Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 октября 2010 года N 1815-р

  О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"

(с изменениями на 26 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 года N 399 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  22, 30.05.2011);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 года N 2161-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 19.12.2011);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2438-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, 23.01.2012);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 747-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 21, 21.05.2012);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2012 года N 1472-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 35, 27.08.2012);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года N 2322-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 17.12.2012);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 2434-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 24.12.2012);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2562-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 07.01.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 года N 606 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 1056 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.11.2013);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2535-р (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013).

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1293 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2013).

____________________________________________________________________


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)".

2. Пункт утратил силу - распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2011 года N 2161-р. - См. предыдущую редакцию.


Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 20 октября 2010 года N 1815-р
(В редакции распоряжения
 Правительства Российской Федерации
от 2 декабря 2011 года N 2161-р
. -
См. предыдущую редакцию)

     

Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"

(с изменениями на 26 декабря 2013 года)

Паспорт государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)"

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Соисполнители Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Министерство культуры Российской Федерации,
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации,
Министерство экономического развития Российской Федерации,
Министерство обороны Российской Федерации,
Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Министерство иностранных дел Российской Федерации,
Федеральная служба безопасности Российской Федерации,
Федеральная служба охраны Российской Федерации,
Федеральное агентство связи,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций,
Федеральная служба государственной статистики,     
Федеральное агентство морского и речного транспорта,
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации,
Федеральная миграционная служба

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2562-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2535-р. - См. предыдущую редакцию)

     

Подпрограммы Программы

-

информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе; информационная среда;

безопасность в информационном обществе; информационное государство

Программно-целевые инструменты Программы

-

комплексы скоординированных результатов и показателей реализации мероприятий Программы;

федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы"

Цель Программы

-

получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий

Задачи Программы

-

обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий; развитие технической и технологической основы становления информационного общества;

предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

место Российской Федерации в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий; доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2562-р. - См. предыдущую редакцию)

Этапы и сроки реализации Программы

-

Программа выполняется в 2 этапа:

2011-2014 годы;

2015-2020 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

- всего 2011-2020 годы - 1220291325,9 тыс. рублей, в том числе:

по годам:

2011 год - 113454022,9 тыс. рублей;

2012 год - 145211194,2 тыс. рублей;

2013 год - 126649181,8 тыс. рублей;

2014 год - 109220264,6 тыс. рублей;

2015 год - 92761369,8 тыс. рублей;

2016 год - 116155000,9 тыс. рублей;

2017 год - 121541942,1 тыс. рублей;

2018 год - 126698645,2 тыс. рублей;

2019 год - 131858197,2 тыс. рублей;

2020 год - 136741507,2 тыс. рублей;

по этапам:

2011-2014 годы - 494534663,5 тыс. рублей;

2015-2020 годы - 725756662,4 тыс. рублей;

по подпрограммам и программе:

подпрограмма "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе" - 187335097 тыс. рублей;

подпрограмма "Информационная среда" - 634633747,5 тыс. рублей;

подпрограмма "Безопасность в информационном обществе" -131030538,4 тыс. рублей;

подпрограмма "Информационное государство" - 203449158 тыс. рублей;

федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" - 63842785 тыс. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2535-р. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню; обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;

существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий; высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;

обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;

развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;

сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;

развитие сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;

возможность осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействие самозанятости;

достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;

высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество

     

     

I. Характеристика состояния сферы создания и использования информационных и телекоммуникационных технологий в Российской Федерации, прогноз ее развития и основные проблемы

          

Отрасль информационных и телекоммуникационных технологий (далее - информационные технологии) в 2000-2008 годах развивалась высокими темпами, ежегодный прирост составлял около 25 процентов, что существенно выше среднегодовых темпов роста валового внутреннего продукта и роста отдельных отраслей. Информационные технологии и информационные услуги стали достаточно существенной статьей российского несырьевого экспорта.

Однако, во-первых, сводные индексы и межстрановые сопоставления характеризуют Российскую Федерацию не лучшим образом, что говорит о пока еще недостаточном уровне развития отрасли информационных технологий, отставании от мировых лидеров, а также о нереализованности потенциала уже существующих инфраструктур и технологий. Например, в рейтинге стран по индексу развития информационных и телекоммуникационных технологий Российская Федерация занимала в 2008 году 48-е место из 159 со значением индекса 4,54 при максимальном его значении 7,85 (в 2007 году - 46-е место со значением индекса 4,13 при значении страны-лидера 7,27). Но эта довольно высокая позиция обеспечена во многом факторами, не связанными с информационными технологиями. В состав индекса входят показатели инфраструктуры связи и телекоммуникаций, доступа к сети Интернет и ее использования, показатели образованности пользователей. Российская Федерация по этим субиндексам в 2008 году занимала соответственно 45-е, 59-е и 26-е место. Существенное отличие в позициях по субиндексам характеризует отставание в технических вопросах создания и развития информационного общества от готовности людей к использованию возможностей информационного общества и тем самым определяет потенциал развития сферы реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" (далее - Программа). Также следует отметить, что по некоторым параметрам Российская Федерация не сильно отличается от европейских стран, где доля сектора информационных технологий составляет около 5 процентов валового внутреннего продукта, около 30 процентов населения никогда не пользовались сетью Интернет и только 38 процентов граждан использовали сеть Интернет при получении государственной услуги (в основном для получения формы заявления).

Во-вторых, высокие темпы роста отрасли были обеспечены во многом благодаря новым рынкам, новым продуктам и услугам (сотовая связь, компьютерное оборудование, консалтинг и др.) на фоне низкого начального уровня развития информационных технологий в России в целом.

В-третьих, высокие темпы роста нового сегмента отрасли статистически маскируют инерцию в таких традиционных сегментах, как услуги электросвязи, почтовые услуги и средства массовой информации. Например, по состоянию на 2010 год в среднем в промышленно развитых странах доля абонентов, подключенных к современным цифровым станциям, составляла 70 процентов, а подключенных к узлам, оборудованным программируемыми коммутаторами, - 30 процентов. В Российской Федерации указанные показатели составили 44,9 процента и 0,1 процента соответственно. Тем не менее, хотя такие сегменты не демонстрируют "прорывные" темпы развития, планомерная работа обеспечивает доступность услуг и единство информационного пространства. Так, уровень цифровизации на местной телефонной сети увеличился с 76,2 процента в 2008 году до 78,6 процента в 2009 году, причем темпы цифровизации сельской сети превышают темпы цифровизации городской сети.

Выполнение федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, обеспечило основу реализации Программы в части внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг, в том числе:

создан ряд государственных информационных систем, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал), портал государственных и муниципальных закупок, государственную автоматизированную систему "Управление" (далее - система "Управление"), интернет-узел для обеспечения бесперебойной работы интернет-ресурсов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, типовую информационную систему поддержки деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для субъектов Российской Федерации;

созданы сеть удостоверяющих центров и сеть общественного доступа к государственным услугам;

разработаны опытные образцы оборудования и программных средств для анализа реализации и прогнозирования выполнения работ по приоритетным национальным проектам, мониторинга и оценки эффективности управления бюджетными ресурсами, информационно-поисковых систем хранения и обработки мультимедийной информации.

Развитие отрасли информационных технологий может сдерживаться низкими темпами роста экономики в целом и в территориальном отношении, что проявляется в "цифровом неравенстве" использования информационных технологий в домашних хозяйствах регионов. В рейтинге готовности регионов России к информационному обществу индекс лидера в 22 раза превышает индекс региона-аутсайдера. Существуют проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей. Не более четверти домашних хозяйств и чуть более четверти организаций используют широкополосный доступ в сеть Интернет, даже лидер (г.Москва) отстает на 8 процентных пунктов от уровня использования широкополосного доступа в странах Европейского союза. Невысокой является скорость получения потребителями данных из сети Интернет. Так, средняя скорость доступа к сети Интернет в регионах составляет от 128 Кбит/с до 1 Мбит/с, в г.Москве - 7,5 Мбит/с, в г.Санкт-Петербурге - 6 Мбит/с. Весьма дорогими являются услуги в сфере информационных технологий для ряда социальных групп. Качество услуг не соответствует ожиданиям, распространение навыков использования информационных технологий в работе и повседневной жизни явно недостаточно, стандарты профессиональной подготовки работников отрасли устарели, отмечается высокая зависимость от зарубежной продукции в сфере информационных технологий, а также низкий уровень правовой защиты интеллектуальной собственности.

Основными проблемами, на разрешение которых нацелена Программа, являются:

износ и выработка ресурса сетевой инфраструктуры на протяженных участках территории Российской Федерации, рост стоимости "последней мили" сетей связи;

организация широкополосного доступа, в том числе беспроводного, к сети Интернет для конечных пользователей, низкие показатели качества доступа к сети Интернет;

наличие малой доли радиочастотного спектра, который могут использовать гражданские пользователи, высокой доли спектра, относимого к категории совместного использования (более 90 процентов);

необходимость высвобождения частот для цифрового вещания;

несоответствие качества и структуры услуг федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" нормативным требованиям и ожиданиям потребителей услуг;

отставание темпов развития отрасли связи от мирового уровня;

сохранение невысокой (менее 1 процента) доли Российской Федерации на мировом рынке электроники;

наличие низкого уровня конкуренции на российском рынке информационных технологий, в том числе за счет существенных административных барьеров;

наличие невысокой доли качественного отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе в отрасли связи;

наличие высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и органами государственной власти;

преимущественно локальный, ведомственный характер внедрения современных средств на основе информационных технологий в государственном управлении;

недостаточность темпов развития инфраструктуры доступа населения к сайтам органов государственной власти и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

наличие низких навыков использования информационных технологий, в том числе среди государственных служащих;

увеличение количества компьютерных преступлений, рост их корыстной направленности, а также наносимого этими преступлениями материального ущерба;

несоответствие объема услуг наземного эфирного телерадиовещания (1-2 телевизионных канала за пределами крупных городов) и аналогового формата вещания современным требованиям и сохранение информационного неравенства на территории страны;

наличие низкого уровня правовой защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет, продолжение поиска компромисса между правом на информацию и авторским правом;

недостаточность научно-методического обеспечения процесса становления информационного общества в Российской Федерации;

отсутствие в формах федерального статистического наблюдения сведений, необходимых для расчета показателей, представляемых в международные организации, ответственные за формирование индексов развития информационных технологий и электронного правительства (Международный союз электросвязи, ООН и др.);

отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями, отсутствие доступных механизмов обеспечения доверия к электронной подписи.

Программа сформирована в соответствии с инновационным сценарием социально-экономического развития Российской Федерации, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее соответственно - инновационный сценарий, Концепция).

Инновационный сценарий в наибольшей степени соответствует идеологии информационного общества, ориентированного на постиндустриальную экономику. При реализации инновационного сценария Программа решает задачи не только в сфере информационных технологий, но и становится инструментом решения задач модернизации в иных сферах (управление, образование, здравоохранение и др.), регионального развития и интеграции в мировое хозяйство, повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения.

При реализации инновационного сценария к 2020 году прогнозируется 10-кратный рост объема услуг связи (в 2,6 раза к 2015 году относительно 2010 года и в 2,7 раза за время реализации второго этапа Программы в 2015-2020 годах) и более чем 2-кратный рост объема рынка информационных технологий.

Реализацию Программы могут усложнить следующие риски: