Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

     

     ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2017 года N 1596

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

(с изменениями на 26 июля 2024 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 223 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.03.2018, N 0001201803060020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2018 года N 893 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 года N 1158 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2018, N 0001201810020019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2018 года N 1262 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2018, N 0001201810260022);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2018 года N 1366 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.11.2018, N 0001201811160009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года N 1431 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2018, N 0001201811300012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2018 года N 1531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2018, N 0001201812180050);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N 1712 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2018, N 0001201812290055);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года N 378 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2019, N 0001201904040027);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2019 года N 1337 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2019, N 0001201910210012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 года N 1513 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2019, N 0001201911280004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2019 года N 1657 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.12.2019, N 0001201912160006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 года N 1926 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2020, N 0001202001040018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 398 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.04.2020, N 0001202004100034);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 719 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.05.2020, N 0001202005220004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 1551 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2020, N 0001202009300066);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 года N 483 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.04.2021, N 0001202104220012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 1402 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.08.2021, N 0001202108270019);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года N 2442 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2021, N 0001202112310089) (изменения вступили в силу c 1 января 2022 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2022 года N 1053 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2022, N 0001202206100056);

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.09.2022, N 0001202209090037);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 года N 2198 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 19.12.2022, ст.9227);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2023 года N 26 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.01.2023, N 0001202301170008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2023 года N 2017 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2023, N 0001202311300060);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2206 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220050) (вступило в силу с 1 января 2024 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2023 года N 2218 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.12.2023, N 0001202312220023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 года N 2342 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.01.2024, N 0001202401020001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2024 года N 411 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2024, N 0001202404050020);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2024 года N 1016 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.07.2024, № 0001202407270016).

____________________________________________________________________

  

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы".     

2. Министерству транспорта Российской Федерации разместить утвержденную государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 18, ст.2165);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 398 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 16, ст.2405).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 декабря 2017 года N 1596
(В редакции, введенной в действие
c 1 января 2022 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 декабря 2021 года N 2442
. -
См. предыдущую редакцию)

     

Государственная программа Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

(с изменениями на 26 июля 2024 года)

    

Стратегические приоритеты государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"

 

1. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации


Транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики, ее функционирование непосредственно влияет на социально-экономическое развитие и безопасность Российской Федерации. В последние годы транспортный комплекс в целом удовлетворял спрос на перевозки пассажиров и грузов.

В 2020 году мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс.

Объем перевозок грузов транспортным комплексом по итогам 2020 года составил 6,9 млрд. тонн (94,9 процента к уровню 2019 года), грузооборот - 2931 млрд.т-км (97,9 процента), коммерческий объем перевозок грузов и коммерческий грузооборот - соответственно 2,9 млрд. тонн (96,1 процента) и 2809,1 млрд.т-км (97,9 процента).

В структуре перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году доминировал автомобильный транспорт (78,3 процента от общего объема перевозок грузов транспортным комплексом), грузооборота - железнодорожный транспорт (86,8 процента от общего грузооборота транспортного комплекса).

Транспортоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году возросла на 1,5 процента к уровню 2019 года и составила 27,6 т-км на тыс. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2019 года, что обусловлено увеличением в объеме перевозок энергосырьевых грузов в экспортном сообщении.

В 2020 году объем перевалки грузов в морских портах составил 820,8 млн. тонн (97,7 процента к уровню 2019 года), в том числе наливные грузы - 416,1 млн. тонн (89,6 процента к уровню 2019 года), сухие грузы - 404,7 млн. тонн (107,6 процента).

В 2021 году объем перевозок грузов транспортным комплексом составил 6,9 млрд. тонн (101,8 процента по отношению к уровню 2020 года), грузооборот - 3042,4 млрд. т-км (103,5 процента).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Значительный урон нанесла пандемия COVID-19 пассажирскому транспортному сектору страны. В 2020 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без городского наземного электрического транспорта и метрополитена) снизился до уровня 2019 года (2019 год - 570,5 млрд. пасс.-км) на 45,2 процента и составил 312,7 млрд. пасс.-км, подвижность населения на транспорте общего пользования упала на 46,2 процента и составила 2,1 тыс. пасс.-км на 1 человека.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2021 году пассажирооборот транспорта общего пользования (без учета городского наземного электрического транспорта и метрополитена) с учетом развития ситуации на мировом рынке услуг и государственной поддержки различных видов транспорта составил 436,4 млрд. пасс.-км (139,6 процента по отношению к уровню 2020 года), подвижность населения на транспорте общего пользования (без учета городского электрического транспорта) - 3 тыс. пасс.-км на 1 человека (142,9 процента).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В условиях развития спроса на товары и услуги на мировом рынке в 2020 году объем экспорта транспортных услуг составил, по данным Центрального банка Российской Федерации, 13,4 млрд. долларов США (76,3 процента к уровню 2019 года).

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе в последние годы была направлена на обеспечение воспроизводства основных фондов, безопасного и устойчивого функционирования транспорта.

Объем инвестиций в основной капитал транспортного комплекса в 2020 году снизился к уровню 2019 года на 6,4 процента и составил 2646,2 млрд. рублей (2,5 процента валового внутреннего продукта и 13,2 процента от объема инвестиций в экономику). Инвестиции в транспортный комплекс из федерального бюджета в 2020 году снизились на 1,3 процента к уровню 2019 года и составили 495,7 млрд. рублей (18,7 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс).

Из средств федерального бюджета объем инвестиций на реализацию мероприятий государственной программы "Развитие транспортной системы" в 2020 году составил 399 млрд. рублей (80,5 процента от общего объема инвестиций в транспортный комплекс из федерального бюджета).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Правительством Российской Федерации в 2020 году в условиях сокращения объема транспортных услуг реализован комплекс антикризисных мер, направленный на поддержку занятости и доходов населения, в том числе на системообразующих предприятиях отрасли. Среднесписочная численность занятых в организациях транспортного комплекса составила в 2020 году 2,5 млн. человек (99,6 процента к 2019 году). Реальная заработная плата в крупных и средних организациях транспортного комплекса составила 60,6 тыс. рублей (98,6 процента к 2019 году).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Фактические значения показателей по транспортному комплексу за 2020-2021 годы определены на основе данных официальной статистической информации в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 мая 2021 г. N 1174-р).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Несмотря на значительные достижения и растущий объем инвестиций в транспортный комплекс, его уровень развития в настоящее время не в полной мере отвечает потребностям социально-экономического развития.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Существенным ограничением решения задач ускорения экономического роста являются состояние и доступность транспортной инфраструктуры различных видов транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Не решены проблемы транспортной доступности Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, в том числе расширения провозной и пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, что является сдерживающим фактором социально-экономического развития регионов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Низкий уровень транспортного обслуживания и неудовлетворительное состояние автомобильных дорог общего пользования в сельской местности сдерживают рост сельскохозяйственного производства и социально-экономическое развитие сельских населенных пунктов, что приводит к оттоку населения из них из-за низкой доступности образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Среди современных вызовов, на которые должна ответить транспортная отрасль, особое место занимает недостаточно высокий уровень подвижности населения, которая составляет в России в 2021 году 8 тыс. км на душу населения, что в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах. Не решены проблемы в сегменте городского общественного транспорта. Даже в крупных городских агломерациях практически не находят применения современные комплексные решения по опережающему развитию скоростных видов городского транспорта.

Укрепление геостратегических позиций России, закрепление и расширение ее глобальных конкурентных преимуществ требуют существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы на международном рынке транспортных услуг.

Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли проявляется в низких технических характеристиках международных транспортных коридоров на территории России, недостаточной пропускной способности отечественных портов и пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Несмотря на предпринимаемые в последние годы активные меры, существенной проблемой продолжает оставаться безопасность населения на транспорте, которая является системной комплексной проблемой. В дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, погибли 11 человек в расчете на 100 тыс. человек населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, этот показатель составляет в Норвегии 2,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения, в Швеции - 3,1 человека в расчете на 100 тыс. человек населения и в Германии - 3,8 человека в расчете на 100 тыс. человек населения.

Вредное воздействие транспорта на экологию и здоровье населения возрастает. Среди отраслей транспортного комплекса лидирующее положение в части негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения сохраняет автомобильный транспорт. Доля автомобильного транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми источниками достигла 46,7 процента, а в шумовом воздействии на население городов 85-95 процентов.

Недостаточный технический уровень транспортной техники и накопленное отставание в области транспортных технологий препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги и снижению себестоимости перевозок. Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции значительно выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.

Недостаточными темпами развиваются технологии интермодальных перевозок, в первую очередь контейнерные.

Уровень внедрения современных систем управления транспортом, в том числе цифровизация транспортной системы, не в полной мере соответствует современным реалиям.

Действующие финансово-экономические механизмы воспроизводства основных фондов и инновационного развития недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной отрасли.

Траектория развития транспортного комплекса в среднесрочной и более отдаленной перспективе будет определяться как внешними факторами, так и динамикой спроса экономики и общества на транспортные услуги.

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост рынка грузовых перевозок, что является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2024 году объем перевозок грузов по транспортному комплексу составит 7,6 млрд. тонн (110,7 процента к уровню 2021 года), грузооборот - 3259,9 млрд.т-км (111,2 процента). В 2030 году объем перевозок составит 8 млрд. тонн (рост в 1,15 раза по отношению к уровню 2021 года), грузооборот возрастет в 1,24 раза к уровню 2021 года и составит 3789,4 млрд.т-км.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Рост показателей транспортного комплекса является индикатором благоприятных тенденций в экономике и напрямую зависит от динамики объемов производства в основных грузообразующих отраслях и развития мировой торговли.

Транспортоемкость внутреннего валового продукта (без трубопроводного транспорта) в 2022-2024 годах будет снижаться и составит в 2024 году 27 т-км на 1000 рублей внутреннего валового продукта в ценах 2019 года (97,1 процента к уровню 2021 года). В 2030 году снижение транспортоемкости составит 94,7 процента к уровню 2021 года, то есть транспортный комплекс будет одним из факторов экономического роста.

Структура грузооборота и объема перевозок по видам транспорта в среднесрочной перспективе останется практически неизменной.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

В 2024 году объем перевалки грузов в морских портах России планируется на уровне 1076 млн. тонн (127,3 процента к уровню 2021 года) и должен достичь к 2030 году 1278 млн. тонн (151,1 процента по отношению к уровню 2021 года).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Развитие рынка пассажирских перевозок в значительной степени будет формироваться под влиянием роста валового внутреннего продукта, реальных доходов населения, индексов потребительских цен и тарифов на услуги пассажирских перевозок, развития геополитической ситуации и конъюнктуры мирового рынка пассажирских транспортных услуг и снятия ограничений по передвижению граждан.

Абзац утратил силу с 17 сентября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию.

В прогнозном периоде в целях стабилизации работы пассажирского транспорта и повышения уровня транспортного обслуживания населения планируется сохранить меры по государственной поддержке развития общественного пассажирского транспорта.

Абзац утратил силу с 17 сентября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию.

Транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобильном транспорте) будет расти и на всех видах транспорта составит в 2024 году 9,3 тыс.пасс.-км на 1 человека (116,3 процента к уровню 2021 года), в 2030 году - 14,2 тыс.пасс.-км на 1 человека (177,5 процента). Рост транспортной подвижности планируется за счет развития скоростных автомобильных дорог, скоростного движения на железнодорожном транспорте, развития региональных перевозок воздушным транспортом и городского пассажирского транспорта.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 года N 1579. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»