Ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга

23 мая 2007 года

Уважаемый Вадим Альбертович!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Уважаемые судьи Уставного суда!
Уважаемые Почетные граждане, представители органов власти,
науки, культуры, деловых кругов, местного самоуправления!
Дорогие петербуржцы!



Это четвертое по счету ежегодное послание Губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию. И вместе с тем, это первое послание в ходе моего нового губернаторского срока. И первое, с которым я обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания 4-го созыва.

Оглядываясь на итоги прошедших лет, я могла бы сказать так. Все, что относится сегодня к безусловным достижениям города, удалось реализовать благодаря двум решающим факторам.

Во-первых, мы никогда не отступали от заявленной стратегии развития Петербурга как современного, динамичного, конкурентоспособного мегаполиса. Петербург должен стать городом с европейскими стандартами качества жизни, европейским уровнем экономики и развития гражданского общества. Потому что в этой формуле - суть наших обязательств перед петербуржцами.

Во-вторых, в сотрудничестве с Законодательным Собранием создан надежный правовой фундамент социально-экономического развития Петербурга и преодоления тех вызовов, перед которыми стоит город.

Цивилизованный диалог властей всегда поддерживает полномочное представительство Президента России в Северо-Западном федеральном округе, полномочный представитель Президента Илья Иосифович Клебанов, помогая нам в решении всех самых острых проблем города. Важную роль в формировании здорового политического климата играет сегодня и Уставный суд Санкт-Петербурга.

Усилиями всех ветвей власти в последние годы создана политическая и правовая база для динамичного развития города. И я уверена, вместе с новым составом Законодательного Собрания мы не допустим возврата к старым временам.

Минувший год был, без сомнения, продуктивным. Петербург укрепил свой авторитет и в международной сфере, и в деловой жизни, и в российской политике. Летом прошлого года город принимал саммит глав государств "Группы восьми" и справился с этой ролью достойно. Мы впервые провели в новом формате Петербургский международный экономический форум. Мы готовимся к переезду в наш город Конституционного суда. В 2006 году Петербург стал главной площадкой торжеств по случаю 100-летия Государственной Думы, 250-летия российского театра и 100-летия со дня рождения выдающегося ученого и гуманиста ХХ века Дмитрия Сергеевича Лихачева. Наш город как центр науки и образования сыграл значимую роль в том, что Указом Президента России 2007 год объявлен Годом русского языка. Петербургский "5 канал" уже в этом году расширит зону вещания до 73 регионов страны, включая Москву. А наш праздник "Алые паруса" имеет все шансы стать не только общероссийским, но и международным культурным и туристическим брэндом.

Вторая столица России - это уже не метафора. Это даже не вопрос имиджа. Это констатация места Петербурга на карте России и Европы как одного из ведущих политических, деловых, финансовых, культурных центров. И это предъявляет адекватные требования к уровню управления городом.

2006 год отмечен устойчивым развитием экономики Петербурга. Валовой региональный продукт (ВРП) достиг 902 миллиардов рублей и превысил показатели прошлого года на 7,7 процента.

Объем отгруженной промышленной продукции увеличился за год на 13,2 процента. Тем не менее темпы подъема петербургской промышленности нельзя признать достаточными.

Объем иностранных инвестиций составил 5,3 миллиарда долларов. На наш город приходится почти шестая часть всех иностранных инвестиций в российскую экономику за 2006 год. По итогам прошедшего года сразу три международных рейтинговых агентства повысили инвестиционный рейтинг Петербурга. Санкт-Петербург вошел в тройку лидеров среди всех российских регионов в рейтинге прозрачности городских закупок.

В 2006 году темпы роста доходной части бюджета составили почти 140 процентов в реальном исчислении.

Доходы бюджета пополнились, в том числе, за счет крупных налогоплательщиков, которые перевели в Петербург свои головные офисы. Их налоговые платежи (порядка 29 миллиардов рублей) соизмеримы с финансированием такой бюджетоемкой отрасли как образование.

Объем государственного долга по отношению к доходам бюджета составил 3,2%, что в 2 раза ниже, чем в 2005 году.

Рост экономики позволил добиться повышения доходов населения и сокращения масштабов бедности. Вот как выглядят итоги 2006 года на этом магистральном направлении социальной политики.

Средний размер пенсий по Санкт-Петербургу составил 3302 рубля, что на 690 рублей выше прожиточного минимума, рассчитанного для пенсионеров. Нам удалось все-таки добиться второй пенсии для блокадников. Хотя, надо признать, что уровень пенсионного обеспечения остается низким.

Средняя начисленная заработная плата достигла почти 14 тысяч рублей. Реальный рост за год с учетом индекса потребительских цен - 14,9 процента. Средняя зарплата в бюджетной сфере составила 11 тысяч 500 рублей.

Рост бюджета позволил в 2006 году добиться необходимой динамики в строительстве объектов социальной сферы. Введены в строй 13 учреждений культуры и образования, 12 объектов здравоохранения и спорта, соответствующие европейским параметрам качества и комфорта, что очень важно. Считаю это принципиальным. Мы должны преодолевать не только чудовищный разрыв в доходах между богатыми и бедными, который уродует наше общество. Но и разрыв в качестве социальных услуг.

Практически удалось преодолеть отставание и в строительстве метро. Введена в эксплуатацию станция "Парнас". После ремонта открыта станция "Пролетарская". Завершена практически полностью проходка всех тоннелей на Фрунзенском радиусе.

2006 год, без сомнения, можно назвать годом петербургской энергетики. Подписано соглашение между Санкт-Петербургом и РАО ЕЭС. Инвестиционная программа с беспрецедентным объемом финансирования - почти 300 миллиардов рублей - будет выполнена до 2010 года. Впервые за последние 15 лет началось системное обновление энергосистемы Петербурга.

В 2006 году в рамках совместного проекта Санкт-Петербурга и Газпрома построено 36 современных модульных котельных, реконструировано 79 километров тепловых сетей. Теперь эта программа включает уже не только Петроградский район, который мы завершим полностью в следующем году, но и Курортный и Петродворцовый районы Санкт-Петербурга, самые сложные в сфере теплоснабжения.

В 2006 году строительный комплекс Петербурга ввел 2 миллиона 376 тысяч квадратных метров жилья, превысив показатели советского периода. Построено 6 путепроводов и крупных транспортных развязок. Завершено подключение городских магистралей к Кольцевой автодороге по периметру восточного полукольца, введено в строй восточное полукольцо. Капитально отремонтировано почти 2 миллиона квадратных метров дорог (годовой рост объемов ремонта - 30%). Комплексно отреставрирован Московский проспект и ряд других магистралей.

Подводя итоги 2006 года, мы должны сделать для себя следующие принципиальные выводы.

Курс на модернизацию всех ключевых отраслей экономики, инфраструктуры, городского хозяйства и социальной сферы принес конкретные, зримые результаты. Город живет не только сегодняшним, но и завтрашним днем.

Значит ли это, что темп модернизации нас устраивает? Значит ли это, что мы уже научились выжимать максимум из возможного?

Скажем самокритично: еще не научились. У модернизации, как у автомобиля, четыре колеса. И все четыре должны крутиться с одинаково быстрой скоростью. Первое - это, конечно же, мобилизация всех источников пополнения бюджета. Второе - создание условий для мощного притока инвестиций. Третье - стимулирование инновационной экономики. Четвертое - максимальное использование потенциала города, его конкурентных преимуществ. Очевидно, что колеса нашей модернизации крутятся пока с разной скоростью.

Растущий бюджет плюс инвестиционный бум - вот те дрожжи, на которых поднимается город. Но насколько их хватит, учитывая стратегический масштаб и капитальных вложений, и вложений в социальную сферу, без которых нам не обойтись в 2008-2011 годах?

В 2007 году и на весь период до конца 2011 года мы должны поставить во главу угла повышение конкурентоспособности Петербурга. Конкурентоспособности наших предприятий, нашей экономики, науки, образования, нашей инвестиционной привлекательности, нашей транспортной инфраструктуры и транзитной политики, нашего туристического потенциала, наконец, что, наверное, самое главное - нашего кадрового ресурса, человеческого капитала.

В прошлогоднем послании ставилась задача перейти от чрезвычайных мер поддержки беднейших слоев населения к системной социальной политике. Сегодня я вправе сказать определеннее: процесс пошел. Принята Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга по 2010 год. Уже в текущем квартале Правительство города утвердит конкретный перечень учреждений социального обслуживания, которые будут созданы в каждом из районов.

Санкт-Петербург - единственный субъект Федерации, который не стал ждать решения федерального центра и принял собственный закон о доплатах к пенсии труженикам тыла.

Наш город досрочно завершил программу телефонизации и стал первым из российских городов-миллионников, где полностью ликвидирована очередь на установку стационарных телефонов.

До конца 2007 года должна быть утверждена адресная программа строительства специальных жилых домов для одиноких престарелых граждан на период до 2011 года. Три таких дома - в Пушкинском, Василеостровском и Выборгском районах - будут сданы в 2007-2008 годах.

В 2007 году Правительство города внесет в парламент проект закона "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов". Мы намерены расширить за счет городского бюджета федеральный перечень технических средств и услуг, предоставляемых людям с ограниченными возможностями. Считаю необходимым также расширить категорию граждан, имеющих право пользоваться социальным такси. Инвалиды 1 группы, все дети-инвалиды до 7 лет и все пожилые люди старше 80 лет должны получить такое право.

Не сомневаюсь: у нас есть все шансы выстроить до 2011 года европейскую систему социальной защиты. Вы скажете: в Финляндии, Швеции, Германии к этому шли десятилетиями.

Что ж, мы готовы год от года наращивать финансирование. Но вот чего у нас никогда не было и нет поныне - это такой системы социальной защиты, в которой все продумано до мелочей, все приоритеты расставлены и ни один человек не забыт. Вот такую систему мы с вами и должны выстроить в европейской столице России.

Петербург может и должен найти адекватный ответ на демографический вызов. И отдельные позитивные тенденции здесь нас не должны убаюкивать.

У нас растет, хотя и незначительно, уровень рождаемости. Наметилось снижение смертности. Но оптимизм по-настоящему внушают пока лишь показатели младенческой смертности, которые в разы ниже, чем по России. Здесь Петербург уже достиг среднеевропейского уровня. Количество браков в 2006 году выросло на 7,5%, количество разводов снизилось на 5,8%. И все же факт остается фактом: за последний год население Петербурга сократилось на 9 с половиной тысяч человек.

Предлагаю вашему вниманию следующие законодательные инициативы, которые Правительство оперативно внесет в парламент.

Первое. Выплачивать каждому ребенку из многодетной семьи, потерявшему одного из родителей, ежемесячные компенсации в размере полутора тысяч рублей. Подчеркиваю: дополнительно к пенсии по потере кормильца.

Второе. При рождении тройни предоставить семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, право на внеочередное получение квартиры в государственном жилищном фонде.

Третье. Предоставить ежемесячную социальную выплату в размере полутора тысяч рублей матерям, воспитавшим 5 и более детей, по достижении пенсионного возраста.

Рассчитываю на поддержку этих инициатив Законодательным Собранием.

Считаю необходимым повысить на 50% размер ежемесячного пособия на детей школьного возраста. А также расширить число получателей пособий вне зависимости от совокупного дохода, дав такое право семьям, где родители - инвалиды I или II группы.

Пора изменить и сам подход к определению семей, имеющих право на пособие. Он должен стать более лояльным, более гуманным. Сегодня пособие получают только малоимущие семьи - то есть те, где доход на человека ниже прожиточного минимума. Надо поднять эту планку до полуторакратного прожиточного минимума. Да, это чувствительное для бюджета решение. В год оно "тянет" на 2 миллиарда рублей. Но это позволит поддержать уже 200 тысяч семей с детьми.

Нужно и дальше наращивать выплаты на рождение ребенка. С 2007 года они уже выросли до 12 тысяч рублей - на первого ребенка, 15 тысяч - на второго, 20 тысяч - на третьего. С 2008 года считаю возможным и главное - необходимым повысить их соответственно до 15, 20 и 25 тысяч.

В 2005 и 2006 году мы вместе с вами пошли на резкое повышение зарплаты приемных родителей - она выросла в три раза. Считаю необходимым поэтапно повышать не только зарплату приемных родителей, но и размер пособия на содержание ребенка в приемной или опекунской семье. С 2008 года пособие должно составить 5000 рублей.

Уже в этом году необходимо принять Концепцию семейной политики Санкт-Петербурга до 2011 года и план мероприятий по ее реализации, а 2008 год объявить для консолидации всех наших усилий "Годом семьи".

Мы резко наращиваем затраты бюджета на здравоохранение. Цифры, как известно, красноречивее слов. Объем финансирования в этом году с учетом поправок в здравоохранении в этом году будет составлять 38 миллиардов. Это действительно беспрецедентные расходы на здравоохранение, которые выросли за 1 год на 27%. На капитальный ремонт медицинских учреждений в 2004 году выделено 155 миллионов рублей, в 2007 - уже более миллиарда.

Зарплата петербургских медиков в целом по отрасли превысила 12 тысяч 200 рублей, а по отдельным категориям она уже выше среднего показателя по городу. Так, средняя зарплата врачей общей практики и участковых врачей выросла за год на 90% (почти до 23 тысяч рублей), медсестер этого профиля - на 70% (почти до 15 тысяч рублей), врачей скорой помощи - на 46% (почти до 16 тысяч рублей). Это результат слияния наших собственных бюджетных возможностей и потенциала национального проекта. Общество вправе теперь ждать от здравоохранения адекватного ответа - отсутствия очередей, поборов и гарантированного доступа к качественной медицинской помощи. Мы будем настойчиво добиваться этого.

Не распыляя ресурсы, мы должны сосредоточиться на неотложных задачах. Считаю, что норматив одного койкодня в стационарах, и в первую очередь в части ассигнований на лекарства, должен быть пересмотрен. Уже в этом году его необходимо поднять со 115 до 185 рублей, соответствующий законопроект вчера был рассмотрен и принят на заседании городского Правительства, он будет направлен в Законодательное Собрание в ближайшие дни. Мы также должны к 2010 году довести этот показатель как минимум до двухсот тридцати рублей. Во-вторых, направить максимум средств на то, чтобы полностью закрыть потребность в дорогостоящих операциях. Да, это большие деньги. Высокотехнологичная медицинская помощь нигде и никогда не бывает дешевой. Но недопустимо, чтобы люди и дальше по три года ждали очереди на операцию, которая спасет им жизнь.

Мы будем и дальше жестко требовать от Министерства здравоохранения и социального развития исполнения обязательств по снабжению лекарствами федеральных льготников. Напомню: Петербург, как и другие регионы, выступал против деления льготников на федеральных и региональных. К нам не прислушались. А теперь Министерство с легкостью пытается переложить свой чемодан в наши руки, ответственность федерального центра - на городской бюджет. Но мы не можем безучастно смотреть на хождения по мукам наших граждан. Требуя от Министерства восстановить в полном объеме систему дополнительного лекарственного обеспечения, мы должны принять и профинансировать собственные программы по самым тяжелым заболеваниям - сердечно-сосудистым, онкологическим, диабету. И дополнительно снабжать лекарствами больных, независимо от того, к каким льготным категориям они относятся.

Позволю себе повторить один из главных тезисов прошлогоднего Послания: настало время ставить перед собой крупные, стратегические цели не только в экономике, но и в социальной политике. Считаю, что уже сегодня должна быть заявлена самая масштабная, самая трудная и при этом самая неотложная из этих целей. Я имею в виду радикальный, и хочу подчеркнуть особо - радикальный, прорыв в решении жилищной проблемы петербуржцев.

Представляю вам ключевые направления жилищной политики Санкт-Петербурга до конца 2011 года:

- расселение ветхого и аварийного фонда;

- сокращение городской очереди на жилье;

- расселение коммунальных квартир;

- помощь обманутым дольщикам;

- обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях.

Аварийный и ветхий фонд Петербурга - это почти тысяча многоквартирных домов и почти две тысячи квартир общей площадью 1 миллион 35 тысяч квадратных метров. В Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Владимирович Путин назвал общероссийские масштабы этой проблемы бедствием и заявил, что расселение аварийного фонда должно стать долгосрочной программой как на федеральном, так и на региональном уровне.

Для этого нам надо резко увеличить объемы строительства бюджетного жилья. В 2006 году Комитет по строительству ввел 162,2 тысячи квадратных метров бюджетного жилья. Рост по отношению к 2005 году - 56 процентов. Задание на 2007 год - 257 тысяч квадратных метров, рост 58 процентов. Но даже эти темпы нас устроить уже не могут. Считаю, что в 2008 году необходимо выходить на 500 тысяч квадратных метров, в 2009 - на 700-800 тысяч и в 2011 - брать планку в миллион квадратных метров. Это будет означать десятикратный рост ввода бюджетного жилья по сравнению с 2005 годом.

Параллельно необходимо форсировать капитальный ремонт существующего жилищного фонда. В 2007 году на эти цели выделено 12 с половиной миллиардов рублей (рост за три года - в 5 раз). На 2008 год необходимо, как минимум, предусмотреть 15 миллиардов рублей. И к концу 2011 года в основном преодолеть последствия многолетнего и, я бы сказала, тотального, накопившегося в городе недоремонта. Скажем прямо: сегодня главный тормоз в реформе ЖКХ - это боязнь людей взять на себя ответственность за старый дом с разрушенными подъездами и прогнившими коммуникациями. Мы должны снять этот тормоз, этот страх и передать отремонтированное жилье в самые надежные руки - в руки эффективных собственников.

Но на проблему ветхого и аварийного жилья нельзя смотреть лишь через бюджет. Важно искать и находить новые аргументы в условиях рыночной экономики для инвесторов, буквально затягивать их в этот процесс. Так, эффективным инструментом частно-государственного партнерства может стать взаимное участие бизнеса и города в реновации территорий, застроенных пятиэтажками первых массовых серий. Это 100 кварталов, почти 8 миллионов квадратных метров. Здесь проживает 12% населения.

Борьба двух идеологий будущего "хрущевок" - реновации и санации - завершилась полным поражением последней. Вот почему мы делаем ставку на комплексную реновацию территорий с веерным расселением пятиэтажек. После пилотного проекта по расселению "хрущевок" в нескольких кварталах, а мы планируем уже в августе объявить первые торги, будет изучена реакция рынка и отработаны механизмы принятия взаимных обязательств города и инвесторов. А за этим должна последовать комплексная программа реновации пятиэтажек, с конкретными адресами, сроками, объемом затрат, рассчитанная на 10 лет. До конца года мы утвердим эту программу и представим ее в Законодательное Собрание.

Пора отказаться от шаблонов и стереотипов не только в отношении "хрущевок". Еще острее выглядит ситуация с городской очередью на улучшение жилищных условий. По сей день на жилищном учете состоят 272 тысячи 400 семей, или 645 тысяч человек. Срок ожидания в очереди превышает 20-25 лет. В семьях успевают смениться поколения, но они упорно ждут у моря погоды. Давайте, наконец, честно скажем: бесплатных квартир не бывает! Каждый метр бюджетного жилья оплачивают налогоплательщики Санкт-Петербурга.

Разумеется, мы будем строго выполнять свои обязательства перед льготниками. Так, уже в текущем году квартиры получат все инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий. В целом до конца 2011 года очередь льготных категорий граждан (а это почти 93 тысячи семей) будет сокращена на 80 процентов. Это обязательство мы должны взять на себя уже сегодня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»