ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2013 года N 517-п


Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления"

(с изменениями на 8 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 15.07.2014 N 294-п, от 30.09.2014 N 425-п, от 09.10.2014 N 484-п, от 12.11.2014 N 528-п, от 30.04.2015 N 215-п, от 20.05.2015 N 250-п, от 01.10.2015 N 499-п, от 02.10.2015 N 524-п, от 19.04.2016 N 189-п, от 05.07.2016 N 333-п, от 30.09.2016 N 489-п, от 29.11.2016 N 609-п, от 17.02.2017 N 94-п, от 17.02.2017 N 95-п, от 14.03.2017 N 126-п, от 20.06.2017 N 356-п, от 05.10.2017 N 596-п, от 14.11.2017 N 683-п, от 03.04.2018 N 149-п, от 03.04.2018 N 151-п, от 19.06.2018 N 356-п, от 28.08.2018 N 490-п, от 02.10.2018 N 577-п, от 09.10.2018 N 595-п, от 30.10.2018 N 644-п, от 25.12.2018 N 772-п, от 29.01.2019 N 42-п, от 28.05.2019 N 289-п, от 27.09.2019 N 497-п, от 26.11.2019 N 637-п, от 24.12.2019 N 750-п, от 26.05.2020 N 378-п, от 30.09.2020 N 689-п, от 20.10.2020 N 737-п, от 20.04.2021 N 234-п, от 25.05.2021 N 356-п, от 29.09.2021 N 685-п, от 14.10.2021 N 737-п, от 15.02.2022 N 105-п, от 17.05.2022 N 415-п, от 27.09.2022 N 792-п, от 27.09.2022 N 801-п, от 25.10.2022 N 902-п, от 31.01.2023 N 65-п, от 16.05.2023 N 387-п, от 26.09.2023 N 757-п, от 10.10.2023 N 789-п, от 12.03.2024 N 166-п, от 07.05.2024 N 333-п, от 16.07.2024 N 516-п, от 08.10.2024 N 731-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


(в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 26.09.2023 N 757-п)


1. Утвердить государственную программу Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" согласно приложению.


2. Признать утратившими силу:


Постановление Правительства Красноярского края от 18.12.2012 N 673-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае" на 2013 - 2015 годы";


Постановление Правительства Красноярского края от 22.04.2013 N 192-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 18.12.2012 N 673-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае" на 2013 - 2015 годы".


3. Опубликовать Постановление в "Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края" и на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.



Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 517-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Красноярского края от 26.09.2023 N 757-п, от 12.03.2024 N 166-п, от 07.05.2024 N 333-п, от 16.07.2024 N 516-п, от 08.10.2024 N 731-п)




1. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ С УКАЗАНИЕМ СВЯЗИ С НАЦИОНАЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ И (ИЛИ) ЦЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



1.1. Оценка текущего состояния в сфере содействия развитию местного самоуправления в Красноярском крае


Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение населения муниципальными услугами и формирование комфортной среды проживания на территории муниципальных образований.


Для реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - край) возложенных полномочий по вопросам местного значения муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации определен перечень налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований, а также предусмотрен механизм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Однако в условиях ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов органы местного самоуправления муниципальных образований края при реализации полномочий по решению вопросов местного значения сталкиваются с рядом проблем, включая:


ненадлежащее состояние объектов благоустройства, уличного освещения, воинских захоронений, находящихся на территории муниципальных образований, недостаточное озеленение улиц населенных пунктов;


высокий уровень изношенности муниципального имущества;


несоответствие муниципальных учреждений современным санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, наличие зданий муниципальных учреждений в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта (ремонта).


Ряд этих проблем носит системный характер.


Так, удельный вес протяженности замощенных частей улиц, проездов, набережных в общей протяженности улиц, проездов, набережных в среднем по городским населенным пунктам края в 2013 году составил 69,6%, в 2022 году - 77,4%.


Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных в целом по городским населенным пунктам края по состоянию на 01.01.2014 составила 51,8%, по состоянию на 01.01.2023 - 59,7%. Доля площади зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) к общей площади городских земель в пределах городской черты в среднем не превышает 0,50% по состоянию на 01.01.2014 и 1,2% - по состоянию на 01.01.2023.


Износ основных фондов организаций муниципальной формы собственности в целом по муниципальным образованиям края составляет от 2 до 3% ежегодно.


В связи с этим в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 10, 12 Закона края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" в крае на постоянной основе осуществляется финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований в ходе реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.


Так, в 2007 году с целью создания условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований края был принят Закон края от 06.12.2007 N 3-772 "О краевой целевой программе "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" на 2008 - 2010 годы". В течение трех лет реализации целевой программы были достигнуты существенные результаты. В 126 населенных пунктах края проведены работы по благоустройству и улучшению архитектурного облика территорий. Проведены капитальный и восстановительный ремонты, реконструкция зданий 169 муниципальных учреждений социальной сферы и 21 объекта жилищно-коммунального хозяйства; отремонтировано 1281,8 тыс. кв. м автодорог местного значения с асфальтобетонным и гравийным покрытием, построена автодорога "Дудинка - Караул - Воронцово".


Принятие Постановления Правительства края от 20.11.2010 N 570-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" явилось результатом преемственности проводимой политики содействия развитию местного самоуправления в крае. В 2011 - 2012 годах в рамках программных мероприятий реализовано 297 проектов по благоустройству населенных пунктов, проведены ремонт, реконструкция и строительство зданий 278 учреждений социальной сферы и 49 объектов сферы жизнеобеспечения; отремонтировано 265,1 км улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений, 52,7 погонных метра искусственных сооружений, построена автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,57 км в г. Сосновоборске.


Опыт реализации программ повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления показал высокую значимость проводимых мероприятий для развития муниципальных образований края и необходимость их продолжения в последующие годы.


Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и в целях проведения работ по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации для определения кадастровой стоимости, работ по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков, участия в рассмотрении административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, оказание услуг по предоставлению юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления (далее - заявителям) разъяснений результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение обращений заявителей, связанных с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в крае создано краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки" (далее - КГБУ "Центр кадастровой оценки").


Проведение КГБУ "Центр кадастровой оценки" системной работы по осуществлению государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства и земельных участков в составе земель различных категорий позволяет актуализировать налогооблагаемую базу для исчисления местных налогов и создать условия для стабилизации поступлений в местный бюджет по земельным платежам (земельному налогу и арендной плате за землю) и налогу на имущество физических лиц.


Эффективность деятельности органов местного самоуправления и, в конечном итоге, уровень социально-экономического развития муниципальных образований в значительной степени зависят от качества муниципального управления на территории края. Задачу правового сопровождения деятельности и развития кадрового потенциала органов местного самоуправления призвано решать Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" (далее - ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края").


Деятельность ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" в первую очередь направлена на оказание муниципальным образованиям края консультационной и методической помощи, поддержки в сфере дополнительного профессионального образования глав муниципальных образований, муниципальных служащих, депутатов и работников муниципальных учреждений.


Динамика изменений законодательства в сфере государственного и муниципального управления, дефицит квалифицированных кадров в штате местных администраций (в особой степени сельских поселений) обуславливают высокий уровень востребованности обучения, которое имеет практическое содержание и доступный формат. Так, ежегодно спрос на программы повышения квалификации в ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" на 25% превышает запланированные показатели, а доля представителей органов местного самоуправления поселенческого уровня, прошедших обучение, составляет более 40%.


Как показывает практика, востребованность консультационно-методических услуг не только сохраняется, но и возрастает в зависимости от актуальности того или иного вопроса в сфере муниципального управления.


Например, за период 2020 - 2022 годов более 43% обращений за консультационно-методической поддержкой составляли вопросы разъяснения законодательства в сфере местного самоуправления, проведения экспертизы муниципальных правовых актов, а также вопросы, связанные с подготовкой различных процессуальных документов, необходимых для реализации права на судебную защиту.


Наиболее актуальной из перечисленных тематик является судебная защита органов и должностных лиц местного самоуправления по различным видам судебных производств, результатами которой являются не только положительные решения по судебным делам и экономия средств местных бюджетов (в период 2020 - 2022 годов - более 76 млн руб.), но и подготовка Учреждением методических материалов: "Судебник 2020", "Федеральный Судебник 2021", в которые были включены эффективные механизмы защиты прав и интересов местного самоуправления, а также актуальные для представителей муниципального управления выводы из судебной практики.


При этом отмечается рост количества запросов по вопросам судебной защиты, в 2022 году их доля составила 16%.


В связи с ежегодным увеличением количества муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий по поддержке местных инициатив, актуальна деятельность ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" по консультационно-методическому сопровождению органов местного самоуправления по вопросам реализации инициативных проектов. Средний прирост количества обращений по данным вопросам в период 2020 - 2022 годов составил 14%.


Продолжение всех вышеобозначенных направлений поддержки развития местного самоуправления в крае планируется осуществлять в рамках реализации государственной программы края "Содействие развитию местного самоуправления" (далее - программа). Целесообразность оказания содействия развитию местного самоуправления в крае на основе программно-целевого подхода обусловлена рядом объективных причин:


многообразием, сложностью и масштабностью задач по содействию органам местного самоуправления в реализации закрепленных за ними полномочий;


участием в этом процессе абсолютно всех муниципальных образований края;


необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»