Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 мая 2014 года N 355

О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года

(с изменениями на 14 июня 2017 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 декабря 2018 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 26 июня 2018 года N 521
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14 июня 2017 года N 450 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 15.06.2017).

____________________________________________________________________



В целях обеспечения устойчивого экономического и социального развития Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Стратегию экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (далее - Стратегия) согласно приложению.

2. Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга предложить организациям, представляющим интересы предпринимательского и научного сообщества, а также общественности в Санкт-Петербурге, заключить Соглашение о взаимодействии при реализации Стратегии.

3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении своей деятельности руководствоваться положениями Стратегии.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 13 мая 2014 года N 355

     

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года

(с изменениями на 14 июня 2017 года)

Введение


Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (далее - Стратегия Санкт-Петербурга-2030 или Стратегия) разработана в соответствии с пунктом 3.2 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года".

Основная цель разработки Стратегии - определение приоритетов и целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года.

В Стратегии представлены основные выводы анализа экономического и социального развития Санкт-Петербурга, подробно охарактеризованы приоритетные направления развития Санкт-Петербурга, сформированные с учетом стратегических приоритетов Российской Федерации, миссия и стратегические функции Санкт-Петербурга, охарактеризовано видение будущего, рассмотрены источники экономического роста и ресурсное обеспечение инновационного сценария развития, сформулированы система целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга и механизм реализации Стратегии. Представленная в Стратегии система целей является ориентиром долгосрочного развития города и рационального использования городских ресурсов.

Главная особенность современного этапа стратегического развития Санкт-Петербурга заключается в признании особой роли человека в социально-экономическом развитии города, ценности поддержания, развития, преумножения человеческого капитала. С учетом этого, сформирована четырехуровневая система целей Стратегии, включающая генеральную цель, четыре стратегических направления, 17 стратегических целей, а также программно-целевые установки (всего 114 целей), реализация и достижение которых обеспечат устойчивое и сбалансированное развитие Санкт-Петербурга.

Стратегия является базовым документом системы государственного планирования Санкт-Петербурга. Положения Стратегии развиваются и конкретизируются в других документах планирования, в частности в Экономической политике Санкт-Петербурга. Целевые ориентиры Стратегии на среднесрочный период закрепляются Программой социально-экономического развития Санкт-Петербурга, утверждаемой Законом Санкт-Петербурга. Для реализации Экономической политики с периодичностью в 6 лет разрабатываются государственные программы Санкт-Петербурга, содержащие комплекс обеспеченных ресурсами конкретных мероприятий, направленных на достижение целей Стратегии.

Стратегия разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом лучшей мировой практики регионального и городского планирования. Обеспечение подготовки Стратегии осуществлялось Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - Комитет). Формирование информационной базы Стратегии и ее общественное обсуждение проходило при участии: федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных корпораций, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, крупнейших хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга, научных и образовательных учреждений, отраслевых объединений (ассоциаций) предприятий и общественных организаций Санкт-Петербурга. Осознавая важность взаимовлияния Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учитывались планы и проекты развития Ленинградской области на приграничных с Санкт-Петербургом территориях.

Важная роль в подготовке Стратегии была отведена Экономическому совету при Губернаторе Санкт-Петербурга (далее - Экономический совет), созданному постановлением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.06.2013 N 31-пг, который является постоянно действующим совещательным органом при Губернаторе Санкт-Петербурга, образованным в целях подготовки предложений по основным направлениям экономической политики Санкт-Петербурга, определению стратегии и тактики ее реализации, механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие и технологическое обновление экономики, а также сбалансированное развитие территорий Санкт-Петербурга. Методика формирования Стратегии и план ее разработки были одобрены на первом заседании Экономического совета, прошедшем в апреле 2013 года. Проект Стратегии рассматривался и был одобрен на заседании Экономического совета в декабре 2013 года.

Процесс разработки Стратегии был открытым для городского сообщества. В конце июля 2013 года заработал интернет-сайт Стратегии - spbstrategy2030.ru, который посетило несколько сотен тысяч пользователей, оставивших большое число предложений. Все полученные предложения и результаты опросов, размещенных на интернет-сайте Стратегии, вошли в информационную базу Стратегии и были учтены при разработке. Работа с общественностью также включала проведение опросов населения и специалистов, а также фокус-групп по проблемам и приоритетам развития города.

Стратегия является документом общественного согласия, позволяющим повысить степень взаимопонимания и выработать общее видение по поводу ценностей и целей развития Санкт-Петербурга. Жителям Санкт-Петербурга наличие Стратегии позволит лучше понимать, в каком городе и в каких условиях они, их дети и внуки будут жить через 15-20 лет. Органы государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга смогут более эффективно согласовывать с обществом видение будущего и распределять имеющиеся ограниченные ресурсы для реализации заявленных приоритетов и достижения поставленных целей. Деловое сообщество получит возможность работать в более благоприятных условиях, позволяющих формировать и выполнять свои планы инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности, сообразуясь с приоритетами и целями социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Для общественных организаций станет возможным заявить и продвинуть интересы отдельных общественных групп, стремящихся сделать жизнь в Санкт-Петербурге лучше.

1. Основные результаты экономического и социального развития Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург является одним из крупнейших в России промышленных, транспортных, научно-образовательных, культурных, туристских и управленческих центров. Санкт-Петербург входит в число ведущих субъектов Российской Федерации и располагает мощной экономикой и богатым человеческим капиталом. За последнее десятилетие Санкт-Петербург сумел добиться впечатляющих результатов развития экономики, увеличения финансовой базы, улучшения состояния городской среды и роста уровня жизни населения.

1.1 Развитие экономики


Экономика Санкт-Петербурга отличается многоотраслевым характером и стабильными темпами роста. По масштабам экономики среди всех субъектов Российской Федерации Санкт-Петербург занимает 4-е место, уступая только Москве, Тюменской и Московской областям. Санкт-Петербургу удалось в относительно короткие сроки преодолеть последствия экономического спада, который был зафиксирован по итогам 2009 года в результате влияния глобального финансово-экономического кризиса. Однако благодаря проведению в Санкт-Петербурге грамотной антикризисной политики с 2010 года экономика города вновь вышла на траекторию успешного устойчивого развития.

В период 2010-2013 годов в Санкт-Петербурге наблюдались умеренные темпы роста экономики, с общей тенденцией к замедлению. По итогам 2010 года объем ВРП Санкт-Петербурга составил 1699,5 млрд руб., в 2011 году - 2071,8 млрд руб., в 2012 году - 2357,5 млрд руб. В последние годы наибольший вклад в формирование ВРП вносят: промышленность; торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Основным источником развития экономики являются инвестиции.

По оценке агентства "Эксперт РА" Санкт-Петербургу в декабре 2013 года присвоен рейтинг 1А как региону с максимальным инвестиционным потенциалом и минимальными рисками инвестирования.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за 12 месяцев 2013 года объем инвестиций в основной капитал составил 366,9 млрд рублей, увеличившись на 0,3% по сравнению с 2012 годом. Инвестиции в основной капитал организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) составили 276,2 млрд рублей. Из них 47,2% - собственные средства инвесторов, 52,8% - привлеченные средства, в том числе доля бюджетных инвестиций составила 27,4%.

В 2013 году иностранные инвестиции выросли на 24,7% по сравнению с 2012 годом и достигли 13,4 млрд долларов США. Из них на обрабатывающую промышленность приходится 90%, что составляет 12,1 млрд долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику Санкт-Петербурга в 2013 году, увеличился в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составил 1,38 млрд долларов США. В 2013 году объем накопленного иностранного капитала в экономике Санкт-Петербурга составил 25 млрд долларов США что на 21,9% больше по сравнению с 2012 годом.

В пятерку лидеров по объему иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в 2013 году вошли: Люксембург (3,2 млрд долларов США), Германия (1,25 млрд. долларов США), Ирландия (1,24 млрд долларов США), Казахстан (1,2 млрд долларов США), Республика Корея (813 млн долларов США).

Положительная динамика притока иностранных инвестиций в Санкт-Петербург в 2013 году свидетельствует об увеличении доверия инвесторов и является результатом инвестиционной политики города, которая направлена на улучшение инвестиционного климата в регионе и выстраивание эффективной системы привлечения средств бизнеса в инвестиционные проекты, в том числе городские.

На протяжении последнего десятилетия происходит усиление промышленного вектора развития Санкт-Петербурга, что находит свое отражение в структуре ВРП. Вклад промышленного комплекса в формирование ВРП возрос с 24,4% в 2005 году до 29,1% в 2011 году. В 2005-2007 годах в Санкт-Петербурге начался процесс "новой индустриализации", в рамках которого создан целый ряд новых современных промышленных производств и проведена технологическая модернизация некоторых действующих предприятий. В промышленности Санкт-Петербурга осуществляют деятельность более 730 крупных и средних предприятий, а также свыше 23 тыс. малых предприятий. Особую роль в развитии промышленного потенциала имеет формирование производственных кластеров.

Основу промышленного комплекса составляют обрабатывающие производства. Их вклад в формирование общего объема выпуска промышленной продукции составил в 2009 году - 90,4%, в 2012 году - 93,7%. В обрабатывающих отраслях промышленности Санкт-Петербурга средний уровень создания добавленной стоимости в расчете на одно замещенное рабочее место составил в 2011 году 1478 тыс. рублей, что значительно выше, чем в среднем по российской экономике. По паритету покупательной способности рубля к доллару США (далее - долл.) производительность труда в промышленности Санкт-Петербурга превысила 80 тыс.долл. на одного занятого (в среднем по России - 36 тыс.долл.). Однако уровень производительности труда в промышленности Санкт-Петербурга все еще остается в 2-3 раза ниже среднего показателя по развитым странам мира.

Промышленный комплекс Санкт-Петербурга вносит большой вклад в обеспечение военной, энергетической и продовольственной безопасности России. Высоким уровнем развития отличаются предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетического машиностроения, гражданского судостроения и пищевой промышленности. Предприятия пищевой промышленности Санкт-Петербурга удовлетворяют потребности населения Санкт-Петербурга в базовых продуктах питания на 60-65%. В некоторых сегментах их доля существенно выше. В 2011 году местные производители обеспечивали 80% рынка молочных продуктов и 86% рынка хлеба и хлебобулочных изделий.

Помимо промышленности свои позиции в экономике Санкт-Петербурга повысил вид деятельности, связанный с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. За период 2006-2011 годов его доля в ВРП выросла с 12,2% до 17%.

Весомый вклад в экономическое развитие Санкт-Петербурга вносят наука и инновационная деятельность. Санкт-Петербург является вторым после Москвы крупнейшим научно-техническим центром России.

Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, где сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют более 320 научных организаций: более 65 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 10 государственных научных центров. Кадровый потенциал науки и образования Санкт-Петербурга составляет более 186 тысяч сотрудников научных организаций и высших учебных заведений, 8 тысяч докторов наук и более 25 тысяч кандидатов наук.

Объем инновационных услуг, оказанных в Санкт-Петербурге, составляет 5,2% от общего объема таких услуг по всей России. На Санкт-Петербург приходится более 7% поступлений патентных заявок и 7,5% количества выданных патентов по всей России.

По состоянию на 2014 год создано 33 инновационно-технологических центров, объединяющих в своей деятельности результаты научных исследований крупнейших научных институтов, систему трансфера технологий, прикладные исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - ОКР), реализуемые при университетах города и в малых инновационных компаниях.

В инновационно-технологических центрах работают более 270 компаний-резидентов с годовым оборотом более 1 млрд рублей. Функционирует особая экономическая зона технико-внедренческого типа, для малых предприятий инновационной сферы организован Венчурный фонд, создается ИТ-парк. Межотраслевой и междисциплинарный характер взаимодействия и полный цикл работ, от фундаментальных исследований, ОКР и до внедрения в серийное производство, определяют растущий потенциал Санкт-Петербурга как диверсифицированного центра науки, образования и промышленности.

Объем отгруженной инновационной продукции предприятий (по обследуемым видам деятельности) возрос с 41,7 млрд руб. в 2006 году до 223,2 млрд руб. в 2012 году. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров, работ и услуг (по обследуемым видам деятельности) возрос за этот же период с 6,1% до 12,1%. В 2012 году в Санкт-Петербурге было выдано 2595 патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы (в 2011 году - 2323). Число созданных в Санкт-Петербурге передовых производственных технологий достигло 259 (в 2011 году - 190, что составило 16,7% от общероссийского показателя).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила в 2012 году 80,7 тыс.чел. (в 2011 году - 81 тыс.чел.). В рамках экономической деятельности использовалось 6539 передовых производственных технологий (в 2011 году - 5122). Отношение суммы внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВРП составило по итогам 2012 года 4% (в 2011 году - 3,3%). В 2012 году высокотехнологичный и наукоемкий сектора экономики обеспечили формирование 15,6% ВРП Санкт-Петербурга. Из 2538 тыс. занятых в экономике 102,7 тыс. работников трудились в 2012 году на высокопроизводительных рабочих местах.

Несмотря на активизацию инновационных процессов значительная часть хозяйственного комплекса Санкт-Петербурга характеризуется технологической отсталостью (в сравнении с наиболее развитыми странами мира). Членство России в ВТО может усугубить тенденции, сложившиеся в последние годы на рынке объектов интеллектуальной собственности. Динамика количества соглашений по экспорту и импорту технологий предприятиями и организациями Санкт-Петербурга наглядно демонстрирует сокращение технологического обмена. В 2006 году число соглашений по экспорту технологий составляло 688, а число соглашений по импорту технологий было почти в 2 раза ниже - 352. В 2012 году, впервые за последнее время, число импортируемых технологий превысило число экспортируемых (317 против 303). Экспорт и импорт технологий снизился по сравнению с докризисным периодом.

Транспортный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики Санкт-Петербурга. Однако в последнее десятилетие наблюдалась тенденция снижения совокупного вклада в ВРП Санкт-Петербурга отраслей транспорта и связи - с 14,5% в 2005 году до 11% в 2011 году.

Городским пассажирским транспортом (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2012 году было перевезено 1965 млн пассажиров (в 2011 году - 2047 млн, в 2010 году - 1944 млн). В структуре пассажирских перевозок лидирующие позиции занимает метрополитен. В 2012 году его доля в перевозках пассажиров составила 39,9%, автобусов - 22,5%, трамваев - 21,7%, троллейбусов - 15,9%.

Протяженность улично-дорожной сети (в административных границах Санкт-Петербурга) составляет 3270 км. Средняя плотность сети колеблется по разным районам города от 2,6 км на кв.км в районах новой застройки до 10 км на кв.км в центральных районах города и до 14 км на кв.км в районах малоэтажной застройки. Сеть Петербургского метрополитена включает 5 линий общей протяженностью 113,6 км. Общее количество станций 67, из которых 15 образуют 7 пересадочных узлов, соединяющих линии метрополитена. 11 станций метрополитена обеспечивают пересадку на станции железной дороги.

Объем переработки грузов в Большом порту Санкт-Петербург за период 2001-2011 годов вырос с 32,1 млн тонн до 60 млн тонн. В 2012 году грузооборот Большого морского порта Санкт-Петербург составил 57,8 млн тонн. Доля Большого морского порта Санкт-Петербург в грузообороте всех морских портов России составляет около 11%.

В Санкт-Петербурге активно развивается авиационный транспорт. По итогам 2011 года аэропорт "Пулково" вышел на 3-е место среди российских аэропортов, обслужив 9,6 млн пассажиров (сумма прибывающих и убывающих пассажиров). Рост пассажиропотока продолжился и в 2012 году: пассажирский оборот аэропорта "Пулково" достиг 11,2 млн чел.

Существенным достижением в развитии транспортной инфраструктуры стало завершение строительства и последующая эксплуатация Кольцевой автомобильной дороги, южного и северного участков Западного скоростного диаметра и подходящих к ним городских и внешних магистралей, нового терминала аэропорта "Пулково", морского пассажирского порта, расширение мощности Большого морского порта Санкт-Петербург, организация регулярного движения высокоскоростных поездов по железнодорожной магистрали "Санкт-Петербург-Москва". Однако, несмотря на эти достижения, темпы развития транспортной инфраструктуры отстают от растущих потребностей населения и экономики. Одной из серьезных проблем Санкт-Петербурга является низкая транспортная связность и доступность его различных частей, что приводит к транспортной перегрузке практически по всей территории и росту времени, затраченного горожанами на перемещение по городу. Наблюдается дефицит мостовых переходов через водные объекты.

Санкт-Петербург в значительной степени интегрирован в мировые хозяйственные связи и является одним из крупнейших транспортно-логистических центров, обеспечивающих немалую долю грузовых перевозок в рамках внешней торговли России. Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга увеличился с 14,1 млрд долл. в 2005 году до 56,5 млрд долл. в 2012 году (53,2 млрд долл. в 2011 году). За период 2006-2012 годов объем экспорта возрос с 4,9 млрд долл. до 20,6 млрд долл., а импорта - с 9,2 млрд долл. до 35,9 млрд долл.

Большой вклад в развитие экономики Санкт-Петербурга вносит сфера связи и информатизации. Доходы от оказания услуг связи общего пользования возросли с 54,5 млрд руб. в 2005 году до 113,8 млрд руб. в 2012 году. В структуре доходов от оказания услуг связи ведущее место занимает подвижная (мобильная) связь - 52,9% (в 2005 году - 59,6%) и местная телефонная связь - 9,8% (в 2005 году - 11,9%). Услуги связи занимают ведущее место в структуре платных услуг населению - 21,9% в 2012 году (23,9% в 2005 году). В связи с быстрым развитием подвижной (мобильной), документальной, радио и спутниковой видов связи замедляются темпы роста работы телефонной связи общего пользования.

Повышению производительности труда способствует повсеместное использование информационно-коммуникационных технологий. Число персональных компьютеров, используемых на предприятиях Санкт-Петербурга, возросло с 38 на 100 работников списочного состава в 2005 году до 55 на 100 работников списочного состава в 2012 году. Количество предприятий, использующих специальные программные средства, увеличилось за этот же период с 3418 до 3722. Затраты предприятий на информационно-коммуникационные технологии за рассматриваемый период возросли с 16,4 млрд руб. до 43,5 млрд руб.

Важную роль в экономике Санкт-Петербурга играет потребительский рынок. Однако этот бурно развивавшийся в 1990-е годы сектор экономики за последнее десятилетие сократил свою роль. Его доля сократилась с 24,8% в 2005 году до 20,9% в 2011 году.

За последнее десятилетие сформировалась мощная инфраструктура потребительского рынка. Без учета общественного питания она включает более 16,7 тыс. предприятий розничной торговли с объемом торговых площадей более 5,1 млн кв.м и 8,9 тыс. организаций бытового обслуживания. За период 2006-2012 годов оборот розничной торговли возрос с 292,5 млрд руб. до 844,8 млрд руб., общественного питания - с 15,9 млрд руб. до 55,8 млрд руб., объем платных услуг населению - с 126,4 млрд руб. до 343,8 млрд руб. Население ежедневно приобретает в Санкт-Петербурге товаров и услуг в среднем на 2,5 млрд руб. Санкт-Петербург занимает одну из лидирующих позиций в России по обеспеченности населения площадями розничной торговли. На начало 2013 года обеспеченность населения торговыми помещениями в расчете на 1 тыс. жителей составила 1035 кв.м.