Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2005 года N 740

О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)"* *О)

(с изменениями на 25 мая 2016 года)

________________

* Наименование в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года N 23 - см. предыдущую редакцию.



В целях комплексного решения проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Культура России (2006-2011 годы)" (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года N 23 - см. предыдущую редакцию).

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год включать указанную в пункте 1 настоящего постановления программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года N 23 - см. предыдущую редакцию).

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии до 1 января 2012 года региональных целевых программ учитывать положения программы, утвержденной настоящим постановлением (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 января 2009 года N 23 - см. предыдущую редакцию).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 декабря 2005 года N 740

(в редакции постановления
 Правительства Российской Федерации
 от 14 января 2009 года N 23
-
 см. предыдущую редакцию)


Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2011 годы)"

(с изменениями на 25 мая 2016 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Культура России (2006-2011 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы (наименование и номер соответствующего правового акта)

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года N 1432-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Федеральное архивное агентство

Основные разработчики Программы

-

Министерство культуры Российской Федерации; Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям;
Федеральное архивное агентство

Цели Программы

-

сохранение культурного наследия Российской Федерации;
формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан;
создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;

развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей; обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям

Задачи Программы

-

обеспечение сохранности историко-культурного наследия; сохранение и развитие системы художественного образования;
поддержка молодых дарований;
адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества; обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; обеспечение культурного обмена;
разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры; поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировой рынок; обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;
модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации;
поддержка культуры народов Российской Федерации;
повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля национальных фильмов в общем объеме отечественного проката;
доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения;
доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
доля архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов;

книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках/количество читателей);
увеличение количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом;
доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории;
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств;
доля мероприятий, направленных на сохранение и развитие нематериального культурного наследия народов России, в общем количестве мероприятий, реализованных учреждениями культуры;
рост числа участников клубных формирований самодеятельного народного творчества

Сроки реализации Программы

-

2006-2011 годы

Объем и источники
финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы - 126764,1799 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 113752,8296 млн. рублей;

за счет прочих источников - 13011,3503 млн. рублей.

Средства направляются на:

капитальные вложения - в размере 91599,7534 млн. рублей;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 352,425 млн. рублей;

прочие нужды - в размере 34812,0015 млн. рублей

(Позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1254. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

-

обеспечение сохранности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
увеличение доли объектов культурного наследия, состояние которых является удовлетворительным (не требуется проведения противоаварийных работ и капитального ремонта), в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, до 35 процентов; увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории до 3 процентов;

увеличение доли архивных документов, находящихся в условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве архивных документов до 22 процентов;

укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, обеспечение выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан:

увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 20 процентов;
увеличение количества посещений музеев; увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных;
увеличение показателя средней книгообеспеченности;
увеличение количества творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли (увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 20 процентов);

укрепление позиций отечественного кинематографа на российском и мировом рынках (увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 23 процентов);

развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры
(увеличение количества российских культурных акций, проведенных за рубежом, по сравнению с предыдущим годом до 1,15 процента к 2011 году);

увеличение количества проведенных фольклорных фестивалей, выставок народного творчества, количества выявленных памятников устного народного творчества, музыкального и танцевального народного творчества; сохранение библиотечных фондов, развитие библиотечного дела на современной основе

     

     

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


В 2001-2005 годах в стране наблюдалась политическая и экономическая стабильность. Укрепился институт частной собственности, осуществлялся процесс реформирования бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.

Общество и государство вновь обратились к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличения финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.

Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в сфере культуры значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов культурного наследия продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.

По мере возрастания роли культуры в обществе она перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, позволяющий ей стать активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".

Реформирование в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой, создать экономические механизмы, способствующие эффективному развитию культуры в новых рыночных условиях. Важным фактором развития отрасли является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:

развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;

развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, а также в экономически эффективных проектах в сфере культуры.

Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием. Усиление позиций российской культуры за рубежом, формирование имиджа России как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.

Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает использование программно-целевого метода необходимым условием дальнейшего развития отрасли.

Значительная часть затрат, связанных с реализацией федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)" (далее - Программа), приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.

Использование программно-целевого метода необходимо и при реализации других направлений Программы, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в конкурсах и фестивалях как региональных и сельских, так и общепризнанных коллективов и деятелей культуры.

Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к ограничению влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны. К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и неэффективное управление Программой, что, в свою очередь, повлечет:

потерю части недвижимых объектов культурного наследия вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;

финансовые потери от неэффективного использования недвижимых объектов культурного наследия;

финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, гастрольной деятельности;

сокращение доли национальных фильмов на российском кинорынке;

сокращение влияния государства на формирование "человеческого капитала", потерю квалифицированных кадров в отрасли;

нарушение единого информационного и культурного пространства;

нарушение принципа выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан.

Досрочное прекращение Программы может произойти при изменении социальной и экономической ситуации в стране, выявлении новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективном управлении Программой. Достижение целей Программы при таких условиях будет невозможно.

II. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей


Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели развития общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.

Исходя из этого целями Программы являются сохранение культурного наследия Российской Федерации, формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей, обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям.

Эффективность Программы подтверждается целевыми индикаторами и показателями реализации Программы, которые приведены в приложении N 1. Расчеты целевых индикаторов и показателей реализации Программы приведены в приложении N 2. Показатели эффективности за 2006-2007 годы выполнены в полном объеме.

Сохранение культурного наследия Российской Федерации


Российская культура имеет глубокие исторические корни. С одной стороны, в ее основе лежат традиции классического искусства, с другой, традиции народов, населяющих нашу многонациональную страну. Различные исторические этапы, через которые проходила Россия, оставили свой след в формировании ее культурного наследия.

Достижение указанной цели в рамках Программы предполагает проведение работ по сохранению и реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов, содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность таких ценностей и гарантирующей доступ к ним граждан.

Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан


В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи, что привело к сокращению устоявшихся культурных связей, ослаблению традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

Реализация указанной цели в период выполнения Программы означает создание условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны и принадлежащим к различным социальным группам.

Достижение указанной цели предполагает:

увеличение количества фестивалей, театральных гастролей, выставок, поддержку молодых дарований, сохранение и развитие системы художественного образования, адресную поддержку профессионального искусства, литературы и творчества, обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;

разработку, внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций;

развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы.

Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации


В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор имеет особое значение.

Достижение указанной цели предполагает:

выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;

поддержку перспективных творческих проектов в отрасли;

преодоление существующих тенденций по оттоку талантливых деятелей культуры и искусства из России;

поддержку проведения конкурсов, фестивалей и других культурных мероприятий.

Развитие международного сотрудничества, укрепление мировых культурных связей


Расширение участия нашей страны в мировом культурном процессе обеспечивается за счет продвижения достижений отечественной культуры за рубежом, сближения целей и задач российской и мировой культуры, заимствования опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.