УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года
В целях реализации государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года.
2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
1 января 2018 года
N 2
Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года
1. Настоящими Основами определяются цель, задачи и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, а также механизмы ее реализации.
2. Государственная политика Российской Федерации в области пожарной безопасности (далее - государственная политика в области пожарной безопасности) является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
3. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности.
4. На территории Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности, являющаяся совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
5. В функционировании системы обеспечения пожарной безопасности задействованы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, а также граждане.
6. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики в области пожарной безопасности, а также по нормативно-правовому регулированию, надзору и контролю в указанной области.
7. Состояние пожарной безопасности характеризуется следующими показателями. В 2016 году в результате пожаров в Российской Федерации погибло 8,7 тыс. человек, получили травмы 9,9 тыс. человек. Прямой материальный ущерб от пожаров составил 14,3 млрд. рублей. За 2012-2016 годы количество пожаров снижено на 14%, количество погибших в результате пожаров - на 25%, травмированных - на 19%, прямой материальный ущерб уменьшен на 15%.
8. Основными факторами, влияющими на состояние пожарной безопасности, являются:
а) состояние строительных конструкций и инженерных систем зданий и сооружений;
б) уровень сознательности населения в вопросах обеспечения пожарной безопасности;
в) реализация прав, обязанностей и ответственности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области пожарной безопасности;
г) состояние материально-технического обеспечения подразделений всех видов пожарной охраны;
д) уровень научно-технического и информационного обеспечения пожарной безопасности, в том числе уровень инновационной деятельности.
9. В целях обеспечения пожарной безопасности проводятся следующие мероприятия:
а) приведение нормативно-правовой базы и нормативно-технической базы в области пожарной безопасности в соответствие с современными требованиями;
б) обучение населения мерам пожарной безопасности;
в) совершенствование системы управления всеми видами пожарной охраны и координации их деятельности;
г) разработка и внедрение современных средств и технологий обеспечения пожарной безопасности, координация осуществления основных научных исследований и разработок;
д) формирование новых подходов к организации и осуществлению надзорной деятельности.
10. Реализация аналогичных мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности населенных пунктов от природных и лесных пожаров, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере.
11. Основными тенденциями развития системы обеспечения пожарной безопасности являются:
а) гармонизация и актуализация требований пожарной безопасности;
б) сокращение видов пожарной охраны и усиление возможностей соответствующих подразделений;
в) повышение оперативности реагирования подразделений всех видов пожарной охраны на сообщения о возникновении крупных пожаров, а также оперативности проведения аварийно-спасательных работ;
г) совершенствование системы мониторинга пожарной опасности в лесах, применение эффективных способов и методов противопожарной защиты населенных пунктов;
д) повышение эффективности принятия решений о введении особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации вследствие возникновения пожаров;
е) дифференцированный подход к совершенствованию штатной структуры подразделений пожарной охраны с учетом отнесения объектов защиты к определенной категории риска;
ж) применение риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности;
з) внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований пожарной безопасности;
и) развитие системы органов дознания и судебно-экспертных учреждений;
к) консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в целях обеспечения пожарной безопасности;
л) повышение ответственности подразделений всех видов пожарной охраны и совершенствование их взаимодействия.
12. Целью государственной политики в области пожарной безопасности является обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
13. Основными задачами государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) оценка пожарных рисков на территории Российской Федерации, определение комплекса задач по их предотвращению;
б) совершенствование нормативно-правовой базы в области пожарной безопасности с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
в) совершенствование федерального государственного пожарного надзора путем внедрения принципа приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированного подхода с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности;
г) развитие системы негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности;
д) повышение качества обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны в части, касающейся профилактики и тушения пожаров, а также проведения аварийно-спасательных работ.
14. Приоритетными направлениями государственной политики в области пожарной безопасности являются:
а) актуализация нормативно-правовой базы;
б) обеспечение качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров;
в) обеспечение эффективного функционирования и развития пожарной охраны;
г) выработка и реализация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности.
15. Мероприятиями по актуализации нормативно-правовой базы являются:
а) совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности в области пожарной безопасности, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами с учетом разграничения их полномочий и ответственности;
б) развитие системы профилактики пожаров, а также организация мониторинга в сфере профилактики пожаров;
в) разработка правовых норм и мер, обеспечивающих повышение эффективности федерального государственного пожарного надзора и ведомственного пожарного надзора;
г) внедрение технических регламентов Евразийского экономического союза, устанавливающих единые требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения с учетом современных научных достижений и опыта других стран;
д) установление требований к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара;
е) определение области применения форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности;
ж) определение нормативов обеспеченности подразделений всех видов пожарной охраны пожарной техникой, оборудованием и кадрами;
з) актуализация регламентов работы пожарно-химических станций;
и) установление требований пожарной безопасности в отношении объектов защиты специального назначения, в том числе объектов военного назначения, атомных станций, производственных объектов, объектов переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, объектов уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, наземных космических объектов и стартовых комплексов, горных выработок, объектов, расположенных в лесах.
16. Мероприятиями по обеспечению качественного повышения уровня защищенности населения и объектов защиты от пожаров являются:
а) дальнейшее развитие и внедрение организационных, технических, социально-экономических и других мер, направленных на профилактику пожаров;
б) реализация полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в части, касающейся выработки предложений по определению штатной численности и мест дислокации подразделений пожарной охраны;
в) повышение эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в части, касающейся профилактики и тушения пожаров;
г) систематизация форм и методов проведения профилактических мероприятий;
д) выработка комплекса мер по работе с гражданами, входящими в группы риска;
е) выработка и осуществление комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, формирование системы их жизнеобеспечения на основе анализа пожарного риска;
ж) разработка и применение эффективных технологий тушения пожаров;
з) обучение населения мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре;
и) повышение качества предоставления государственных услуг в области пожарной безопасности;
к) создание системы безопасности связи и автоматизированных систем управления для подразделений всех видов пожарной охраны, создание межведомственной автоматизированной системы сбора и анализа информации о состоянии пожарной безопасности объектов защиты, а также обмена такой информацией, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
л) проведение профилактических плановых (рейдовых) осмотров территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками;
м) осуществление комплексного контроля территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для оценки готовности субъектов Российской Федерации к пожароопасному сезону;
н) проведение комплексных учений по отработке взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, а также по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов защиты.
17. Мероприятиями по обеспечению эффективного функционирования и развития пожарной охраны являются: