ГОСТ 10791-2004
Группа В41
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
КОЛЕСА ЦЕЛЬНОКАТАНЫЕ
Технические условия
All-rolled wheels. Specifications
МКС 45.080
ОКП 09 4300
Дата введения 2005-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-97 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ФГУП ВНИИЖТ) МПС России, Федеральным государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ФГУП ГосНИИВ), Институтом черной металлургии Украины (ИЧМО) и ОАО "Уральский институт металлов" (ГНЦ РФ ОАО УИМ)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26 мая 2004 г.)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 | Код страны | Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджан | AZ | Азстандарт |
Армения | AM | Армстандарт |
Беларусь | BY | Госстандарт Республики Беларусь |
Грузия | GE | Грузстандарт |
Казахстан | KZ | Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызстан | KG | Кыргызстандарт |
Молдова | MD | Молдовастандарт |
Российская Федерация | RU | Госстандарт России |
Таджикистан | TJ | Таджикстандарт |
Туркменистан | TM | Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Узбекистан | UZ | Узгосстандарт |
Украина | UA | Госстандарт Украины |
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 1005-6-94 "Подвижной состав железных дорог. Часть 6. Безбандажные колеса для подвижного состава. Технические условия поставки"
5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2004 г. N 32-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 10791-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2005 г.
6 ВЗАМЕН ГОСТ 10791-89
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе "Национальные стандарты".
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2005 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Настоящий стандарт распространяется на цельнокатаные колеса (далее - колеса) исполнения УХЛ по ГОСТ 15150 для колесных пар грузовых и пассажирских тележек вагонов локомотивной тяги, пассажирских, маневровых и грузовых локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов магистральных железных дорог колеи 1520 мм.
Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять колеса в соответствии с требованиями приложения А.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.010-99* Государственная система обеспечения единства измерений. Методика выполнения измерений
_________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 8.563-96.
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 380-94 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 1497-84 (ИСО 7801-84) Металлы. Методы испытания на растяжение
ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений
ГОСТ 9012-59 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю
ГОСТ 9036-88 Колеса цельнокатаные. Конструкция и размеры
ГОСТ 10243-75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры
ГОСТ 17745-90 Стали и сплавы. Методы определения газов
ГОСТ 18895-97 Сталь. Метод фотоэлектрического спектрального анализа
ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа
ГОСТ 22536.2-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения серы
ГОСТ 22536.3-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения фосфора
ГОСТ 22536.4-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения кремния
ГОСТ 22536.5-87 (ИСО 629-82) Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения марганца
ГОСТ 22536.7-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения хрома
ГОСТ 22536.8-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения меди
ГОСТ 22536.9-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения никеля
ГОСТ 22536.12-88 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Методы определения ванадия
ГОСТ 28033-89 Сталь. Метод рентгенофлюоресцентного анализа
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (и классификаторов) по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Конструкция и размеры колес - по ГОСТ 9036. Допускается изготовлять колеса других конструкций и размеров по чертежам, согласованным с потребителем.
Схема условного обозначения колес:
3.2 Пример условного обозначения колеса диаметром по кругу катания 957 мм, внутренним диаметром отверстия ступицы 190 мм по ГОСТ 9036, из стали марки 1 по ГОСТ 10791:
4.1 Колеса изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
4.2 Колеса изготовляют из стали марок:
1 - для пассажирских вагонов локомотивной тяги, пассажирских локомотивов, путевых машин, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов;
2 и 3 - для грузовых вагонов, маневровых и грузовых локомотивов.
Колеса из стали марки 2 с содержанием углерода не более 0,63% изготовляют по требованию потребителя для пассажирских вагонов и немоторных вагонов электро- и дизель-поездов.
4.3 Колеса должны быть изготовлены из спокойной стали, полученной мартеновским, кислородно-конвертерным или электросталеплавильным способом. Сталь должна быть подвергнута внепечной обработке инертным газом.
Сталь может подвергаться вакуумированию.
4.4 При изготовлении колес из слитков для гарантии отсутствия усадочных раковин и чрезмерных ликваций от каждого конца слитка отрезают часть, достаточную для удаления этих дефектов.
4.5 Химический состав стали колес по ковшевой пробе должен соответствовать нормам, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Химический состав стали колес
Марка стали | Массовая доля элементов, % | |||||
Углерод | Марганец | Кремний | Ванадий | Сера | Фосфор | |
не более | ||||||
1 | 0,44-0,52 | 0,80-1,20 | 0,40-0,65 | 0,08-0,15 | 0,030 | 0,035 |
2 | 0,55-0,65 | 0,50-0,90 | 0,22-0,45 | Не более 0,10 | 0,030 | 0,035 |
3 | 0,58-0,67 | 0,50-0,90 | 0,22-0,45 | 0,08-0,15 | 0,020 | 0,030 |
Примечания 1 В стали допускается отклонение от массовой доли углерода ±0,02%. 2 Массовая доля никеля, хрома и меди не должна быть более 0,30% каждого элемента, молибдена - более 0,08%. 3 При использовании непрерывно-литой заготовки массовая доля серы не должна превышать 0,020%. 4 В готовых колесах: предельные отклонения по массовой доле углерода, марганца, кремния, серы и фосфора от указанных в таблице - в соответствии с ГОСТ 380, по массовой доле ванадия - не более ±0,02%. |