(с изменениями на 7 мая 2010 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 мая 2010 года N 558.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения доступности, повышения качества и роста эффективности системы образования Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Одобрить Концепцию развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция) согласно приложению N 1.
2. Утвердить План мероприятий на 2005 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - План мероприятий) согласно приложению N 2.
3. Комитету по образованию ежегодно:
3.1. До 15 декабря представлять отчет об исполнении Плана мероприятий на соответствующий год по реализации Концепции.
3.2. До внесения на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проекта закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга представлять на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на соответствующий год по реализации Концепции.
4. Финансирование Плана мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных Ведомственной структурой расходов бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год (приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга от 17.11.2004 N 578-81 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год").
5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тарасова С.Б.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Концепция
развития системы образования Санкт-Петербурга
"Петербургская школа 2005-2010 гг."
(с изменениями на 7 мая 2010 года)
Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р.
Тенденции в динамике численности населения Санкт-Петербурга в целом соответствуют общим тенденциям, сложившимся в последние 13 лет в России. Численность населения Санкт-Петербурга (как и России в целом) сокращается (в среднем на 33,6 тыс.чел. в год); с 1990 г. по 2004 г. она уменьшилась (без учета итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) на 470,8 тыс.чел. В I полугодии 2004 года в Санкт-Петербурге родились 20,1 тыс. детей, что на 796 детей больше, чем в I полугодии 2003 года. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 5% и составил 8,8 новорожденных на 1000 человек населения.
Причины сокращения численности населения заключаются в том, что с 1990 г. по 2003 г. рождаемость и смертность изменялись почти симметрично, но в противоположных направлениях (за исключением 2003 г., когда оба показателя росли): смертность возросла на 39%, одновременно рождаемость сократилась на 19%; и хотя число прибывающих в Санкт-Петербург в последние годы устойчиво превышает число выбывающих из Санкт-Петербурга, то есть наблюдается миграционный прирост, однако его величина не может компенсировать естественную убыль населения, превышающую естественный прирост с 2000 г. в среднем в 5,8 раза.
За последние 13 лет соотношение возрастных групп несколько деформировалось: снизилась численность трудоспособных и молодых горожан, возросло число лиц старше трудоспособного возраста. Причиной является низкий уровень рождаемости в сочетании с традиционно высокой долей пожилых горожан в Санкт-Петербурге.
В 2003 г. по сравнению с 1990 г. произошло изменение соотношения долей различных возрастных групп в структуре населения:
доля детей (0-19 лет) в населении Санкт-Петербурга сократилась более значительно, чем доля молодежи в возрасте 20-29 лет;
доля населения 30-49 лет несколько возросла, однако доля петербуржцев старше 70 лет возросла более значительно.
Сложившаяся устойчивая тенденция сокращения численности населения, по прогнозам, сохранится и в ближайшее десятилетие. По прогнозу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", к 2010 г. население Санкт-Петербурга может сократиться до 4507 тыс.чел.; по оптимистическому прогнозу фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад", - до 4520,8 тыс.чел., по прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, - до 4320 тыс.чел. Согласно прогнозу Комитета государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, к 2016 г. оно составит 4098 тыс.чел. (или 87,9% от уровня 2000 г.). В период до 2016 года численность детей и подростков в Санкт-Петербурге будет находиться на уровне 12,4-14% от общей численности населения, что значительно ниже порога (20%), за которым структура населения характеризуется как регрессивная.
Таким образом:
численность населения Санкт-Петербурга сокращается, на начало 2004 г. она составила 90,6% (92,4% с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) от уровня 1990 г.;
численность населения уменьшается из-за высокой смертности наряду с низкой рождаемостью, регистрируемый миграционный прирост незначителен;
возрастная структура населения несколько деформирована в сторону старших возрастов; молодежь Санкт-Петербурга, то есть граждане в возрасте от 14 до 25 лет, составляет 22,9% от всего населения Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург является городом с высоким уровнем образования населения. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., в Санкт-Петербурге существенно возросла доля населения, имеющего высшее, неполное высшее, среднее или начальное профессиональное образование. В Санкт-Петербурге численность населения, имеющего профессиональное образование, составляет 2702 тыс.чел., или 66% от общего числа лиц в возрасте 15 лет и старше. В Ленинградской области - 878 тыс.чел., или 61%. В среднем по субъектам Российской Федерации, находящимся на территории Северо-Западного федерального округа, профессиональное образование имели 7458 тыс.чел., или 63% от общего числа населения в возрасте 15 лет и старше.
В период с 2001 по 2004 г. потенциал системы образования Санкт-Петербурга был направлен на решение следующих основных задач:
1. Формирование образовательной политики Санкт-Петербурга, реализующей Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральную программу развития образования, утвержденную Федеральным законом от 10.04.2000 N 51-ФЗ, с учетом специфики социально-экономического и культурного развития Санкт-Петербурга и поддерживающей традиции Санкт-Петербургской школы как многовариантной, разноуровневой, личностно ориентированной образовательной системы.
2. Создание социальных и организационно-педагогических условий для реализации в полном объеме права детей на образование:
выбор образовательного учреждения и образовательных программ;
обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
обучение на современной учебно-материальной базе;
бесплатное образование в соответствии с установленными стандартами;
поддержка наиболее талантливых и одаренных;
получение дополнительного образования и дополнительных образовательных услуг;
социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь в процессе образования.
3. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Создание специальных условий для получения качественного образования детьми с отклонениями в развитии.
4. Разработка и реализация информационных и мультимедийных образовательных технологий и методов обучения.
5. Эффективное использование труда педагогических кадров в условиях меняющейся демографической ситуации, их социальная защита.
6. Создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений начального профессионального образования.
7. Расширение масштабов и повышение уровня общественной поддержки системы образования на основе развития сотрудничества образовательных учреждений с социальными партнерами.
Таким образом, в результате произошедших в последние годы социально-экономических перемен изменился количественный и качественный состав, а также структура образовательных учреждений. В настоящее время Санкт-Петербург имеет развитую сеть учреждений дошкольного, общего, начального и среднего профессионального, а также дополнительного образования детей и взрослых. В образовательную систему Санкт-Петербурга интегрирована и сеть негосударственных учреждений различного типа. По состоянию на начало 2004/2005 учебного года в Санкт-Петербурге работало 2155 образовательных учреждений, в том числе 1131 дошкольное образовательное учреждение, 748 общеобразовательных школ, 115 учреждений дополнительного образования, 82 учреждения начального профессионального образования, 7 педагогических колледжей.
К позитивным изменениям в сфере образования можно отнести следующие:
возникла вариативная система образовательных учреждений (гимназии, лицеи, "специализированные" школы, школы для детей с отклонениями в развитии и т.п.), направленная на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей;
развивается сеть экспериментальных площадок, школ-лабораторий, инновационных центров;
сложилась система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования;
создана система обеспечения учебниками и учебными пособиями государственных образовательных учреждений в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
развивается информатизация образования, разрабатываются интерактивные технологии;
создана сеть негосударственных образовательных учреждений;
функционирует система лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров;
сформирована общегородская система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
К особенностям петербургской системы образования следует отнести:
разработку программ, обеспечивающих приобщение учащихся к истории и культуре Санкт-Петербурга;
развитие личностно-ориентированного образования;
повышение уровня общественной поддержки образовательных учреждений.
Вместе с тем следует отметить ряд негативных тенденций, сложившихся за последнее десятилетие в системе образования Санкт-Петербурга:
общеобразовательная школа не обеспечивает современного качества подготовки в коммуникативной сфере, в социально-экономической области и информационных технологиях; организация образовательного процесса не всегда способствует укреплению здоровья учащихся;
образование в недостаточной мере реализует воспитательную функцию в условиях новой социально-экономической реальности, функцию психологической поддержки учащихся, слабо формирует толерантность, способность к осознанному выбору здорового образа жизни, сопротивлению наркотикам и другим вредным привычкам; недостаточна социальная активность учащихся; внушительны размеры детской и подростковой преступности;
недостаточная связь учреждений начального профессионального образования с потребностями развивающегося рынка труда; содержание профессионального образования в значительной степени не соответствует задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;
недостаточное количество образовательных учреждений, перешедших на финансово-хозяйственную самостоятельность;
дефицит педагогических кадров и старение учительства;