В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 517-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" следующие изменения:
в преамбуле слова "от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации" заменить словами "от 20.09.2023 N 736-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации";
государственную программу Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
С.В.ВЕРЕЩАГИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ"
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов гражданского общества. В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены вопросы местного значения, реализация которых относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений. Большая часть вопросов местного значения направлена на обеспечение населения муниципальными услугами и формирование комфортной среды проживания на территории муниципальных образований.
Для реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края (далее - край) возложенных полномочий по вопросам местного значения муниципальных образований Бюджетным кодексом Российской Федерации определен перечень налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в бюджеты муниципальных образований, а также предусмотрен механизм оказания финансовой помощи из бюджета субъекта Российской Федерации в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Однако в условиях ограниченности финансовых ресурсов местных бюджетов органы местного самоуправления муниципальных образований края при реализации полномочий по решению вопросов местного значения сталкиваются с рядом проблем, включая:
ненадлежащее состояние объектов благоустройства, уличного освещения, воинских захоронений, находящихся на территории муниципальных образований, недостаточное озеленение улиц населенных пунктов;
высокий уровень изношенности муниципального имущества;
несоответствие муниципальных учреждений современным санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, наличие зданий муниципальных учреждений в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта (ремонта).
Ряд этих проблем носит системный характер.
Так, удельный вес протяженности замощенных частей улиц, проездов, набережных в общей протяженности улиц, проездов, набережных в среднем по городским населенным пунктам края в 2013 году составил 69,6%, в 2022 году - 77,4%.
Общая протяженность освещенных частей улиц, проездов, набережных в целом по городским населенным пунктам края по состоянию на 01.01.2014 составила 51,8%, по состоянию на 01.01.2023 - 59,7%. Доля площади зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) к общей площади городских земель в пределах городской черты в среднем не превышает 0,50% по состоянию на 01.01.2014 и 1,2% - по состоянию на 01.01.2023.
Износ основных фондов организаций муниципальной формы собственности в целом по муниципальным образованиям края составляет от 2 до 3% ежегодно.
В связи с этим в соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 10, 12 Закона края от 10.07.2007 N 2-317 "О межбюджетных отношениях в Красноярском крае" в крае на постоянной основе осуществляется финансовая поддержка бюджетов муниципальных образований в ходе реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Так, в 2007 году с целью создания условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований края был принят Закон края от 06.12.2007 N 3-772 "О краевой целевой программе "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" на 2008 - 2010 годы". В течение трех лет реализации целевой программы были достигнуты существенные результаты. В 126 населенных пунктах края проведены работы по благоустройству и улучшению архитектурного облика территорий. Проведены капитальный и восстановительный ремонты, реконструкция зданий 169 муниципальных учреждений социальной сферы и 21 объекта жилищно-коммунального хозяйства; отремонтировано 1281,8 тыс. кв. м автодорог местного значения с асфальтобетонным и гравийным покрытием, построена автодорога "Дудинка - Караул - Воронцово".
Принятие Постановления Правительства края от 20.11.2010 N 570-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в Красноярском крае" явилось результатом преемственности проводимой политики содействия развитию местного самоуправления в крае. В 2011 - 2012 годах в рамках программных мероприятий реализовано 297 проектов по благоустройству населенных пунктов, проведены ремонт, реконструкция и строительство зданий 278 учреждений социальной сферы и 49 объектов сферы жизнеобеспечения; отремонтировано 265,1 км улично-дорожной сети городских округов, городских и сельских поселений, 52,7 погонных метра искусственных сооружений, построена автомобильная дорога с асфальтобетонным покрытием протяженностью 0,57 км в г. Сосновоборске.
Опыт реализации программ повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления показал высокую значимость проводимых мероприятий для развития муниципальных образований края и необходимость их продолжения в последующие годы.
Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" и в целях проведения работ по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации для определения кадастровой стоимости, работ по определению кадастровой стоимости объектов капитального строительства и земельных участков, участия в рассмотрении административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, оказание услуг по предоставлению юридическим и физическим лицам, органам государственной власти и местного самоуправления (далее - заявителям) разъяснений результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение обращений заявителей, связанных с наличием ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в крае создано краевое государственное бюджетное учреждение "Центр кадастровой оценки" (далее - КГБУ "Центр кадастровой оценки").
Проведение КГБУ "Центр кадастровой оценки" системной работы по осуществлению государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства и земельных участков в составе земель различных категорий позволяет актуализировать налогооблагаемую базу для исчисления местных налогов и создать условия для стабилизации поступлений в местный бюджет по земельным платежам (земельному налогу и арендной плате за землю) и налогу на имущество физических лиц.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления и, в конечном итоге, уровень социально-экономического развития муниципальных образований в значительной степени зависят от качества муниципального управления на территории края. Задачу правового сопровождения деятельности и развития кадрового потенциала органов местного самоуправления призвано решать Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" (далее - ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края").
Деятельность ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" в первую очередь направлена на оказание муниципальным образованиям края консультационной и методической помощи, поддержки в сфере дополнительного профессионального образования глав муниципальных образований, муниципальных служащих, депутатов и работников муниципальных учреждений.
Динамика изменений законодательства в сфере государственного и муниципального управления, дефицит квалифицированных кадров в штате местных администраций (в особой степени сельских поселений) обуславливают высокий уровень востребованности обучения, которое имеет практическое содержание и доступный формат. Так, ежегодно спрос на программы повышения квалификации в ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" на 25% превышает запланированные показатели, а доля представителей органов местного самоуправления поселенческого уровня, прошедших обучение, составляет более 40%.
Как показывает практика, востребованность консультационно-методических услуг не только сохраняется, но и возрастает в зависимости от актуальности того или иного вопроса в сфере муниципального управления.
Например, за период 2020 - 2022 годов более 43% обращений за консультационно-методической поддержкой составляли вопросы разъяснения законодательства в сфере местного самоуправления, проведения экспертизы муниципальных правовых актов, а также вопросы, связанные с подготовкой различных процессуальных документов, необходимых для реализации права на судебную защиту.
Наиболее актуальной из перечисленных тематик является судебная защита органов и должностных лиц местного самоуправления по различным видам судебных производств, результатами которой являются не только положительные решения по судебным делам и экономия средств местных бюджетов (в период 2020 - 2022 годов - более 76 млн руб.), но и подготовка Учреждением методических материалов: "Судебник 2020", "Федеральный Судебник 2021", в которые были включены эффективные механизмы защиты прав и интересов местного самоуправления, а также актуальные для представителей муниципального управления выводы из судебной практики.
При этом отмечается рост количества запросов по вопросам судебной защиты, в 2022 году их доля составила 16%.
В связи с ежегодным увеличением количества муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий по поддержке местных инициатив, актуальна деятельность ККГБУ ДПО "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" по консультационно-методическому сопровождению органов местного самоуправления по вопросам реализации инициативных проектов. Средний прирост количества обращений по данным вопросам в период 2020 - 2022 годов составил 14%.
Продолжение всех вышеобозначенных направлений поддержки развития местного самоуправления в крае планируется осуществлять в рамках реализации государственной программы края "Содействие развитию местного самоуправления" (далее - программа). Целесообразность оказания содействия развитию местного самоуправления в крае на основе программно-целевого подхода обусловлена рядом объективных причин:
многообразием, сложностью и масштабностью задач по содействию органам местного самоуправления в реализации закрепленных за ними полномочий;
участием в этом процессе абсолютно всех муниципальных образований края;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, согласованных по целям, ресурсам, срокам выполнения;
преемственностью проводимых в крае с 2008 года программных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Программа разработана в соответствии с Законом края от 07.07.2016 N 10-4831 "О государственной поддержке развития местного самоуправления Красноярского края" (далее - Закон края N 10-4831), устанавливающим правовые основы, принципы и направления государственной поддержки развития местного самоуправления в крае.
Программа призвана обеспечить внедрение системной практики финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований края в ходе реализации органами местного самоуправления муниципальных образований края полномочий по решению вопросов местного значения.
Целью программы является содействие повышению комфортности условий жизнедеятельности в городах и поселениях края и эффективной реализации органами местного самоуправления полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями.
Для достижения поставленной цели программы необходимо решение следующих задач: