Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 ноября 2021 года N 3144-р

[Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации
от 5 апреля 2024 года № 842-р

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

2. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

     

     

          УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 6 ноября 2021 года N 3144-р

     

Стратегическое направление в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

     

I. Общие положения


Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление), являются:

Указ Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";

перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;

план мероприятий ("дорожная карта") "Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий", утвержденный Правительством Российской Федерации 9 сентября 2021 г. N 9560п-П10.

В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:

искусственный интеллект;

анализ и обработка "больших данных".

Указанные технологии будут применены для мониторинга и анализа текущего социально-экономического развития Российской Федерации, а также для формирования предложений по принятию решений в области государственного управления.

Стратегическое направление утверждается до 2030 года. Актуализация стратегического направления возможна ежегодно, но не более одного раза в год.

Срок реализации проектов, входящих в состав стратегического направления, - конец 2024 года, при этом в период с 2024 по 2030 год будет продолжена работа по реализации мероприятий, отвечающих целям проектов стратегического направления.

В рамках реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции российского происхождения.

Реализация стратегического направления направлена на достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;

снижение уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателями 2017 года;

увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации


Приоритетами цифровой трансформации являются:

повышение уровня жизни граждан;

предоставление гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму;

реализация единых процессов предоставления мер социальной поддержки гражданам, в том числе без сбора документов, независимо от места проживания гражданина;

предоставление единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости посредством федеральной государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Работа в России";

единые стандартизированные требования к обеспечению работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации.

Цифровая трансформация осуществляется в целях оптимизации процессов предоставления гражданам мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в социальной сфере, пенсионного обеспечения, социального страхования, социальной защиты и социального обслуживания населения, медико-социальной экспертизы, труда и занятости, совокупного изменения моделей оказания государственных услуг в социальной сфере и назначения мер социальной поддержки гражданам (предоставления гражданам возможности получения части мер социальной поддержки и государственных услуг проактивно, дистанционно с использованием различных цифровых каналов в режиме, приближенном к онлайн-режиму).

Задачами цифровой трансформации являются:

реинжиниринг процессов клиентского обслуживания;

модернизация организационно-функциональной структуры организаций;

увеличение доли использования цифровых каналов оказания социальных услуг;

реинжиниринг процессов основной и обеспечивающей деятельности.

III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации


Цифровая трансформация направлена на решение следующих проблем:

наличие неудобного процесса получения мер социальной защиты (поддержки), связанного со сбором большого количества документов в бумажном виде и долгим ожиданием получения мер социальной защиты (поддержки);

исключение необходимости очного присутствия работника (соискателя) при ознакомлении или подписании кадровых документов;

наличие низкого процента ищущих работу граждан через центры занятости населения и завышенных расходов на содержание устаревших разрозненных информационных систем;

ведение кадрового делопроизводства в бумажном виде, издержки в связи с длительным хранением документов в бумажном виде, наличие высокой вероятности составления некорректных кадровых документов, противоречащих трудовому законодательству;

непринятие последовательных мер по каждому гражданину, находящемуся в тяжелой ситуации, наличие дифференцированных условий взаимодействия с гражданами в субъектах Российской Федерации при назначении одних мер социальной защиты (поддержки).

Вызовами цифровой трансформации являются:

обеспечение возможности предоставления мер социальной поддержки с учетом реальных потребностей граждан (за счет обладания полной информацией о гражданине, включая данные о его доходах и расходах, занятости, жилищных условиях, лицах, находящихся на иждивении и др.);

реализация единых процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданам, в том числе без сбора документов независимо от места проживания гражданина;

снижение административной нагрузки за счет изменения модели взаимодействия с государством (внедрение унифицированных цифровых сервисов, онлайн-информирование и онлайн-консультирование);

обеспечение возможности повышения качества технологических и функциональных решений за счет получения доступа к данным государственных информационных систем;

обеспечение возможности повышения качества собственных сервисов за счет эффективной интеграции с государственными услугами;

обеспечение условий для повышения адресности государственной социальной защиты (поддержки) граждан, оптимизации процесса за счет более полной, оперативной и достоверной информации об их реальных потребностях (нуждаемости);

повышение эффективности планирования и расходования бюджетных средств на социальное обеспечение граждан за счет инвентаризации социальных обязательств федеральных, региональных и муниципальных органов власти, исключения их дублирования, получения полной, оперативной и достоверной информации о получателях мер социальной защиты (поддержки);

повышение мобильности и гибкости системы социального обеспечения за счет создания единой цифровой экосистемы сферы социального обеспечения, что позволит оперативно перенастраивать систему исходя из текущих потребностей и обеспечить ее устойчивость в кризисные моменты;

повышение качества принимаемых решений в сфере социального обеспечения, труда и занятости, сокращение ошибок из-за человеческого фактора, исключение коррупционной составляющей при принятии решений за счет расширенного применения автоматических алгоритмов принятия решений;

обеспечение одинакового высокого уровня качества работы вне зависимости от региона, повышение качества, доступности и комфортности получения услуг, нацеленность на удовлетворение потребностей граждан, работодателей и экономики страны за счет создания и внедрения федеральной системы управления качеством работы органов занятости;

переход от оказания отдельных услуг к комплексному решению проблем, связанных с трудоустройством;

содействие в формировании индивидуальных карьерных траекторий с учетом жизненной ситуации гражданина и потребностей работодателей, в том числе в долгосрочной перспективе;

создание единой точки доступа граждан и работодателей к информационным сервисам в сфере труда и занятости;

обеспечение работы центров занятости населения на всей территории Российской Федерации по единым стандартизированным требованиям к технологии и регламентам работы, помещениям и их оснащению (единый бренд), развитию профессиональных компетенций персонала, системе контроля и оценки качества предоставления государственных услуг в сфере занятости;

обеспечение ведения электронного кадрового документооборота работодателями и работниками;

предоставление возможности отслеживать трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования по образовательным организациям, региону, специальностям и отраслям;

внедрение проактивного контроля путем создания эталонных процессов в сфере трудовых отношений.

При реализации задач имеется ряд стратегических рисков, среди которых наиболее значимы:

невыполнение в установленный срок работ по созданию и развитию информационных систем;

несогласование в установленный срок нормативных правовых актов;

недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления;

недостаточный уровень финансирования, связанного с разработкой необходимого функционала.

Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации стратегического направления приведены в приложении N 2.

IV. Ответственные за реализацию стратегического направления


Ответственным федеральным органом исполнительной власти за реализацию стратегического направления является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

Министерство просвещения Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба;

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

Федеральная служба по труду и занятости;

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

федеральное казенное учреждение "Информационные технологии в социальной сфере" (по согласованию);

федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" (по согласованию);

органы власти субъектов Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»