ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 22 декабря 2015 года N 79-рп

О Концепции демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года

(с изменениями на 27 июля 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года N 42-рп.

____________________________________________________________________



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года":

1. Одобрить Концепцию демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года согласно приложению.

2. Распоряжение вступает в силу с 01.01.2016.

3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Митянину А.В.

(Пункт в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 июля 2017 года N 42-рп. - См. предыдущую редакцию)

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к распоряжению Правительства
Санкт-Петербурга
от 22 декабря 2015 года N 79-рп

     

Концепция демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года

(с изменениями на 27 июля 2017 года)

1. Общие положения


Концепция демографической политики Санкт-Петербурга на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов.

Концепция является основой для разработки мероприятий в области социально-демографического развития Санкт-Петербурга, служит ориентиром для органов государственной власти Санкт-Петербурга, институтов гражданского общества и всех горожан, способствует объединению их усилий для решения социально-демографических проблем.

Концепция уточняет и развивает положения Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1539 "О Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года" (далее - Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года), в новых социально-экономических и политических условиях.

Концепция разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года), Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 N 1618-р, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".

Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности экономических, социальных и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга.

В Концепции развиваются и конкретизируются применительно к сфере демографического развития соответствующие положения следующих документов Санкт-Петербурга:

Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275;

Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2012 N 695;

Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.08.2012 N 864;

Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.05.2014 N 355.

В краткосрочном периоде цели и задачи Концепции реализуются через:

государственные программы Санкт-Петербурга, перечень которых утвержден постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 N 1039 "О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации";

планы мероприятий ("дорожные карты"), предусматривающие структурные изменения в отраслях социальной сферы Санкт-Петербурга;

планы мероприятий по повышению рождаемости и снижению смертности в Санкт-Петербурге, разработанные во исполнение поручений Правительства Российской Федерации;

Программу первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы, утвержденную распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 12.02.2015 N 10-рп.

В основу демографической политики Санкт-Петербурга положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере охватывают все направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и использование эффективных механизмов их решения;

учет особенностей демографического развития Санкт-Петербурга и своевременное реагирование на негативные демографические тенденции в текущий период;

координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в реализации демографической политики Санкт-Петербурга.

В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым:

разработка, реализация и совершенствование Концепции осуществляются на базе конструктивного взаимодействия всех заинтересованных сторон, в том числе в рамках Совета по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга;

меры демографической политики, предусмотренные Концепцией, осуществляются как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе;

при реализации Концепции органы государственной власти Санкт-Петербурга стремятся к максимально широкому использованию потенциала органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий; учитывают их позиции по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга, оказывают поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям;

при реализации Концепции используются институты социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят социальную политику, благоприятную для работников, имеющих несовершеннолетних детей;

органы государственной власти Санкт-Петербурга создают благоприятные условия для благотворительной деятельности и развития добровольчества в социальной сфере Санкт-Петербурга.

Концепция предусматривает необходимую дифференциацию мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех жителей Санкт-Петербурга, обеспечить удовлетворение потребностей отдельных социально-демографических групп населения.

В Концепции формулируются подходы к гармонизации интересов различных возрастных групп населения, рациональному использованию имеющихся возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества жизни пожилых людей, признанию ценности их вклада в социальную, экономическую и культурную жизнь Санкт-Петербурга.

В рамках реализации Концепции осуществляется мониторинг демографического развития Санкт-Петербурга, включая мониторинг репродуктивных установок и репродуктивного поведения населения, а также мониторинг экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения. Целью мониторинга является осуществление контроля за достижением запланированных результатов демографического развития Санкт-Петербурга на основе комплексной оценки конечных и непосредственных (по годам реализации) целевых показателей Концепции.

2. Итоги реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года. Демографические и миграционные риски


В 1992 году в Санкт-Петербурге было зафиксировано снижение численности населения, которое продолжалось до 2003 года. Причиной снижения численности населения являлась его естественная убыль, не компенсируемая миграционным приростом населения. В Санкт-Петербурге, как и в России в целом, происходил процесс депопуляции.

В декабре 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была одобрена Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, поэтапное выполнение основных положений которой осуществлялось через следующие планы мероприятий и программы:

План мероприятий на 2007-2008 годы по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10.07.2007 N 794;

План мероприятий на 2009 год по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.10.2008 N 1342;

План мероприятий на 2010 год по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2010 N 653;

План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Концепции демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.05.2010 N 654;

Программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.02.2011 N 171;

Программу модернизации здравоохранения в Санкт-Петербурге на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2011 N 240;

Программу "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 577;

Региональную программу "Стимулирование развития жилищного строительства в Санкт-Петербурге" на 2011-2015 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.05.2011 N 624;

Программу "Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодежи (подростков) в Санкт-Петербурге" на 2012-2014 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2011 N 1598.

Реализация перечисленных планов мероприятий и программ, наряду с успехами в других областях социального и экономического развития Санкт-Петербурга, позволила выполнить задачи первого этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года - существенно снизить темпы естественной убыли населения, а также обеспечить миграционный прирост, который полностью компенсировал естественную убыль населения:

Таблица 2.1.

     
Факторы роста численности населения
Санкт-Петербурга в 2007-2014 годах

Показатели

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность населения (на 1 января), тыс.чел.

4747,5

4764,9

4798,7

4832,8

4899,3

4953,2

5028,0

5131,9

Число родившихся, тыс.чел.

43,3

47,4

52,1

55,6

57,0

62,7

64,2

67,2

Число умерших, тыс.чел.

67,5

66,7

64,9

65,4

61,7

62,0

60,3

60,2

Естественная убыль (прирост) населения, тыс.чел.

-24,2

-19,3

-12,8

-9,8

-4,7

+0,7

+3,9

+7,0

Миграционный прирост, тыс.чел.

41,6

53,1

46,9

76,3

58,6

74,1

100,0

52,8

Общий прирост населения, тыс.чел.

17,4

33,8

34,1

66,5

53,9

74,8

103,9

59,8


Начиная с 2003 года численность населения Санкт-Петербурга начала увеличиваться за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью населения, а, начиная с 2012 года, в Санкт-Петербурге отмечается естественный прирост населения. По итогам десяти месяцев 2015 года естественный прирост населения сохранился и составил 7143 человека.

Численность постоянного населения Санкт-Петербурга, составлявшая на начало 2007 года 4747,5 тысяч человек, достигла к началу 2015 года 5191,7 тысяч человек (увеличение за указанный период составило 9,4 процента).

Численность детского населения увеличилась с 717309 человек на 01.01.2007 до 781435 человек на 01.01.2015 (увеличение за указанный период составило 8,9 процента).

22.09.2012 второй раз в истории Санкт-Петербурга родился пятимиллионный житель. В 2012 году также был превышен исторический максимум численности постоянного населения Санкт-Петербурга 1991 года (5007,5 тысяч человек).

В последние годы в Санкт-Петербурге наметились устойчивые тенденции роста рождаемости и снижения смертности. Общий коэффициент рождаемости увеличился к началу 2015 года до 13,0 промилле; общий коэффициент смертности снизился до 11,7 промилле. Это лучшие значения показателей за последние 30 лет.

Число рождений увеличилось с 40,1 тысячи человек в 2006 году до 67,2 тысяч человек в 2014 году (рост в 1,7 раза). При этом рост рождаемости в 2013-2014 годах отмечался на фоне сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет).

Улучшается соотношение регистрируемых браков и разводов: в 2006 году на 1000 браков приходилось 599 разводов, в 2014 году - 463 развода.

Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений - с 25,7 процента в 2007 году до 18,8 процента в 2014 году.

Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения в Санкт-Петербурге сократилась с 2,7 процента на начало 2007 года до 1,7 процента на начало 2015 года.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»