(с изменениями на 28 октября 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 27.05.2013 N 132-пр, от 15.07.2013 N 196-пр, от 26.05.2014 N 168-пр, от 10.04.2015 N 65-пр, от 30.06.2015 N 170-пр, от 24.11.2015 N 408-пр, от 30.03.2016 N 82-пр, от 11.04.2016 N 92-пр, от 09.08.2016 N 261-пр, от 13.09.2016 N 319-пр, от 23.12.2016 N 490-пр, от 17.02.2017 N 45-пр, от 28.03.2017 N 82-пр, от 11.09.2017 N 372-пр, от 19.10.2017 N 416-пр, от 28.10.2017 N 423-пр, от 31.12.2017 N 563-пр, от 16.03.2018 N 68-пр, от 29.03.2018 N 103-пр, от 06.07.2018 N 243-пр, от 16.10.2018 N 359-пр, от 05.12.2018 N 442-пр, от 28.12.2018 N 502-пр, от 14.02.2019 N 41-пр, от 28.02.2019 N 62-пр, от 06.09.2019 N 356-пр, от 04.12.2019 N 502-пр, от 18.02.2020 N 46-пр, от 28.08.2020 N 365-пр, от 26.11.2020 N 493-пр, от 30.12.2020 N 588-пр, от 26.03.2021 N 90-пр, от 01.09.2021 N 399-пр, от 10.11.2021 N 543-пр, от 13.12.2021 N 632-пр, от 27.12.2021 N 684-пр, от 29.12.2021 N 692-пр, от 29.03.2022 N 146-пр, от 31.03.2022 N 176-пр, от 28.04.2022 N 231-пр, от 30.06.2022 N 321-пр, от 02.09.2022 N 450-пр, от 28.03.2023 N 123-пр, от 13.04.2023 N 183-пр, от 26.06.2023 N 293-пр, от 12.07.2023 N 308-пр, от 17.08.2023 N 370-пр, от 08.09.2023 N 413-пр, от 10.11.2023 N 510-пр, от 16.11.2023 N 521-пр, от 29.03.2024 N 113-пр, от 06.05.2024 N 178-пр, от 28.10.2024 N 386-пр)
В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края", Перечнем государственных программ Хабаровского края, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп, Правительство края постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.03.2024 N 113-пр)
Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края".
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 26.05.2014 N 168-пр)
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ"
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 29.03.2024 N 113-пр, от 06.05.2024 N 178-пр, от 28.10.2024 N 386-пр)
Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры относятся к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край). Транспорт создает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей, играет важную роль в обеспечении других сфер экономики.
Хабаровский край является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, его роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортный комплекс края занимает видное место в структуре валового регионального продукта Хабаровского края, его доля в последние годы составляет 16 - 18 процентов.
Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Хабаровского края имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.
Транспортный комплекс края представлен железнодорожным, трубопроводным, водным, воздушным, автомобильным транспортом, городским электрическим транспортом, а также стивидорной и аэропортовой деятельностью.
К общим проблемам транспортной отрасли Хабаровского края относятся:
- низкая транспортная доступность для большинства жителей края, проживающих вне двух крупнейших агломераций - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре;
- изношенный парк по большинству средств транспорта, таких как железнодорожный, автомобильный, авиационный и водный;
- перегруженность железнодорожной сети, не позволяющая интенсифицировать реализацию множества перспективных инвестиционных проектов;
- низкий уровень электрификации железных дорог (в особенности это касается Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ);
- наличие большого количества лимитирующих участков и отсутствие вторых путей на большей части протяженности БАМа;
- неразвитость наземной инфраструктуры для эффективного использования авиационного транспорта;
- неразвитость береговой инфраструктуры для эффективного использования водных видов транспорта;
- неразвитая система пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок;
- высокие тарифы на транспортные услуги, обусловленные высокой стоимостью энергоресурсов, что ведет к конечному удорожанию товаров и услуг за счет транспортной составляющей.
Анализ ситуации в транспортном комплексе края показывает, что, несмотря на выделяемые средства и масштабные меры поддержки транспорта, темп улучшения ситуации явно недостаточен для решения поставленных задач.
Развитие транспортного комплекса края должно базироваться на следующих основных принципах:
- взаимоувязанное развитие всех видов транспорта: железнодорожного, воздушного, автомобильного, водного; портовых сооружений и пограничных переходов, усиление за счет этого интеграции экономики края в общероссийское и международное экономическое пространство;
- наращивание объемов грузоперевозок за счет увеличения пропускной способности железнодорожных магистралей согласно срокам строительства и развития портовых мощностей;
- развитие смешанных перевозок в железнодорожно-водном сообщении, железнодорожно-автомобильных перевозок по принципу "от двери до двери", согласованной работы транспорта в развивающихся транспортных узлах, таких как аэропорт в г. Хабаровске, Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел и других;
- улучшение качества и повышение доступности транспортных услуг для населения и бизнеса за счет развития пассажирских перевозок на основе расширения маршрутной сети воздушного и автомобильного транспорта, эффективного управления железнодорожными и водными пригородными пассажирскими перевозками;
- обеспечение безопасности транспортного комплекса края, объектов транспортной инфраструктуры и оказания услуг по перевозке грузов и пассажиров.
В рамках государственной программы Хабаровского края "Развитие транспортной системы Хабаровского края" (далее - Программа) для развития и повышения качества дорожной сети на территории края осуществляются строительство (реконструкция), капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, строительство (реконструкция), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения. Особое внимание уделяется вопросам повышения безопасности дорожного движения. Поддержка муниципальных образований края по данным направлениям обеспечивается путем предоставления субсидий из краевого бюджета.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по строительству и реконструкции объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.
В рамках реализации Программы организовано транспортное обслуживание населения (автомобильным, водным, воздушным, железнодорожным транспортом) на межмуниципальных краевых линиях по субсидируемым маршрутам и регулируемым тарифам. В целях обновления подвижного состава пассажирского транспорта бюджетам муниципальных образований края оказывается финансовая поддержка за счет средств краевого бюджета.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в границах муниципального образования приведен в приложении N 4 к настоящей Программе.
Порядок предоставления из краевого бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты, предоставленные Федеральным казначейством за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, приведен в приложении N 5 к настоящей Программе.
С 2019 года в крае реализуются региональные проекты Хабаровского края "Региональная и местная дорожная сеть", "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" и "Безопасность дорожного движения", включающие в себя мероприятия, направленные на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов по направлению национального проекта "Безопасные качественные дороги", мероприятия реализуются в том числе с использованием средств субсидий из краевого бюджета.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по реализации мероприятий программы дорожной деятельности приведен в приложении N 6 к настоящей Программе.
Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по капитальному ремонту и ремонту объектов дорожного хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, приведен в приложении N 7 к настоящей Программе.
Программа является инструментом реализации государственной политики края в сфере развития транспортной инфраструктуры в Хабаровском крае (далее - государственная политика края). Ее приоритеты и цели коррелируют с целями и задачами Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р (далее - транспортная стратегия Российской Федерации), государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 1596, государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 308, и направлены на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 28.10.2024 N 386-пр)
Транспортной стратегией Российской Федерации определены цели и приоритеты развития транспорта на долгосрочную перспективу, направленные на решение главной задачи государства в сфере функционирования и развития транспорта, - создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через обеспечение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.
Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, предусматривается развитие транспортной системы края не только в региональном, но и в общероссийском и международном масштабах. Планируется развитие портов акваториальной зоны Де-Кастри - Ванино - Советская Гавань. Развитие железнодорожного транспорта предусматривает рост доли международного транзита через территорию края, в том числе высокодоходных контейнерных перевозок, а также рост экспортных, импортных и внутренних грузопотоков.