Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 ноября 2021 года N 1922

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2159; 2015, N 9, ст.1341; 2016, N 44, ст.6139; 2017, N 9, ст.1366; N 15, ст.2214; N 34, ст.5289; N 45, ст.6661; N 47, ст.7007; 2018, N 4, ст.623; N 9, ст.1391; N 16, ст.2357; N 40, ст.6142; 2019, N 1, ст.55; N 6, ст.535; N 15, ст.1743; N 22, ст.2818; N 48, ст.6834, 6840; N 49, ст.7135; 2020, N 15, ст.2254; N 28, ст.4447; N 43, ст.6797; 2021, N 16, ст.2760).

2. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Информационное общество" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также в аналитической информационной системе обеспечения деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу решения Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 2 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 ноября 2021 года N 1922



Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Информационное общество"



1. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (далее - Программа), паспорта подпрограмм "Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе", "Информационная среда", "Безопасность в информационном обществе", "Информационное государство" и федеральной целевой программы "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы" признать утратившими силу.

2. Раздел I изложить в следующей редакции:

"I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество"

Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации


Информационные и коммуникационные технологии стали частью современных управленческих систем во всех отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В условиях кризисных явлений 2020 года сектор информационно-коммуникационных технологий в России уверенно рос, сохранив динамику валовой добавленной стоимости прошлых лет и достигнув объема почти 3 трлн. рублей. На фоне снижения темпа роста валового внутреннего продукта до 97 процентов по сравнению с 2019 годом темп роста сектора информационно-коммуникационных технологий составил 103 процента. Инвестиции в основной капитал организаций сектора достигли почти 850 млрд. рублей, или 4,2 процента их общего объема в экономике (в 2019 году - 3,9 процента).

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) оказала безусловное влияние на все отрасли экономики России, включая сферу услуг электросвязи. Произошедшие в короткое время структурные изменения во всех отраслях экономики повлияли на деятельность операторов связи, заставив их диверсифицировать оказание услуг, а также усилить мощности для передачи трафика данных, возросшего в несколько раз в условиях перехода на дистанционную работу. Несмотря на значимую роль услуг связи в текущей ситуации, на работу отрасли окажут влияние вынужденное снижение расходов предприятий других секторов экономики и падение доходов населения. И хотя отказ от привычных услуг связи рассматривается населением только в крайнем случае, а бизнес все более зависим от современных технических средств и услуг связи с условием цифровизации, охватывающей все сферы экономики, сохраняется вероятность сокращения трат населения и бизнеса до минимальных с возможным отказом от дополнительных сервисов.

Ситуация осложняется тем, что телекоммуникационный рынок достиг насыщения по многим направлениям услуг связи и находится в ожидании новых прорывных проектов или технологий, способных существенно изменить потребительские предпочтения и стать толчком к новому витку роста рынка.

В 2020 году объем рынка телекоммуникаций в России составил 1,73 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была отрицательной и составила 0,7 процента. В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 57 процентов) занимают услуги мобильной связи.

Объем российского рынка широкополосного доступа в 2020 году составил 201,1 млрд. рублей, из них 73 процента (147,5 млрд. рублей) пришлись на долю сегмента домохозяйств. Количество пользователей увеличилось на 2,1 процента, до 36,1 млн. человек, из них корпоративных пользователей - 1,6 млн. организаций, частных пользователей - 34,5 млн. абонентов.

Проникновение широкополосного доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в 2020 году достигло 61 процента. Помимо расширения покрытия операторами росту числа клиентов способствовало подключение в период самоизоляции абонентов, пользовавшихся до этого исключительно мобильной сетью "Интернет".

По итогам 2020 года значение показателя "Доля домашних хозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет", в общем числе домашних хозяйств" составило 76,4 процента (плановое значение 74 процента).

В 2021-2024 годах операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, совершенствование инфраструктуры мультисервисных сетей, обеспечение высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг", внедрение новых технологий мобильной связи, в том числе внедрение и развитие сетей стандарта 5G.

Ожидается, что примерно к концу 2024 года начнет убывать количество подключений в сетях 3G, а количество подключений в сетях 5G может составить около 12 процентов. При этом количество подключений к сетям 2G ожидаемо снизится, однако все еще будет востребовано для подключения "умных устройств", не требующих широкополосного доступа.

Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах России. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В течение последних лет ключевые показатели отрасли информационных технологий в Российской Федерации поступательно росли. Удельный вес отрасли в валовом внутреннем продукте страны вырос в 2,6 раза - с 0,46 процента в 2010 году до 1,24 процента в 2020 году. Валовая добавленная стоимость отрасли информационных технологий за указанный период возросла со 185,8 млрд. рублей до 1197,1 млрд. рублей. По итогам 2020 года на фоне общего падения валового внутреннего продукта рост валовой добавленной стоимости отрасли информационных технологий составил 12,8 процента по сравнению с 2019 годом (в постоянных ценах). При этом рост отрасли информационных технологий опережал динамику валового внутреннего продукта за рассматриваемый период в среднем на 10 процентных пунктов.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами организаций отрасли информационных технологий в 2020 году достиг значения 1549,5 млрд. рублей (или 130,1 процента к 2019 году).

Объем экспорта компьютерных услуг в долларовом выражении также стабильно рос. В 2017 году Российская Федерация стала чистым экспортером компьютерных услуг. В 2019 году экспорт в этой сфере достиг 4,5 млрд. долларов США, показав рост на 10 процентов относительно 2018 года, в 2020 году - 5,1 млрд. долларов США (на 13,5 процента).

Доля Российской Федерации в мировом экспорте компьютерных и информационных услуг составляет 0,9 процента. За 2015-2019 годы рост объема экспорта компьютерных услуг России превысил общемировой на 30 процентных пунктов. Динамика экспорта компьютерных услуг также оставалась позитивной.

Дальнейший характер развития отечественной отрасли информационных технологий будет обусловлен совокупностью мировых и локальных тенденций.

Продолжится внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес, что будет оказывать влияние на рост производительности труда и качество жизни населения, повышать эффективность технологических, производственных и управленческих процессов любой отрасли экономики и уровень обороноспособности страны. Масштабное распространение информационных технологий предполагается в здравоохранении, образовании, науке, культуре, обеспечении безопасности, промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте.

В настоящее время в Российской Федерации в целом создана система обеспечения информационной безопасности. Ведется постоянное совершенствование системы информационной безопасности, направленное на повышение ее эффективности. По итогам 2020 года показатель "Доля пользователей сети "Интернет", не сталкивавшихся с проблемами информационной безопасности, в общей численности населения, использовавшего сеть "Интернет" в течение последних 12 месяцев" достиг уровня 71,1 процента.

В то же время новый виток цифровой трансформации несет в себе угрозы информационной безопасности не только государству, но и личности, а также обществу в целом. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 7 месяцев 2020 г. число преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, выросло на 94,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Банком России отмечено, что только за 5 месяцев 2020 года зафиксировано 165 тыс. мошеннических операций на общую сумму 1,6 млрд. рублей. В 2019 году было совершено 576 тыс. мошеннических операций на общую сумму 6,4 млрд. рублей.

Отмечается также рост количества бытовых киберпреступлений, происходят массовые утечки персональных данных граждан, что, в свою очередь, является эффективным инструментом мошенников для обмана граждан и злоупотребления их доверием, а также компрометации электронных сервисов государства. Такому объему киберпреступлений не представляется возможным противостоять мерами карательного характера. Принципиальных результатов в этом направлении можно добиться только путем создания на государственном уровне необходимых условий для безопасного и эффективного взаимодействия между государством, бизнесом и гражданами.

В настоящее время состояние сферы массовых коммуникаций и массовой информации в Российской Федерации характеризуется наличием устойчивого тренда стабилизации и динамичного восстановления после кризиса 2020 года, обусловленного пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанными с ней ограничениями.

В 2020 году был реализован широкий спектр государственных услуг, сосредоточенных в сфере телерадиовещания, печатных средствах массовой информации, книгоиздании, в сети "Интернет", а также предприняты дополнительные меры поддержки средств массовой информации, предприятий печатной продукции и медиаотрасли в целом.

Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере


Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" и с учетом положений иных документов стратегического планирования определены приоритеты Программы:

повышение благосостояния, качества жизни и работы граждан;

улучшение доступности и качества государственных услуг;

повышение степени информированности и цифровой грамотности;

развитие экономического потенциала страны с использованием современных информационных, телекоммуникационных и цифровых технологий;

обеспечение прав граждан на доступ к информации;

обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;

сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;

приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

защита личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз;

обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.

Национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года, установленными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", определяющими приоритеты государственной политики, вклад в реализацию которых вносят мероприятия Программы, являются:

цифровая трансформация;

возможности для самореализации и развития талантов;

сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.

С учетом положений стратегических документов определены следующие цели Программы:

к 2030 году уровень "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления достигнет 100 процентов. Достижение указанной цели обеспечивается путем увеличения численности специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии, расходов организаций на внедрение и использование современных цифровых решений в 2 раза по сравнению с базовым значением 2019 года, а также достижения целевого значения к 2030 году в 11 отраслях экономики и социальной сферы уровня цифровой зрелости;

к 2030 году обеспечено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. Достижение цели обеспечивается путем повышения удовлетворенности граждан при получении услуг в электронном виде и упрощения процедуры их получения, цифровизации деятельности органов власти, включая предоставление государственных услуг, перехода к предоставлению комплексных государственных услуг в целевой форме, а также создания доверия к электронному формату получения услуг путем повышения уровня информационной безопасности, включая защиту персональных данных граждан и данных в государственных информационных системах;

рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети "Интернет" до 97 процентов в 2030 году. Достижение данной цели способствует обеспечению жителей равными возможностями доступа к сети "Интернет":

электронным государственным услугам;

качественному контенту в сфере образования и культуры;

удаленной занятости;

обеспечено увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года (в 2019 году - 100 процентов). Рост таких вложений должен быть обусловлен ростом качества отечественных решений и учетом потребностей участников рынка. Для этого планируется работать по следующим направлениям:

создание благоприятной среды для развития и внедрения отечественных решений в сфере информационных технологий, включая создание налоговых стимулов;

стимулирование использования решений на свободном программном обеспечении и как итог - повышение конкурентоспособности отечественных решений в сфере информационных технологий и продуктов на мировом рынке;

повышение доступности финансирования для стартапов, разрабатывающих решения в сфере информационных технологий, реализация программ высшего, среднего и дополнительного профессионального образования по наиболее востребованным или ранее отсутствовавшим направлениям и специальностям в сфере информационных технологий, что позволит удовлетворить растущие потребности рынка в специалистах такого профиля;

обеспечена возможность получения доступного и качественного контента в условиях развития информационного пространства на уровне 100 процентов до 2030 года. Достижение указанной цели обеспечивается путем формирования информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений и сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепления нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развития системы культурного и гуманитарного просвещения.

Государственная политика субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы направлена на достижение целей Программы путем реализации следующих приоритетов: