(с изменениями на 1 июня 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 июня 2010 года N 691.
____________________________________________________________________
В целях содействия развитию туристической отрасли Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить представленную Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Программу развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы согласно приложению N 1.
2. Утвердить Перечень мероприятий по реализации Программы развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы согласно приложению N 2.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Молчанова Ю.В. и вице-губернатора Санкт-Петербурга Осеевского М.Э. по принадлежности вопросов.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Программа
развития Санкт-Петербурга как туристического центра
на 2005-2010 годы
(с изменениями на 1 июня 2010 года)
Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы (далее - Программа) разработана на основе материалов, подготовленных международной консалтинговой компанией "Бостон Консалтинг Групп (Москоу) Лимитед" по заказу Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках выполнения работ по теме "Разработка финансово-экономических обоснований и Программы развития туристической инфраструктуры г.Санкт-Петербурга и его пригородов".
Цель разработки Программы заключается в определении перечня практических мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристической отрасли в Санкт-Петербурге и повышение доходов Санкт-Петербурга от данного сектора экономики.
Основные положения Программы основаны на данных, полученных в результате проведенных исследований:
1.1. Оценка существующего положения Санкт-Петербурга на международном и российском рынках туризма с точки зрения спроса и предложения:
сбор статистических данных из различных источников;
анализ примеров успешных мировых туристических центров;
интервью с туристами;
фокус-группы с туристами (в том числе в Германии, Англии, Швеции);
интервью с заинтересованными сторонами (турагентства, крупные гостиничные операторы, авиакомпании, в том числе в Европе).
1.2. Разработка предложений по стратегии дальнейшего развития и позиционирования Санкт-Петербурга как туристического центра:
определение целей развития;
выбор вариантов развития;
анализ экономического эффекта;
выбор приемлемого варианта;
разработка позиционирования.
1.3. Определение перечня конкретных мер, необходимых для достижения поставленных целей:
определение и ранжирование по приоритетности набора конкретных мер;
закрепление ответственных лиц по каждой мере;
разработка плана и графика работ по реализации каждой меры;
разработка плана маркетинга и маркетинговых коммуникаций.
Реализация Программы осуществляется за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год и внебюджетных средств.
Санкт-Петербург является одним из наиболее посещаемых туристических центров Европы с общим количеством прибытий 3,5 млн. туристов в год (таблица 1).
Таблица 1 | ||
N п/п | Город | Количество прибытий, млн.чел. в год |
1 | Лондон | 26,8 |
2 | Париж | 14,0 |
3 | Рим | 5,9 |
4 | Амстердам | 5,2 |
5 | Берлин | 5,0 |
6 | Мадрид | 4,8 |
7 | Барселона | 3,8 |
8 | Вена | 3,7 |
9 | Санкт-Петербург | 3,5 |
10 | Прага | 3,0 |
11 | Москва | 2,9 |
12 | Копенгаген | 1,9 |
Основным побуждающим фактором туристической поездки в Санкт-Петербург является выдающаяся официальная культура Санкт-Петербурга.
Ежегодно Санкт-Петербург посещают 1,5 млн. иностранных и 2 млн. российских граждан. Существуют значительные различия между этими двумя группами туристов с точки зрения демографии, мотивации для поездки, отношения к Санкт-Петербургу и уровня трат в городе. Иностранные туристы обычно старше, тратят значительно больше российских туристов (в среднем 6500 руб. в день, что почти в 4 раза больше средних суточных трат российских туристов), Санкт-Петербург посещают преимущественно один раз, основная цель поездки - увидеть дворцы, средний срок пребывания - 2,5 суток. Мотивация российских туристов более разнообразна, они склонны приезжать в Санкт-Петербург чаще одного раза, срок их пребывания в Санкт-Петербурге больше (в среднем 4,5 суток).
Туризм является стратегическим сектором экономики для Санкт-Петербурга:
туризм создает около 10 процентов валового регионального продукта и обеспечивает более 5 процентов налоговых доходов Санкт-Петербурга;
туризм создает в Санкт-Петербурге порядка 63 тыс. рабочих мест;
европейский рынок туризма неуклонно растет;
Санкт-Петербург располагает необходимыми активами для роста туризма и существенного увеличения доходов от туризма в абсолютном выражении.
К основным возможностям повышения доходов Санкт-Петербурга от туризма относятся:
увеличение срока пребывания иностранных туристов;
стимулирование иностранных туристов к повторным поездкам за счет расширения мотивации поездки;
расширение возможностей для увеличения суточных трат российских туристов;
увеличение общего числа туристов за счет снижения сезонности.
В результате анализа было определено, что основными барьерами для успешного развития туризма на сегодняшний день являются:
недостаточная маркетинговая поддержка Санкт-Петербурга и, как следствие, низкий уровень осведомленности туристов о городе и его туристических возможностях;
существующий уровень развития инфраструктуры Санкт-Петербурга и, как следствие, несоответствие цены качеству поездки.
С учетом роста конкуренции на европейском и российском рынках туризма цель Программы формулируется следующим образом:
за пять лет войти в пятерку крупнейших туристических центров Европы с общим количеством прибытий пять миллионов туристов в год.
Такой вариант развития получил название "5-5-5".
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
увеличить на 20 процентов поток туристов в высокий сезон;
выровнять сезонность в среднем на 15 процентов.
Для определения стратегического направления (стратегии) развития туризма в Санкт-Петербурге была проведена сегментация путешествий по целям поездки. В целях эффективной концентрации усилий и ресурсов для анализа были выбраны три направления:
культурно-познавательный туризм;
бизнес-туризм;
конвенционный туризм;
специализированный туризм, объединяющий разнообразные направления. Санкт-Петербург имеет достаточную базу для развития и успешного продвижения таких направлений, как яхтенный туризм, образовательный, паломнический и некоторые другие.
Стратегия развития Санкт-Петербурга как туристического центра должна обеспечивать решение задач Программы. Кроме того, ее реализация должна способствовать развитию сильных сторон Санкт-Петербурга и его пригородов, а также обеспечивать максимальный экономический эффект.
Таким образом, дополнительными критериями для выбора стратегического направления развития туризма стали:
4.1. Положительное влияние на развитие таких сильных сторон Санкт-Петербурга, как:
4.1.1. Санкт-Петербург - центр традиционной европейской культуры. Санкт-Петербург воспринимается как самый европейский город России большинством респондентов - и российских, и иностранных.
4.1.2. Окно в Европу - связующее звено. Санкт-Петербург благодаря геополитическому положению исторически является посредником между Европой и Россией.
4.1.3. Санкт-Петербург - мегаполис. Санкт-Петербург по количеству населения входит в пятерку крупнейших городов Европы и должен восприниматься как большой город со всеми соответствующими атрибутами (возможность разнообразного времяпрепровождения, наличие различных культур и т.д.).
4.1.4. Санкт-Петербург - научный/образовательный центр. Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и Европы.
4.1.5. Санкт-Петербург город-порт/город на воде. Каналы и реки Санкт-Петербурга ставят город в один ряд с такими городами, как Венеция и Амстердам.
4.2. Возможность развития пригородов и эффективного использования их инфраструктуры в рамках выбранного стратегического направления.
4.3. Экономическая привлекательность:
4.3.1. Общий вклад в экономику Санкт-Петербурга (оценивались общие денежные поступления от туристских трат, а также доходы населения, частного сектора, бюджета Санкт-Петербурга и федерального бюджета).