Ежегодное Послание Губернатора Санкт-Петербурга

29 марта 2006 года

Уважаемый Вадим Альбертович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые представители органов власти, науки, культуры,
деловых кругов, местного самоуправления!
Дорогие петербуржцы!



Я обращаюсь к вам с третьим по счету ежегодным посланием.

Позади два с половиной года нашей общей работы во имя достижения стратегической по масштабу, но конкретной и осязаемой цели - превратить Петербург в город с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества.

Я не случайно сказала: нашей работы. Политическая стабильность стала нормой, естественной средой, в которой действуют ветви власти. Дискуссии, критика, споры и неизбежны, и необходимы. Они делают наш законотворческий диалог содержательным и честным. Взаимная ответственность, готовность слушать и слышать друг друга определяют наши отношения с Законодательным Собранием. И я благодарна за это всему депутатскому корпусу и Вам, Вадим Альбертович. И, конечно же, трудно переоценить ту поддержку, которую оказывает городским властям в решении социально-экономических и других важнейших проблем полномочное представительство Президента России в Северо-Западном федеральном округе. В эффективном сотрудничестве с городским законодательным корпусом мы создаем новый правовой фундамент, на котором будет возводиться и уже возводится Санкт-Петербург XXI века. Принятый нами Совместный план законопроектной работы успешно реализуется. В 2005 году мною было внесено в Законодательное Собрание свыше 60 законопроектов, большая часть из которых уже обрела статус законов Санкт-Петербурга. Среди стратегических решений назову принятие Генерального плана Санкт-Петербурга до 2025 года, Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, 17 законов о государственной поддержке инвестиционной деятельности, а также все без исключения законы, направленные на поддержку ветеранов войны и труда, пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и создание системы гарантий для работников бюджетной сферы.

Вновь, как и в прошлом году, ярким примером взаимодействия ветвей власти стала работа над бюджетом города. Вновь Правительство и депутаты действовали как команда, обеспечив такой уровень подготовки проекта, который позволил многим экспертам назвать бюджет 2006 года лучшим в новейшей истории Петербурга. Нас по справедливости воспринимают как европейскую столицу России не только потому, что облик Санкт-Петербурга на глазах меняется, не только потому, что город возвращает себе европейское лицо, изначально данное нам Петром Великим. Авторитет нашего города оттого и растет, что мы не стремимся быть просто красивой декорацией для протокольных мероприятий. Санкт-Петербург все чаще становится центром принятия ключевых решений - политических, экономических и правовых. И проведение летом этого года саммита глав государств "Группы восьми", и предстоящий переезд в Петербург Конституционного суда, и выход петербургского телевидения в федеральный эфир, и перенос к нам штаб-квартир крупнейших российских компаний, и приход к нам стратегических инвесторов с Запада и Востока - это признание роли, которую обрел наш город.

2005 год был годом устойчивого подъема экономики Санкт-Петербурга. Валовой региональный продукт (ВРП), по предварительной оценке, увеличился на 8,4%. Это заметно выше темпов, достигнутых городом в 2004 году, и на два процента выше темпов роста общероссийского ВВП в 2005 году.

Быстрое увеличение валового регионального продукта на этот раз было поддержано стремительным ростом объема услуг связи - на 15%, оборота розничной торговли - на 12,9%, а также устойчивым увеличением объема транспортных услуг.

В границах Большого порта Санкт-Петербурга переработано на 12,3% больше экспортно-импортных грузов, чем в предыдущем году - 57,5 млн. тонн.

Число зарегистрированных безработных в Санкт-Петербурге - по-прежнему одно из самых низких в России - 0,8% экономически активного населения.

Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге также несколько выше, чем по России в целом, и составил 4,2%, рост оборота промышленных предприятий - 109,1%.

Но надо признать, что в 2005 году петербургская промышленность показала заметно более скромные темпы подъема, чем в 2004 году.

Значит ли это, что промышленность перестает быть локомотивом роста петербургской экономики? Ни в коем случае! Санкт-Петербург был, есть и будет одной из столиц российской промышленности, центром индустриальной модернизации и генератором инноваций. Сегодняшние проблемы промышленности Санкт-Петербурга - это в первую очередь проблемы структурной перестройки, проблемы борьбы за конкурентоспособность.

Позиции наших предприятий не только на внешних, но и на внутренних рынках, как и в целом в России, резко осложнило быстрое укрепление курса рубля относительно международных валют. К сегодняшнему дню это стало фактором, который объективно тормозит наш экспорт и снижает конкурентоспособность наших товаров.

Так, особенно заметно снижение темпов прироста продукции в пищевой промышленности - вместо привычных двузначных цифр рост всего 2,3%. Увы, это объективный процесс.

В 90-е годы пищевая и, в первую очередь, пивоваренная отрасль нашего города стала флагманом технологической модернизации и инвестиционной активности. Но к 2005 году потенциал развития отрасли в Петербурге оказался практически исчерпан, лидеры нашей пищевой промышленности осваивают российскую глубинку и открывают там свои производства.

Поэтому в 2005 году была сделана ставка на развитие высокотехнологичных наукоемких производств. И по ряду позиций мы заметно продвинулись вперед. Так, индекс производства машин и оборудования составил 16,4% к уровню 2004 года. Выпуск гидравлических и паровых турбин вырос соответственно на 23,4% и 12,4%. Рост производства судов, летательных и космических аппаратов и транспортных средств составил 7,2%.

Правительством города многое сделано по размещению на петербургских предприятиях крупных заказов - российских железных дорог, других монополистов, нефтяных компаний, оборонной продукции.

Идеология структурной перестройки промышленности формулируется просто: ставка на рост доли продукции высоких технологий через радикальную модернизацию действующих производств. Альтернативы нет. Нельзя и дальше рассчитывать на бурный экономический рост, пытаясь давить сок из выжатого апельсина.

Переосмысливая нашу промышленную политику, мы продолжали форсированное движение на инвестиционном направлении. Напомню: 40-процентный рост инвестиций в 2004 году был расценен как инвестиционный бум. В 2005 году мы взяли новую планку: рост инвестиций составил уже 43,9%.

А общий объем инвестиций достиг абсолютного рекорда - 1 миллиард 417 миллионов долларов.

В течение 2005 года мировые рейтинговые агентства четырежды повышали финансово-кредитный рейтинг Петербурга. По итогам 2004-2005 годов Петербургу присвоено первое место в главной номинации "За минимальный инвестиционный риск".

В 2005 году качественно изменился характер инвестиций: если раньше инвестор стремился исключительно в сферу коммерческой недвижимости, то теперь он не боится идти в реальный сектор экономики. 67,3% от общего объема инвестиций направлено в 2005 году в обрабатывающие производства.

В прошлогоднем послании я перечислила полтора десятка инвестиционных проектов наших зарубежных партнеров.

Сегодня могу сказать: все без исключения эти проекты реализуются. Мы заложили заводы концерна "Тойота", "Русский стандарт", "Bosch and Siemens", "Кнауф", "Алкан Пэкеджинг", ведем строительство "Ижорского трубного завода", ввели завод "Элкотек". Городской рынок труда получит порядка пяти тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.

Ставка на вложения в инновационные производства - это наша, петербургская ниша. Мы должны расширять ее, создавая все более привлекательные условия для инвесторов и усиливая свои конкурентные преимущества. Мы должны динамично и мобильно реагировать на мировую конъюнктуру.

Потому что серьезные инвестиционные проекты - это приход в город технологий XXI века, это эффективные высококонкурентные производства, это новые рабочие места с достойной оплатой и новые кадры с высокой квалификацией и трудовой культурой. Победа Санкт-Петербурга в общероссийском конкурсе на создание особой технико-внедренческой экономической зоны - это мощный импульс развития высокотехнологичных производств и IT - разработок. А значит - укрепления позиций Петербурга как инновационной столицы России.

Одним из ключевых обязательств, взятых мною в 2003 году, было удвоение доходов городского бюджета. Эта задача выполнена. А с учетом поправок в бюджет 2006 года - и перевыполнена.

Если в 2003 году доходы и расходы петербургского бюджета достигали приблизительно 75 миллиардов рублей, то в прошлом году доходы составили 140,4 млрд.руб., а расходы - 134 миллиарда. Фактические результаты 2005 года далеко превзошли ожидания. Вместо запланированного бюджетного дефицита в 7,5 миллиарда рублей обеспечен профицит в 6 миллиардов рублей. Внешний долг города сократился за год на 2 миллиарда рублей. И заметьте, этот результат достигнут без повышения фискальной нагрузки на экономику, а значит, и без снижения реальной конкурентоспособности наших предприятий-плательщиков. Расходная часть бюджета 2006 года, с учетом поправок, составит уже 173 миллиарда рублей.

Предприятия с участием таких крупнейших кампаний, как "Лукойл", "Роснефть", "Транснефть", перерегистрация в Петербурге головного офиса "Внешторгбанка", расширение деятельности филиала "Северстали" принесли в 2005 году более 6 млрд.руб. бюджетных поступлений. Интерес российского бизнеса к нашему городу продолжает расти. В качестве городских налогоплательщиков зарегистрировались компании "Транснефтепродукт", "СИБУР Холдинг", "Трансаэро".

В этом году к нам на налоговый учет перейдет "Совкомфлот".

Да, мы ведем наступательную и одновременно гибкую политику, открывая преимущества Петербурга для компаний самого крупного калибра. Потому что с приходом таких компаний растут не только доходы бюджета. В экономике бренды значат не меньше, чем в культуре. Масштаб компаний, пришедших в город, - это важный сигнал для всего крупного бизнеса. Скажем откровенно: сегодня у Петербурга высокий, фактически столичный деловой статус.

Итак, мы досрочно вышли к намеченным ориентирам и не планируем дальнейшего скачкообразного роста доходов. Ключевой принцип бюджетной политики - повышать конкурентоспособность Санкт-Петербурга, находить новые источники доходов, образно говоря, разрабатывать новые "месторождения".

Что же касается бюджетных расходов, то во главу угла мы ставим целевой характер планирования, адресность и эффективность. Богат тот, кто не позволяет себе быть расточительным. Мы уже достаточно богаты, чтобы освоить эту премудрость. Всего один пример: за счет реформирования системы горзаказа петербургский бюджет сэкономил за прошлый год 3,6 млрд. рублей.

Экономическая и социальная политика города позволила добиться повышения жизненного уровня населения и реального сокращения масштабов бедности. В 2005 году среднемесячная начисленная заработная плата в бюджетной сфере выросла на четверть по сравнению с 2004 годом и составила 8,6 тысячи рублей. Санкт-Петербург - первый в России субъект Федерации, который радикально изменил идеологию оплаты труда работников бюджетных учреждений. Мы отказались от ЕТС - единой тарифной сетки, а попросту говоря, от уравниловки. Переход к стимулирующей системе оплаты в соответствии с квалификацией, стажем и результатами труда повысит заработную плату абсолютного большинства работников бюджетной сферы в среднем на 15-20%. Повышение зарплаты ряда категорий бюджетников в рамках национальных проектов вплотную приблизит уровень оплаты труда в бюджетной сфере к среднему по городу.

И, конечно же, надо признать, что генетически проблема бедности - это в первую очередь проблема пенсий. В 2005 году пенсионеры, достигшие возраста 65 лет, и старше получали ежемесячную доплату к пенсии до прожиточного минимума за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. С 1 января 2006 года право на эту доплату было распространено на граждан в возрасте от 60 лет и старше.

На 31 декабря 2005 года средний размер пенсии по Санкт-Петербургу составил 2846 руб. - на 25,6% больше, чем в 2004 году. Это выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров, на 450 рублей.

Реальные денежные доходы населения выросли за год на 14,4% (в среднем по России - на 8,8%), а среднемесячная номинальная заработная плата достигла в 2005 году 10,8 тысячи рублей против 8,5 тысячи в среднем по России.

В 2005 году мы достигли исторического максимума в строительстве жилья - 2 миллиона 273 тысячи квадратных метра. Введено в эксплуатацию более 400 объектов торговли, культуры, образования и коммунального хозяйства, административных и офисных зданий, бизнес-центров, автосервиса общей площадью миллион 260 тысяч квадратных метров.

Мы впервые за последние годы добились прорыва в бюджетном строительстве. Почти 5,8 миллиарда рублей было выделено на строительство и реконструкцию жилья и социальных объектов. Мы высокими темпами расселяем сегодня ветхое и аварийное жилье. Почти 900 квартир будет куплено под расселение жилья в зоне КАД.

Проще говоря, это то, что делает комфортнее, цивилизованнее жизнь всех слоев населения, каждого жителя, вне зависимости от размера кошелька. Это то, что впрямую определяет социальное самочувствие людей, - школы и детские сады, кинотеатры и театры, спортшколы и спортплощадки, дома для престарелых и центры реабилитации инвалидов.

В 2005 году, впервые за постсоветское время, город включил капитальное строительство социальных объектов в приоритеты бюджетной политики. В одной только области здравоохранения: завершено строительство хирургического корпуса Покровской больницы, нового блока больницы им.Семашко в Пушкине, проведена реконструкция зубопротезной поликлиники в Кронштадте, выполнен первый этап реконструкции городского онкологического диспансера в Кировском районе, продолжается строительство онкологической больницы в поселке Песочный, начата реконструкция Мариинской больницы и строительство поликлиники для взрослых в Выборгском районе.

Мы продолжили сокращать отставание в строительстве метро, которое грозило проблемами глобального характера.

В 2005 году введена в эксплуатацию станция "Комендантский проспект", возобновлены активные работы на Фрунзенском радиусе, закуплено 59 новых вагонов. Идет энергичная работа по комплексной модернизации Невско-Василеостровской линии метрополитена.

В 2005 году мы один за другим создавали транспортные подходы к Кольцевой автомобильной дороге, было построено 5 крупных путепроводов и транспортных развязок, завершена реконструкция проспекта Энгельса, отремонтировано 2,5 миллиона кв. метров городских дорог.

2005 год был, без преувеличения, знаковым для энергетики Петербурга.

Правительством города приняты концепции генеральных схем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и газоснабжения. Сегодня город имеет детально проработанную стратегию развития систем инженерного обеспечения на период до 2010 года и с учетом перспективы до 2025 года. Это база, без которой развивать город невозможно, как невозможно построить дом без фундамента. Существенно увеличены объемы ремонта инженерных коммуникаций. В рамках инвестиционного проекта "Газпрома" по реконструкции системы теплоснабжения Петроградского района построено 20 современных модульных автоматизированных котельных (к слову, в этом году будет построено еще 38), реконструировано около 30 километров тепловых сетей.

В рамках Программы газификации поселков и пригородов Санкт-Петербурга проложен 41 километр газопроводов.

Активно реализуется инвестиционный проект по прокладке теплотрассы от Северо-Западной ТЭЦ к Приморской котельной.

Впервые за 15 лет город и Федеральная сетевая компания приступили к строительству новых крупных электропитающих центров для обеспечения развития Петербурга. Событием общеевропейского масштаба стал ввод в эксплуатацию Юго-Западных очистных сооружений.

Впервые в нашей истории мы переходим на международные экологические стандарты XXI века.

В прошлогоднем послании я отмечала, что в Петербурге произведен запуск реальной, а не декоративной реформы жилищно-коммунального хозяйства. Сегодня подчеркну: реформы всегда оказываются сложнее, чем кажется реформаторам. Нам не дано учиться на чужих ошибках, потому что мы первыми из регионов начали перевод неповоротливой и консервативной системы ЖКХ на рыночные рельсы. Да к тому же в условиях критического состояния жилищного фонда и инженерных коммуникаций. Мы первыми прокладываем эту колею.

Реформа такого масштаба ломает не только стереотипы управления, но и стереотипы сознания, в том числе самих граждан, которых мы призываем стать реальными хозяевами своего дома и своего двора. Наивно ожидать мгновенный эффект. Но первые, убедительные результаты налицо. Уже более 18 миллионов квадратных метров жилья переданы в управление на конкурсной основе. В капитальный ремонт жилого фонда привлечено дополнительно, за счет инвестиций, 300 миллионов рублей. Только в домах старой застройки создано почти 900 товариществ собственников жилья. Доля жилищного фонда, находящегося в управлении ТСЖ, превысила 25%. Отремонтировано около 6 тысяч лестничных клеток и свыше 920 тысяч квадратных метров кровель - впервые за все постсоветское время.

2005 год отмечен оживлением ипотечного кредитования. Выдано 4,5 тысячи кредитов - в девять раз больше, чем два года назад. Городом подписаны соглашения с более чем тридцатью банками о развитии ипотечного кредитования. В результате многие банки сегодня снизили первый взнос с 30 до 10%, а сроки кредитов увеличены с 5 до 15-20 лет. Очевидный всплеск интереса к ипотеке убеждает, что петербуржцы стремительно расстаются с патернализмом, они готовы больше работать, больше зарабатывать и инвестировать в собственное жилье. В ходе недавнего визита в США мы провели переговоры с представителями крупнейших финансовых корпораций о возможности их участия в петербургских ипотечных проектах. Мы будем и впредь делать все, что зависит от власти, для развития ипотеки. Ведь мировой опыт свидетельствует: массовая ипотека - это витамин роста для среднего класса.

За счет бюджета города мы решали жилищные проблемы тех, за кого в ответе государство. Впервые принята целевая программа "Жилье работникам бюджетной сферы". 237 миллионов рублей направлены на закупку жилья для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Мы достойно отметили 60-летие Великой Победы. Совместными усилиями власти и бизнеса удалось решить социально-бытовые проблемы многих участников войны и блокадников. Но главное все же - та атмосфера уважения и благодарности нашим уважаемым ветеранам, которая охватила город в юбилейные дни.

В минувшем году избран новый состав Уставного суда Санкт-Петербурга. Убеждена, беспристрастный и справедливый подход судей к исполнению своих полномочий обеспечит соответствие всех принимаемых решений нормам городской Конституции. Уже говорила и повторю: в Петербурге не будет правового нигилизма. Уставный суд - важный институт демократического общества. Мы выполняли и будем выполнять его решения.

Подводя итоги 2005 года, подчеркну главное: нам удалось сохранить и нарастить темп модернизации всех ключевых отраслей городской экономики, городского хозяйства и социальной сферы. Оглядываясь назад, можно сказать, что в первый год нашей работы мы стояли перед выбором: радикальный прорыв или неизбежная стагнация. Требовалось стремительно запустить реформы, реанимировать упущенные возможности. Это потребовало сразу задать предельный темп. Многие, не скрою, считали, что в 2005 году замедление темпов развития неизбежно.

Но итоги года опровергли эти опасения. Я бы сказала так: мы вышли на длинную дистанцию, но сохранили спринтерскую скорость.

Инновационный, прорывной стиль управления городом - это наш выбор. Наступательность, прагматизм, жесткая ориентация на результат, использование геостратегических, интеллектуальных, экономических, культурно-исторических преимуществ Петербурга для повышения статуса и конкурентоспособности города - это наш курс. Не отступая от этого курса, мы должны в 2006 году добиться новых, осязаемых результатов во всех сферах, которые определяют качество жизни петербуржцев.

В бюджете 2006-го года на адресную инвестиционную программу направлено 27,9 миллиарда рублей. Рост по сравнению с 2005 годом - 34%! Расходы на здравоохранение - 28,7 миллиарда рублей (рост за год - 22%). Расходы на социальную политику - 20 миллиардов рублей (рост - 28%). Расходы на безопасность и правоохранительную деятельности - 4,3 миллиарда рублей (рост - 17%). Новые бюджетные возможности позволяют усилить приоритеты бюджетной политики на 2007 год. Они таковы:

- увеличение адресной инвестиционной программы с акцентом на капитальное строительство жилья, инженерной инфраструктуры, дорог и объектов социальной инфраструктуры;

- рост расходов на капитальный ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройство города;

- усиление социальной направленности бюджета с целью сокращения масштабов бедности, адресная социальная помощь;

- рост расходов на здравоохранение;

- рост расходов на улучшение социально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, инвалидов, работников бюджетной сферы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»