РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 октября 2007 года N 35-р
Об утверждении Концепции развития системы районных учреждений по делам молодежи в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании распоряжения Комитета по
молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Санкт-Петербурга от 7 февраля 2023 года N 18-р
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2006 N 784 "О плане мероприятий по выполнению в Санкт-Петербурге задач, вытекающих из положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года" и в целях устойчивого развития районной системы учреждений по делам молодежи, организации работы в соответствии с потребностями жителей города, общества и государства:
1. Утвердить Концепцию развития системы районных учреждений по делам молодежи в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Начальнику отдела поддержки молодежных инициатив Каля В.Ю. в срок до 10.09.2007 направить Концепцию в администрации районов Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета Тищенко П.Е.
Председатель Комитета
С.Ю.Гришин
Концепция развития районных учреждений по делам молодежи в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы
Система государственных учреждений, реализующих молодежную политику в Санкт-Петербурге, подразделяется на учреждения городского и районного уровней.
Первые из них находятся в ведении Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и выполняют такие специфические функции как профилактика безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних, содействие занятости и профессиональной ориентации молодежи, организация отдыха и оздоровления для детей и молодежи, организация международных и межрегиональных молодежных обменов, проведение городских мероприятий для молодежи, а также методическое сопровождение деятельности районных учреждений по делам молодежи.
К районным учреждениям по делам молодежи относятся:
- подростково-молодежный центр - государственное учреждение, созданное по территориальному признаку в административном районе Санкт-Петербурга и действующее с целью объединения подростково-молодежных клубов района для осуществления управленческих, социально-культурных, физкультурно-оздоровительных или иных функций некоммерческого характера и финансируемое администрациями района Санкт-Петербурга и курируется отделом, отвечающим за реализацию молодежной политики в районе;
- районный Дом молодежи - государственное учреждение или структурное подразделение государственного учреждения, созданное с целью предоставления услуг культурно-досугового и спортивно-массового характера, а также осуществляющее методическую, информационную, профилактическую, консультационную работу.
Типология и реестр услуг районных учреждений представлены в приложении 1.
Работа по месту жительства с детьми и молодежью - деятельность государственных органов управления молодежной политикой и районных государственных учреждений по делам молодежи, а также органов местного самоуправления, направленная на создание и обеспечение условий для воспитания, развития, социального становления и самореализации детей и молодежи, для организации их социально-ориентированного досуга.
Этот вид организации свободного времени обеспечивает приобщение юных петербуржцев к здоровому образу жизни, раскрытие творческого потенциала личности, формирование потребности к достижению общественно значимого результата, способствует развитию гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения, что, в свою очередь, способствует решению задач социально-экономического развития региона.
Районные учреждения по делам молодежи выполняют также функции организации первичной профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании и алкоголизма, девиантного поведения, воспитания толерантности. Кроме того, решение отдельных задач дополнительного образования на базе учреждений по делам молодежи дополняют воспитательные возможности школы и учреждений дополнительного образования. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система работы по месту жительства способна быстро и точно реагировать на "вызовы времени" в интересах молодежи, общества, государства. В Санкт-Петербурге около 14,0 % от общей численности населения в возрасте от 7 до 18 лет посещает районные учреждения по делам молодежи. Совершенствование их деятельности требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства.
Концепция развития районных учреждений по делам молодежи Санкт-Петербурга на 2008-2011 гг. (далее - Концепция) разработана с учетом статистических данных, представленных администрациями районов в соответствии с распоряжением Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями N 36-р от 21.12.2206* "Об утверждении форм и порядка предоставления статистических данных об учреждениях по делам молодежи" и положений Концепции развития системы дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Она ориентирована на выполнение Закона Санкт-Петербурга "О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы" и Перечня стандартов проживания в Санкт-Петербурге на 2005-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 1051 от 29.08.2006.
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "21.12.2006". - Примечание изготовителя базы данных.
Концепция направлена на реализацию стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, усиление внимания государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к воспитанию молодежи, к организации ее социально-ориентированного досуга, к противодействию негативным явлениям в молодежной среде, удовлетворения потребностей молодежи в предоставлении им социальных услуг в системе работы по месту жительства и потребностей самой этой системы в дальнейшем совершенствовании.
Концепция развития районных учреждений по делам молодежи разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 "О Национальной доктрине образования" (с поправками).
7. Закон Санкт-Петербурга от 20.02.1998 N 28-6 "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга".
________________
*Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "848". - Примечание изготовителя базы данных.
18. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2006 года.
19. Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга 2007 года.
Концепция определяет целевые, содержательные и результативные приоритеты развития системы работы по месту жительства в Санкт-Петербурге, задает основные способы и механизмы их достижения.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящий момент в Санкт-Петербурге действует 321 подростково-молодежный клуб, открыто 2 районных Дома молодежи, еще 4 планируются к открытию. По состоянию на 01.01.2007 на бесплатной основе в них занимается более 44000 человек, на платной основе - около 13000 человек. В клубах работает 1846 бесплатных и 835 платных кружка (секции). В 234 клубах организованы места свободного общения, которые в 2006 году на факультативной основе посетило в общей сложности около 20000 человек. В 7 районах на базе подростково-молодежных клубов действует 109 любительских объединений. Площадь клубов составляет более 100 тыс.кв.м. На балансе подростково-молодежных центров в 9 районах находится 39 спортивных площадок (приложение 2).
На начало 2007 года в клубах занимаются 2186 молодых человека, относящихся к "группе риска", в т.ч. состоящие на учете в органах внутренних дел (в данную статистику включены только охваченные организованными формами досуговой деятельности (кружки, секции).
После перехода подростковых клубов из системы жилищно-коммунального хозяйства в ведение органов по делам молодежи (1980-90-е годы) деятельность данных учреждений была направлена на организацию первичной профилактики асоциальных явлений среди молодежи. В связи с этим была проведена работа по созданию в клубах (имеющих необходимые площади и материально-технические возможности) организованных мест свободного общения, которые служат средством адаптации и начальной стадией для вовлечения молодежи в организованное пространство клуба. Существенными преимуществами подростково-молодежных клубов являются их территориальная доступность, приближенность к месту проживания и возможность свободы выбора деятельности. Все подростково-молодежные клубы города объединены в подростково-молодежные центры по территориальному признаку (в рамках одного административного района). Методические рекомендации по организации деятельности подростково-молодежных центров представлены в приложении 3.
Состояние учреждений по делам молодежи в Санкт-Петербурге характеризуется следующими положительными тенденциями:
1. Создана единая сеть подростково-молодежных центров;
2. Осуществляется интеграция районных учреждений, предоставляющих услуги молодежи, в единое социально-организованное пространство, с сохранением специфики каждого из них;
3. Идет процесс обновления содержания, форм и технологий, используемых районными учреждениями по делам молодежи, в соответствии с изменяющимися запросами молодежи;
4. Осуществляется совершенствование программно-методического и информационного обеспечения районных учреждений по делам молодежи;
5. Стабильно работают городские методические объединения педагогов сферы молодежной политики;
6. Активно развиваются различные формы дополнительного образования;
7. Действует система аттестации работников учреждений по делам молодежи.
Основными факторами, определившими динамику развития системы работы по месту жительства в Санкт-Петербурге, являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- активная работа Совета директоров подростково-молодежных центров;
- развитие методической работы с педагогами путем проведения семинаров, круглых столов, методических лабораторий;
- совершенствование материально-технической базы и восстановление помещений подростково-молодежных клубов;
- расширение информационного пространства учреждений.
Правительство города считает вовлечение молодежи в социально-организованную деятельность принципиально важным, поэтому показатели числа занимающихся в клубах на бесплатной основе, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних, а также показатели развития учреждений по делам молодежи учитываются при оценке социально-экономического развития районов (приложение 4).
Вместе с тем, состояние системы работы по месту жительства характеризуется следующими основными проблемами:
1) не в полном объеме обеспечен ресурсный потенциал районных учреждений по делам молодежи:
Отсутствие адекватного бюджетного финансирования, проблемы, связанные с переходом к рыночным отношениям, негативно отразились на одном из главных достижений системы работы по месту жительства - его бесплатности.
В то же время, имеющаяся материально-техническая база районных учреждений по делам молодежи недостаточно используется для оказания услуг другим категориям населения, что снижает доступность ресурсов города для петербуржцев и эффективность их использования.
Нет механизма непрерывного пополнения и обновления материально-технической базы, в первую очередь, базы наиболее "ресурсоемких" программ в области физкультурно-спортивного, военно-патриотического, технического и научно-исследовательского творчества молодежи, то есть тех программ, которые наиболее привлекательны для этой категории петербуржцев и, как следствие, оказывают наибольший социально-профилактический эффект.
Недостаточное бюджетное финансирование до настоящего времени не обеспечило в полном объеме соответствующую поддержку технического состояния зданий, в которых находятся учреждения по делам молодежи.
Отсутствие сбалансированности в размещении инфраструктуры учреждений по делам молодежи на территории районов существенно влияет на их доступность.