ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 декабря 2021 года N 3759-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования]



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования.

2. Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2021 года N 3759-р



Cтратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования



I. Общие положения


Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту.

Понятия, используемые в стратегическом направлении, означают следующее:

"атака с использованием уязвимости "нулевого дня" - атака с использованием уязвимости в информационной системе, о которой не известно разработчику системы, либо известно, но решение по ликвидации уязвимости еще не разработано;

"большие данные" - большие массивы данных, главным образом определяемые по таким характеристикам данных, как объем, разнообразие, скорость обработки и (или) вариативность, которые требуют использования технологии масштабирования для эффективного хранения, обработки, управления и анализа;

"вендор оборудования и программного обеспечения" - физическое или юридическое лицо, которое производит и (или) поставляет товары под собственным брендом;

"датасет" - идентифицированная совокупность физических записей, организованная одним из установленных в системе обработки данных способов и представляющая файлы или части файлов в среде хранения;

"информационно-коммуникационная инфраструктура" - система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны, а также средств информационного взаимодействия;

"интероперабельность" - способность 2 или более систем или компонентов к обмену информацией и использованию информации, полученной в результате обмена;

"интернет вещей" - инфраструктура взаимосвязанных сущностей, систем и информационных ресурсов, а также служб, позволяющих обрабатывать информацию о физическом и виртуальном мире и реагировать на нее;

"информационно-коммуникационные технологии" - процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации;

"искусственный интеллект" - комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека;

"машинное обучение" - класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение за счет применения решений множества сходных задач;

"несанкционированный доступ к информации" - доступ к информации, нарушающий правила разграничения доступа с использованием штатных средств, предоставляемых средствами вычислительной техники или автоматизированными системами;

"облачные технологии" - модель для обеспечения повсеместного, удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу настраиваемых вычислительных ресурсов (серверов, систем хранения данных, сетей, приложений, услуг), которые могут быть быстро предоставлены и запущены с минимальными усилиями по управлению или взаимодействию с поставщиком сервиса;

"предиктивная аналитика" - использование данных, статистических алгоритмов и методов машинного обучения для определения вероятности будущих результатов на основе исторических данных;

"программное обеспечение" - программа или множество программ, используемых для управления компьютером;

"распределенная атака типа "отказ в обслуживании" - атака, направленная на создание помех или полную остановку работы веб-сайта или любого другого сетевого ресурса с использованием нескольких устройств;

"системы распределенного реестра" - подход к созданию баз данных, ключевой особенностью которого является отсутствие единого центра управления, при этом каждый узел составляет и записывает обновления реестра независимо от других узлов;

"сквозные технологии" - ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков, к которым относятся большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, интернет вещей, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые производственные технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и сенсорика, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей;

"цифровая зрелость" - достижение ключевыми отраслями и уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации целевых показателей, сформулированных в стратегическом направлении;

"цифровая трансформация отрасли" - комплексное преобразование деятельности участников отрасли и органов исполнительной власти Российской Федерации, связанное с переходом к новым бизнес-моделям, каналам коммуникаций, а также процессам и культуре, которые базируются на новых подходах к управлению данными с использованием цифровых технологий.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект в части рекомендательных систем и интеллектуальных систем поддержки принятия решений, перспективных методов и технологий;

большие данные в части использования методов интеллектуального анализа значительных объемов информации для поддержки принятия управленческих решений и повышения качества данных;

системы распределенного реестра;

интернет вещей;

облачные технологии.

Указанные технологии будут применены в таких проектах, как "Единая сервисная платформа науки", "Датахаб", "Сервис хаб", "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования", "Архитектура цифровой трансформации". Во всех проектах стратегического направления, связанных с созданием и развитием информационных систем, планируется использовать облачные технологии.

В рамках проекта "Единая сервисная платформа науки" планируется использовать технологии искусственного интеллекта в части формирования рейтингов научных организаций и образовательных организаций высшего образования, верификации исследований, формирования портфолио научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также технологии распределенного реестра в части верификации исследований.

В рамках проекта "Датахаб" будут использоваться технологии в области больших данных и искусственного интеллекта:

средства управления информационными ресурсами и средства управления основными данными для обеспечения интероперабельности источников данных в сфере науки и высшего образования;

инструменты извлечения и трансформации данных и средства хранения и резервного копирования;

система управления базами данных для обеспечения деятельности "Датахаб";

средства обеспечения облачных и распределенных вычислений для оптимизации вычислительных нагрузок;

средства поддержки принятия решений и интеллектуального анализа данных для обеспечения деятельности заинтересованных лиц.

В рамках проекта "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования" планируется использование технологии интернета вещей в части мониторинга за состоянием оборудования научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также технологии искусственного интеллекта для анализа данных, поступающих от устройств подключенных к интернету вещей.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления осуществляется ежегодно при необходимости, но не более одного раза в год.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования,, систем видеонаблюдения, программного обеспечения).

Разработка информационных систем, предусмотренных в рамках реализации стратегического направления, осуществляется в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.

Реализация стратегического направления способствует достижению следующих показателей национальных целей в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования;

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации


Приоритетами цифровой трансформации являются:

увеличение объема научных исследований и разработок;

регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

увеличение экспорта науки и высшего образования;

увеличение доли отечественного оборудования и информационных систем, используемых в образовательных организациях высшего образования и научных организациях;

обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований;

переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Целью цифровой трансформации сферы науки и высшего образования является достижение высокого уровня "цифровой зрелости" образовательными организациями высшего образования, научными организациями и ответственным отраслевым федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

Задачами цифровой трансформации являются:

повышение качества высшего образования и научных исследований за счет внедрения комплексного подхода к цифровой трансформации через трансформацию 5 основных блоков, оказывающих наибольшее влияние на деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций - "Цифровые сервисы", "Информационные системы", "Управление данными", "Инфраструктура", "Кадры";

внедрение инструментов, которые позволяют использовать в том числе методы прогнозной (предиктивной) аналитики для принятия стратегических решений;

повышение эффективности деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и образовательных организаций высшего образования и научных организаций за счет внедрения цифровых инструментов работы;

создание механизмов для участия предпринимателей, государственных корпораций и компаний с государственным участием, органов власти субъектов Российской Федерации в решении наиболее важных проблем развития области науки и высшего образования Российской Федерации.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации


Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:

неполный набор данных сферы науки и высшего образования, и как следствие, невозможность их использования для принятия управленческих решений;

отсутствие системных мер по управлению данными в сфере науки и высшего образования;

недостаточное распространение инструментов и практик использования данных для принятия управленческих решений;

разобщенность потоков данных и бизнес-процессов в сфере науки и высшего образования;

недостаточный уровень цифровизации образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

отсутствие методологии для оценки текущего состояния и прогнозирования развития цифровой зрелости образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

медленное и неэффективное внедрение сквозных технологий в деятельность образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

отсутствие подхода, ориентированного на пользователя на протяжении всего жизненного цикла сервисов;

низкий коэффициент использования готовых к применению средств для проведения исследований;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»