ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 февраля 2011 года N 171

О Программе "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы



Во исполнение Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и Закона Санкт-Петербурга от 05.03.2008 N 133-23 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) согласно приложению.

2. Комитету по социальной политике Санкт-Петербурга:

2.1. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы.

2.2. Ежегодно до 1 марта информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения мероприятий Программы.

3. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

3.1. Обеспечить реализацию мероприятий Программы.

3.2. Один раз в квартал до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием величины произведенных расходов.

3.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы, финансируемых за счет бюджетных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 15.02.2011 N 171

     

ПРОГРАММА
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы

Паспорт Программы

Разработчик Программы

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

Исполнители Программы


Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга
Комитет по здравоохранению
Комитет по строительству
Комитет по транспорту
Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями
Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Комитет по образованию
Комитет по культуре
Комитет по науке и высшей школе
Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга
Комитет по физической культуре и спорту
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Комитет по информатизации и связи
Комитет по инвестициям и стратегическим проектам администрации районов Санкт-Петербурга

Срок реализации Программы

2011-2013 гг.

Цель Программы

повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге

Перечень основных мероприятий Программы

нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
меры по укреплению здоровья граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге и расширению возможностей для их социальной интеграции в общество;
меры по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
кадровое обеспечение деятельности по работе с гражданами пожилого возраста в Санкт-Петербурге;
научное, научно-методическое и информационное сопровождение

Источники финансирования Программы

бюджет Санкт-Петербурга
внебюджетные источники

Объем финансирования Программы

2011-2013 годы:
средства бюджета Санкт-Петербурга - 14177027,4 тыс.руб.;
внебюджетные источники,
в т.ч.:
средства бюджета Санкт-Петербурга 2011 года - 4511689,4 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2012 года - 5118533,2 тыс.руб.;
средства бюджета Санкт-Петербурга 2013 года - 4546804,8 тыс.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

увеличение числа граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания до 43% от общей численности граждан пожилого возраста;
обеспеченность койкоместами в стационарных учреждениях социального обслуживания, не менее 19,84 коек на 10 тыс. жителей;
строительство не менее 4 специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста;
снижение очереди в стационарные учреждения социального обслуживания:
дома-интернаты, психоневрологические интернаты;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и учреждений здравоохранения;
обеспечение беспрепятственного доступа граждан пожилого возраста, относящимся к маломобильным группам населения, к объектам социальной инфраструктуры;
повышение уровня компьютерной грамотности граждан пожилого возраста;
развитие общественно-государственного партнерства;
расширение возможностей граждан пожилого возраста для социальной интеграции в общество;
повышение эффективности труда работников учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста;
повышение образовательного уровня сотрудников учреждений социального обслуживания: в 2011 году - не менее 300 чел., в 2012 году - не менее 500 чел., в 2013 году - не менее 650 чел.;
преодоление стереотипа негативного восприятия старости людьми всех возрастов

Координатор Программы

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

     

     

Программа
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы

Введение


Программа "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы (далее - Программа) разработана во исполнение Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", Закона Санкт-Петербурга от 05.03.2008 N 133-23 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в сфере трудовых отношений и социальной защиты населения" и Перечня поручений Президента Российской Федерации от 27.11.2010 Пр-3464ГС и Правительства Российской Федерации от 06.12.2010 N АЖ-П12-8307.

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга постоянно увеличивается. Средний возраст жителей Санкт-Петербурга выше, чем в целом по Российской Федерации. В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры граждан пожилого возраста в сторону увеличения доли населения старших возрастных групп (75 лет и старше) в общей численности лиц в возрасте 60 лет и старше.

Прогрессирующий процесс старения его населения обусловлен низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности населения трудоспособного возраста, увеличением абсолютного числа лиц старших возрастных групп.

В настоящее время в городе проживает более 1178,0 тыс.чел. пенсионного возраста, из них более 297,0 тыс.чел. (25,2%) - лица старших возрастных групп (75 лет и старше), в том числе в возрасте от 75 до 84 лет - 238,4 тыс.чел. (20,2%), от 85 до 94 лет - 55,7 тыс.чел. (4,7%), от 95 лет и старше - 2,9 тыс.чел. (0,3%).

По прогнозным расчетам в 2026 году доля граждан пожилого возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга достигнет 29%.

В сложившейся ситуации проблемы обеспечения достойной старости, продления активной позиции граждан пожилого возраста в жизни общества, оказания квалифицированных медицинских услуг, сохранения способности к самообслуживанию, предоставления с учетом индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста адресной социальной помощи, различных мер социальной поддержки и форм социального обслуживания являются актуальными задачами социальной политики Правительства Санкт-Петербурга.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге постоянно развивается. Так, в рамках реализации Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 59, усовершенствована структура комплексных центров социального обслуживания населения, внедрены новые формы социального обслуживания.

В настоящее время в 18 районах города функционируют 20 комплексных центров социального обслуживания населения, в структуре которых действуют 252 отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов и 104 специализированных отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которые обслуживают в год более 43,0 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов. За последние годы произошло увеличение количества специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому (85 отделений - в 2006 году, 93 отделения - в 2007 году, 101,5 отделение - в 2008-2009 годах, 104 отделения - в 2010 году), прирост специализированных отделений социально-медицинского обслуживания составил 19 отделений за 4 года.

Открыто 28 социально-досуговых отделений граждан пожилого возраста, 27 отделений дневного пребывания граждан пожилого возраста, 34 социально-реабилитационных отделения граждан пожилого возраста, 39 отделений срочного социального обслуживания, 35 консультативных отделений, 12 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 20 отделений экстренной психологической помощи гражданам пожилого возраста (телефон доверия), 21 организационно-методическое отделение и др.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 05.07.2000 N 367-38 "О целевой социальной программе Санкт-Петербурга "Создание специальных жилых домов для одиноких граждан пожилого возраста в Санкт-Петербурге" на 2000-2009 годы" к 2011 году в 12 районах города открыты 17 специальных жилых домов на 1059 квартир, в которых проживают 1067 одиноких граждан пожилого возраста (одиноких супружеских пар).

В специальных жилых домах лестничные площадки, лифты и квартиры приспособлены для проживания граждан пожилого возраста с учетом их возраста, состояния здоровья. Все жители дома имеют круглосуточную телефонную связь с диспетчером. Службы культурно-бытового, медицинского и социального обслуживания размещены непосредственно в помещениях дома. При этом специальные жилые дома не являются стационарными учреждениями социального обслуживания.

Стационарное социальное обслуживание гражданам пожилого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и наблюдении, предоставляют 13 стационарных учреждений социального обслуживания на 7297 мест для граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов войны, в том числе 8 психоневрологических интернатов на 6252 места, 2 дома ветеранов войны на 455 мест и 3 дома-интерната на 586 мест.

Средний возраст клиентов в психоневрологических интернатах - 60 лет, в домах общего типа - 75 лет.

В целях совершенствования медико-социальной помощи в стационарных учреждениях социального обслуживания создано 48 отделений интенсивного ухода для обслуживания престарелых граждан и инвалидов, находящихся на постельном режиме, или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, в том числе в психоневрологических интернатах - 39 отделений на 1767 мест, в домах-интернатах общего типа - 9 отделений на 456 мест.

На постоянном постельном режиме в стационарных учреждениях социального обслуживания находится треть клиентов.

К сожалению, в Санкт-Петербурге имеющаяся коечная мощность стационарных учреждений социального обслуживания не удовлетворяет потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов, о чем свидетельствует наличие очереди на поступление в эти учреждения. Так, очередь в психоневрологические интернаты составляет 651 чел., в дома ветеранов войны - 98 чел., дома-интернаты - 83 чел. При этом срок ожидания поступления в дома ветеранов войны составляет более трех лет, а в дома-интернаты для престарелых и инвалидов от 0,5 до 1,5 лет.

С изменением демографической ситуации в последние годы резко возрастают проблемы, связанные с увеличением количества людей старших возрастов, страдающих хроническими заболеваниями. Увеличение продолжительности жизни зачастую выражается в снижении качества жизни из-за таких инвалидизирующих заболеваний, как: старческое слабоумие, остеопороз, тугоухость, недержание мочи, сахарный диабет. Важную роль в оказании медико-социальной помощи гражданам пожилого и старческого возраста играет гериатрическая служба.

Структура гериатрической службы сочетает амбулаторную и стационарную помощь гражданам пожилого возраста. В амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения функционируют 12 кабинетов врачей-гериатров, 5 гериатрических отделений, 4 гериатрических дневных стационара, 14 медико-социальных отделений. В стационарных учреждениях - 414 коек, из них ведущее специализированное учреждение - Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения "Городской гериатрический медико-социальный центр".

Анализ показаний к госпитализации граждан пожилого возраста показывает, что в 55%-60% случаев пребывание в лечебном учреждении связано не с потребностью в интенсивных методах лечения, а в связи с необходимостью оказания долговременных медико-социальных и реабилитационных услуг.

Анализ демографической ситуации Санкт-Петербурга и практика работы с гражданами пожилого возраста показывают, что в ближайшее время потребность граждан пожилого возраста в предоставлении социально-бытовых, социально-реабилитационных, социально-психологических, социально-досуговых, медицинских и других услугах будет постоянно возрастать. Поскольку в силу возрастных особенностей гражданам пожилого возраста сложно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, им необходима гарантированная государственная поддержка и помощь в различных сферах жизнедеятельности.

Целью настоящей Программы является осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста Санкт-Петербурга.

Задачи Программы:

осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста Санкт-Петербурга;

повышение степени их социальной защищенности;

обеспечение гарантированного уровня дохода граждан пожилого возраста не ниже 1,15 величины прожиточного минимума, устанавливаемого в Санкт-Петербурге для пенсионеров;

увеличение числа граждан пожилого возраста, получивших социальные услуги;

реструктуризация и создание новых стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

модернизация учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и учреждений здравоохранения;

повышение эффективности деятельности учреждений и служб, предоставляющих гражданам пожилого возраста Санкт-Петербурга социальные и медицинские услуги;

улучшение условий и уровня жизни граждан пожилого возраста;

разработка современных стратегий ухода и предоставления социальных и медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста с учетом масштабов и темпов старения населения;

содействие повышению уровня социальной адаптации граждан пожилого возраста и упрочению их социальных связей в обществе.

В связи с этим необходим системный комплексный подход и принятие мер, направленных на улучшение условий и уровня жизни граждан пожилого возраста, усиление их социальной защищенности, создание условий для активного участия в жизни общества, который может быть решен программно-целевым методом, предусмотренным настоящей Программой.

Основные направления реализации Программы


Программа включает 8 разделов, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста Санкт-Петербурга, и учитывает интересы и потребности всех категорий и групп граждан пожилого возраста.

Разработанные мероприятия отвечают целям и задачам Программы и направлены для решения проблем как граждан пожилого возраста, утративших способность к самообслуживанию, так и граждан пожилого возраста, сохранивших способность к самообслуживанию, но нуждающихся в социальной поддержке, а также вовлечении их в жизнь общества.

К реализации мероприятий Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, учреждения социальной сферы, учебные и научные организации, некоммерческие организации, бизнес-сообщества.

Раздел 1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста

В целях усиления правовых гарантий предусматривается разработка нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, направленных на реализацию основных положений современной государственной социальной политики в отношении граждан пожилого возраста.

В раздел включены отдельные вопросы совершенствования правового механизма предоставления социального обслуживания гражданам пожилого возраста, предусматривается разработка нормативной правовой базы по развитию, размещению, проектированию и строительству стационарных учреждений социального обслуживания, а также по развитию гериатрической службы Санкт-Петербурга на 2011-2012 годы.

Раздел 2. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста

В раздел Программы включены мероприятия по предоставлению гражданам пожилого возраста различных мер социальной поддержки и социального обслуживания в рамках законодательства Санкт-Петербурга, в том числе на основе мониторинга социально-экономического положения граждан пожилого возраста на основе данных автоматизированной информационной системы "Электронный социальный регистр населения". В рамках реализации Закона Санкт-Петербурга от 20.12.2006 N 627-100 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" Программой предусмотрены мероприятия по подготовке материалов для проведения конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности на основе государственно-частного партнерства в целях создания дома-интерната для ветеранов войны и труда. Программой предусмотрены мероприятия по дальнейшему взаимодействию с бизнес-сообществом по оказанию социальной помощи нуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны в рамках благотворительной Губернаторской программы "Долг", стартовавшей в Санкт-Петербурге в 2005 году.

Раздел 3. Меры по укреплению здоровья граждан пожилого возраста

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»