ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2012 года N 142-пр


Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров"

(с изменениями на 27 февраля 2024 года)

(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 19.12.2012 N 449-пр, от 10.04.2013 N 81-пр, от 03.10.2014 N 356-пр, от 31.12.2014 N 534-пр, от 22.05.2015 N 115-пр, от 14.08.2015 N 257-пр, от 29.12.2015 N 485-пр, от 06.05.2016 N 130-пр, от 21.03.2017 N 67-пр, от 28.03.2018 N 95-пр, от 18.12.2018 N 476-пр, от 14.03.2019 N 81-пр, от 03.10.2019 N 412-пр, от 30.03.2020 N 113-пр, от 04.08.2020 N 329-пр, от 01.12.2020 N 509-пр, от 19.03.2021 N 73-пр, от 21.07.2021 N 314-пр, от 24.12.2021 N 658-пр, от 05.03.2022 N 92-пр, от 20.03.2023 N 114-пр, от 13.06.2023 N 279-пр, от 28.08.2023 N 392-пр, от 27.02.2024 N 57-пр)




В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр, Перечнем государственных программ Хабаровского края, утвержденным распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп, Правительство края постановляет:


(преамбула в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 27.02.2024 N 57-пр)


Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров".


(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 03.10.2014 N 356-пр)



Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 3 мая 2012 г. N 142-пр



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ПОЖАРОВ"

(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 27.02.2024 N 57-пр)




1. Оценка текущего состояния в области защиты населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров


В современных условиях проблема безопасности, защиты населения от различных угроз становится одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности.


Практика свидетельствует о прогрессирующем росте проблем техногенного и природного характера, которые несут значительную угрозу для населения, объектов экономики и требуют эффективных действий по их снижению.


Сохраняется негативная тенденция изменения окружающей среды, выражающаяся в активизации неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и, соответственно, в увеличении частоты и масштабов стихийных бедствий, перерастании природных катастроф в техногенные и наоборот.


Человеческий фактор остается одной из основных причин крупных техногенных аварий и пожаров. Высокий уровень аварийности сохраняется в таких важнейших отраслях экономики, как транспорт, энергетика, жилищно-коммунальное хозяйство. Возрастающая зависимость людей от технологий и инноваций в ближайшем будущем может привести к каскадному развитию катастроф.


Политика в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относится к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края (далее также - край). Реализация политики напрямую оказывает влияние на повышение качества жизни населения края.


Однако, несмотря на достигнутые успехи, остаются проблемы, которые необходимо решить при реализации государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров" (далее также - Программа).


Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, об обеспечении личной и общественной безопасности, противодействие угрозам техногенного и природного характера диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.


В целях эффективной организации работы системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее также - система-112) требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих обеспечение содержания, эксплуатационно-технического обслуживания и развития системы-112 путем оснащения ее современными техническими средствами. Такой подход позволит повысить надежность, отказоустойчивость системы и эффективность координации межведомственного взаимодействия.


Для решения одной из задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в целях своевременного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории края, необходимо развитие системы оповещения населения Хабаровского края (далее - региональная система оповещения населения), которое увеличит число оконечных устройств региональной системы оповещения населения в населенных пунктах края и обеспечит увеличение охвата оповещаемого населения края.


Для обеспечения своевременного информирования и оповещения населения края, в том числе проживающего в населенных пунктах края, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных процессов, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера требуется поддержание систем оповещения в постоянной готовности к использованию по назначению, которая достигается своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием этих систем.


Развитие приоритетных направлений в области гражданской обороны обусловлено совершенствованием методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышением качества подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.


В целях обеспечения установленных категорий населения края средствами индивидуальной защиты органов дыхания необходима дальнейшая работа по созданию и содержанию их запасов, требующих дальнейшего поэтапного обновления.


Для сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в краевой собственности, необходимо проводить ряд мероприятий по поддержанию их в постоянной готовности с участием исполнительных органов края, их подведомственных организаций, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны краевой собственности.


Возможность оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации межмуниципального и регионального характера во многом зависит от объемов накопленных материальных ресурсов, их рационального размещения и использования, что, в свою очередь, требует постоянного наращивания материальных ресурсов краевого резерва и обеспечения его содержания.


Снижение рисков чрезвычайных ситуаций достигается за счет разработки и реализации целого комплекса мер и механизмов, направленных, во-первых, на предотвращение или снижение возможностей возникновения их источников и, во-вторых, на смягчение социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.


Эффективная деятельность в области снижения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и масштабов их последствий требует необходимости постоянного поддержания в рабочем состоянии оборудования краевого центра экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций краевого государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края", дооснащения его новым высокоточным, чувствительным оборудованием с расширенными возможностями.


В целях защиты населения и территорий края от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и пожарами, сокращения нормативного времени прибытия к месту возникновения пожара и чрезвычайной ситуации, а также минимизации экономических и людских потерь необходимо продолжать развитие поисково-спасательными формированиями аварийно-спасательной службы края и развитие Противопожарной службы Хабаровского края (далее также - ППС края) путем расширения географии размещения через создание новых подразделений служб края, постоянного оснащения современными техническими средствами, качественного обслуживания и плановой замены парка техники, роста уровня подготовки и мастерства личного состава.


Для повышения уровня пожарной безопасности, организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами необходимо продолжить работу по поддержке органов местного самоуправления муниципальных образований края в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности и развитию добровольной пожарной охраны путем предоставления субсидии из краевого бюджета.


Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в целях реализации мероприятий по приобретению пожарных резервуаров на территории муниципальных образований Хабаровского края приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.


Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в целях реализации мероприятий по организации оповещения населения о пожаре приведен в приложении N 2 к настоящей Программе.


Важную роль играет информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Достижение успеха пропаганды знаний в этой области возможно путем умелой ее организации на местах, широкого использования различных форм и методов ее проведения, применения современных технических средств информирования и передовых информационно-коммуникационных технологий.


Одной из задач в общей системе обеспечения безопасности жизнедеятельности в крае является принятие неотложных эффективных мер по сокращению количества лиц, погибших в происшествиях на водных объектах.


Учитывая положительную динамику по снижению гибели людей на водных объектах края, требуется продолжение деятельности по созданию и оборудованию спасательных постов в местах массового отдыха населения у воды, по изготовлению агитационных материалов, направленных на безопасность людей на водных объектах, в том числе с использованием средств субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края и социально ориентированным некоммерческим организациям.


Порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Хабаровского края по проведению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах на территории муниципальных образований Хабаровского края приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.


Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения края от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводится в крае в соответствии со следующими документами:


Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696;


Основами государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. N 2;


Основами государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12;


Стратегией в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 501;


Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 (далее также - Стратегия национальной безопасности);


Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр (далее также - Стратегия социально-экономического развития края).


Стратегией национальной безопасности определены в том числе следующие интересы и приоритеты: улучшение качества жизни граждан, обеспечение обороны страны, государственной и общественной безопасности, которые направлены на решение главной задачи государства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров.


Целью государственной политики в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности при реализации в указанных сферах является безопасность жизнедеятельности населения, устойчивое социально-экономическое развитие государства с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2030 года, включая:


- повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, пожарах и происшествиях на водных объектах;


- повышение эффективности мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


- обеспечение своевременного оповещения населения края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»