ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 декабря 2021 года N 3744-р
[О стратегическом направлении в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года]
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2023 года N 3097-р
____________________________________________________________________
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
ведомственная целевая программа "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации", утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 28 декабря 2020 г.;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
ведомственная программа цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов, утвержденная распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N КБ-17-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;
инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
технологии искусственного интеллекта;
технологии сбора и обработки больших данных;
технологии систем распределенного реестра;
технологии виртуальной и дополненной реальности;
технологии пространственного анализа и моделирования;
технологии информационного моделирования.
Указанные технологии будут применены:
при анализе дорожного трафика, формировании цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств;
при создании системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, создании национального цифрового контура логистики экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза;
при создании единого центра управления транспортным комплексом, в том числе решений для сбора обращений граждан;
при внедрении смарт-контрактов с использованием систем распределенного реестра для отслеживания грузов и обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством;
при создании цифровых двойников существующих и новых объектов транспортной инфраструктуры с использованием продвинутых технологий визуализации (виртуальная и дополненная реальность);
при создании системы моделирования транспортных потоков;
при создании и эксплуатации информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивная аналитика технического обслуживания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры).
Стратегическое направление утверждается до 2030 года.
Актуализация стратегического направления может осуществляться ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрены мероприятия и показатели по переходу на программно-аппаратные средства, программное обеспечение и электронную продукцию российского происхождения (в том числе внедрение систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения российского происхождения).
Разработка информационных систем, предусмотренных в рамках реализации стратегического направления, должна осуществляться в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.
Реализация стратегического направления позволит решить задачи по переходу к интенсивной, инновационной и социально ориентированной модели развития транспортной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений, повышению прозрачности и информационного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и граждан, формированию и сквозному применению на всех этапах транспортного процесса информационных ресурсов (данных) в цифровой форме.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
улучшение качества городской среды в полтора раза;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
Целями цифровой трансформации являются повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снижение нагрузки на окружающую среду.
Кроме того, ряд инициатив и проектов в рамках цифровой трансформации способствует развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения. Это позволит стимулировать экономическое развитие, а также повысить качество жизни населения.
Задачами цифровой трансформации являются:
цифровизация пассажирских перевозок;
цифровизация грузовых перевозок;
цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
цифровизация управления транспортным комплексом;
повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.
Ключевыми инициативами и проектами, направленными на приоритетное достижение цели цифровой трансформации, являются:
проект "Беспилотники для пассажиров и грузов" - создание центров управления и инфраструктуры для движения беспилотников всех видов транспорта, запуск в эксплуатацию беспилотных транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, поезда, суда, дроны), а также роботизация транспортно-логистических хабов (порты, железнодорожные станции, логистические центры) и внедрение продвинутых систем помощи водителю;
инициатива "Беспилотные логистические коридоры" - организация движения грузовых беспилотных транспортных средств на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева";
инициатива "Автономное судовождение" - создание инфраструктуры обеспечения автономного судовождения на основе е-Навигации и стимулирование разработки и внедрения судового и берегового оборудования для автономного судовождения;
инициатива "Беспилотная аэродоставка грузов" - создание линейки беспилотных авиационных систем, инфраструктуры для беспилотной логистики, технологий управления беспилотной логистикой, а также формирование организационной модели эксплуатации беспилотных авиационных систем;
проект "Зеленый цифровой коридор пассажира" - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта (с применением технологий биометрии), разработка сервиса построения оптимального маршрута поездки (MaaS, Mobility-as-a-Service), а также цифровых пассажирских терминалов;
проект "Бесшовная грузовая логистика" - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне), создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции (FaaS), создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
проект "Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации" - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров, а также развитие системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта;
проект "Цифровизация для транспортной безопасности" - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса, цифровизация государственных услуг в области транспортной безопасности с использованием сведений ограниченного доступа, внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности на объектах транспортного комплекса и системы предварительного информирования, а также обеспечение мониторинга защищенности транспортной информационной инфраструктуры;
проект "Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры" - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры, разработка информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры, создание мобильных измерительных лабораторий, а также внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивного ремонта).
Ключевые инициативы и проекты реализуются в проектно-программном формате и могут включать в себя проекты и мероприятия из утвержденных государственных программ, национальных проектов и иных механизмов реализации государственной политики в сфере транспорта, а также дополнительные мероприятия. Ключевые инициативы и проекты реализуются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с привлечением других органов власти и соисполнителей в соответствии с целями и задачами проекта.
Организационные механизмы реализации ключевых инициатив и проектов соответствуют проектным методам управления и включают основные мероприятия, индикаторы и "дорожную карту".
При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматриваются использование инфраструктуры электронного правительства, в частности федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.
При создании цифровых платформ и информационных систем используются следующие принципы:
"безбумажное взаимодействие", направленное на оказание участникам транспортно-логистической деятельности на территории Российской Федерации комплексной электронной услуги оформления перевозочного процесса;
взаимодействие граждан и бизнеса с государством по принципу "единого окна" при организации перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта;