____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с исполнением
____________________________________________________________________
В целях создания условий для завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Координатором исполнения Стратегии на период до 2030 года определить Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).
3. Государственному комитету по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) (Лепчиков Д.Н.) в трехмесячный срок обеспечить внесение на утверждение в Правительство Республики Саха (Якутия) плана мероприятий по реализации Стратегии.
4. Контроль исполнения настоящего Указа оставляю за собой.
5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
6 октября 2021 года
N 2078
СТРАТЕГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАВОЗА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РЕСПУБЛИКУ САХА (ЯКУТИЯ) НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
1.1. Стратегия совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года (далее - Стратегия) разработана с учетом проектов стратегий развития отраслей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжающих предприятий, отраслевых программ Республики Саха (Якутия). Стратегией определены долгосрочные цели, задачи, приоритеты и этапы развития, механизмы и инструменты достижения поставленных целей, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности населенных пунктов республики. Основным принципом Стратегии является учет интересов государства, населения, частного бизнеса и максимального использования имеющегося и перспективного потенциала республики (ресурсного, транспортного комплекса, производственно-технологического, инвестиционного, инновационного и инфраструктурного).
Ключевыми принципами Стратегии являются: комплексность, взаимосвязанность, адаптивность, реалистичность и конкретность.
Завоз топливно-энергетических ресурсов включает в себя смежные отрасли - промышленность, энергетику, транспортный комплекс и дорожное хозяйство и др. В этой связи, при разработке Стратегии использованы проблемный, отраслевой и сбалансированный подходы. Стратегия нацелена на сохранение гибкости, возможность своевременной и обоснованной коррекции.
Реализация Стратегии призвана обеспечить необходимые инфраструктурные условия для устойчивого и инновационного развития республики.
1.2. Правовую основу настоящей Стратегии составляют:
Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ (в ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. N 2077-З N 45-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года";
1.3. В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:
автозимник - сезонные автомобильные дороги, включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, используемые сезонно с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта;
депонационные запасы - переходящие запасы жизнеобеспечивающих грузов, которые завозятся в период навигации и остаются на хранении в базовых пунктах доставки для осуществления перевозки в первый тур навигации;
дноуглубительные работы - мероприятия, направленные на углубление дна и расширение русла водоемов путем изъятия донного грунта, в целях улучшения условий судового хода, подходов к портам и причалам, удаления донных отложений, а также регулирования параметров русла водоемов;
северный завоз - это комплекс ежегодных государственных мероприятий по гарантированному обеспечению труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Республики Саха (Якутия) жизнеобеспечивающими грузами, в том числе топливно-энергетическими ресурсами для обеспечения объектов жизнеобеспечения;
перевалка грузов - осуществление разгрузки грузов с судна на судно, при осуществлении распаузки судна с мели либо для прохождения участков с пониженной глубиной, лимитирующих судоходство;
цифровая трансформация - реорганизация, реинжиниринг бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов в качестве механизмов исполнения процессов, которая приводит к существенному улучшению характеристик процессов (сокращению времени их выполнения, исчезновению целых групп подпроцессов, увеличению выхода, сокращению ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов, и т.д.) и (или) появлению принципиально новых их качеств и свойств (принятие решений в автоматическом режиме без участия человека и т.д.);
Северный морской путь - водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар;
бар реки - песчаная подводная отмель в устье реки, место впадения реки в море;
сжиженный природный газ - природный газ (метан, CH4), искусственно сжиженный путем охлаждения до минус 160°C для удобства хранения или транспортировки. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах;
сжиженный углеводородный газ - технологическая среда, включающая углеводородный газ, который при температуре окружающей среды ниже 20°C или давлении выше 100 кПа, или при совместном действии этих условий обращается в жидкость.
Территория Республики Саха (Якутия) составляет более 3 миллионов квадратных километров, 40 процентов которых находится за Северным полярным кругом. Здесь не нарушен естественный ход природных процессов: почти девять десятых площади Якутии не затронуты хозяйственным и промышленным освоением.
Из 36 муниципальных образований республики 13 районов относятся к арктическим районам Республики Саха (Якутия), которые занимают 52 процента территории республики (1 609 тыс. кв. км). При этом на данных территориях проживает только 7,2 процента населения республики (68 тыс. человек), занимающихся в основном оленеводством, охотничьим и рыболовным промыслом.
Доля населения республики, имеющая круглогодичную транспортную доступность к единой транспортной сети России, составляет 20,9 процента, почти 90 процентов объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений. Обширность территории республики и труднодоступность северных зон обуславливают применение различных транспортных схем доставки топливно-энергетических ресурсов.
В республике амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов, от +40 градусов летом до - 60 градусов зимой. Продолжительность отопительного сезона составляет 8 - 9 месяцев в году, в Арктической зоне - круглогодичная.
Северный завоз как феномен обусловлен следующими причинами:
1) экстремальными природно-климатическими условиями в Республике Саха (Якутия), в особенности в Арктической зоне;
2) отсутствием собственной производственной базы промышленных и многих сельскохозяйственных товаров;
3) удаленностью основных промышленных зон республики на тысячи километров, что затрудняет и делает очень дорогой доставку товаров, в том числе в летний период времени;
4) полным отсутствием транспортной инфраструктуры в большинстве районов Арктической зоны, кроме воздушного и водного сообщения, а также безальтернативностью сезонных автомобильных дорог (автозимников).
2.1. Особенностью северного завоза является то, что основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период. При этом на водных путях республики имеет место разновременность начала и окончания навигации: в верховьях реки Лены (г. Усть-Кут) навигация открывается раньше, чем в центральной части (г. Якутск) на 15 - 20 суток; на 30 - 35 суток позднее открывается навигация в устье реки Лены, на 40 - 45 суток - по Северному морскому пути.
Из-за несовпадения сроков навигации на условно-судоходных арктических реках и по трассе Северного морского пути доставка грузов конечному потребителю осуществляется только на следующий год в короткий период первого тура навигации в июне-июле (до открытия арктической навигации) в верховья арктических условно-судоходных рек Яна, Индигирка и Колыма, а до труднодоступных населенных пунктов доставка осуществляется только автотранспортом в зимний период по сезонным автомобильным дорогам с базовых пунктов доставки. Таким образом, в условиях короткой навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и речном транспорте (от 20 суток до 4 месяцев), а также фактического бездорожья в арктических районах Якутии, сроки доставки грузов потребителям по отдельным труднодоступным арктическим территориям составляют от 1,5 до 2-х лет.
На текущий момент нет альтернативы сложившейся схемы северного завоза на поставку топливно-энергетических ресурсов на территории Якутии. Наземный транспорт не способен обеспечить доставку всех необходимых грузов в отдаленные и труднодоступные населенные пункты ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры, а стоимость автомобильных перевозок в таких условиях значительно выше перевозок водным транспортом. При таком положении дел необходимо принимать срочные меры по модернизации грузового речного флота класса "река-море", требующего качественного обновления и количественного наращивания, а также увеличению количества дноуглубительной техники на водных путях республики, в том числе для разработки путей на барах арктических рек. В перспективе рассматриваются варианты использования возрождаемого Северного морского пути. Особого внимания требует совершенствование экономического и организационно-финансового механизмов северного завоза. Обоснование путей формирования экономического механизма северного завоза, основанного на принципах оптимизации экономических барьеров для вхождения бизнес-структур в рыночное пространство северных регионов, в том числе для промышленного освоения месторождений топливно-энергетических ресурсов.
В настоящее время завоз топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) делится на два тура и осуществляется при благоприятных природно-климатических условиях с мая по сентябрь по следующей схеме.
В первый тур навигации осуществляется завоз грузов на малых боковых и быстромелеющих реках (Амга, Вилюй, верхний участок Алдан - н.п. Кутана, Чагда, Чара - н.п. Токко), а также перемещение депонационных запасов на арктических условно-судоходных реках Яна, Индигирка и Колыма. Период первого тура навигации происходит с мая по июнь месяц по продолжительности от 10 до 30 дней. В этот период завозится незначительный объем грузов по сравнению с общим объемом, но практически весь объем, завозимый в этот период, является жизненно важным, так как формирует межсезонный запас. Он составляет порядка 140 тыс. тонн.
Наиболее сложной является схема доставки грузов для нужд Эвено-Бытантайского улуса и населенных пунктов Верхоянского улуса, где доставка груза осуществляется только на третий год после отгрузки с пункта поставки. В настоящее время идет поэтапное изменение схемы, направленное на сокращение сроков доставки грузов до населенных пунктов, путем сокращения объемов депонации и увеличения объемов автомобильных перевозок в зимний период. Данное решение также связано с инфраструктурными ограничениями и изменением природно-климатических условий.
Второй тур - арктическая навигация, которая открывает водные пути на выход судов в море для доставки грузов в арктические реки республики. Период второго тура навигации начинается с 20 июля с продолжительностью до 60 дней. Объем завоза грузов на Арктику увеличивается вдвое по сравнению с первым туром - до 230 тыс. тонн.