ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 марта 2020 года N 113-пр
О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края
"Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций
и пожаров", утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 03 мая 2012 г. N 142-пр
В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края
постановляет:
Внести в государственную программу Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 03 мая 2012 г. N 142-пр, следующие изменения:
1) паспорт, разделы 1 - 5 изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Хабаровского края "Защита населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций и пожаров" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - | комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - | министерство строительства края; министерство здравоохранения края; министерство транспорта и дорожного хозяйства края; органы местного самоуправления (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю (далее - ГУ МЧС России по Хабаровскому краю) (по согласованию); социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию) |
Цель Программы | - | минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде от ведения и вследствие ведения военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах |
Задачи Программы | - | обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий военных конфликтов; обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
Основные мероприятия Программы | - | создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее также - система-112), обеспечение ее эксплуатации и развития на территории края; реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения края (далее также - РАСЦО) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создание комплексной системы экстренного оповещения населения края (далее также - КСЭОН); принятие мер по увеличению фактического накопления материальных ресурсов, созданию и использованию финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; повышение готовности защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, находящихся в краевой собственности; развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, повышение эффективности мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, предотвращение и минимизацию их последствий; развитие Противопожарной службы Хабаровского края (далее также - ППС края); развитие противопожарной пропаганды; обеспечение безопасности людей на водных объектах края; построение и развитие аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" (далее - АПК "Безопасный город") |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - | доля городских округов и муниципальных районов края, обеспечивающих прием вызова на единый номер "112" на своей территории; охват населения края централизованным оповещением об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (вновь создаваемой системой РАСЦО); охват комплексной системой экстренного оповещения населения края, проживающего в зонах, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных чрезвычайных ситуаций; рост объема закупок (приобретения) материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (процентов к 2010 году); обеспечение готовности защитных сооружений "Объекта-01" к функционированию по предназначению; доля населения края, прикрываемого поисково-спасательными формированиями аварийно-спасательной службы края (далее также - АСС края) (процентов от общего количества населения края); количество населенных пунктов, расположенных в пределах нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны; доля обученного населения Хабаровского края мерам пожарной безопасности; сокращение количества лиц, погибших в происшествиях на водных объектах (по отношению к показателю 2011 года) |
Сроки и этапы реализации Программы | - | Программа реализуется в два этапа: первый этап - с 2012 по 2016 год; второй этап - с 2017 по 2024 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств | - | прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию Программы - 25 649,32 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 034,76 млн. рублей, 2013 год - 2 055,32 млн. рублей, 2014 год - 2 161,09 млн. рублей, 2015 год - 1 754,27 млн. рублей, 2016 год - 1 615,64 млн. рублей, 2017 год - 1 807,20 млн. рублей, 2018 год - 2 188,90 млн. рублей, 2019 год - 2 023,47 млн. рублей, 2020 год - 2 084,08 млн. рублей, 2021 год - 2 023,93 млн. рублей, 2022 год - 1 966,84 млн. рублей, 2023 год - 1 966,89 млн. рублей, 2024 год - 1 966,93 млн. рублей, из них: субсидии из федерального бюджета - 342,11 млн. рублей, в том числе: 2014 год - 320,02 млн. рублей, 2015 год - 22,09 млн. рублей; средства краевого бюджета - 25 241,32 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 023,44 млн. рублей, 2013 год - 2 043,73 млн. рублей, 2014 год - 1 839,44 млн. рублей, 2015 год - 1 730,91 млн. рублей, 2016 год - 1 614,42 млн. рублей, 2017 год - 1 805,98 млн. рублей, 2018 год - 2 187,68 млн. рублей, 2019 год - 2 001,19 млн. рублей, 2020 год - 2 081,19 млн. рублей, 2021 год - 2 021,07 млн. рублей, 2022 год - 1 964,09 млн. рублей, 2023 год - 1 964,09 млн. рублей, 2024 год - 1 964,09 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 63,12 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 11,00 млн. рублей, 2013 год - 11,27 млн. рублей, 2014 год - 1,29 млн. рублей, 2015 год - 0,93 млн. рублей, 2016 год - 0,90 млн. рублей, 2017 год - 0,90 млн. рублей, 2018 год - 0,90 млн. рублей, 2019 год - 22,09 млн. рублей, 2020 год - 2,77 млн. рублей, 2021 год - 2,74 млн. рублей, 2022 год - 2,73 млн. рублей, 2023 год - 2,78 млн. рублей, 2024 год - 2,82 млн. рублей; внебюджетные средства (по согласованию) - 2,77 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 0,32 млн. рублей, 2013 год - 0,32 млн. рублей, 2014 год - 0,34 млн. рублей, 2015 год - 0,34 млн. рублей, 2016 год - 0,32 млн. рублей, 2017 год - 0,32 млн. рублей, 2018 год - 0,32 млн. рублей, 2019 год - 0,19 млн. рублей, 2020 год - 0,12 млн. рублей, 2021 год - 0,12 млн. рублей, 2022 год - 0,02 млн. рублей, 2023 год - 0,02 млн. рублей, 2024 год - 0,02 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | стопроцентное обеспечение приема вызовов от населения края экстренных оперативных служб по единому номеру "112", поддержание системы-112 в постоянной готовности к приему вызовов о чрезвычайных ситуациях и происшествиях; обеспечение своевременного информирования и оповещения населения края, в том числе проживающего в населенных пунктах края, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных процессов, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера; поддержание централизованных систем оповещения населения края в постоянной готовности; совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях; повышение защитных свойств защитных сооружений до установленных требований, поддержание их в постоянной готовности; повышение уровня прогнозирования, предупреждения и развитие системы мониторинга чрезвычайных ситуаций на территории края, в том числе экологического; повышение эффективности мер, направленных на предотвращение и минимизацию последствий от чрезвычайных ситуаций; повышение уровня пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в целях снижения рисков возможных последствий; повышение грамотности населения в области пожарной безопасности, гражданской обороны и безопасности людей на водных объектах; развитие и внедрение АПК "Безопасный город", обеспечивающего информатизацию и автоматизацию процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций |
1. Общая характеристика обоснования разработки Программы
В современных условиях проблема безопасности, защиты населения от различных угроз становится одним из важнейших направлений деятельности по обеспечению национальной безопасности.
Практика свидетельствует о прогрессирующем росте проблем техногенного и природного характера, которые несут значительную угрозу для населения, объектов экономики и требуют эффективных действий по их снижению.
Политика в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах относится к приоритетам социально-экономического развития Хабаровского края. Реализация политики напрямую оказывает влияние на повышение качества жизни населения края.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, остаются проблемы, которые необходимо решить при реализации Программы.
Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, об обеспечении личной и общественной безопасности, противодействие угрозам техногенного и природного характера диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.
В целях эффективной организации работы системы-112 требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих обеспечение содержания, эксплуатационно-технического обслуживания и развития системы-112 путем оснащения ее современными техническими средствами. Такой подход позволит повысить надежность, отказоустойчивость системы и эффективность координации межведомственного взаимодействия.
Для решения одной из задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций в целях своевременного оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории края необходимо развитие РАСЦО, которое увеличит число оконечных устройств РАСЦО в населенных пунктах края и обеспечит увеличение охвата оповещаемого населения края централизованным оповещением.
Для обеспечения своевременного информирования и оповещения населения края, в том числе проживающего в населенных пунктах края, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных процессов, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера требуется поддержание систем оповещения в постоянной готовности к использованию по назначению, которая достигается своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием этих систем.
Развитие приоритетных направлений в области гражданской обороны обусловлено совершенствованием методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышением качества подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения установленных категорий населения края средствами индивидуальной защиты органов дыхания необходима дальнейшая работа по созданию и содержанию их запасов, требующих дальнейшего поэтапного обновления до 2024 года.
Для сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в краевой собственности, необходимо проводить ряд мероприятий по поддержанию их в постоянной готовности.
Возможность оперативного реагирования на предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидация их последствий во многом зависят от объемов накопленных материальных ресурсов, их рационального размещения и использования, что в свою очередь требует постоянного наращивания материальных ресурсов краевого резерва и обеспечения его содержания.
Снижение рисков чрезвычайных ситуаций достигается за счет разработки и реализации целого комплекса мер и механизмов, направленных, во-первых, на предотвращение или снижение возможностей возникновения их источников и, во-вторых, на смягчение социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
Эффективная деятельность в области снижения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и масштабов их последствий требует необходимости постоянного поддержания в рабочем состоянии оборудования краевого центра экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций краевого государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты Хабаровского края" (далее также - КЦЭМП), дооснащения его новым высокоточным, чувствительным оборудованием с расширенными возможностями.
В целях защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и пожарами, сокращения нормативного времени прибытия к месту возникновения пожара и чрезвычайной ситуации, а также минимизации экономических и людских потерь необходимо продолжать развитие АСС края и ППС края путем расширения географии размещения через создание новых подразделений служб края, постоянного оснащения современными техническими средствами, качественного обслуживания и плановой замены парка техники, роста уровня подготовки и мастерства личного состава.
Для повышения уровня пожарной безопасности, организации эффективной профилактики и борьбы с пожарами необходимо продолжить работу по поддержке органов местного самоуправления в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности и развитию добровольной пожарной охраны путем предоставления субсидии из краевого бюджета.
Важную роль играет информирование населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Успех пропаганды знаний в этой области возможен путем умелой ее организации на местах, широкого использования различных форм и методов ее проведения, применения современных технических средств информирования и передовых информационно-коммуникационных технологий.
Одной из задач в общей системе обеспечения безопасности жизнедеятельности в крае является принятие неотложных эффективных мер по сокращению количества лиц, погибших в происшествиях на водных объектах.
Учитывая положительную динамику по снижению гибели людей на водных объектах края, требуется продолжение деятельности по созданию и оборудованию спасательных постов в местах массового отдыха населения у воды, по изготовлению агитационных материалов, направленных на безопасность людей на водных объектах, в том числе с использованием средств субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных образований края и социально ориентированным некоммерческим организациям.
В целях прогнозирования, реагирования и предупреждения угроз безопасности необходимо внедрение, а также обеспечение выполнения первоочередных мероприятий по построению и развитию сегментов АПК "Безопасный город" в муниципальных образованиях края.
Решение вышеуказанных проблем требует формирования комплексного подхода в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, реализации скоординированных по ресурсам, срокам, исполнителям и результатам мероприятий посредством программного целевого метода.
2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Цель и задачи Программы
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации определены цели и приоритеты развития национальной экономики, улучшение качества жизни граждан, обеспечение обороны страны, государственной и общественной безопасности, направленные на решение главной задачи государства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Целью государственной политики в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров является безопасность жизнедеятельности населения, устойчивое социально-экономическое развитие государства с учетом планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на период до 2030 года, включая:
- повышение уровня защищенности населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- повышение уровня реагирования на чрезвычайные ситуации и происшествия;
- обеспечение своевременного оповещения населения края об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- повышение уровня пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах края, особенно в местах их массового отдыха.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы соответствуют:
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- Основам государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 г. N 696;
- Основам государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01 января 2018 г. N 2;
- Основам государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N 12;
- Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 16 октября 2019 г. N 501;
Одной из целей Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр, является создание комфортного пространства для жизни и экономической деятельности.
Достижение приоритетных направлений деятельности государства также обеспечивается за счет реализации Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. N 2446-р, которая направлена на повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
В соответствии с указанными приоритетами стратегической целью Программы является минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде, возникающего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, пожарах и происшествиях на водных объектах.
Для достижения постановленной цели в Программе предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение эффективного предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах, а также ликвидации последствий военных конфликтов;
- обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
3. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Реализация Программы позволит повысить уровень защищенности населения и территорий края от различных угроз, обеспечить эффективное функционирование системы управления силами и средствами гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, создать условия для устойчивого социально-экономического развития края и повышения качества жизни населения края.
Ожидаемые результаты Программы:
- стопроцентное обеспечение приема вызовов от населения края экстренных оперативных служб по единому номеру "112", поддержание системы-112 в постоянной готовности к приему вызовов о чрезвычайных ситуациях и происшествиях;
- обеспечение своевременного информирования и оповещения населения края, в том числе проживающего в населенных пунктах края, подверженных воздействию быстроразвивающихся опасных процессов, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера;
- поддержание централизованных систем оповещения населения края в постоянной готовности;
- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
- повышение защитных свойств защитных сооружений до установленных требований, поддержание их в постоянной готовности;
- повышение уровня прогнозирования, предупреждения и развитие системы мониторинга чрезвычайных ситуаций на территории края, в том числе экологического;
- повышение эффективности мер, направленных на предотвращение и минимизацию последствий от чрезвычайных ситуаций;
- повышение уровня пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в целях снижения рисков возможных последствий;
- повышение грамотности населения в области пожарной безопасности, гражданской обороны и безопасности людей на водных объектах;
- развитие и внедрение АПК "Безопасный город", обеспечивающего информатизацию и автоматизацию процессов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками
На решение задач и достижение целей Программы могут оказать влияние следующие риски:
1) финансовые - отсутствие или недостаточное финансирование мероприятий в рамках Программы может привести к снижению уровня защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и, как следствие, показатели (индикаторы) не будут достигнуты, а при неблагоприятном прогнозе показатели (индикаторы) могут измениться в отрицательную сторону. Качественная оценка данного риска - риск высокий.
Преодоление рисков может быть осуществлено путем сохранения устойчивого финансирования Программы в целом, а также путем дополнительных организационных мер, направленных на преодоление данных рисков;
2) правовые - правовые риски связаны с изменением федерального законодательства и законодательства края, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий Программы. Качественная оценка данного риска - риск низкий.
Для минимизации воздействия данной группы рисков в рамках реализации Программы планируется:
- проведение мониторинга планируемых изменений в действующем законодательстве в сферах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и в смежных областях;
- планирование и проведение оперативной корректировки показателей (индикаторов) и мероприятий Программы по результатам мониторинга изменений внешних факторов, влияющих на реализацию Программы;
3) макроэкономические - связаны с возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, а также возникновением бюджетного дефицита, что может отразиться на снижении ресурсного обеспечения реализации Программы. Качественная оценка данного риска - риск средний.
Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее важных мероприятий Программы.
Ожидаемым негативным последствием вышеуказанных рисков является неполное достижение показателей (индикаторов), предусмотренных в Программе.
5. Механизм реализации Программы