ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 28 марта 2018 года N 95-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Защита населения
Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 03 мая 2012 г. N 142-пр

     

     В соответствии с Законом Хабаровского края от 06 декабря 2017 г. N 303 "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в целях совершенствования нормативного правового акта Хабаровского края Правительство края

     постановляет:

     Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 мая 2012 г. N 142-пр.


И.о. Председателя
Правительства края
С.В. Щетнев



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 28 марта 2018 года N 95-пр


ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края
от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края
от 03 мая 2012 г. N 142-пр



     1) в паспорте:
     а) позицию "Основные мероприятия Программы" дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
     "построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город");
     б) позицию "Основные показатели (индикаторы) Программы" дополнить абзацем двадцатым следующего содержания:
     "результативности использования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с целью реализации мероприятий по приобретению пожарных водоемов на территории муниципальных образований края";
     в) позицию "Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей Программы" изложить в следующей редакции:

"Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей Программы

-

прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы - 17 133,59 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 2 034,76 млн. рублей,

2013 год - 2 055,32 млн. рублей,

2014 год - 2 161,09 млн. рублей,

2015 год - 1 754,27 млн. рублей,

2016 год - 1 615,64 млн. рублей,

2017 год - 1 807,20 млн. рублей,

2018 год - 2 122,97 млн. рублей,

2019 год - 1 781,77 млн. рублей,

2020 год - 1 800,57 млн. рублей,

из них:

субсидии из федерального бюджета - 342,11 млн. рублей,

в том числе по годам:

2014 год - 320,02 млн. рублей,

2015 год - 22,09 млн. рублей;

средства краевого бюджета - 16 759,57 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 2 023,44 млн. рублей,

2013 год - 2 043,73 млн. рублей,

2014 год - 1 839,44 млн. рублей,

2015 год - 1 730,91 млн. рублей,

2016 год - 1 614,42 млн. рублей,

2017 год - 1 805,98 млн. рублей,

2018 год - 2 121,75 млн. рублей,

2019 год - 1 780,55 млн. рублей,

2020 год - 1 799,35 млн. рублей;

средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 28,99 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 11,00 млн. рублей,

2013 год - 11,27 млн. рублей,

2014 год - 1,29 млн. рублей,

2015 год - 0,93 млн. рублей,

2016 год - 0,90 млн. рублей,

2017 год - 0,90 млн. рублей,

2018 год - 0,90 млн. рублей,

2019 год - 0,90 млн. рублей,

2020 год - 0,90 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 2,92 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 0,32 млн. рублей,

2013 год - 0,32 млн. рублей,

2014 год - 0,34 млн. рублей,

2015 год - 0,34 млн. рублей,

2016 год - 0,32 млн. рублей,

2017 год - 0,32 млн. рублей,

2018 год - 0,32 млн. рублей,

2019 год - 0,32 млн. рублей,

2020 год - 0,32 млн. рублей";



г) позицию "Конечный результат реализации Программы" дополнить абзацем двадцатым следующего содержания:

"обеспечение результативности использования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по обеспечению первичных мер пожарной безопасности с целью реализации мероприятий по приобретению пожарных водоемов на территории муниципальных образований края";

2) раздел 1 изложить в следующей редакции:

"1. Общая характеристика текущего состояния в области
гражданской обороны, защиты населения Хабаровского края
от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах


Риски природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, возникающие в процессе глобального изменения климата, хозяйственной деятельности или в результате крупных техногенных аварий и катастроф, несут значительную угрозу для населения и объектов экономики.

Территория Хабаровского края значительно подвержена неблагоприятным и опасным гидрометеорологическим явлениям, вследствие которых возникают различные чрезвычайные ситуации природного характера.

По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" опасным метеорологическим (атмосферным) явлениям и процессам подвержено 80 - 90 процентов территории края, чаще всего на Востоке края и побережье Охотского моря. Только в 2014 году в Хабаровском крае произошло 18 чрезвычайных ситуаций природного характера, из них 15 были вызваны опасными метеорологическими явлениями.

Опасные гидрологические явления и процессы наблюдаются на площади не менее 70 - 80 процентов всей территории края. Периодически (в отдельных районах края - практически ежегодно) подвергается подтоплению и затоплению при прохождении паводков до 1/3 территории края, главной особенностью которых является одновременный охват ими больших площадей. Периодически затоплению подвергаются отдельные территории городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре, Бикина, 157 населенных пунктов края с населением около 80 тыс. человек, хозяйственные объекты и более 40 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий. Паводковыми водами однопроцентной обеспеченности в крае затапливается до 3 368 тыс. гектаров территорий, из них в бассейне р. Амура до 2 010 тыс. гектаров.

Так, в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе - сентябре 2013 г. в бассейне р. Амура, подтоплению подверглись города Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, территории 7 муниципальных районов края, 90 населенных пунктов, более 3,5 тыс. жилых домов, около 22 тыс. гектаров сельскохозяйственных земель, 35 социально значимых объектов и 74 коммунальных объекта, повреждено более 270 километров автомобильных дорог. Пострадали свыше 47 тыс. человек, прямой ущерб от наводнения составил свыше 14 млрд. рублей, косвенный ущерб оценивается свыше 60 млрд. рублей.

Кроме того, на территории края находится 99 потенциально опасных объектов, содержащих значительные запасы горюче-смазочных материалов, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ, использующих в ряде случаев устаревшие технологии и оборудование, способные вызвать техногенные чрезвычайные ситуации с тяжелыми последствиями.

Данные объекты представляют опасность для здоровья и жизни населения, а также для окружающей природной среды. В зону возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах попадает около 50 тыс. человек.

В период 2009-2014 годов в Хабаровском крае произошло 56 чрезвычайных ситуаций (далее также - ЧС), из них 23 (41,0%) техногенного и 33 (59,0%) природного характера. В результате ЧС погибло 28, пострадало 47 753 человека, материальный ущерб составил 14,3 млрд. рублей.

Основное количество чрезвычайных ситуаций техногенного характера вызвано дорожно-транспортными происшествиями с тяжкими последствиями, авиационными катастрофами, авариями, крушениями грузовых поездов, взрывами в зданиях и сооружениях жилого назначения, авариями на электроэнергетических системах.

За период с 2009 по 2013 год средние значения показателей по Хабаровскому краю по сравнению со средними значениями по субъектам Российской Федерации и Дальневосточному федеральному округу (далее - ДФО) характеризуются следующим образом:

количество ЧС в Хабаровском крае - 6,8, что незначительно выше показателей по ДФО (3,1) и в Российской Федерации (4,4);

количество погибших в ЧС в Хабаровском крае - 5, что соизмеримо с показателем в ДФО (5), и почти в два раза ниже показателя по Российской Федерации (9);

количество пострадавших в ЧС в Хабаровском крае - 9 512, что в два раза выше, чем в ДФО (4 175) и почти в 12 раз выше показателя по Российской Федерации (811).

На территории края около 210 тыс. рек общей протяженностью 584 тыс. километров, свыше 58 тыс. озер, которые занимают площадь 300 - 370 кв. километров (крупнейшие из них: Чукчагирское, Болонь, Орель).

На данные водные объекты и прибрежную часть территориального моря (протяженность около 2 тыс. километров) ежегодно растет антропогенная нагрузка в местах организованной и стихийной рекреации.

На водных объектах края в среднем ежегодно погибает около 113 человек. За последние пять лет на водных объектах погибло 569 человек. Из общего числа погибших в крае каждый пятый считается утонувшим. Это является серьезным поводом для принятия неотложных эффективных мер по снижению гибели людей на водных объектах.

Наибольшее число происшествий, связанных с гибелью людей на водных объектах края, происходит в летний период (в среднем за период с 2010 по 2014 год в летний период утонуло около 75,0% людей от общего числа утонувших).

Причем если главной причиной гибели людей на льду является незнание или пренебрежение правилами безопасности, то основной причиной гибели людей на водных объектах летом является купание в необорудованных местах массового отдыха (86,0%), в том числе в состоянии алкогольного опьянения (34,0%).

Абсолютное большинство несчастных случаев фиксируется в конце рабочей недели, в выходные и праздничные дни на водоемах, где нет сезонных спасательных постов, в местах, не оборудованных для купания, а также в вечернее время суток.

Создание условий для обеспечения безопасности людей на водных объектах является одной из основных задач в общей системе обеспечения безопасности жизнедеятельности в Хабаровском крае.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N Пр-447 по разработке региональных программ по созданию общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучению населения, прежде всего детей, плаванию и приемам спасания на воде в крае проведена значительная работа.

В целях профилактики предупреждения несчастных случаев на водных объектах на территории края в 2013 году в рамках государственной программы Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров" органам местного самоуправления были выделены субсидии на оснащение 7 общественных спасательных постов в размере 1,7 млн. рублей.

В результате создания общественных спасательных постов на территориях г. Комсомольска-на-Амуре, Амурского, Комсомольского, Николаевского и Хабаровского муниципальных районов края наблюдается снижение количества людей, утонувших на водных объектах края в летний период, в среднем на 16 человек (29,5%).

Положительный опыт создания общественных спасательных постов на территориях муниципальных образований края оказал стимулирующее воздействие на органы местного самоуправления. Так, в 2014 году администрацией города Хабаровска самостоятельно проведены работы по организации работы спасательных постов. На территории города Хабаровска было оборудовано два спасательных поста в районе заводов "Дальдизель" и "Амуркабель".

На общественных спасательных постах организовано дежурство спасателей, приобретено необходимое оборудование.

Создание общественных спасательных постов приводит к положительным результатам, однако обеспечить стопроцентную безопасность спасатели не могут. Без формирования у населения и, в частности, у детей общественного сознания необходимости соблюдения правил поведения на воде снижение гибели на водных объектах невозможно.

В целях пропаганды здорового образа жизни, предупреждения несчастных случаев на водных объектах края были разработаны видеоролики и буклеты по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

В 2013 году выпущено 6 видеороликов, которые в 2014 году транслировались на видеоэкранах, а также на мониторах в пассажирских автобусах г. Хабаровска.

Изготовлено и направлено для распространения в органы исполнительной власти края и администрации городских округов и муниципальных районов края 60 тыс. экземпляров памяток по обеспечению безопасности людей на водных объектах в зимний и летний периоды, ориентированных как на детей, так и на взрослых.

Информационные материалы были распространены через учреждения культуры, образования и здравоохранения, администрации городских округов и муниципальных районов края, а также размещены в средствах массовой информации и на видеоэкранах края.

Особую тревогу вызывает проблема оказания помощи людям, терпящим бедствие на водных объектах, в период межсезонья, когда реки края еще не имеют прочного льда или не освободились от него. И тогда оказание помощи может быть организовано только с применением малой авиации, что требует немалых финансовых средств на проведение аварийно-спасательных работ. Такая ситуация очень часто повторяется в Нанайском, Николаевском, Советско-Гаванском, Ульчском, Хабаровском муниципальных районах края.

В то же время достаточных сил постоянной готовности для экстренного реагирования при происшествиях на водных объектах, для осуществления полномочий края по поиску и спасанию людей на водных объектах и в территориальном море не имеется. Требуется дальнейшее развитие профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, повышение уровня подготовки и мастерства спасателей действиям в различных ситуациях, направленных на спасение жизни людей, их оснащение современными техникой и оборудованием.

Кроме этого, в соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) уровень сейсмического риска на территории края значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.

С учетом новых карт практически вся территория края при определенных условиях может быть отнесена к территориям с сейсмичностью 7 баллов, а некоторые районы - к территориям с сейсмичностью 8 - 9 баллов.

Долгосрочный прогноз сейсмической опасности (вероятностный прогноз землетрясений) осуществляется по карте ОСР-97-А (период повторяемости сотрясений 500 лет). По этой карте к сейсмоопасным районам края, характеризующимся сейсмической интенсивностью сотрясений 7 и более баллов по макросейсмической шкале MSK-64, относится три четверти территории края. На территории края с сейсмичностью 7 баллов находятся более 70 населенных пунктов в Аяно-Майском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Охотском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах края.

На территориях с сейсмичностью 8 баллов находятся населенные пункты: Большие Санники, Власьево, Датта, Де-Кастри, Константиновка, Красное, Лазарев, Лососина, Нигирь, Нижнее Пронге, Озерпах, Оремиф, Пуир, Советская Гавань, Согда, Тырма.

До 2000 года большая часть территорий обжитых районов края относилась по сейсмическому районированию к сейсмически безопасным (5-, 6-балльным) зонам. В связи с этим практически на всей территории края строительство велось в расчете на 6 баллов, соответственно большинство зданий и сооружений не рассчитано на сейсмические события в 7 и более баллов. К тому же большая часть существующего жилищного фонда была возведена 20 - 50 лет назад и имеет значительный износ.

По предварительным данным, в крае дефицит сейсмостойкости (от одного до трех баллов) имеют жилые дома общей площадью 1 580 тыс. кв. метров (499 объектов), 48 объектов социально-культурного назначения общей площадью 93,8 тыс. кв. метров, а также 6 объектов жизнеобеспечения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров.

Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), а также минимизация потерь от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития края.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 365 утверждена федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2018 годы". Прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы по сейсмоусилению объектов на территории края составляет 1 757,15 млн. рублей.

Работы по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков осуществлялись в соответствии с краевой целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июля 2010 г. N 199-пр. Общий объем средств краевого бюджета, предназначенных для реализации мероприятий краевой программы, составляет 1 206,665 млн. рублей.

В целях организации работ по предупреждению ЧС межмуниципального и регионального характера, вызванных землетрясениями, а также ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, за счет средств краевого бюджета в период с 2011 по 2014 год выполнены мероприятия на сумму 57,37 млн. рублей.

Средние показатели гибели людей в год при различных ЧС, пожарах и других происшествиях на территории края остаются высокими и составляют:

при дорожно-транспортных происшествиях - 214 человек;

при происшествиях на водных объектах - 114 человек;

при пожарах - 140 человек.

Таким образом, в среднем в год в дорожно-транспортных происшествиях, при пожарах и на водных объектах погибает около 470 человек.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма требуют развития механизма быстрого реагирования на возникающие угрозы.

Одним из методов решения этой проблемы является создание специальных служб, обеспечивающих оперативную помощь населению.

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано завершить работу по созданию дежурно-диспетчерских служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований, а также обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, необходимых для создания, развития и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивают ее эксплуатацию и развитие.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано завершить до 2018 года работы по созданию системы-112, в том числе путем реализации целевых программ.

В целях реализации вышеуказанных положений в Хабаровском крае приняты постановления Губернатора Хабаровского края от 04 августа 2006 г. N 148 "О создании дежурно-диспетчерской службы Правительства Хабаровского края", от 15 ноября 2008 г. N 157 "О создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на территории Хабаровского края", распоряжение Правительства Хабаровского края от 21 июля 2011 г. N 426-рп "О выполнении мероприятий по обеспечению вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на территории Хабаровского края".

Организовано функционирование дежурно-диспетчерской службы (далее также - ДДС) Правительства края и 19 ЕДДС городских округов и муниципальных районов края, в которых приняты все нормативные правовые акты об организации их деятельности. Для реализации проекта создания системы-112 на территории края заключены соглашения с главами городских округов и муниципальных районов края о совместных действиях по созданию системы-112 на базе ЕДДС муниципальных образований.

На сегодняшний день в крае разработан и реализуется технический проект создания системы-112, который прошел экспертизу в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее также - МЧС России), установлены программно-технические комплексы и оборудование для ДДС Правительства края и ЕДДС муниципальных образований. На базе учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края краевого государственного казенного учреждения "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края" (далее - УМЦ, КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края" соответственно) организовано обучение специалистов ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб.

В 2013 году за счет средств краевого бюджета в крае построен основной центр обработки вызовов системы-112 (далее - ЦОВ). Организовано круглосуточное информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю", ДДС Правительства края, ЕДДС городских округов и муниципальных районов края, ДДС организаций.

В 2014 году за счет средств краевого бюджета осуществлялось дооборудование ЦОВ, расположенного на базе ДДС Правительства края, и строительство резервного центра обработки вызовов на базе УМЦ КГКУ "Управление по делам ГОЧС и ПБ Хабаровского края".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»