ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2012 года N 864

О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы

Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Стратегию действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
     к постановлению
     Правительства Санкт-Петербурга
     от 16.08.2012 N 864

СТРАТЕГИЯ
действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы

1. Введение

Социальная политика в отношении детей является приоритетом государственной политики Санкт-Петербурга. Забота о физическом и психическом здоровье детей, развитие их культурного, нравственного и интеллектуального потенциала - это инвестиции в будущее города, которые станут основой для накопления и приумножения человеческого капитала Санкт-Петербурга.

Дети - одна из основных демографических и социальных групп населения города: в Санкт-Петербурге проживает 671,1 тыс. детей в возрасте от 0 до 17 лет, что составляет 14 процентов от городского населения. В то же время дети наиболее подвержены потенциальным и реальным социальным рискам в быстро изменяющемся и усложняющемся мире и требуют постоянного внимания и заботы со стороны общества.

Усилия государственных органов и общественных институтов в предыдущие годы были сосредоточены на первоочередных вопросах жизни детей и проблемах, требующих незамедлительного решения. Предпринимались меры по обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации положения детей, социальной поддержке детей из наиболее нуждающихся, уязвимых слоев населения. Социальная политика носила проблемно-целевой характер и формировалась по мере изменения ситуации и положения детей в Санкт-Петербурге, а также в соответствии с финансово-экономическими возможностями города.

В Санкт-Петербурге действует Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы, реализуется Программа "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы. В 2011 году был принят "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", в котором сконцентрированы все меры социальной поддержки за счет средств городского бюджета различным категориям горожан: детские пособия, пособия многодетным семьям, студенческим семьям, гражданам, оказавшимся в кризисной жизненной ситуации, и др.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и региональных целевых программ по вопросам, касающимся различных сторон жизни детей.

В результате принятых мер удалось в основном сохранить, модернизировать и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга для детей. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, сеть молодежных консультаций, увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета Санкт-Петербурга, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Создан институт Уполномоченного по правам ребенка, формируется безопасная городская среда, благоприятная для роста и развития детей, имеется высокий интеллектуальный, научный потенциал в различных сферах работы с детьми.

В результате наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, снижения показателей первичной инвалидности у детей, уменьшения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и увеличения числа детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях граждан. В Санкт-Петербурге наметилась тенденция снижения преступности несовершеннолетних и снижение числа осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, а также сокращение числа зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении детей и подростков.

Тем не менее в рамках очередного этапа социально-экономического развития Санкт-Петербурга назрела необходимость перехода от проблемно-целевой социальной политики первоочередных мер, сосредоточенной на вопросах и проблемах, требующих незамедлительного решения, к стратегическому управлению социальной политикой в отношении детей, к оптимизации всех ресурсов Санкт-Петербурга, формированию единого подхода органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению принципов, целей, задач, приоритетных направлений и механизмов реализации политики Санкт-Петербурга в интересах детей, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Наличие перечисленных факторов обуславливает актуальность разработки и принятия Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы (далее - Стратегия) как основного документа, отражающего государственную политику Санкт-Петербурга в отношении детей.

Стратегия разработана на период до 2017 года с учетом важнейших международно-правовых документов Организации Объединенных Наций, содержащих основные требования к государственной политике в отношении семьи и детей. Основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, которая гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положения Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, Социальный кодекс Санкт-Петербурга, концепции демографического развития и семейной политики Санкт-Петербурга, городские долгосрочные целевые программы, направленные на реализацию мер в интересах детей.

Государственная политика Санкт-Петербурга в отношении детей направлена на обеспечение возможности эффективной социализации и полноценного развития детей, улучшение условий, уровня и качества их жизни, смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей, путем осуществления целостной системы мер организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-просветительского и кадрового характера на городском, районном и муниципальном уровнях, подкрепляемых гарантиями в рамках финансовых и социальных возможностей города.

Стратегия является основой для разработки и реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, отдельными гражданами и самими детьми программ, проектов и мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности детей, способствует объединению ресурсов государства и общества в интересах детей.

Стратегия предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным направлениям:

семейная политика, поддержка семейных ценностей и семейного образа жизни;

доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;

здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;

социальная интеграция в общество детей, нуждающихся в особой заботе государства;

создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;

участие детей в общественной жизни города и в реализации Стратегии.

1.1. Основные проблемы в сфере детства в Санкт-Петербурге

Современное социальное положение детей определяется многими факторами. Наиболее значимые из них - здоровье, образование, отношение к детям в семье, доступ к социальным услугам, наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние.

Несмотря на благоприятные тенденции улучшения положения детей, развившиеся в последние годы, в Санкт-Петербурге сохраняют свою остроту следующие проблемы:

сокращение доли детей в общей численности населения города;

относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;

значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

высокий уровень заболеваемости детей и подростков;

девиантное поведение в подростковой среде;

трудности адаптации и интеграции семей мигрантов;

значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства;

насилие в отношении детей;

негативное влияние на несовершеннолетних компьютерных технологий, неконтролируемого контента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и публикаций в средствах массовой информации;

диспропорция социальной инфраструктуры для детей, объема и качества доступных для детей и их семей услуг, объектов безопасной городской среды, благоприятной для роста и развития детей, в различных районах и муниципальных образованиях города;

отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, решении вопросов, затрагивающих их интересы.

Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества Санкт-Петербурга принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.

1.2. Ключевые принципы Стратегии

Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: создание условий для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - принятие мер по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Защита прав каждого ребенка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

Максимальная реализация потенциала каждого ребенка: создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

Сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

Разработка и внедрение новых технологий социальной помощи, направленных на развитие внутренних ресурсов семьи: внедрение эффективных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей (членов семей), предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами.

Особая забота о детях, нуждающихся в помощи государства в соответствии с их потребностями: разработка и внедрение форм работы, позволяющих преодолевать социальную исключенность уязвимых категорий детей, способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество детей, нуждающихся в помощи и заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в социально опасном положении).

Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей: реализация социальной политики в области детства на основе использования последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере; обеспечение условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, связанных с работой с детьми и их семьями.

Социальное партнерство во имя ребенка: принятие мер, направленных на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей. Применение технологий социального партнерства, общественно-профессиональной экспертизы, реализация их с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения некоммерческих организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей.

2. Семейная политика, поддержка семейных ценностей и семейного образа жизни

2.1. Краткий анализ ситуации

Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.

Ситуация в Санкт-Петербурге характеризуется:

превышением смертности над рождаемостью (естественная убыль населения в 2011 году составила 4,7 тыс. человек и уменьшилась по сравнению с 2010 годом на 52 процента);

высокой мужской смертностью в трудоспособном возрасте, превышающей более чем в 3,3 раза аналогичные показатели у женщин;

увеличением возраста матери при рождении первого ребенка (средний возраст женщин, родивших первого ребенка в Санкт-Петербурге, составляет 28 лет);

откладыванием рождения первого ребенка, распространением бездетной, малодетной, монородительской семьи (среднее количество детей в петербургской семье составляет 1,18 человек);

внебрачной рождаемостью (в 2011 году более 20 процентов новорожденных родились вне брака);

значительным числом разводов в семьях с детьми (число разводов в 2011 году - 25429, в семьях с детьми - 11190);

увеличивающимся миграционным потоком (в 2011 году миграционный прирост составил 58,6 тыс. человек и по сравнению с 2010 годом увеличился в 1,6 раза);

ростом числа рождений в семьях, имеющих в своем составе иностранных граждан (в 2011 году зарегистрировано 5112 рождений детей у иностранных граждан);

снижением численности населения Санкт-Петербурга с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

снижением числа семей, признанных малоимущими (на 1 января 2012 года малоимущими признаны 139085 семей из числа обратившихся за помощью, в которых проживало 10,5 процента детского населения (70338 детей), причем 44,5 процента этих детей из неполных или многодетных семей);

опережающим ростом цен на продукты питания и товары для детей по сравнению с ростом доходов населения (реальные располагаемые денежные доходы населения по сравнению с 2007 годом выросли на 19 процентов, а рост цен на продовольственные товары составил 50,4 процента, белье для новорожденных и детей до 3 лет подорожало в 2,2 раза, сухие молочные смеси для детского питания - на 68,3 процента, пеленки для новорожденных - на 96,5 процента, учебники и учебные пособия - на 77,8 процента);

постепенным увеличением размеров детских пособий (в 2011 году ежемесячные пособия выплачивались на 145246 детей, что составило 21,6 процента от общей численности детского населения, при этом ежемесячное пособие на первого ребенка в возрасте от рождения до 1,5 лет в среднем в 2011 году составляло 32,6 процента от величины прожиточного минимума для детей, на ребенка в возрасте от 1,5 до 7 лет - 11,7 процента, на детей школьного возраста - 10,8 процента);

относительно низким уровенем заработной платы работающих в сфере образования, молодежной политики, здравоохранения культуры и социального обслуживания населения;

сохранением значительного числа коммунальных квартир, низким уровнем технического состояния жилищного фонда, недоступности покупки жилья для основной массы населения (на 01.01.2012 на учете нуждающихся в жилых помещениях состояли 181,9 тыс. семей или 419,0 тыс. человек; 157,45 тыс. семей состоят на учете 10 и более лет; в коммунальных квартирах проживают 114,1 тыс. семей).

2.2. Основные задачи

В Концепции семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 годы сформулирована стратегическая цель и основные задачи семейной политики.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»