ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 октября 2005 года N 1541


О Программе развития Санкт-Петербурга
как туристического центра на 2005-2010 годы

(с изменениями на 1 июня 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 июня 2010 года N 691.

____________________________________________________________________



В целях содействия развитию туристической отрасли Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить представленную Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Программу развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы согласно приложению N 1.

2. Утвердить Перечень мероприятий по реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы согласно приложению N 2.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э. по принадлежности вопросов.



Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 17.10.2005 N 1541

Программа
развития Санкт-Петербурга как туристического центра
на 2005-2010 годы

(с изменениями на 1 июня 2010 года)

     

1. Введение

Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана на основе материалов, подготовленных международной консалтинговой компанией "Бостон Консалтинг Групп (Москоу) Лимитед" по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках выполнения работ по теме "Разработка финансово-экономических обоснований и Программы развития туристической инфраструктуры г.Санкт-Петербурга и его пригородов".

Цель разработки Программы заключается в определении перечня практических мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристической отрасли в Санкт-Петербурге и повышение доходов Санкт-Петербурга от данного сектора экономики.

Основные положения Программы основаны на данных, полученных в результате проведенных исследований:

1.1. Оценка существующего положения Санкт-Петербурга на международном и российском рынках туризма с точки зрения спроса и предложения:

сбор статистических данных из различных источников;

анализ примеров успешных мировых туристических центров;

интервью с туристами;

фокус-группы с туристами (в том числе в Германии, Англии, Швеции);

интервью с заинтересованными сторонами (турагентства, крупные гостиничные операторы, авиакомпании, в том числе в Европе).

1.2. Разработка предложений по стратегии дальнейшего развития и позиционирования Санкт-Петербурга как туристического центра:

определение целей развития;

выбор вариантов развития;

анализ экономического эффекта;

выбор приемлемого варианта;

разработка позиционирования.

1.3. Определение перечня конкретных мер, необходимых для достижения поставленных целей:

определение и ранжирование по приоритетности набора конкретных мер;

закрепление ответственных лиц по каждой мере;

разработка плана и графика работ по реализации каждой меры;

разработка плана маркетинга и маркетинговых коммуникаций.

Реализация Программы осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и внебюджетных средств.

2. Текущее положение Санкт-Петербурга
как туристического центра

Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (таблица 1).

Таблица 1

N

п/п

Город

Количество прибытий,

млн.чел. в год

1

Лондон

26,8

2

Париж

14,0

3

Рим

5,9

4

Амстердам

5,2

5

Берлин

5,0

6

Мадрид

4,8

7

Барселона

3,8

8

Вена

3,7

9

Санкт-Петербург

3,5

10

Прага

3,0

11

Москва

2,9

12

Копенгаген

1,9


Основным побуждающим фактором туристической поездки в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура Санкт-Петербурга.

Ежегодно Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть дворцы, средний срок пребывания - 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).

Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга:

туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;

туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;

европейский рынок туризма неуклонно растет;

Санкт-Петербург располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.

К основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:

увеличение срока пребывания иностранных туристов;

стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;

расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;

увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.

В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:

недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях;

существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.

     

3. Основная цель Программы и задачи Программы

С учетом роста конкуренции на европейском и российском рынках туризма цель Программы формулируется следующим образом:

за пять лет войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий пять миллионов туристов в год.

Такой вариант развития получил название "5-5-5".

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

увеличить на 20 процентов поток туристов в высокий сезон;

выровнять сезонность в среднем на 15 процентов.

4. Стратегия развития туризма в Санкт-Петербурге

Для определения стратегического направления (стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге была проведена сегментация путешествий по целям поездки. В целях эффективной концентрации усилий и ресурсов для анализа были выбраны три направления:

культурно-познавательный туризм;

бизнес-туризм;

конвенционный туризм;

специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления. Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.

Стратегия развития Санкт-Петербурга как туристического центра должна обеспечивать решение задач Программы. Кроме того, ее реализация должна способствовать развитию сильных сторон Санкт-Петербурга и его пригородов, а также обеспечивать максимальный экономический эффект.

Таким образом, дополнительными критериями для выбора стратегического направления развития туризма стали:

4.1. Положительное влияние на развитие таких сильных сторон Санкт-Петербурга, как:

4.1.1. Санкт-Петербург - центр традиционной европейской культуры. Санкт-Петербург воспринимается как самый европейский город России большинством респондентов - и российских, и иностранных.

4.1.2. Окно в Европу - связующее звено. Санкт-Петербург благодаря геополитическому положению исторически является посредником между Европой и Россией.

4.1.3. Санкт-Петербург - мегаполис. Санкт-Петербург по количеству населения входит в пятерку крупнейших городов Европы и должен восприниматься как большой город со всеми соответствующими атрибутами (возможность разнообразного времяпрепровождения, наличие различных культур и т.д.).

4.1.4. Санкт-Петербург - научный/образовательный центр. Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы.

4.1.5. Санкт-Петербург город-порт/город на воде. Каналы и реки Санкт-Петербурга ставят город в один ряд с такими городами, как Венеция и Амстердам.

4.2. Возможность развития пригородов и эффективного использования их инфраструктуры в рамках выбранного стратегического направления.

4.3. Экономическая привлекательность:

4.3.1. Общий вклад в экономику Санкт-Петербурга (оценивались общие денежные поступления от туристских трат, а также доходы населения, частного сектора, бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»