ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 декабря 2006 года N 1539


О Концепции демографического развития Санкт-Петербурга
на период до 2015 года

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р, а также в целях преодоления кризисных явлений в демографическом развитии Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Жилищному комитету, Комитету по здравоохранению, Комитету по информатизации и связи, Комитету по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, Комитету по образованию, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, Комитету по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Комитету по физической культуре и спорту, Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, администрациям районов Санкт-Петербурга:

2.1. До 01.02.2007 обсудить положения Концепции и представить в Комитет по труду и социальной защите населения предложения для формирования Плана мероприятий по реализации Концепции (далее - План мероприятий) на 2007-2008 годы.

2.2. Ежегодно до 1 марта, начиная с 2008 года, представлять предложения для формирования Плана мероприятий на очередной год.

3. Комитету по труду и социальной защите населения:

3.1. До 01.03.2007 сформировать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на 2007-2008 годы.

3.2. Ежегодно, начиная с 2008 года, представлять на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга План мероприятий на очередной финансовый год.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
      В.И.Матвиенко

     

      Приложение
      к постановлению Правительства
     Санкт-Петербурга
      от 12.12.2006 N 1539

Концепция
демографического развития Санкт-Петербурга
на период до 2015 года

     

Введение

Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере государственного регулирования демографических процессов. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием кризисных явлений в демографическом развитии Санкт-Петербурга, а также взаимной обусловленностью решения демографических и социально-экономических проблем Санкт-Петербурга. Концепция является основой для разработки программных мероприятий в области демографического развития Санкт-Петербурга, служит ориентиром для органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, институтов гражданского общества и всех граждан, способствует объединению их усилий для решения проблем в данной сфере.

Концепция является составной частью демографической политики Российской Федерации и основывается на законодательно установленном разделении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, положениях и выводах Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10.05.2006, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2001 N 1270-р.

Концепция учитывает особенности демографического развития Санкт-Петербурга и исходит из того, что в силу взаимообусловленности социальных, экономических и демографических процессов любые действия в социально-экономической сфере должны учитывать цели, задачи и приоритеты демографического развития Санкт-Петербурга. Концепция разработана и реализуется в тесной связи с Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26.10.2005 N 584-83, другими документами системы государственного планирования Санкт-Петербурга.

В основе Концепции лежит государственно-общественный принцип, в соответствии с которым:

разработка и реализация Концепции осуществляются на базе широкого общественного консенсуса;

мероприятия, предусмотренные Концепцией, могут осуществляться как на государственной, так и на государственно-общественной или общественной основе;

при реализации Концепции государство стремится к максимально широкому использованию потенциала общественных объединений и органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, привлечению духовно-нравственного авторитета религиозных конфессий; органы государственной власти Санкт-Петербурга учитывают их позиции по вопросам демографического развития Санкт-Петербурга и в необходимых случаях оказывают ресурсную поддержку негосударственным организациям, предоставляющим социально значимые услуги;

при реализации Концепции используются институты социального партнерства, поощряется и пропагандируется опыт тех работодателей и профсоюзных организаций, которые проводят на своих предприятиях социальную политику, благоприятную для работников, имеющих детей, реализуют программы, направленные на укрепление здоровья работников и профилактику заболеваний;

государство создает благоприятные условия для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.

Концепция предусматривает необходимую дифференциацию мероприятий в сфере демографической политики с тем, чтобы наряду с решением проблем, касающихся всех петербуржцев, обеспечить удовлетворение потребностей и нужд отдельных социально-демографических и демографических групп, образующих население Санкт-Петербурга.

1. Особенности и тенденции социально-демографических процессов
в Санкт-Петербурге на современном этапе

С начала 1990-х годов численность населения Санкт-Петербурга постоянно уменьшается. Если на начало 1991 года в Санкт-Петербурге проживало 5007,5 тыс.чел., то на начало 2006 года - только 4580,6 тыс. человек. Причиной снижения численности населения является его естественная убыль (число умерших превышает число родившихся), не компенсируемая миграционным приростом. Таким образом, в Санкт-Петербурге, как и в России в целом, происходит процесс депопуляции.

1.1. Рождаемость и формирование семьи

Одной из главных причин постоянного уменьшения численности населения Санкт-Петербурга является крайне низкая рождаемость. На протяжении многих десятилетий уровень рождаемости в Санкт-Петербурге остается ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей. Минимальные уровни рождаемости наблюдались в Санкт-Петербурге в 1990-е годы, когда суммарный коэффициент рождаемости снижался до 0,9, то есть был вдвое ниже, чем в 1986-1987 годах. В 2004 году суммарный коэффициент рождаемости в Санкт-Петербурге (1,15) был ниже, чем во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Ленинградской области (1,13).

В последние годы уровень рождаемости несколько вырос. Численность родившихся в Санкт-Петербурге в 2004 году оказалась самой высокой за последние 13 лет, однако в 2005 году родилось на 1397 детей меньше, чем в 2004 году. Число рождений в расчете на 1000 жителей Санкт-Петербурге было в 2005 году на 16 процентов ниже, чем в среднем по России. Уровень рождаемости в Санкт-Петербурге по-прежнему почти вдвое ниже необходимого для простого воспроизводства населения. Доля вторых по порядку рождений составила в 2005 году всего 28 процентов, третьих - 5 процентов. Если в 1987 году на долю первенцев приходилось 55 процентов всех рождений, то в 2005 году - уже 65 процентов.

В условиях внутрисемейного регулирования рождаемости происходит процесс откладывания рождений, что проявляется, в частности, в повышении среднего возраста матери при рождении первого ребенка. В 2005 году этот возраст составил 25,3 года, тогда как в начале 1990-х - 22-23 года. Данная тенденция наряду с положительными моментами (ребенок рождается у социально зрелых родителей) имеет и отрицательную сторону, поскольку с возрастом нарастают патологии, осложняющие роды. Кроме того, в силу широкой распространенности абортов с возрастом повышается вероятность бесплодия.

Определенную опасность для репродуктивного здоровья молодежи Санкт-Петербурга несет и обозначившаяся в последние десятилетия тенденция к раннему вступлению в сексуальные отношения. Данная тенденция характерна для всех развитых стран мира, хотя в последние годы в США, возможно, под влиянием пропаганды воздержания от ранних половых контактов, обозначился ее некоторый поворот вспять. Значительное удлинение периода между началом половой жизни и рождением первого ребенка требует адекватной реакции общества. Молодым людям должна быть обеспечена возможность получения своевременной и квалифицированной помощи в области контрацепции и защиты от заболеваний, передающихся половым путем. Это особенно важно в условиях, когда аборт по-прежнему является широко распространенным методом предотвращения нежеланных рождений (в Санкт-Петербурге на 100 рождений приходится порядка 80 абортов), а угроза дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ/СПИД является вполне реальной. Одновременно следует проводить тактичную воспитательную работу, направленную на повышение нравственной культуры отношений между полами, объяснение опасностей, которые влекут за собой ранние половые контакты, пропаганду ценностей семьи, отцовства и материнства. Необходимо также решительное противодействие различным формам эксплуатации подростковой сексуальности в коммерческих целях.

Динамика рождаемости тесно связана с происходящими в последние десятилетия негативными изменениями института семьи и снижением роли семьи в обществе. Доля внебрачных рождений в общем числе рождений на протяжении длительного времени быстро росла и лишь в последние годы стабилизировалась на уровне 28 процентов.

Тенденция к росту незарегистрированных брачных союзов (внебрачных сожительств) и внебрачных рождений наблюдается в большинстве стран Европы и США. Очевидным негативным следствием внебрачной рождаемости, особенно в условиях современной России, является социальная и экономическая уязвимость одиноких матерей, которые в большей степени, чем замужние женщины, нуждаются в помощи государства. Кроме того, матери, в одиночку воспитывающие детей, испытывают серьезные трудности при создании новой семьи, что также отрицательно влияет на уровень рождаемости.

На демографическом развитии Санкт-Петербурга неблагоприятно сказывается высокий уровень разводимости. Общий уровень разводимости - 4,9 на 1000 жителей в 2005 году является одним из самых высоких в стране и на 17 процентов превышает средний российский показатель. Более половины из распадающихся семей имеют детей. В 2005 году после разводов 12,6 тыс. детей остались жить с одним из родителей.

С 1999 года возрастает доля детей, родившихся вне брака и зарегистрированных по заявлению обоих родителей (58 процентов от общего числа внебрачных рождений в 2004 году по сравнению с 49 процентами в 1999 году), и, наоборот, сокращается доля родившихся вне брака, зарегистрированных по заявлению матери. Это также является свидетельством распространения нового типа семейно-брачных отношений - так называемых фактических (незарегистрированных) брачных союзов. Следовательно, возникает необходимость ориентировать социально-демографическую политику на разные типы семей и, в частности, на семьи, в которых супруги не состоят в зарегистрированном браке.

Тревожной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья женщин, а также здоровья новорожденных - только 40,4 процента родов в 2005 году признаны нормальными. В общем числе родившихся значительна доля недоношенных детей (в 2005 году число таких детей составило 5,4 процента), более 19,7 процента детей родились больными или заболели сразу после рождения.

1.2. Смертность и продолжительность жизни

Ситуация в области смертности и продолжительности жизни в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации в целом, на протяжении нескольких десятилетий является крайне неблагоприятной. Негативные тенденции обозначились в середине 60-х годов прошлого века и еще более обострились в 90-е годы.

К числу наиболее острых проблем демографического развития Санкт-Петербурга относится проблема низкой продолжительности жизни мужчин, во многом обусловленная исключительно высокой смертностью мужчин трудоспособного возраста. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в 2005 году составила всего 61 год (примерно на 5 лет меньше, чем в 1984-1985 годах), женщин - 74 года (соответственно на 1 год меньше). В настоящее время ожидаемая продолжительность жизни мужчин в Санкт-Петербурге примерно на 15 лет, а женщин на 10 лет ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Сравнение с зарубежными данными свидетельствует о том, что по показателям ожидаемой продолжительности жизни Санкт-Петербург отстает и от территорий с близким ему уровнем экономического развития и доходов населения.

Крайне низкая продолжительность жизни населения Санкт-Петербурга обусловлена рядом причин, к числу которых относятся:

отсутствие мотивации здорового образа жизни и культуры безопасной жизнедеятельности у значительной части населения;

несовершенство развития системы здравоохранения, в том числе недостаточно развитая инфраструктура, незначительное внимание к профилактике заболеваний и недостаточное финансирование;

загрязнение окружающей среды;

недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом в сочетании с высокой стоимостью услуг, недоступной для малообеспеченных слоев населения;

наличие значительных по численности маргинальных групп населения, для которых характерен повышенный риск смертности.

На протяжении последних лет наблюдается некоторое снижение смертности и рост ожидаемой продолжительности жизни - мужчин с 60 лет в 2000 году до 61 года в 2005 году, женщин - соответственно с 72,2 до 74 лет.

Значения средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин в Санкт-Петербурге в 2004 году превышали средний российский показатель на 2,1 года, женщин - на 1,4 года. Это во многом связано с высоким образовательным уровнем населения Санкт-Петербурга. Данные по Российской Федерации свидетельствуют о том, что ожидаемая продолжительность жизни населения выше в тех регионах страны, где выше доля лиц с высшим образованием. Кроме того, результаты ряда выборочных обследований показывают, что смертность мужчин трудоспособного возраста (прежде всего от травм, отравлений и других внешних причин) наиболее высока в группах населения с низким образовательным уровнем.

Общий коэффициент смертности (показатель, который в отличие от ожидаемой продолжительности жизни зависит от возрастной структуры населения) по сравнению с 1990 годом увеличился на 32,8 процента и в 2005 году составил 16 на 1000 человек, что отчасти объясняется продолжающимся старением населения Санкт-Петербурга.

В структуре смертей, как и по Российской Федерации в целом, на первом месте стоят смерти от болезней органов кровообращения (60,4 процента всех смертей), новообразований (17,1 процента), несчастных случаев, травм и отравлений (9,8 процента). Последняя причина смерти более характерна для мужчин, чем для женщин (соответственно 14,7 процента и 5 процентов всех смертей). В 2004 году на 8 процентов увеличилась смертность от транспортных травм. Неблагоприятное влияние на продолжительность жизни оказывает рост заболеваемости психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (на 17,4 процента в 2003 году по сравнению с 2002 годом), в том числе алкоголизмом и алкогольными психозами (на 26,3 процента) и наркоманией (на 3,1 процента). Особенно явно эти негативные тенденции проявляются среди мужчин, находящихся в трудоспособном возрасте.

Следует обратить особое внимание на повышение заболеваемости и смертности детей и подростков от несчастных случаев, нервных болезней, в том числе психических расстройств, связанных с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

Увеличение общей и подростковой смертности от несчастных случаев, алкоголизма, психических расстройств в Санкт-Петербурге во многом обусловлено нарастанием девиантных форм поведения.

На общем неблагоприятном фоне смертности в последние годы положительно выделяется устойчивая тенденция снижения младенческой и материнской смертности. В Санкт-Петербурге показатель младенческой смертности снизился по сравнению с 1990 годом на 67 процентов и составил в 2005 году 6 в расчете на 1000 родившихся (в целом по России - 11). Уровень младенческой смертности в Санкт-Петербурге является самым низким в Российской Федерации, приближается к значениям, характерным для наиболее развитых стран Европы (Финляндия - 3,1, Франция - 3,9, Германия - 4,3), и близок к их уровню в США (6,6).

Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужчин (61 год) и огромный разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин - 13 лет (в наиболее развитых странах мира от 4 до 7 лет) приводит к существенной деформации структуры населения по полу. В Санкт-Петербурге численность женщин на начало 2005 года на 473,4 тыс.чел. превысила численность мужчин. Превышение численности женщин над численностью мужчин отмечается во всех возрастных группах старше 35 лет и достигает наибольших значений в старших возрастных группах. Так, на 100 мужчин в возрасте 65 лет и старше на начало 2005 года приходилось 220 женщин. Создавшаяся ситуация обостряет многие социальные проблемы, делает необходимым учет гендерных аспектов при разработке мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения, борьбу с преждевременной смертностью, а также при организации социального обслуживания пожилых людей.

1.3. Миграция

По официальным статистическим данным, в 2005 году в Санкт-Петербург прибыло 43,5 тыс.чел., убыло 29 тыс.чел., то есть положительное сальдо миграции составило 14,5 тыс.чел. - больше, чем в предыдущие годы: в 2004 году - 8,9 тыс.чел., в 2003 - 4,3 тыс.чел. В 2005 году миграционный прирост лишь на 42,8 процента компенсировал естественную убыль населения. Таким образом, интенсивность регистрируемых миграционных потоков в настоящее время значительно ниже, чем в начале 80-х годов ХХ века (в 1982 году в Санкт-Петербург прибыло 177,9 тыс.чел., убыло 139,1 тыс.чел., а положительное сальдо миграции составило 38,8 тыс.чел.).

После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков приняла теневой характер. По неофициальным оценкам, в Санкт-Петербурге проживает сейчас более 100 тыс. нелегальных мигрантов. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в Санкт-Петербурге не оформлены в соответствии с миграционным и трудовым законодательством.

1.4. Старение населения

Доля лиц старше трудоспособного возраста в населении Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. С 1990 года по 2005 год она выросла на 14,5 процента. Доля лиц в возрасте старше 65 лет в Санкт-Петербурге в 2004 году составила 15,7 процента, тогда как по Российской Федерации в целом - 13,4 процента. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по Российской Федерации. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, значения этого показателя для обоих полов в Санкт-Петербурге достигли 40 лет, тогда как в среднем по Российской Федерации - 37,1 года; у мужчин соответственно - 36,2 и 34,1 года, у женщин - 43 и 39,8 года. В условиях низкой продолжительности жизни основными причинами старения населения являются низкая рождаемость и рост смертности лиц молодого возраста, в результате которых младшие поколения уступают по своей численности старшим.

В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры пожилых людей в сторону увеличения доли населения старших возрастных групп (75 лет и старше) в общей численности лиц в возрасте 60 лет и старше. Так, если на начало 2001 года этот показатель был равен 47,3 процента, то на начало 2004 и 2005 годов - соответственно 51,1 процента и 51,6 процента. По Российской Федерации значение данного показателя ниже (47,9 процента в 2004 году).

2. Прогнозные сценарии демографического развития Санкт-Петербурга
на среднесрочную и долгосрочную перспективы

В соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития и основными показателями сводного финансового баланса Российской Федерации на 2006 год и на период до 2008 года разработан на вариантной основе прогноз основных показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.04.2005 N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы".

Вариант 1 - инерционный - характеризуется снижением конкурентоспособности российской экономики в целом, отсутствием позитивных сдвигов в инвестиционном климате Санкт-Петербурга и не предусматривает реализацию масштабных проектов или стратегий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»