ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2021 года N 685-п


О внесении изменения в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 517-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления"



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:


1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 517-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" следующее изменение:


государственную программу Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" изложить в редакции согласно приложению.


2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).


3. Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.



Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
В.В.БАХАРЬ



Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 29 сентября 2021 г. N 685-п
Приложение
к Постановлению
Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2013 г. N 517-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"



1. ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Наименование государственной программы Красноярского края

"Содействие развитию местного самоуправления" (далее - программа)

Основания для разработки программы

статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Закон Красноярского края от 07.07.2016 N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края";

Постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";

Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р

Ответственный исполнитель программы

министерство экономики и регионального развития Красноярского края

Соисполнители программы

министерство строительства Красноярского края;

министерство финансов Красноярского края;

министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края;

управление делами Губернатора и Правительства Красноярского края

Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы

подпрограммы:

1. "Поддержка муниципальных проектов по благоустройству территорий и повышению активности населения в решении вопросов местного значения".

2. "Поддержка внедрения стандартов предоставления (оказания) муниципальных услуг и повышения качества жизни населения".

3. "Содействие развитию налогового потенциала муниципальных образований".

4. "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг".

5. "Стимулирование органов местного самоуправления края к эффективной реализации полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями".

6. "Поддержка местных инициатив".

Отдельные мероприятия:

1. Обеспечение консультационной и методической поддержки органов местного самоуправления, организация и проведение повышения квалификации лиц, замещающих выборные муниципальные должности, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

2. Поддержка самообложения граждан.

3. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления

Цель программы

содействие повышению комфортности условий жизнедеятельности в городах и поселениях Красноярского края (далее - край) и эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями

Задачи программы

повышение привлекательности населенных пунктов края для проживания за счет роста активности участия граждан в решении вопросов местного значения;

увековечение памяти погибших при защите Отечества;

стимулирование органов местного самоуправления к внедрению стандартов предоставления (оказания) муниципальных услуг;

содействие развитию налогового потенциала городских округов, муниципальных округов и муниципальных районов края;

повышение качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг населению края;

стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований к повышению эффективности деятельности;

содействие повышению активности населения, путем поддержки инициативных проектов, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления;

совершенствование правового сопровождения деятельности и развитие кадрового потенциала органов местного самоуправления;

стимулирование привлечения средств самообложения граждан для решения вопросов местного значения;

стимулирование органов местного самоуправления края к реализации инициатив по преобразованию поселений края путем их объединения

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2030 годы, реализуется в один этап

Перечень целевых показателей, с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы

перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы

Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы

объем финансирования программы составит 20882002,9 тыс. рублей, из них за счет средств, поступивших из федерального бюджета, - 2276617,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 8151,8 тыс. рублей;

в 2015 году - 81253,2 тыс. рублей;

в 2016 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 524138,6 тыс. рублей;

в 2018 году - 1639623,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 9878,2 тыс. рублей;

в 2020 году - 3163,9 тыс. рублей;

в 2021 году - 2307,6 тыс. рублей;

в 2022 году - 3135,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 4964,2 тыс. рублей;

в 2024 году - 0,0 тыс. рублей;

за счет средств краевого бюджета - 18605385,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2014 году - 680929,4 тыс. рублей;

в 2015 году - 834168,1 тыс. рублей;

в 2016 году - 1015815,7 тыс. рублей;

в 2017 году - 1498232,2 тыс. рублей;

в 2018 году - 1898432,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 1592617,1 тыс. рублей;

в 2020 году - 2240378,1 тыс. рублей;

в 2021 году - 2520091,6 тыс. рублей;

в 2022 году - 2457619,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 1940974,0 тыс. рублей;

в 2024 году - 1926127,0 тыс. рублей



2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАЯ


Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.


Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение населения муниципальными услугами и формирование комфортной среды проживания на территории муниципальных образований.


Для реализации органами местного самоуправления возложенных полномочий по вопросам местного значения муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации определен перечень налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований, а также предусмотрен механизм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Однако в условиях ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов органы местного самоуправления муниципальных образований края при реализации полномочий по решению вопросов местного значения сталкиваются с рядом проблем, включая:


ненадлежащее состояние объектов благоустройства, уличного освещения, воинских захоронений, находящихся на территории муниципальных образований, недостаточное озеленение улиц населенных пунктов;


высокий уровень изношенности муниципального имущества;


несоответствие муниципальных учреждений современным санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, наличие зданий муниципальных учреждений в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта (ремонта).


Ряд этих проблем носит системный характер.


Так, удельный вес протяженности замощенных частей улиц, проездов, набережных в общей протяженности улиц, проездов, набережных в среднем по городским населенным пунктам края в 2013 году составил 69,6%, в 2020 году - 75,7%.


Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных в целом по городским населенным пунктам края по состоянию на 01.01.2014 составила 51,8%, по состоянию на 01.01.2021 - 56,9%. Доля площади зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) к общей площади городских земель в пределах городской черты в среднем не превышает 0,50% по состоянию на 01.01.2014 и 1,1% по состоянию на 01.01.2021.


Износ основных фондов организаций муниципальной формы собственности в целом по муниципальным образованиям края составляет от 2% до 3% процентов ежегодно.


Учитывая, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации является одним из важнейших принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в крае на постоянной основе осуществляется финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований в ходе реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.


Так, в 2007 году с целью создания условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований края был принят Закон края от 06.12.2007 N 3-772 "О краевой целевой программе "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" на 2008 - 2010 годы". В течение трех лет реализации целевой программы были достигнуты существенные результаты. В 126 населенных пунктах края проведены работы по благоустройству и улучшению архитектурного облика территорий. Проведены капитальный и восстановительный ремонты, реконструкция зданий 169 муниципальных учреждений социальной сферы и 21 объекта жилищно-коммунального хозяйства; отремонтировано 1281,8 тыс. кв. м автодорог местного значения с асфальтобетонным и гравийным покрытием, построена автодорога "Дудинка - Караул - Воронцово".


Принятие Постановления Правительства края от 20.11.2010 N 570-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" явилось результатом преемственности проводимой политики содействия развитию местного самоуправления в крае. В 2011 - 2012 годах в рамках программных мероприятий реализовано 297 проектов по благоустройству населенных пунктов, проведены ремонт, реконструкция и строительство зданий 278 учреждений социальной сферы и 49 объектов сферы жизнеобеспечения; отремонтировано 265,1 км улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений, 52,7 погонных метра искусственных сооружений, построена автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,57 км в г. Сосновоборске.


Опыт реализации программ повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления показал высокую значимость проводимых мероприятий для развития муниципальных образований края и необходимость их продолжения в последующие годы.


В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления при реализации возложенных на них полномочий необходимо совершенствование самого процесса организации предоставления муниципальных услуг гражданам и организациям.


Одним из наиболее эффективных способов организации предоставления государственных и муниципальных услуг в России признаны многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).


В 2009 году в целях повышения качества предоставления населению государственных и муниципальных услуг Распоряжением Правительства края от 29.12.2009 N 1125-р на территории края создано краевое государственное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - КГБУ "МФЦ"). Создание КГБУ "МФЦ" было призвано решить проблему территориальной разобщенности и сложности процедур предоставления государственных и муниципальных услуг. Данная проблема характерна как для системы предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти края, так и для системы предоставления муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления.


Развитие сети КГБУ "МФЦ" в муниципальных образованиях края в период 2010 - 2012 годов осуществлялось в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Повышение качества оказания услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Красноярском крае". В рамках данной программы в муниципальных образованиях края создано 12 МФЦ. Организованная в 2013 году работа по созданию структурных подразделений КГБУ "МФЦ" позволила обеспечить к 2014 году функционирование не менее 20 МФЦ на территории края.


Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 601) Правительству Российской Федерации было поручено обеспечить к 2015 году предоставление не менее 90% государственных и муниципальных услуг гражданам по принципу "одного окна" на базе МФЦ. Учитывая разветвленность созданной в крае сети МФЦ в силу наличия отдаленных и труднодоступных территорий, охват населения качественным и доступным предоставлением государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе МФЦ составил в 2016 году 94,2% от общей численности населения края, в 2020 году - 95,7%. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов в среднесрочной и долгосрочной перспективе стоит задача ежегодно обеспечивать установленный Указом Президента Российской Федерации N 601 уровень охвата.


Эффективность деятельности органов местного самоуправления и, в конечном итоге, уровень социально-экономического развития муниципальных образований в значительной степени зависят от качества муниципального управления на территории края.


Задачу правового сопровождения деятельности и развития кадрового потенциала органов местного самоуправления призвано решать Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" (далее - ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края").


Деятельность ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края", в первую очередь, направлена на оказание муниципальным образованиям края консультационной и методической поддержки, поддержки в сфере дополнительного профессионального образования муниципальных служащих, депутатов и работников представительных органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений. Востребованность данных услуг, как показывает практика, возрастает с каждым годом. Так, в течение 2012 - 2020 годов рост обращений представителей муниципальных образований края, муниципальных учреждений в ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" за оказанием консультационно-методической поддержки по вопросам судебной защиты органов местного самоуправления ежегодно составляет порядка свыше 15%.


Данная динамика обусловлена возрастающей потребностью в эффективном отстаивании интересов органов местного самоуправления в судах, при отсутствии квалифицированных юристов в штате местных администраций (применительно к сельским поселениям), многочисленных проверках со стороны контрольно-надзорных органов, ограниченности местных бюджетов для решения всех вопросов местного значения.


Продолжение всех выше обозначенных направлений поддержки развития местного самоуправления в крае планируется осуществлять в рамках реализации программы. Целесообразность оказания содействия развитию местного самоуправления в крае на основе программно-целевого подхода обусловлена рядом объективных причин:


многообразием, сложностью и масштабностью задач по содействию органам местного самоуправления в реализации закрепленных за ними полномочий;


участием в этом процессе абсолютно всех муниципальных образований края;


необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения;


преемственностью проводимых в крае с 2008 года программных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.



3. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАЕ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРАЕ


Программа разработана в соответствии с Законом края от 07.07.2016 N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края" (далее - Закон края N 10-4831), устанавливающим правовые основы, принципы и направления государственной поддержки развития местного самоуправления в крае.


Программа призвана обеспечить внедрение системной практики финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований края в ходе реализации органами местного самоуправления муниципальных образований края полномочий по решению вопросов местного значения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»