Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 марта 2012 года N 275

О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

(с изменениями на 17 июля 2013 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2013 года N 115;

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500.

____________________________________________________________________


Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.

2. Обеспечить в период 2012-2013 гг. разработку проекта Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (далее - Стратегия), отражающего основные согласованные в Концепции направления деятельности Правительства Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500. - См. предыдущую редакцию)

3. Комитету по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга обеспечить:

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 марта 2013 года N 115. - См. предыдущую редакцию)

3.1. Привлечение независимых экспертов для проведения оценки и анализа материалов, формируемых при разработке Стратегии.

3.2. Разработку проекта Стратегии и его представление в 2013 году на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500. - См. предыдущую редакцию)

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 884 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года".

5. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова С.Ю.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 28 марта 2012 года N N 275

     КОНЦЕПЦИЯ
     социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

(с изменениями на 17 июля 2013 года)

1. Социальный контракт - 2020: общественные обсуждения

Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция - 2020) является документом общественного согласия, подготовленным по итогам проведенных в 2010-2011 гг. обсуждений дальнейших направлений развития города. Концепция носит характер социального контракта между населением и Правительством Санкт-Петербурга (далее - Правительство), суть которого заключается в том, что жители доверяют право распоряжения своими налогами, но вместе с тем формулируют ожидаемые результаты. Ожидания населения и важнейшие направления деятельности Правительства по их реализации сформулированы на основе предложений, высказанных в ходе дискуссий, и положены в основу Концепции - 2020.

Концепция - 2020 обсуждалась с бизнес-сообществом, представителями общественных организаций и молодежных движений, ассоциациями профессиональных участников. Были организованы опросы мнения населения посредством горячих линий и анкетирования. Обсуждение документа стало более важным процессом, нежели формирование его содержания, поскольку только в ходе дискуссии возникает общее видение участников. Непосредственно в подготовке приняло участие более 10000 человек. Концепция - 2020 активно освещалась на радио и телевидении, ей были посвящены публикации в большинстве печатных городских изданиях. Общий охват населения Санкт-Петербурга средствами массовой информации составил более 2 миллионов человек. Финальное голосование было организовано в сети Интернет на основных площадках Twitter, Vkontakte, LiveJournal. По его итогам большинство участников проголосовали за дальнейшее развитие города как глобального центра современной промышленности.

Появление подобного документа в сфере стратегического планирования развития города стало возможным по нескольким причинам:

во-первых, возросли бюджетные возможности города, позволяющие Правительству перейти от политики финансирования текущих расходов к реализации масштабных инвестиционных проектов;

во-вторых, сформировались различные группы активных представителей городского сообщества, имеющих четкую позицию и намерение участвовать в конструктивном диалоге с Правительством;

в-третьих, появилась организационная возможность проведения общественных обсуждений на различных площадках.

В целях практической реализации ожиданий населения и детальной проработки важнейших направлений деятельности Правительства будет разработана Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года (далее - Стратегия - 2030) с привлечением экспертов в соответствующих областях, подготовлены изменения в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", разработан прогноз макроэкономических показателей.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года N 500. - См. предыдущую редакцию)

2. Социальный контракт - 2020: ожидания населения

2.1. Видение будущего

 "В 2020 году Санкт-Петербург укрепит свои позиции
глобального города и войдет в рейтинг ведущих центров
современной промышленности"

Итоги голосования в социальных сетях

Санкт-Петербург станет наиболее влиятельным среди городов Северной Европы. Именно здесь транснациональные и российские корпорации разместят свои региональные штаб-квартиры, где будут создаваться современные технологии и обеспечиваться их внедрение на территории города. Внимание мировой общественности и многочисленных туристов будет привлечено разнообразием происходящих на его обширной культурной сцене концертов, театральных премьер, художественных выставок, кинопоказов, танцевальных представлений, спортивных мероприятий. В Санкт-Петербурге планируется проводить мероприятия общенационального и мирового уровня от выставок всемирно известных художников до Чемпионата мира по футболу и Международного экономического форума.

Санкт-Петербург станет лидером в России по экспорту современной продукции промышленности и научно-технических услуг. В городе будет завершено формирование кластеров в сфере судостроения, автомобилестроения, энергомашиностроения, фармацевтики, информационно-коммуникационных технологий, радиологии. Предприятия кластеров обеспечат конкурентоспособность промышленной продукции на открытых рынках и мобилизуют ключевой ресурс города - людей, способных реализовать лидерские проекты, создать новые технологии и идеи.

В Санкт-Петербурге появятся новые интеллектуальные отрасли промышленности, которые займут значимые позиции на международных рынках. Для этого в городе будут локализованы современные производства и созданы центры технологического развития. Лидеры мирового технологического рынка перейдут от первой стадии - восприятия Санкт-Петербурга как интересного и емкого рынка и второй стадии - инвестирования в локализацию производства к третьей стадии - созданию в Санкт-Петербурге  новых технологий и новых продуктов.

В Санкт-Петербурге будет сформирована креативная среда для самореализации жителей. В город будут приезжать студенты и квалифицированные специалисты из других регионов Российской Федерации и из-за рубежа, поскольку именно здесь будут созданы лучшие возможности для получения образования европейского уровня, а также последующего применения своих профессиональных навыков и талантов в промышленности. Санкт-Петербург будет открытым и толерантным для жизни различных этнических, социальных и культурных групп.

Город повысит свое место в международных туристических рейтингах. Это будет достигнуто за счет использования в полной мере его культурного потенциала, формирования новых туристических маршрутов, появления новых экскурсионных программ, развертывания инфраструктуры гостеприимства. Санкт-Петербург, наряду с Лондоном, будет ключевым центром притяжения туристических круизов в регионе бассейна Северного и Балтийского морей.

Санкт-Петербург станет крупнейшим логистическим центром. В городе разместятся ведущие национальные и международные операторы и перевозчики, будут созданы новые складские мощности, позволяющие осуществлять перевалку дорогих и сложных грузов (контейнеров, RO-RO грузов и рефрижераторных грузов). Аэропорт "Пулково" будет международным авиационным хабом с современным аэровокзальным комплексом. Возрастет количество направлений и объем авиаперевозок.

2.2. Ограничения

"В 2020 году Санкт-Петербург сохранит
     внешний облик в сочетании с характерной
     стройностью его исторического образа"

 Итоги голосования в социальных сетях



Укрепление позиций города в качестве глобального центра будет проходить в соответствии с имеющимися аутентичными культурными активами. Санкт-Петербург сохранит характерный исторический облик. Новая застройка в историческом центре будет развиваться с учетом обеспеченности объектами транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, а также сложившейся архитектурной традиции. Город не должен утратить особый "звуковой образ", такой как звуки Большой Невы, пушечные выстрелы в "адмиралтейский час" с Петропавловской крепости, игра курантов на Петропавловской колокольне и башне Городской Думы.

3. Стартовые позиции

"В 2008 году Санкт-Петербург вошел в рейтинг
     глобальных городов мира благодаря взвешенной
     экономической политике, которая дала
     возможность реализовать конкурентные
     преимущества, сложившиеся в прошлые годы,
     и заложить фундамент для нового экономического подъема"

По данным исследовательского агентства GaWC

Для Санкт-Петербурга 2000-е годы стали десятилетием, насыщенным экономическими и социальными событиями, периодом реализации масштабной программы перехода от политики сокращения расходов к стратегии роста. В город пришли новые предприятия, которые не только обеспечили его представительство на крупных рынках, но и сформировали новые отрасли современной промышленности, основную доходную базу бюджета Санкт-Петербурга. В результате валовой региональный продукт увеличился на 55%, а бюджет Санкт-Петербурга превысил 300 млрд.руб. В свою очередь это позволило добиться роста денежных доходов на душу населения более чем в 3,6 раза, а средней номинальной заработной платы в два раза.

В Санкт-Петербурге был развернут сектор автосборки и производства автокомпонентов, который совместно с аналогичными предприятиями Ленинградской области постепенно перерастает в полноценный автомобилестроительный кластер (были открыты заводы General Motors, Toyota, Nissan, Hyundai, Scania, Яровит Моторз, Man и др.). Только легковых автомобилей в 2010 году в Петербурге было собрано около 70 тыс. шт., а по заявленным планам к 2015 году должно быть собрано около 630-650 тыс.шт. при резко возрастающих показателях локализации и числе занятых в рамках автокластера.

В городе фактически заново и на новом технологическом уровне создается фармацевтическая отрасль. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге реализуется ряд проектов по созданию фармацевтических производств, в том числе таких новых отечественных компаний, как "Биокад", "Герофарм", "Вертекс". В ближайшее время будет построен завод швейцарской фирмы "Новартис" - всемирно известного производителя фармацевтических средств.

В Санкт-Петербурге сформировалась отрасль информационных технологий. Размещены R&D центры ведущих международных компаний, таких как Microsoft, EMC, Oracle, Intel, Яндекс, Google, Hewlett-Packard, Motorola Mobility, EPAM, LGSoftLab, Siemens, T-Systems. В 2010 году годовой оборот ИТ-отрасли составил около 100 млрд.руб. Более 25% выручки от экспорта всех ИТ-компаний России приходится на Санкт-Петербург.

Отдельные сектора и отрасли петербургской экономики достигли значимых по объему и качеству позиций на национальных и глобальных рынках. Большой порт Санкт-Петербург обеспечивает более 10% экспортных и 50% импортных морских грузоперевозок России, количество международных пассажироперевозок аэропорта "Пулково" увеличилось более чем в 2 раза и составило около 6,7 млн.чел. В Санкт-Петербурге сформировался второй по своим масштабам в России и один из самых значительных в Балтийском макрорегионе потребительских рынков, при этом потребительская сфера по своим показателям за 2000-е годы постепенно сблизилась с европейской. В городе разместились всемирно известные торговые сети, начала формироваться дифференцированная система торговых коридоров, часть из которых, например Невский проспект, входит в мировые рейтинги подобных зон торговли.

Существенно усилилось геополитическое влияние города на развитие других регионов. Город успешно реализовал в 2000-е годы стратегию "второй столицы". В 2006 году Санкт-Петербург принимал саммит глав государств "Группы восьми", ежегодно проводится Международный военно-морской салон, Петербургский международный инновационный форум, Петербургский международный экономический форум, в рамках которого в 2011 году город заключил соглашений на сумму около 97 млрд. рублей. Число участников за последние три года выросло в 1,9 раза и составило 4,7 тысяч человек из более чем 90 стран мира. На территории Санкт-Петербурга размещены и работают Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств, Конституционный Суд Российской Федерации, Государственный комплекс "Дворец Конгрессов", Президентская библиотека имени Б.Н.Ельцина, ряд других международных и федеральных организаций.

Возросла привлекательность города для проживания. В Санкт-Петербург стали приезжать до 60 тыс.чел. ежегодно из других регионов России и из-за рубежа, в то же время отток населения сократился и составил менее 30 тысяч человек ежегодно. Численность населения увеличилась по сравнению с 2003 годом на 244,4 тыс.чел. и составила на начало 2011 года 4868,5 тыс.чел.

4. Препятствия и последствия развития города

В ходе укрепления позиций глобального центра
Санкт-Петербург столкнется  с препятствиями
ухудшающейся городской среды и
демографического спада

Санкт-Петербург обладает дорогим и престижным, но малофункциональным историческим центром. Одновременное совмещение культурно-развлекательной, туристической, деловой, торговой и коммуникационной функций в центре города приводит к значительной перегруженности, росту затрат на текущее содержание. Снижается эффективность использования его территории, которая в полной мере не удовлетворяет запросы на формирование современной политики в области использования архитектурно-исторического наследия, по отношению к которому преобладает логика "музеификации" объектов культуры. Имеющееся пространство для приема туристов не соответствует культурно-историческому потенциалу Санкт-Петербурга, что приводит к сокращению длительности пребывания и мотивации к повторным посещениям.

В долгосрочной перспективе возрастает риск "трущобизации" отдельных кварталов центральной части города, а также нарушения традиционных форм застройки. Исторический центр Санкт-Петербурга, являясь мировым памятником архитектуры, изначально планировался как территория регулярной застройки, рассчитанная на другой объем постоянно проживающего населения, иные транспортные и пассажиропотоки. В настоящий момент в четырех центральных районах города (Адмиралтейском, Василеостровском, Петроградском и Центральном) сконцентрировано до 40 тысяч коммунальных квартир (39% от общего числа в городе), 1700 многоквартирных домов не имеют горячего водоснабжения, более 60% жилищного фонда имеет физический износ, превышающий 30%, в том числе более 1 тысячи зданий - деревянными перекрытиями.

В Санкт-Петербурге сформировался ряд дисбалансов, снижающих эффективность городского хозяйства по сравнению с основными конкурентами. Периферийная зона стареющей жилой застройки, сложившаяся преимущественно в 1970-80-е годы, а также территории новой застройки (1990-2000-х гг.), "растягивают" город и связанную с ним инженерную и социальную инфраструктуру. Город рискует в перспективе стать более расточительным и дорогим для любой масштабной деятельности и просто жизни, чем его основные глобальные конкуренты.

Периферийная зона обладает низкой привлекательностью для жизни и работы, прежде всего "креативного класса". Микрорайонный тип застройки блокирует развитие территории. Улицы используются исключительно для перемещения людей в пространстве и не выполняют важных функций, связанных с мобильной торговлей, предоставлением бытовых и культурно-развлекательных услуг. В Санкт-Петербурге отсутствует эффективная система подцентров, где формируются рабочие места для жителей районов и стягивается активность горожан. Практически вся индустрия отдыха и развлечений сосредоточена в историческом центре города. В повседневной жизни это стало начало приводить к росту автомобилизации и дефициту столь востребованных новым поколением горожан современных форматов публичных пространств.

В Санкт-Петербурге не сформирован центральный деловой район, характерный для всех современных мегаполисов. Это создает сложности с принятием городом офисов глобальных компаний (как головных, так и региональных штаб-квартир), следовательно, не способствует развитию пассажирских коммуникаций, росту сложных деловых услуг, формированию рынка труда с современными квалификациями. Более 40% офисных площадей сосредоточено в Центральном, Петроградском и Приморском районах Санкт-Петербурга.

Низкая транспортная связанность и доступность различных частей Санкт-Петербурга приводят к транспортной перегрузке практически по всей территории и росту затраченного на перемещение времени. В Нью-Йорке средняя скорость автомобильного движения составляет более 39 км/час, в Сеуле - 38 км/час, тогда как в Санкт-Петербурге - менее 27 км/час. Это означает, что в ближайшем будущем город будет конкурировать по данному показателю не с ведущими глобальными центрами, а с такими городами как Сан-Паулу, Мехико-Сити и Йоханнесбург.

Экономическое процветание Санкт-Петербурга в перспективе будет определяться миграционной составляющей. Город входит в период существенного увеличения численности жителей, достигших пенсионного возраста, а также низкого уровня рождаемости. Демографическая нагрузка (количество детей и пенсионеров на 1000 человек трудоспособного населения) в период с 2003 по 2010 год увеличилась на 6,8%. В соответствии с официальным прогнозом Петростата, указанный показатель к 2020 году возрастет еще на 37% и составит 827,1 чел. К 2020 году в Санкт-Петербурге будут проживать более 1,4 миллиона лиц пенсионного возраста при одновременном снижении численности трудоспособного населения. В ближайшей перспективе сохранение социального обеспечения старшего поколения на прежнем уровне потребует опережающего увеличения выплат. Основной источник, способный компенсировать сокращение численности трудоспособного населения, - это привлечение в экономику людей из других регионов России и из-за рубежа, способных к созданию новых идей и технологий, а также нового креативного содержания.

Глобальные центры предоставляют
     более разнообразные возможности
     для самореализации, тем самым становятся
     привлекательными для граждан.
     Санкт-Петербург столкнется с последствиями
      миграционного притока, в том числе
     с увеличением концентрации носителей
     различных культурных традиций, уровней
      образования, профессиональной подготовки

Санкт-Петербург может столкнуться с социальной фрагментацией общества и утратой самобытности культурной среды города. Уже сегодня наряду с Москвой Санкт-Петербург является лидером по числу трудовых мигрантов из-за рубежа (в 2010 году выдано более 180 тысяч разрешений на работу иностранцев). Ежегодный миграционный прирост (на 30 тысяч человек ежегодно) компенсирует естественную убыль коренного населения и позволяет городу продолжать развитие. В то же время в городе не создана среда для адаптации трудовых мигрантов и приезжих. Периферийные районы обладают низким уровнем толерантности и духовной идентичности населения. Здесь не сформированы характерные для многих городов креативные кварталы. В целом креативная индустрия не фиксируется статистически и не входит в число приоритетов экономической и культурной политики. Дефицит публичных пространств для общения жителей и проведения совместных мероприятий приводит к изоляции населения и росту социальной напряженности.