ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2017 года N 1596
Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(с изменениями на 8 мая 2025 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 223 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2018, N 0001201803060020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2018 года N 893 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030011);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 года N 1158 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2018, N 0001201810020019);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2018 года N 1262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2018, N 0001201810260022);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 года N 1366 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2018, N 0001201811160009);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1431 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2018, N 0001201811300012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180050);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1712 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290055);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 378 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040027);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года N 1337 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2019, N 0001201910210012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 1513 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2019, N 0001201911280004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 1657 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160006);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1926 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2020, N 0001202001040018);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 398 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2020, N 0001202004100034);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 719 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2020, N 0001202005220004);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 1551 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2020, N 0001202009300066);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 года N 483 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2021, N 0001202104220012);
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 1402 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2021, N 0001202108270019);
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2442 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310089) (изменения вступили в силу c 1 января 2022 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 1053 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2022, N 0001202206100056);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2022, N 0001202209090037);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года N 2198 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 19.12.2022, ст.9227);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2023 года N 26 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.01.2023, N 0001202301170008);
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 года N 2017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2023, N 0001202311300060);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2206 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220050) (вступило в силу с 1 января 2024 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220023);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 2342 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.01.2024, N 0001202401020001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 411 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2024, N 0001202404050020);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2024, № 0001202407270016);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2024 года N 1631 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2024, № 0001202411270034) (вступило в силу с 1 января 2025 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2024 года N 1646 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2024, № 0001202411290011) (вступило в силу с 1 января 2025 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2024 года N 1703 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2024, № 0001202412020028) (вступило в силу с 1 января 2025 года);
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.04.2025, № 0001202504260002);
постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2025 года N 614 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.05.2025, № 0001202505120033).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2165);
постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст.2405).
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"
(с изменениями на 8 мая 2025 года)
Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование и развитие влияет на создание условий для повышения качества жизни и здоровья граждан, экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, укрепления безопасности и обороноспособности страны, реализации ее транспортного потенциала через опережающее развитие транспортной инфраструктуры и расширение доступа к безопасным и качественным транспортным услугам с минимальным воздействием на окружающую среду и климат, использование географических особенностей Российской Федерации в качестве ее конкурентного преимущества.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.
Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд.т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд.т-км (97,9 процента).
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота - железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).
Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.
В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,9 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливных грузов - 416,2 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухих грузов - 404,7 млн. тонн (107,6 процента к уровню 2019 года).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации составил 7,1 млрд. тонн (103,2 процента к уровню 2020 года), грузооборот - 3059,8 млрд. т-км (104,4 процента к уровню 2020 года).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился на 44,7 процента от уровня 2019 года (2019 год - 579,8 млрд. пасс.-км) и составил 320,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 449 млрд. пасс.-км (140 процентов к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента к уровню 2020 года).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
Успешно преодолев последствия пандемии COVID-19, в 2022 году транспортная отрасль Российской Федерации столкнулась с новыми вызовами, причиной которых стали изменившаяся геополитическая обстановка и введенные санкционные ограничения со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Введенные ограничения на торговлю с Российской Федерацией, а также запреты для российских перевозчиков привели к существенному изменению географии и объемов спроса на перевозки, необходимость удовлетворения которых является первоочередной задачей транспортного комплекса Российской Федерации в среднесрочной перспективе.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Несмотря на существенное влияние внешних факторов, по итогам 2023 года транспортный комплекс Российской Федерации продемонстрировал стабильный рост основных показателей работы, а по некоторым из них - превышение уровней, которые были достигнуты до пандемии COVID-19 и введения санкций.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Объем перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации по итогам 2023 года составил 8 млрд. тонн и превысил соответствующий показатель 2019 года на 10,1 процента. Грузооборот по итогам 2023 года составил 3127,9 млрд. т-км, что на 4,5 процента выше уровня 2019 года.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
В структуре перевозок грузов транспортным комплексом Российской Федерации в 2023 году продолжает доминировать автомобильный транспорт, обеспечивающий более 80 процентов объема грузоперевозок. Вместе с тем основной объем грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, доля которого составляет 84,3 процента.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
В 2023 году продолжился рост объемов экспортных перевозок грузов, прежде всего в направлении портов Дальневосточного и Азово-Черноморского бассейнов. Объем перевалки грузов в морских портах в 2023 году достиг 883,8 млн. тонн, что на 5,2 процента превысило уровень 2019 года.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Объем пассажирских перевозок, оказавшийся наиболее зависимым от пандемийных и санкционных ограничений, в 2023 году составил 10,3 млрд. пассажиров (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена), что на 14 процентов ниже уровня 2019 года. Несмотря на снятие пандемийных ограничений, новые ограничения, введенные в 2022 году, не позволили в полном объеме восстановить объемы пассажирских перевозок, в первую очередь в международном сообщении. Вместе с тем транспортный комплекс Российской Федерации демонстрирует стабильный рост пассажирских перевозок - относительно уровня 2022 года объем перевозок в 2023 году вырос на 6,1 процента, а пассажирооборот - на 11,8 процента за счет развития внутренних перевозок, в том числе туристских.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
В 2023 году существенный рост пассажирооборота демонстрируют железнодорожный (11,3 процента к уровню 2022 года), внутренний водный (16,7 процента к уровню 2022 года) и воздушный (16,1 процента к уровню 2022 года) виды транспорта.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
В результате введенных санкционных ограничений экспорт услуг транспортного комплекса Российской Федерации снизился и в 2023 году составил 12,8 млрд. долларов США, что более чем на 27,9 процента ниже уровня 2019 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.
Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).
Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (далее - Программа) в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579; в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
В 2021-2023 годах объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса Российской Федерации демонстрировал стабильный рост и по итогам 2023 года достиг 5116,4 млрд. рублей (3 процента валового внутреннего продукта и 15 процентов общего объема инвестиций в экономику), в том числе 2721,4 млрд. рублей за счет внебюджетных источников и 664,7 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета. В указанный период наблюдался рост инвестиций за счет всех источников, в том числе за счет средств федерального бюджета. Объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы составил 565 млрд. рублей (85 процентов общего объема инвестиций в транспортный комплекс Российской Федерации за счет средств федерального бюджета).
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,7 процента к уровню 2019 года). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса Российской Федерации составила 64,9 тыс. рублей (103,5 процента к уровню 2019 года).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
В условиях санкционного давления была продолжена реализация мер поддержки системообразующих организаций транспортной отрасли. Среднесписочная численность работников организаций транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году составила 2,6 млн. человек. Производительность труда работников транспортного комплекса Российской Федерации в 2023 году выросла на 6,1 процента относительно уровня 2022 года, а рост реальной заработной платы за аналогичный период составил 14 процентов.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Фактические значения показателей по транспортному комплексу определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579; в редакции, введенной в действие с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию)
Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)
Существующий уровень доступности транспортных услуг и развития транспортной инфраструктуры недостаточен и приводит к низкому показателю мобильности населения, в 2-2,5 раза ниже уровня развитых стран.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Сохраняются ограничения транспортной доступности удаленных территорий Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации. Круглогодичная транспортная доступность является необходимым условием для роста социально-экономического развития удаленных территорий, повышения удовлетворенности граждан уровнем жизни и повышения их мобильности.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Существующая провозная и пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей не в полной мере удовлетворяет спрос на перевозки грузов в направлении морских портов Дальневосточного бассейна, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития экспортно ориентированных регионов и ограничивает экспортный потенциал Российской Федерации на зарубежных рынках. Недостаточной пропускной и провозной способностью обладают ближние и дальние железнодорожные подходы к портам Северо-Западного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.
(Абзац дополнительно включен с 4 мая 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565)
Абзац утратил силу с 4 мая 2025 года - постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 года N 565. - См. предыдущую редакцию.