перед которыми стоит город.
Последние пять лет экономика Санкт-Петербурга, как и экономика России, в силу объективных причин развивалась динамично.
К 2003 году валовой региональный продукт (ВРП) вырос в реальном выражении в полтора раза по сравнению с 1999 годом, а промышленное производство за это же время - в 1,8 раза. Выработка на одного занятого в петербургской промышленности достигла в 2003 году 26,5 тыс. долл. США. Реальные доходы населения за один только прошлый год увеличились на 28,6%, а по сравнению с 1999 годом возросли в 1,8 раза.
Эти позитивные тенденции закрепились в 2004 году. За январь-апрель по отношению к первым четырем месяцам 2003 года объем промышленной продукции вырос на 6,9%, подрядные работы в строительстве - на 11,4%. Перевозки грузов увеличились на 4,9%, оборот розничной торговли - на 4,7%, общественного питания - на 10,5%, услуги связи - на 17,7%. Более чем на четверть выросли реальные денежные доходы горожан. На 35,9% увеличился грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга.
Улучшаются показатели финансовой стабильности и инвестиционной привлекательности. В феврале 2004 года международное агентство "Стандарт энд Пурз" пересмотрело прогноз изменений рейтинга Санкт-Петербурга со "стабильного" на "позитивный". Одновременно был подтвержден долгосрочный кредитный рейтинг города как стабильный.
Необходимо, однако, признать, что несмотря на положительную динамику, достигнутую за последние пять лет, подлинной, глубокой модернизации всех жизненно важных для Санкт-Петербурга отраслей не произошло. Вот почему сегодня мы не вправе сосредоточиться лишь на текущих хозяйственных проблемах, обходя вниманием решение стратегических задач развития города.
Острейшие проблемы, препятствующие устойчивому развитию Санкт-Петербурга, вызовы, на которые наш город должен сегодня дать ответ, таковы:
Первое. Существенные масштабы бедности и невысокие доходы основной части населения. Доля петербуржцев с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в I квартале 2004 года составила 22,6% от общей численности горожан. Вопреки известной поговорке, бедность - это порок. Причем порок всего общества.
Второе. Демографический кризис. Несмотря на некоторое увеличение рождаемости и снижение смертности, число умерших превышает число родившихся в 1,9 раза. По предварительной оценке, численность постоянного населения Санкт-Петербурга на 1 апреля 2004 года составила 4 млн. 617 тыс. человек. Это на 354 тыс. человек меньше, чем проживало в городе накануне реформ, в конце 1991 года.
Третье. Отсталость городского хозяйства и городской инфраструктуры.
Характерными чертами являются: неудовлетворительное состояние, запущенность жилого фонда, неэффективная система управления, дотационность и плохое финансовое положение, монополизм, высокие затраты, отсутствие экономических стимулов снижения издержек при оказании услуг, неразвитость рыночных механизмов и практическое отсутствие конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, неконтролируемые потери энергоресурсов, экономически необоснованная и непрозрачная тарифная политика. Серьезное отставание в развитии городского транспорта. Большой объем ветхого, аварийного, коммунального жилья, многие горожане десятилетиями ждут улучшения своих жилищных условий.
Четвертое. Недостаточно благоприятный предпринимательский климат. Высокие темпы экономического роста не носят устойчивого характера и во многом в последние годы объяснялись посткризисным инфляционным эффектом. На сегодня этот ресурс исчерпан.
Финансовое положение немалой части городских предприятий остается неудовлетворительным, а выпускаемая продукция неконкурентоспособна по мировым стандартам. По итогам I квартала текущего года число убыточных предприятий достигло семиста тридцати трех.
Недостаточным является общий объем как отечественных, так и иностранных инвестиций, на сегодня он соответствует уровню 1999 года. При этом основная часть зарубежного капитала поступает к нам в виде кредитов.
Административные барьеры, мешающие приходу в наш город российских и зарубежных компаний, многолетнее покровительство отдельным фирмам создали нездоровые условия для местного бизнеса, ослабив его конкурентоспособность.
И последняя по порядку, но не по важности проблема - слабость институтов гражданского общества, неразвитость системы цивилизованных отношений между властью, бизнесом и обществом.
Нарастание нерешенных проблем привело к тому, что Санкт-Петербург стал уступать по показателям конкурентоспособности не только Москве, но и ряду других российских регионов. Зримые последствия многолетнего игнорирования этих вызовов - заторы на дорогах, грязь в подъездах и дворах, уплотнительная застройка, сложная экологическая ситуация, сбои в работе предприятий. Все это тормозит развитие города и снижает качество жизни петербуржцев.
Именно на эти вызовы следует дать ответ. Именно на решении этих проблем должны быть сконцентрированы все ресурсы и силы городского сообщества, как в текущем году, так в среднесрочной перспективе.
Успех во многом будет зависеть от скоординированных действий исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления. Мы в равной степени несем ответственность перед городом и горожанами. Для повышения эффективности управления городом нам предстоит вместе работать над совершенствованием и развитием законодательной базы, более оперативно принимать нужные городу законы.
Мне приятно отметить, что за последние семь месяцев отношения между исполнительной и законодательной ветвями власти нашего города значительно улучшились. На смену противостоянию, взаимным претензиям и непониманию пришло конструктивное сотрудничество. Я вам благодарна за это.
И не поддавайтесь тем, кому на руку раздор и противостояние, кто подталкивает Законодательное Собрание выстраиваться во фронду, тем, кто в первую очередь озабочен личными интересами, а не интересами города и горожан, тем, кому так легче "ловить рыбку в мутной воде".
Мы с вами вместе добились того, что ушло противостояние между нами, городом и Федеральным центром, Смольным и Полномочным Представительством Президента. В городе спокойная рабочая обстановка. Так легче заниматься делом, политическая и общественная стабильность делает Петербург более привлекательным для бизнеса и инвесторов.
Но сегодня мы лишь в начале пути. Нам предстоит четко разграничить функции исполнительной, законодательной власти, местного самоуправления. Любое сковывание инициативы Правительства города, связывание ему рук не позволит оперативно решать проблемы, снизит эффективность и отдачу от нашей работы. Мы готовы отвечать за принимаемые решения в сфере своей ответственности перед горожанами и Законодательным Собранием. Надеюсь на ваше понимание и дальнейшее конструктивное сотрудничество.
Вместе мы сможем все.
Итак, главные цели и что предстоит сделать для их достижения.
Остановлюсь на средствах и механизмах достижения наших главных целей на среднесрочную перспективу.
Для реализации важнейшей цели - сокращения масштабов бедности, мы планируем осуществить следующие меры.
Вывести всех, без исключения, горожан из-за черты бедности, чтобы ни один человек не получал зарплату, пенсию ниже прожиточного минимума.
Уже в этом году мы начали реализовывать эту Программу.
К концу года в городе не будет ни одного бюджетника, получающего зарплату ниже прожиточного минимума (а это около 3-х тысяч рублей). В итоге зарплата 242 тысяч человек (учителей, работников здравоохранения и культуры) будет повышена в среднем на 1800 рублей.
Замечу, что Санкт-Петербург стал первым регионом, который пошел на столь радикальный шаг в поддержке своих бюджетников.
Одновременно введены городские доплаты до прожиточного минимума неработающим пенсионерам, инвалидам, получающим пенсии ниже этого уровня. На будущий год мы охватим все возрастные категории. Такую же задачу в этом году мы должны решить по увеличению официально начисляемой заработной платы работникам внебюджетного, негосударственного сектора экономики города.
Наемный работник - не крепостной своего работодателя! Мы зафиксируем норму о минимальном размере оплаты труда в Трехстороннем соглашении между Правительством Санкт-Петербурга, профсоюзами и работодателями, обеспечим принятие закона Санкт-Петербурга "О минимальном размере заработной платы" и выйдем с соответствующей законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации.
Кроме мер, связанных с повышением размера заработных плат, пенсий и пособий, планируется значительно усилить работу по социальной реабилитации и созданию рабочих мест для социально незащищенных групп петербуржцев. Это поможет решить многие проблемы инвалидов, пенсионеров, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Правительством уже принято постановление, предусматривающее создание и квотирование рабочих мест для инвалидов. Количество таких рабочих мест должно достигнуть в среднесрочной перспективе 20 тысяч единиц.
В борьбе с бедностью главным принципов для нас будет адресность и целевой характер социальной помощи. Как известно, значительную часть льгот уже в ближайшее время на федеральном уровне планируется перевести в денежную форму.
Учитывая, что по этому вопросу у горожан возникло обоснованное беспокойство, хочу выразить свою принципиальную позицию. Чуть меньше трети жителей Санкт-Петербурга являются получателями пенсий льгот и пособий. В первую очередь - это пожилые люди, ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, труженики тыла и инвалиды. Защита их интересов является приоритетной задачей власти. Вот почему к замене льгот денежными пособиями мы подходим очень осторожно. Первое и обязательное условие - денежная компенсация должна покрывать объем льгот. Переход на новую форму предоставления льгот не должен ни в коем случае привести к снижению уровня социальной защищенности людей. Именно эту позицию я отстаиваю в ходе работы над проектом закона с федеральными министерствами и ведомствами.
В ближайшее время Правительство города примет постановления: "О политике Санкт-Петербурга в области социальной защиты населения" и "О перечне гарантированных Правительством Санкт-Петербурга социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными учреждениями социального обслуживания".
Вместе с тем мы должны понимать, что системная борьба с бедностью возможна лишь при создании условий для решительного роста доходов горожан.
Для этого нам предстоит принять меры для появления большого числа новых высокооплачиваемых рабочих мест. В свою очередь это потребует роста инвестиционной активности, развития интеллектуального потенциала и достижения высокого качества трудовых ресурсов.
Чтобы обеспечить уровень жизни петербуржцев, сравнимый с минимальными европейскими стандартами, успешно решать накопившиеся проблемы городского хозяйства, необходимо в первую очередь ускорить темпы экономического роста.
Мы должны выполнить задачу, поставленную в Послании Президента России - увеличить в 2 раза к 2010 году валовой региональный продукт, удвоить объем экономики города.
Столь сложная задача может быть решена за счет:
1. Реальной поддержки промышленных предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию, в том числе ВПК по загрузке государственными заказами, зарубежными контрактами.
Уже в этом году при содействии Правительства города рядом предприятий были подписаны соглашения с железными дорогами на изготовление оборудования в достаточно крупных объемах. Аналогичный вариант прорабатывается с Газпромом.
При содействии Администрации были обеспечены зерном мукомольные предприятия, соответственно, хлебопекарные - мукой, что позволило сдержать бесконтрольный рост цен на хлеб.
Администрация будет всячески содействовать продвижению товаров, услуг предприятий на российский и международный рынки. Бесспорно, полезной была организованная Администрацией поездка в азиатские государства СНГ с очень емким рынком энергомашиностроительной продукции, сельскохозяйственной и другой техники.
А главное - создавать условия для перевода промышленных предприятий на инновационный путь развития, модернизацию производства, внедрения высоких технологий, выпуска наукоемкой продукции. Для этого у нас есть все условия. Санкт-Петербург сохранил высокий, а подчас уникальный, научный, производственный потенциал, свою конкурентоспособность в этой сфере. Мы будем всячески поддерживать расширение инновационных центров, создание технопарков, наукограда в Петергофе.
2. Привлечение масштабных инвестиций в экономику города.
Ключ к решению задачи один - создать благоприятный инвестиционный климат, снизить уровень предпринимательских рисков. Другого не дано. Правительством уже принят ряд конкретных мер по разбюрократизации, упрощению и сокращению сроков инвестиционных согласований, максимальному приближению к практике единого окна.
Мы пойдем этим путем твердо и последовательно, по принципу: меньше риторики, больше дела. При этом мы не будем уподобляться отдельным регионам, предоставляющим инвесторам все больше и больше всевозможных льгот. Льготное налогообложение - только в исключительных случаях и в первую очередь при инвестировании в основной капитал. Для этого уже разработан проект закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах".
Самое главное, самое принципиальное - создать внятные, прозрачные, предсказуемые правила игры, равные для всех.
В этом ключе принят новый порядок горзаказа, осуществляется переход на конкурсные процедуры выделения земельных участков и зданий под реконструкцию. И в то же время здесь надо избегать крайностей и формализма. Как известно, истина, доведенная до абсолюта, превращается в абсурд. У Администрации должно оставаться право заключать специальные соглашения со стратегическими партнерами в интересах города. Иначе как привлекать в Петербург крупных инвесторов, вертикально интегрированные компании национального масштаба?
Отрадно, что и Уставный суд города и Законодательное Собрание в соответствующем законе признали такое право за Правительством Санкт-Петербурга.
Именно как прецедент стратегического партнерства следует рассматривать соглашение с Лукойлом, обеспечивающее городу не только крупный объем инвестиций - более 100 млн. долларов, но и существенное пополнение городского бюджета до 2,4 млрд. рублей к 2007 году.
3. Обеспечение доступности для бизнеса основных топливно-энергетических и иных ресурсов.
Во-первых, квалифицированных кадров (главным образом это рабочий, средний технических и младший инженерный персонал). Такая программа Правительством уже готовится.
Во-вторых, инженерно подготовленных территорий.
В-третьих, топливно-энергетических ресурсов и дополнительных возможностей по утилизации отходов.
В этом году Правительством подписаны Соглашения с Газпромом, РАО ЕЭС, которые должны обеспечить надежное газо- и электроснабжение города и предусматривающие выделение дополнительных объемов. Но не менее важно обеспечить широкое, я бы сказала - тотальное, внедрение ресурсосберегающих технологий. Потребление воды, газа, тепла в нашем городе почти в 2 раза выше среднеевропейских показателей.
Для обеспечения хозяйственного комплекса города территориальными ресурсами необходимо как непосредственное вовлечение в оборот новых земель, так и перераспределение части земли, которая занята существующими производствами, но может быть высвобождена при их модернизации.
Для стимулирования предприятий к рациональному использованию земли будут внесены коррективы в параметры земельного налога и методику расчета арендной платы за землю.
Без сомнения, будет усилена функция города, как европейских ворот России. Следует ускорить темпы интеграции Санкт-Петербурга в мировую экономическую систему. Выгодное геополитическое положение и огромный внутренний потенциал развития служат для этого хорошим подспорьем.
Уже сегодня город обладает самым мощным морским портом в восточной части Балтики. Сейчас разрабатывается программа его дальнейшего развития. Речь идет об углублении и расширении морского фарватера, строительстве и реконструкции причальных сооружений и складских терминалов. Это позволит значительно увеличить возможности порта по перевалке грузов. Программа развития Большого порта Санкт-Петербурга поддержана на федеральном уровне.