РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 декабря 2015 года N 79-рп
О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года
(с изменениями на 27 июля 2017 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года N 42-рп.
____________________________________________________________________
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года":
1. Одобрить Концепцию демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года согласно приложению.
2. Распоряжение вступает в силу с 01.01.2016.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.
(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
Концепция демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года
(с изменениями на 27 июля 2017 года)
Концепция демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов.
Концепция является основой для разработки мероприятий в области социально-демографического развития Санкт-Петербурга, служит ориентиром для органов государственной власти Санкт-Петербурга, институтов гражданского общества и всех горожан, способствует объединению их усилий для решения социально-демографических проблем.
Концепция уточняет и развивает положения Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1539 "О Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года" (далее - Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года), в новых социально-экономических и политических условиях.
Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года), Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности экономических, социальных и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга.
В Концепции развиваются и конкретизируются применительно к сфере демографического развития соответствующие положения следующих документов Санкт-Петербурга:
Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275;
Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 N 695;
Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864;
Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 N 355.
В краткосрочном периоде цели и задачи Концепции реализуются через:
государственные программы Санкт-Петербурга, перечень которых утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";
планы мероприятий ("дорожные карты"), предусматривающие структурные изменения в отраслях социальной сферы Санкт-Петербурга;
планы мероприятий по повышению рождаемости и снижению смертности в Санкт-Петербурге, разработанные во исполнение поручений Правительства Российской Федерации;
Программу первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы, утвержденную распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2015 N 10-рп.
В основу демографической политики Санкт-Петербурга положены следующие принципы:
комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере охватывают все направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и использование эффективных механизмов их решения;
учет особенностей демографического развития Санкт-Петербурга и своевременное реагирование на негативные демографические тенденции в текущий период;
координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в реализации демографической политики Санкт-Петербурга.
В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым:
разработка, реализация и совершенствование Концепции осуществляются на базе конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга;
меры демографической политики, предусмотренные Концепцией, осуществляются как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе;
при реализации Концепции органы государственной власти Санкт-Петербурга стремятся к максимально широкому использованию потенциала органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий; учитывают их позиции по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга, оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям;
при реализации Концепции используются институты социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят социальную политику, благоприятную для работников, имеющих несовершеннолетних детей;
органы государственной власти Санкт-Петербурга создают благоприятные условия для благотворительной деятельности и развития добровольчества в социальной сфере Санкт-Петербурга.
Концепция предусматривает необходимую дифференциацию мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех жителей Санкт-Петербурга, обеспечить удовлетворение потребностей отдельных социально-демографических групп населения.
В Концепции формулируются подходы к гармонизации интересов различных возрастных групп населения, рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества жизни пожилых людей, признанию ценности их вклада в социальную, экономическую и культурную жизнь Санкт-Петербурга.
В рамках реализации Концепции осуществляется мониторинг демографического развития Санкт-Петербурга, включая мониторинг репродуктивных установок и репродуктивного поведения населения, а также мониторинг экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения. Целью мониторинга является осуществление контроля за достижением запланированных результатов демографического развития Санкт-Петербурга на основе комплексной оценки конечных и непосредственных (по годам реализации) целевых показателей Концепции.
В 1992 году в Санкт-Петербурге было зафиксировано снижение численности населения, которое продолжалось до 2003 года. Причиной снижения численности населения являлась его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом населения. В Санкт-Петербурге, как и в России в целом, происходил процесс депопуляции.
В декабре 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была одобрена Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, поэтапное выполнение основных положений которой осуществлялось через следующие планы мероприятий и программы:
План мероприятий на 2007-2008 годы по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2007 N 794;
План мероприятий на 2009 год по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2008 N 1342;
План мероприятий на 2010 год по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2010 N 653;
План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2010 N 654;
Программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 N 171;
Программу модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2011 N 240;
Программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 577;
Региональную программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2011 N 624;
Программу "Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи (подростков) в Санкт-Петербурге" на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2011 N 1598.
Реализация перечисленных планов мероприятий и программ, наряду с успехами в других областях социального и экономического развития Санкт-Петербурга, позволила выполнить задачи первого этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - существенно снизить темпы естественной убыли населения, а также обеспечить миграционный прирост, который полностью компенсировал естественную убыль населения:
Таблица 2.1.
Факторы роста численности населения
Санкт-Петербурга в 2007-2014 годах
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Численность населения (на 1 января), тыс.чел. | 4747,5 | 4764,9 | 4798,7 | 4832,8 | 4899,3 | 4953,2 | 5028,0 | 5131,9 |
Число родившихся, тыс.чел. | 43,3 | 47,4 | 52,1 | 55,6 | 57,0 | 62,7 | 64,2 | 67,2 |
Число умерших, тыс.чел. | 67,5 | 66,7 | 64,9 | 65,4 | 61,7 | 62,0 | 60,3 | 60,2 |
Естественная убыль (прирост) населения, тыс.чел. | -24,2 | -19,3 | -12,8 | -9,8 | -4,7 | +0,7 | +3,9 | +7,0 |
Миграционный прирост, тыс.чел. | 41,6 | 53,1 | 46,9 | 76,3 | 58,6 | 74,1 | 100,0 | 52,8 |
Общий прирост населения, тыс.чел. | 17,4 | 33,8 | 34,1 | 66,5 | 53,9 | 74,8 | 103,9 | 59,8 |
Начиная с 2003 года численность населения Санкт-Петербурга начала увеличиваться за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью населения, а, начиная с 2012 года, в Санкт-Петербурге отмечается естественный прирост населения. По итогам десяти месяцев 2015 года естественный прирост населения сохранился и составил 7143 человека.
Численность постоянного населения Санкт-Петербурга, составлявшая на начало 2007 года 4747,5 тысяч человек, достигла к началу 2015 года 5191,7 тысяч человек (увеличение за указанный период составило 9,4 процента).
Численность детского населения увеличилась с 717309 человек на 01.01.2007 до 781435 человек на 01.01.2015 (увеличение за указанный период составило 8,9 процента).
22.09.2012 второй раз в истории Санкт-Петербурга родился пятимиллионный житель. В 2012 году также был превышен исторический максимум численности постоянного населения Санкт-Петербурга 1991 года (5007,5 тысяч человек).
В последние годы в Санкт-Петербурге наметились устойчивые тенденции роста рождаемости и снижения смертности. Общий коэффициент рождаемости увеличился к началу 2015 года до 13,0 промилле; общий коэффициент смертности снизился до 11,7 промилле. Это лучшие значения показателей за последние 30 лет.
Число рождений увеличилось с 40,1 тысячи человек в 2006 году до 67,2 тысяч человек в 2014 году (рост в 1,7 раза). При этом рост рождаемости в 2013-2014 годах отмечался на фоне сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет).
Улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов: в 2006 году на 1000 браков приходилось 599 разводов, в 2014 году - 463 развода.
Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений - с 25,7 процента в 2007 году до 18,8 процента в 2014 году.
Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения в Санкт-Петербурге сократилась с 2,7 процента на начало 2007 года до 1,7 процента на начало 2015 года.