ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

от 30 августа 2022 года N 2580


Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия)



В целях обеспечения создания условий цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия) постановляю:


1. Утвердить Стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия) (далее - Стратегия) согласно приложению к настоящему Указу.


2. Координатором исполнения Стратегии определить Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия).


3. Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.


4. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.



Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ



30 августа 2022 г.
N 2580



Утверждена
Указом Главы
Республики Саха (Якутия)
от 30 августа 2022 г. N 2580



СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)



1. Раздел "ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ"


1.1. Основания разработки


Основаниями разработки стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия) (далее - Стратегия цифровой трансформации) являются:


1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы".


2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


3. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".


4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. N 542 "Об утверждении методик расчета показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2019 г. N 915".


5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 г. N 431-р "Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года".


6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2021 г. N 3427-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации".


7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. N 3144-р "О стратегическом направлении в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации".


8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. N 3883-р "Об утверждении стратегического направлении в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года".


9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2021 г. N 2998-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления".


10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3744-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года".


11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3759-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования".


12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. N 3924-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса".


13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2021 г. N 3496-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отрасли экологии и природопользования".


14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 г. N 3142-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности".


15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 3971-р "Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года".


16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2022 г. N 837-р "О Концепции перехода к предоставлению 24 часа в сутки 7 дней в неделю абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг без необходимости личного присутствия граждан".


17. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 600 "Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".


18. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 601 "Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации "Цифровая трансформация".


19. Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З N 45-VI "О стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года".


20. Закон Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2016 г. 1619-З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)".


21. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 27 сентября 2018 г. N 2 "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)".


22. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2018 г. N 232 "О стратегических направлениях развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)".


23. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2021 г. N 2078 "Об утверждении Стратегии совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года".


24. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 августа 2020 г. N 1377 "О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года".


25. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2018 г. N 149 "Об инновационном и цифровом развитии Республики Саха (Якутия)".


26. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2018 г. N 190 "О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия)".


27. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2021 г. N 1782 "О стратегических направлениях укрепления общественного здоровья и развития системы здравоохранения в Республике Саха (Якутия)".


28. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2020 г. N 1534 "О проектном офисе по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия)".


1.2. Перечень внедряемых отечественных технологий


В ходе реализации Стратегии цифровой трансформации будут внедрены следующие технологии:


1. Искусственный интеллект.


2. Облачные технологии.


3. Технологии виртуальной и дополненной реальности.


4. Технологии сбора и обработки больших данных.


5. Системы распределенного реестра.


Указанные технологии будут применены в реализации проектов цифровизации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия). Искусственный интеллект будет применяться при формировании образовательных сервисов; при предоставлении государственных и муниципальных услуг; в строительстве технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла, включая проектирование и прохождение экспертизы; при минимизации риска нанесения ущерба жизни и здоровья граждан; при цифровизации перевозок. Облачные технологии будут применены в области бухгалтерского учета; в создании цифрового образовательного контента. Технологии сбора и обработки больших данных будут применены в создании сервисов в области перевозки пассажиров; внедрении единой цифровой платформы в области физической культуры и спорта. Системы распределенного реестра будут применяться в формировании эффективной системы выявления, развития и поддержки талантов у обучающихся.


1.3. Особенности реализации стратегии


Стратегия цифровой трансформации утверждается один раз в три года, в году, предшествующем трехлетнему циклу финансового планирования Республики Саха (Якутия), с учетом приоритетов федерального, регионального и муниципального уровней. Актуализация Стратегии цифровой трансформации возможна ежегодно, но не более одного раза в год.


Приоритетные проекты (направления), указанные в разделе 6 Стратегии цифровой трансформации, декомпозируются с указанием конкретных проектов, реализуемых субъектом Российской Федерации, в программе цифровой трансформации Республики Саха (Якутия), которая утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в году утверждения Стратегии цифровой трансформации.


В целях осуществления эффективной координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в реализации проектов по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления в Республике Саха (Якутия) действует проектный офис по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия), утвержденный Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2020 г. N 1534 "О проектном офисе по цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия)".



2. Раздел "КАРТОЧКА СТРАТЕГИИ (КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ)"

Наименование стратегии:

Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Саха (Якутия)

Срок реализации:

Период 2022 - 2024 годов

Краткое направление стратегии:

1. Повышение благосостояния граждан Республики Саха (Якутия).

2. Повышение уровня жизни граждан Республики Саха (Якутия).

3. Повышение инвестиционной привлекательности и международной конкурентоспособности экономики Республики Саха (Якутия).

4. Улучшение экологической ситуации, повышение качества среды обитания и комфортности городских агломераций в Республике Саха (Якутия).

5. Развитие в Республике Саха (Якутия) межрегиональных отношений.

6. Улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования в Республике Саха (Якутия)

Что делаем?

1. Повышаем конкурентоспособность экономики и создаем условия для развития человеческого капитала, повышения качества жизни населения Республики Саха (Якутия) в цифровую эпоху.

2. Повышаем эффективность системы государственного управления в Республике Саха (Якутия), в том числе повышаем качество предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Саха (Якутия).

3. Повышаем уровень надежности и безопасности информационной инфраструктуры для отраслей экономики и социальной сферы.

4. Создаем благоприятные условия для внедрения информационных технологий в производство во всех сферах социально-экономической деятельности Республики Саха (Якутия)

Кто делает?

Министерство инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия)

Результаты стратегии до 2024 года:

Достигнута "цифровая зрелость" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления. Внедрены цифровые образовательные сервисы, влияющие на качество образования для всех категорий обучающихся. Обеспечен доступ граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также обеспечено взаимодействие информационных систем в сфере здравоохранения. Создана Цифровая экосистема формирования комфортной городской среды. Увеличена транспортная мобильность населения, обеспечена прозрачность грузоперевозок. Обеспечена интеграция информационных технологий во все аспекты деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), сопровождающаяся качественным изменением принципов и процессов оказания государственных услуг, функций и полномочий в целях повышения удовлетворенности граждан, в том числе снижение издержек непосредственно государственного управления за счет использования данных. Переведены меры социальной поддержки в формат "Социального казначейства". Создана единая платформа с геопространственными данными Республики Саха (Якутия). Повышена эффективность развития траектории спортивной подготовки для улучшения спортивных результатов Республики Саха (Якутия). Применены технологии информационного моделирования (ТИМ) на всех этапах жизненного цикла, включая эффективное управление объектами. Обеспечена прозрачность предоставления мер государственной поддержки для сельхозтоваропроизводителей. Обеспечен свободный и равный доступ к культурным ценностям в цифровой среде. Обеспечена открытость и прозрачность финансово-хозяйственной деятельности на территории Республики Саха (Якутия). Обеспечено оперативное информирование о состоянии окружающей среды. Увеличено участие субъектов промышленности в реализацию национальных проектов и сохранен баланс между промышленным освоением территории Республики Саха (Якутия) и интересов населения Республики Саха (Якутия). Сокращено время, необходимое для выработки и принятия оптимальных управленческих решений в целях минимизации риска нанесения ущерба жизни и здоровью граждан. Государственные (муниципальные) служащие и работники учреждений обучаются компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Внедрен цифровой инструмент, способствующий развитию туризма на территории Республики Саха (Якутия). Обеспечена информационная безопасность и техническая защита информации информационных ресурсов Республики Саха (Якутия). Подключены к волоконно-оптической линии связи населенные пункты Арктической зоны Республики Саха (Якутия).Оптимизированы издержки бизнеса по продвижению товаров и услуг за счет снижения времени коммуникации, повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере местного производства

Бенефициары стратегии:

1. Студенты вузов.

2. Организации - Деятельность в области информационных технологий и разработка программного обеспечения.

3. Организации - Предоставление прочих видов услуг.

4. Организации - Производство компьютеров, электронных и оптических изделий.

5. Занятые в сфере (отрасли) - Добыча энергетических ресурсов (уголь, нефть, газ).

6. Родители (законные представители).

7. Педагогические работники.

8. Обучающиеся.

9. Образовательные организации.

10. Органы местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

11. Граждане в возрасте 15-17 лет.

12. Организации - Высшее образование.

13. Занятые в сфере (отрасли) - Высшее образование.

14. Занятые в сфере (отрасли) - Профессиональное образование.

15. Организации - Деятельность гостиниц.

16. Организации - Деятельность в области здравоохранения.

17. Жители регионов.

18. Население.

19. Государственные компании и организации.

20. Исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия).

21. Организации - Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.

22. Некоммерческие организации.

23. Организации - Транспорт (кроме трубопроводного).

24. Малый и средний бизнес.

25. Организации - Сельское хозяйство и охота.

26. Жители удаленных территорий.

27. Индивидуальные предприниматели.

28. Бизнес: Транспортные компании.

29. Крупный бизнес (публичные и частные компании).

30. Организации - Деятельность в области социальных услуг.

31. Организации - Деятельность в области спорта, организации досуга и развлечений.

32. Организации - Строительство.

33. Организации - Рыболовство и рыбоводство.

34. Организации - Производство пищевых продуктов и напитков.

35. Занятые в сфере (отрасли) - Сельское хозяйство и охота.

36. Занятые в сфере (отрасли) - Рыболовство и рыбоводство.

37. Занятые в сфере (отрасли) - Производство пищевых продуктов и напитков.

38. Городские жители.

39. Сельские жители.

40. Организации - Производство кино и видеофильмов, теле и радиовещание.

41. Организации - Научные исследования и разработки.

42. Организации - Деятельность финансовая и страховая.

43. Организации - Лесное хозяйство (включая лесозаготовку).

44. Организации - Добыча других полезных ископаемых.

45. Государственные и муниципальные служащие.

46. Представители среднего и малого бизнеса

Ресурсы:

1. Федеральный бюджет.

2. Региональный бюджет

Долгосрочные социально-экономические эффекты:

Достижение высокого уровня цифровой зрелости и создание ИТ-экосистем для повышения качества жизни и удовлетворенности населения и бизнеса Республики Саха (Якутия), повышения эффективности деятельности органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия)

Связь с показателями национальных целей

1. Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет.

2. Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.

3. Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.

4. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

5. Обеспечение присутствия Российской Федерации в 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.

6. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

7. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года.

8. Улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 миллионов квадратных метров в год.

9. Улучшение качества городской среды в полтора раза.

10. Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек.

11. Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.

12. Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

13. Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов.

14. Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»