ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 декабря 2021 года N 405-р


Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области и плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области на 2022 - 2025 годы и признании утратившими силу отдельных распоряжений Губернатора Иркутской области



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года N 768-р, распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р, руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:


1. Утвердить перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области (прилагается).


2. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области на 2022 - 2025 годы (далее - план мероприятий) (прилагается).


3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Иркутской области, ответственных за реализацию плана мероприятий, обеспечить исполнение соответствующих мероприятий в установленные планом мероприятий сроки.


4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области обеспечить реализацию плана мероприятий, утвердить муниципальные планы мероприятий ("дорожные карты") по содействию развитию конкуренции с учетом положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2021 года N 2424-р и плана мероприятий.


5. Признать утратившими силу:


1) распоряжение Губернатора Иркутской области от 24 октября 2019 года N 108-р "Об утверждении Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области";


2) распоряжение Губернатора Иркутской области от 17 февраля 2020 года N 20-р "О внесении изменений в Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области";


3) распоряжение Губернатора Иркутской области от 30 июля 2021 года N 242-р "О внесении изменения в Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области";


4) распоряжение Губернатора Иркутской области от 30 марта 2020 года N 64-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области";


5) распоряжение Губернатора Иркутской области от 4 августа 2021 года N 246-р "О внесении изменения в план мероприятий ("дорожную карту") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области";


6) распоряжение Губернатора Иркутской области от 22 сентября 2021 года N 301-р "О внесении изменений в строку 3.14.5 плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Иркутской области".


6. Настоящее распоряжение подлежит размещению на официальном сайте министерства экономического развития и промышленности Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


7. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная" и сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).


8. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 января 2022 года.



И.И.КОБЗЕВ



Утвержден
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 30 декабря 2021 г. N 405-р



ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование товарного рынка

Наименование ключевого показателя

Значение ключевого показателя по состоянию на 01.01.2022

Минимальное значение ключевого показателя к 31.12.2025

Ответственный исполнитель

1.

Рынок услуг дошкольного образования

доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования, процентов

0,95

1,6, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования продолжает характеризоваться существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией дошкольных организаций в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области.

В 2021 году доступность услуг дошкольного образования в Иркутской области по данным федеральной системы показателей "Электронная очередь" для возрастной группы от двух месяцев до трех лет составляет 90,42% (в возрастной группе от трех до семи лет - 99,32%).

На регистрационном учете для устройства в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам дошкольного образования, состоит 32 213 детей, из них максимальную потребность испытывают 2 785 детей в возрасте от полутора до трех лет, родители (законные представители) которых не получают государственных мер социальной поддержки и не имеют возможности выхода на работу. При этом доля лицензированных частных дошкольных образовательных организаций по итогам 2020 года снизилась до 2% в связи с прохождением частных дошкольных образовательных организаций ОАО "Российские железные дороги" процедуры реорганизации, а также в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции на территории Иркутской области некоторые частные образовательные организации закрылись.

Продолжена работа по созданию условий для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Так, в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2015 года N 164-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с получением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Иркутской области" из средств областного бюджета в 2021 году предоставляется субсидия 12 частным образовательным организациям (2020 год - 9 организаций, 2019 год - 13 организаций, 2018 год - 20 организаций), которые посещают 1 659 воспитанников (2020 год - 1 776 воспитанников, 2019 год - 2 118 воспитанников, 2018 год - 2 874 воспитанника). На данные цели в областном бюджете на 2021 год предусмотрено 89 138,0 тыс. рублей.

В 2021 году представители частных образовательных организаций приняли активное участие в пяти мероприятиях: в проблемной дискуссии "Единое воспитательное пространство региона: программы воспитания - от идеи к реализации", в рамках Областной августовской педагогической конференции "Воспитание от стратегии к действию, от лозунгов к реальности", в вебинарах: "Организация мониторинга оценки качества дошкольного образования в Иркутской области", "Организация и проведение мониторинга качества дошкольного образования в Иркутской области: внутренний мониторинг качества дошкольного образования в дошкольной образовательной организации", "Модернизация образования в дошкольной образовательной организации на основе инновационной основной образовательной программы дошкольного образования "Вдохновение", а также в Мониторинге качества дошкольного образования.

Таким образом, рынок услуг дошкольного образования включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: небольшого количества частных дошкольных образовательных организаций (в том числе индивидуальных предпринимателей), реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, путем развития механизмов поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, и повышения доступности услуг дошкольного образования в лицензированных частных дошкольных образовательных организациях Иркутской области.

2.

Рынок услуг общего образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, процентов

1,3

1,3, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Конкурентная среда на рынке услуг общего образования характеризуется существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией общеобразовательных организаций в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области. По состоянию на 1 января 2021 года 885 общеобразовательных организаций реализуют основные общеобразовательные программы, в городских поселениях расположено 420 (47,4% от общего количества) образовательных организаций, в сельской местности - 465 (52,5% от общего количества).

Основные общеобразовательные программы в Иркутской области реализуются и на базе 14 частных общеобразовательных организаций, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности и включенных в реестр лицензий на осуществление образовательной деятельности. В данных образовательных организациях обучаются 4 307 детей.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" были выработаны механизмы реализации государственных полномочий по финансовому обеспечению получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях. Данные полномочия реализуются в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2015 года N 165-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с получением дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в Иркутской области".

В целях поддержки частных общеобразовательных организаций в 2021 году субсидии выделены 12 частным общеобразовательным организациям, объем финансирования из средств областного бюджета составил 236 821,20 тыс. рублей.

Таким образом, рынок услуг общего образования включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: небольшой доли частных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности и включенных в реестр образовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области, путем развития механизмов поддержки таких организаций.

3.

Рынок услуг среднего профессионального образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, процентов

0,2

7,5, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На 1 октября 2021 года сеть профессиональных образовательных организаций Иркутской области представлена 81 профессиональной образовательной организацией, из которых: 56 организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области; 10 организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области; 5 организаций, подведомственных министерству культуры и архивов Иркутской области; 1 организация подведомственна министерству спорта Иркутской области; 1 организация подведомственна министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области; 1 федеральная профессиональная образовательная организация; 7 частных профессиональных образовательных организаций.

Конкурентная среда на рынке услуг среднего профессионального образования характеризуется существенным доминированием государственных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией профессиональных образовательных организаций в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области. По состоянию на 1 января 2021 года в городских поселениях расположено 72 (88,8% от общего количества) профессиональных образовательных организаций, в сельской местности - 9 (11% от общего количества). Следует отметить, что в Иркутской области увеличивается количество желающих обучаться по образовательным программам среднего профессионального образования. По состоянию на 1 октября 2021 года контингент обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования составил более 51 тыс. человек.

Как показала практика работы за 2019, 2020 и 2021 годы, в Иркутской области из 7 частных профессиональных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, только одна организация выполняет показатели, установленные Министерством просвещения Российской Федерации. В открытом публичном конкурсе на установление контрольных цифр приема по программам среднего профессионального образования участвует одна частная профессиональная образовательная организация.

Таким образом, рынок услуг среднего профессионального образования включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества частных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы на территории Иркутской области, путем развития механизмов поддержки таких организаций.

4.

Рынок услуг дополнительного образования детей

доля частных организаций дополнительного образования детей, процентов

16,6

18

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 1 ноября 2021 года в Иркутской области действует 42 негосударственные образовательные организации, предоставляющие услуги по дополнительным общеобразовательным программам для детей и имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности.

В детских творческих объединениях данных организаций занимается 9 726 детей по различным творческим направленностям: спортивной, художественной, культурологической, технического творчества, социально-педагогической и др.

В Иркутской области также функционируют различные спортивные секции и клубы, танцевальные студии, школы раннего развития и обучения иностранным языкам, которые не лицензировали свою образовательную деятельность и не сотрудничают с органами исполнительной власти Иркутской области в части предоставления статистических данных по контингенту, штатам и заработной плате педагогов, однако они востребованы среди родителей и детей.

В рамках регионального проекта "Успех каждого ребенка" с 2020 года в Иркутской области идет внедрение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, которая предусматривает финансовое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ на основании выбора ребенком, его родителями (законными представителями) образовательной услуги, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, вне зависимости от организационно-правовых форм, за счет предоставления организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, сертификата персонифицированного финансирования на обучение по дополнительным общеобразовательным программам на территории Иркутской области.

В рамках решения данной задачи в Иркутской области ведет свою работу Региональный модельный центр (далее - РМЦ). Основной функцией РМЦ является организация и координация региональной системы дополнительного образования детей Иркутской области, включающей в себя все организации, предоставляющие услуги по дополнительному образованию детей, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, через сеть муниципальных опорных центров (далее - МОЦ). МОЦ созданы во всех муниципальных образованиях Иркутской области.

Кроме того, внедрена автоматическая система дополнительного образования детей "Навигатор" (далее - система "Навигатор"). В настоящее время идет процесс наполнения системы "Навигатор" информацией об организациях и программах дополнительного образования. В систему "Навигатора" войдут все организации, предоставляющие услуги по дополнительному образованию детей, в том числе и негосударственные, имеющие лицензию на реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

На 1 ноября 2021 года внесли свои данные в автоматизированную информационную систему "Навигатор дополнительного образования детей Иркутской области" 14 частных образовательных организаций, имеющих лицензию на реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей.

Таким образом, рынок услуг дополнительного образования детей включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей технической направленности, путем развития механизмов поддержки таких организаций и стимулирования лицензирования их деятельности.

5.

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

доля организаций отдыха детей их оздоровления частной формы собственности, процентов

20

20

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей осуществляется путем обеспечения путевками в организации отдыха детей и их оздоровления, и предоставления компенсации части стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей.

Организация отдыха и оздоровления детей в Иркутской области осуществляется путем заключения контрактов на оказание соответствующих услуг в детских оздоровительных учреждениях в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

По данным из реестра организаций отдыха детей и их оздоровления в регионе осуществляют деятельность 83 организации отдыха детей и их оздоровления круглосуточного пребывания, из них 31 - частной (негосударственной) формы собственности.

Право на участие в конкурентных процедурах для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путевок на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей имеют оздоровительные учреждения независимо от организационно-правовой формы при соблюдении условий и требований конкурсной документации.

Между тем, стоит отметить количество заключенных контрактов на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей с организациями отдыха детей и их оздоровления муниципальной формы собственности преобладает над количеством заключенных контрактов с организациями отдыха детей и их оздоровления частной формы собственности.

Таким образом, рынок услуг детского отдыха и оздоровления включен в настоящий Перечень развития конкуренции на указанном рынке с целью повышения качества оказываемых услуг.

6.

Рынок медицинских услуг

доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, процентов

5,2

10

Министерство здравоохранения Иркутской области

доля медицинских организаций частной системы здравоохранения в общем количестве медицинских организаций, процентов

26

26,4

доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на рынке медицинских услуг, в общем количестве медицинских организаций, процентов

75

80

Обоснование выбора товарного рынка

Ежегодно постановлением Правительства Иркутской области утверждается Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, в реализации которой участвуют медицинские организации различных форм собственности (далее - Территориальная программа). Составной частью Территориальной программы является Территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС).

В 2020 году в реализации Территориальной программы принимали участие 161 медицинская организация, из них 145 медицинских организаций осуществляли деятельность в сфере в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в том числе 41 негосударственная медицинская организация, что составило 28,3%

В 2021 году в реализации Территориальной программы принимают участие 160 медицинских организаций, из них 144 медицинские организации осуществляют деятельность в сфере в сфере ОМС, в том числе 42 негосударственных медицинских организаций, что составляет 29,2%.

Регулировать предельное количество участников Территориальной программы, в том числе Территориальной программы ОМС, не представляется возможным в связи с особенностями формирования реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (далее - реестр медицинских организаций). Порядок формирования реестра медицинских организаций определен Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - ТФОМС Иркутской области) до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС. ТФОМС Иркутской области не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.

На основании пункта 1 постановления Правительства Иркутской области от 30 апреля 2020 года N 304-пп "Об установлении срока подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования" в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, для медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Иркутской области в 2020 году, а также для медицинских организаций, намеренных осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2021 году, срок подачи в ТФОМС Иркутской области уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования - до 5 декабря 2020 года.

Система здравоохранения в Иркутской области имеет положительный опыт взаимодействия с негосударственными медицинскими организациями, которые организуют полноценную амбулаторно-поликлиническую помощь прикрепленному населению, предоставляют комплексную медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара, в том числе высокотехнологичную, услуги амбулаторного диализа, услуги медицинской реабилитации. Кроме того, в Территориальной программе ОМС принимают участие небольшие негосударственные медицинские организации, предоставляющие стоматологические услуги, услуги по лучевой диагностике и иные услуги.

Субвенция, получаемая ежегодно на реализацию Территориальной программы ОМС из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, рассчитывается на численность застрахованного населения в Иркутской области и не учитывает количество участников системы ОМС. Доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную негосударственными медицинскими организациями, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС в 2020 году составила 5,3%, по состоянию на 1 октября 2021 года - 5,2%.

Таким образом, рынок медицинских услуг включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: невозможности регулирования количества участников Территориальной программы ОМС в связи с особенностями формирования реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, согласно федеральному законодательству.

7.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, процентов

84

84,4

Министерство здравоохранения Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 1 ноября 2021 года по данным единого реестра лицензий автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения общее количество действующих аптечных организаций (точек продаж) в Иркутской области составило 1 257, из них действующих аптечных организаций (точек продаж) частной формы собственности - 1 062. Таким образом, состояние конкурентной среды на рынке лекарственных препаратов для медицинского применения имеет положительную динамику.

Также следует отметить, что участие частных медицинских организаций на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является добровольным и носит заявительный характер.

Таким образом, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества аптечных организаций на территориях Иркутской области с низкой численностью и плотностью населения, отдаленных от крупных городов и административных центров муниципальных образований.

8.

Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, процентов

3,9

3,9

Министерство образования Иркутской области

доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, процентов

8

10

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области уделяется большое внимание поэтапному выстраиванию работы, направленной на психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В этих целях создаются консультационные центры (пункты), в том числе службы ранней помощи детям. Так, по состоянию на 1 сентября 2021 года на базе дошкольных образовательных организаций функционируют 20 служб ранней помощи. В 2020 году службами ранней помощи оказаны услуги 137 детям, на 1 сентября 2021 года - 750 детям. Услуги предоставляются в различной форме: на дому, в индивидуальной и групповой форме, а также в дистанционном формате. На индивидуальном сопровождении находились 1 927 семей, консультативную помощь получили 4 878 родителей (законных представителей), обратившихся в службы ранней помощи по вопросам обучения детей раннего возраста.

Численность специалистов, оказывающих услуги ранней помощи, составила: в организациях сферы образования - 487 человек, из них прошедших обучение по программам повышения квалификации в области ранней помощи - 60 человек, в организациях иной ведомственной принадлежности - 25 человек, из них прошедших обучение по программам повышения квалификации в области ранней помощи - 6 человек.

Примерный перечень должностей подразделения по оказанию услуг ранней помощи определяется областями жизнедеятельности и факторами, на нее влияющими: руководитель подразделения, психолог (педагог-психолог, клинический психолог), учитель-дефектолог, специальный педагог, учитель-логопед, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, социальный педагог, педиатр и другие (например, физический терапевт, эрготерапевт). В настоящее время в 239 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях представлен следующий кадровый состав: 212 педагогов-психологов, 219 учителей-логопедов, 23 инструктора-методиста по адаптивной физической культуре, 78 учителей-дефектологов, 16 социальных педагогов, 5 врачей-педиатров, 1 физический терапевт. Таким образом консультативная помощь родителям (законным представителям) детей раннего возраста осуществляется как службами ранней помощи, так и консультационными центрами (пунктами) функционирующими на базе дошкольных образовательных учреждениях.

В целях координации деятельности служб ранней помощи создана и функционирует региональная служба ранней помощи, расположенная на базе государственного автономного учреждения Иркутской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Иркутска.

Специалисты служб ранней помощи регулярно проходят повышение квалификации, направленное на оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям и их семьям. За период 2020 - 2021 года более 326 специалистов дошкольных образовательных учреждений получили ресурсную поддержку региональной службы.

Разрабатываются методические и информационные материалы для родителей, организуются лекции для специалистов дошкольных образовательных учреждений, проводятся обучающие мероприятия (семинары, круглые столы).

В 16 муниципальных образованиях Иркутской области функционирует 271 консультационный центр по предоставлению методической, психолого-педагогической, диагностической, консультативной помощи родителям (законным представителям) детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Услугами консультационных центров охвачено 4 653 ребенка. В данную категорию вошли 2 287 родителей (законных представителей), не получающих услуги по дошкольному образованию.

Во взаимодействии с министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области реализуются мероприятия подпрограммы "Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Иркутской области" на 2020 - 2022 годы государственной программы Иркутской области "Социальная поддержка населения" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 года N 800-пп, которые направлены на оснащение государственных и муниципальных образовательных организаций оборудованием по реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов), в том числе обучение специалистов и оказание ранней помощи.

Вместе с тем необходимо отметить, что количество имеющихся в регионе служб ранней помощи детям, как и самих специалистов, работающих в данных службах, в том числе площади и необходимое специализированное оборудование имеется в недостаточном количестве, в связи с чем министерством образования Иркутской области планируется ежегодное увеличение количества служб (центров), пунктов ранней помощи на территории Иркутской области. Это обусловлено тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в регионе ежегодно увеличивается.

Таким образом, рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточной доли детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, путем создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с трудностями обучения (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

9.

Рынок социальных услуг

доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, процентов

12,5

15

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В течение 2016 - 2021 годов в Иркутской области проводится работа по созданию условий, обеспечивающих возможность предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания как государственными, так и негосударственными организациями социального обслуживания.

Реализация мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Для реализации норм указанного Федерального закона в Иркутской области приняты следующие нормативные правовые акты:

1) постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп "Об утверждении Положения об определении порядка и размера компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)" (далее - постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп);

2) приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19 ноября 2014 года N 182-мпр "Об утверждении Положения о реестре поставщиков социальных услуг в Иркутской области".

В дальнейшем проведена работа по корректировке указанной нормативной правовой базы с целью снижения административных барьеров при вхождении негосударственных организаций на рынок социальных услуг, в частности, внесены изменения в постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп.

В результате снижены барьеры для доступа негосударственных поставщиков социальных услуг к бюджетным средствам, в том числе сокращены сроки:

1) по возмещению понесенных затрат - до одного календарного месяца (ранее - 1 год);

2) по периоду нахождения в реестре поставщиков социальных услуг в Иркутской области - до 6 месяцев (ранее - 1 год).

Ежегодно министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области утверждаются тарифы (являющиеся едиными для государственных и негосударственных организаций) на социальные услуги, предоставляемые соответственно в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме социального обслуживания.

Таким образом, нормативная правовая база в целях участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг с компенсацией из бюджетных источников сформирована.

По состоянию на 1 октября 2021 года в реестр поставщиков социальных услуг в Иркутской области включены 6 негосударственных организаций.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп ежегодно с 2017 года заключаются соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу на возмещение затрат в связи с предоставлением гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

В целях финансирования этой деятельности ведомственной целевой программой "Социальное обслуживание населения Иркутской области" на 2019 - 2024 годы, утвержденной приказом министерства социального развития, опеки и попечительства от 6 ноября 2018 года N 53-400/18-мпр, предусмотрено мероприятие "Предоставление компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) и предоставляющим гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг".

Таким образом, рынок социальных услуг включен в настоящий Перечень для содействия развитию конкуренции в Иркутской области для решения выявленных в ходе анализа проблем: нестабильности оказания услуг, несоответствия материально-технической базы и персонала требованиям стандартов предоставления услуг в сфере социального обслуживания негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, путем повышения экономической эффективности и конкурентоспособности негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги.

10.

Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)

доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии), процентов

98,1

98,1

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По предварительной оценке в 2021 году в Иркутской области общий объем полезного отпуска тепловой энергии всеми хозяйствующими субъектами составил 18 144 581 Гкал, в том числе:

1) организациями частной формы собственности - 17 393 124 Гкал (95,9%);

2) государственными и муниципальными унитарными предприятиями - 751 457 Гкал (4,1%).

Таким образом, доля полезного отпуска тепловой энергии организациями частной формы собственности в общем объеме полезного отпуска тепловой энергии всеми хозяйствующими субъектами в Иркутской области на 1 января 2021 года составила 95,9%.

На основании результатов оценки эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в целях реализации мероприятий по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных предприятий в концессию исполняющим обязанности заместителя Председателя Правительства Иркутской области 25 мая 2020 года утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных унитарных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее - МУП, График). На основании ходатайств администраций муниципальных образований исключены из перечня неэффективных МУП предприятия, имущество которых передано действующим эффективным предприятиям, по причине ликвидации (банкротства) или передачи полномочий на уровень городского округа (муниципального района).

Таким образом, рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии) включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства путем создания условий для передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных МУП частным операторам по концессионным соглашениям.

11.

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, процентов

100

100

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой Иркутской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" на 2020 - 2027 годы, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 9 ноября 2021 года N 72-мпр, и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр.

В Иркутской области по результатам конкурсных отборов выбрано два региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами:

1) ООО "Братский полигон ТБО" - по ЗОНЕ 1 (Север);

2) ООО "РТ НЭО-Иркутск" - по ЗОНЕ 2 (Юг).

С компаниями заключены соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области сроком на 10 лет.

По состоянию на 1 января 2022 года значение ключевого показателя в отчетном периоде составляет 100%. Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

12.

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, процентов

98,7

99,1

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области,

Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) обязаны выбрать один из способов управления в МКД:

1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем 30;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Деятельность по управлению МКД осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД. Доля лицензиатов, у руководителей которых отсутствует квалификационный аттестат, по состоянию на 1 октября 2021 года составляет 10%.

В соответствии с формой статистического наблюдения N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 июля 2015 года N 305, на 1 июля 2021 года доля площади помещений в МКД, находящихся в управлении управляющих организаций только частной формы собственности, составила 98,7%. Форма N 22-ЖКХ (реформа) формируется на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

Если способ управления МКД не выбран и не реализован, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. В соответствии с формой N 22-ЖКХ (реформа) на 1 июля 2021 года площадь помещений в МКД, в отношении которых способ управления не выбран собственниками и не определен по результатам открытого конкурса, составила 181,23 тыс. кв. м, а количество таких МКД - 217 ед.

Таким образом, рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в МКД включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: наличия незначительного числа МКД, в отношении которых не выбран и не реализован способ управления, путем создания условий для повышения эффективности управления МКД и выполнения работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД.

13.

Рынок поставки сжиженного газа в баллонах

доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах, процентов

100

100

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области поставку сжиженного газа в баллонах населению осуществляют АО "Иркутскоблгаз", ООО "Газомаркет".

Предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый организациями населению для бытовых нужд, устанавливаются приказами службы по тарифам Иркутской области.

Итак, доля организаций частной формы собственности в данной сфере составляет 100%.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок поставки сжиженного газа в баллонах включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: инвестиционной непривлекательности отрасли в отдаленных территориях Иркутской области.

14.

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)

доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), процентов

100

100

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии с приказом службы по тарифам Иркутской области от 27 декабря 2021 года N 79-445-спр "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области" организована работа трех гарантирующих поставщиков частных форм собственности, а именно: ООО "Иркутская Энергосбытовая компания", АО "Витимэнергосбыт", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", которые осуществляют приобретение и продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории Иркутской области.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

15.

Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации

доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, процентов

96,5

96,5

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области энергосистема включает в себя 15 действующих тепловых электростанций (далее - ТЭС) и 4 гидроэлектростанции общей мощностью 13 041,10 МВт. В состав энергосистемы на территории Иркутской области входят ООО "Байкальская энергетическая компания", ООО "Евросибэнерго-Гидрогенерация", АО "Витимэнерго" и 3 блок-станции (теплоэлектроцентраль г. Байкальска (ООО "Теплоснабжение"), ООО "Группа "Илим" в г. Братск, г. Усть-Илимск).

Большая часть (68,6%) генерирующих мощностей входит в состав ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация", на долю ООО "Байкальская энергетическая компания" приходится 29,4%, 1,4% - на прочие ТЭС.

Также на территории 59 населенных пунктов Иркутской области производство электроэнергии осуществляется с помощью дизельных электростанций общей мощностью порядка 21,5 МВт, в том числе 5 муниципальными организациями: МУП "Катангская Топливно-Энергетическая Компания" (Катангский район); МУП "ЖКХ Озерный"; МУП "Карахунское жилищно-коммунальное хозяйство" (Братский район); МУП "Тепловодоснабжение п. Перевоз" (Бодайбинский район); МУП "Управляющая компания Коммунальные услуги" (Нижнеилимский район).

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

16.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов

91,2

91,6

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 30 сентября 2021 года на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Иркутской области работало 119 перевозчиков, в том числе 2 акционерных общества, 82 индивидуальных предпринимателя, 5 муниципальных предприятий, 4 простых товарищества, 30 обществ с ограниченной ответственностью.

По состоянию на 30 сентября 2021 года доля организаций частной формы собственности, оказывающих услуги (работы) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Иркутской области составила 95%.

По состоянию на 30 сентября 2021 года в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Иркутской области значилось 366 маршрутов, из них 228 маршрутов пригородного сообщения, 138 маршрутов междугородного сообщения. Из всех маршрутов 143 - это маршруты по регулируемым тарифам, 223 маршрута - по нерегулируемым тарифам.

Доля межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров организациями частной формы собственности, в общем количестве межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом на территории Иркутской области на 30 сентября 2021 года составляла 87,5%.

Таким образом, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: осуществления хозяйствующими субъектами перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам под видом заказных.

17.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, процентов

100

100

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области по состоянию на 1 октября 2021 года зарегистрировано 284 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, которые используют 1 579 легковых транспортных средств, на которые выданы в установленном порядке соответствующие разрешения. Легальный сектор рынка легковых такси из года в год имеет тенденцию уменьшения. Так на 1 января 2017 года было 1 315 хозяйствующих субъектов, в 2018 году - 780 хозяйствующих субъектов, в 2019 - 619 хозяйствующих субъектов, в 2020 году - 526 хозяйствующих субъектов.

Все вышеуказанные хозяйствующие субъекты относятся к частной форме собственности. Организации с государственным либо муниципальным участием отсутствуют.

Таким образом, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Иркутской области включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: наличия недобросовестной конкуренции со стороны сервисов заказа такси, которые привлекают к выполнению заказов в том числе нелегальных перевозчиков, чья деятельность не отвечает обязательным требованиям безопасности пассажирских перевозок, путем совершенствования законодательства в части государственного регулирования деятельности сервисов заказа такси.

18.

Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, процентов по отношению к показателям 2018 года

25

29

Министерство цифрового развития и связи Иркутской области

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", процентов

100

100

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области услуги связи предоставляют следующие компании: ПАО "Ростелеком", Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, Иркутский филиал ПАО "Вымпелком", Иркутское Региональное отделение Дальневосточного филиала ПАО "Мегафон", ООО "Yota", ООО "Регион Телеком", АО "Компания ТрансТелеКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг" и другие.

В настоящее время в Иркутской области предоставляется практически весь комплекс существующих услуг связи.

Сотовая связь становится базовой услугой связи. На рынке сотовых услуг успешно функционируют пять операторов подвижной радиотелефонной связи: Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, Иркутский филиал ПАО "Вымпелком", Иркутское Региональное отделение Дальневосточного филиала ПАО "Мегафон", ООО "Yota".

Широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Иркутской области предоставляют свыше 20 компаний. Основными игроками данного рынка являются следующие операторы: ПАО "Ростелеком", АО "Компания ТрансТелеком", Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", АО "ЭР-Телеком Холдинг", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, ОАО "Сибтелеком" и др.

В рамках реализации мероприятий регионального проекта "Информационная инфраструктура" к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2021 году подключено 796 социально значимых объектов. Всего в рамках проекта с 2019 по 2021 годы к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" подключено 1 838 социально значимых объектов.

Таким образом, рынок оказания услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции.

19.

Рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)

доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства), процентов

99,9

99,9

Министерство строительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области по состоянию на 1 января 2021 года на территории Иркутской области представлено порядка 5 460 предприятий, осуществляющих строительство, из которых 13 с государственным и муниципальным участием в части осуществления жилищного строительства в том числе: АО СЗ "Строительная корпорация Иркутской области".

За 9 месяцев 2021 года в Иркутской области было введено 879,7 тыс. кв. м. жилой недвижимости. Лидерами по вводу жилья в регионе по итогам года стали следующие коммерческие организации:

ООО "Сити Парк" (19,2 тыс. кв. м.);

ООО "СЗ "Гранд-Строй" (16,7 тыс. кв. м.);

ООО СЗ Горожане (ГК Восток Центр Иркутск") (16,4 тыс. кв. м.).

Рынок жилищного строительства развит на территории региона, строительные организации участвуют в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, основная доля жилищного строительства относится к коммерческому. Указанные предприятия с государственным участием выступают застройщиками в соответствии с нормами градостроительного законодательства по объектам жилищного строительства, однако производство работ осуществляется по договорам с застройщиками юридическими лицами без государственного и муниципального участия по результатам конкурентных процедур.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства) включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

20.

Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства

доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, процентов

99,8

99,8

Министерство строительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области по состоянию на 1 января 2021 года (обновление статистических данных позднее не производилось) на территории Иркутской области представлено порядка 5 460 предприятий, осуществляющих строительство. Правительство Иркутской области осуществляет содействие развитию строительства объектов социально-культурного назначения (дома культуры, детские сады, школы, объекты спорта, объекты здравоохранения и др.). На реализацию 181 мероприятия по проектированию, приобретению, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социально-культурного назначения в 2021 году направлено 14 727,2 млн. рублей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в 2020 году было введено в эксплуатацию 164 объекта капитального строительства общей площадью 342,7 тыс. кв. м.

Определение подрядчиков осуществляется по итогам конкурентных процедур. Подрядчиками (непосредственными исполнителями работ) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели без государственного и (или) муниципального участия.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

21.

Рынок архитектурно-строительного проектирования

доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования, процентов

100

100

Министерство строительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Рынок представлен в Иркутской области двумя саморегулируемыми организациями - Ассоциация "Байкальское региональное объединение проектировщиков" и Ассоциация Саморегулируемая организация "Байкальское общество архитекторов и инженеров". Общее количество предприятий-членов саморегулируемых организаций, оказывающих услуги архитектурно-строительного проектирования, на 1 октября 2021 года составляет 302 ед.

Рынок является конкурентным. Предприятий с государственным или муниципальным участием на рынке архитектурно-строительного проектирования не выявлено.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок архитектурно-строительного проектирования включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

22.

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции

доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции, процентов

8,6

8,6

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По данным отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей Иркутской области за 9 месяцев 2021 года выручка от сельскохозяйственной деятельности, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственными организациями, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами составила 22 503 млн. рублей, в том числе сельскохозяйственные организации - 19 982 млн. рублей, кооперативы - 2 521 млн. рублей.

Таким образом, рынок реализации сельскохозяйственной продукции включен в настоящий Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: недостаточности финансовых средств, сезонности и небольших объемов производства в фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах, высоких требований торговых сетей к качеству и объемам продукции и низких закупочных цен.

23.

Рынок племенного животноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства, процентов

82

82

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области имеется 28 племенных организаций по животноводству, в том числе 12 по разведению крупного рогатого скота молочных пород, 7 - по разведению крупного рогатого скота мясного направления, 2 - по разведению свиней на базе сельскохозяйственного производственного кооператива "Усольский свинокомплекс", 2 - по разведению норок на базе ЗАО "Большереченское", 5 сервисных организаций - лаборатории селекционного контроля качества молока на базе ОГБУ "Усольская СББЖ", ОГБУ "Братская СББЖ", ООО "Байкальский информационный селекционный центр" и 2 лаборатории на базе ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" - лаборатория иммуногенетической экспертизы и селекционного контроля качества молока. Из 28 организаций всего 5 организаций созданы на базе государственных организаций: ФГБУ "Опытная станция "Элита" по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, лаборатории селекционного контроля качества молока ОГБУ "Усольская СББЖ", ОГБУ "Братская СББЖ" и лаборатории на базе ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория".

В 2020 году племенными организациями реализовано сельхозтоваропроизводителям Иркутской области и за ее пределы 2 005 голов крупного рогатого скота.

Таким образом, рынок племенного животноводства включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства.

24.

Рынок семеноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, процентов

91

91

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области в системе добровольной сертификации Россельхозцентра сертифицировано 21 семеноводческое хозяйство, из них только 2 учреждения с участием государства - ФГБУ "Опытная станция "Элита" Эхирит-Булагатского района и ФГБУ "Опытная станция "Буретская" Усольского района. Кроме того, исходный семенной материал производит федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства".

Таким образом, рынок семеноводства включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности на рынке семеноводства.

25.

Рынок вылова водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области рыболовством занимаются 13 обществ с ограниченной ответственностью, 21 индивидуальный предприниматель и крестьянское фермерское хозяйство, 3 общественные организации охотников и рыболовов. Организации с государственной формой собственности в данном сегменте рынка отсутствуют.

Таким образом, рынок вылова водных биоресурсов включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции.

26.

Рынок переработки водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области действует 18 производств по переработке водных биоресурсов, все они являются частными организациями.

Таким образом, рынок переработки водных биоресурсов включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: удаленность от сырьевых рынков.

27.

Рынок товарной аквакультуры

доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области развивается рынок товарной аквакультуры. Создание в регионе условий для производства товарной аквакультуры позволило произвести за 9 месяцев 2021 года товарной рыбы - 85 тонн, рыбопосадочного материала - 69 тонн, всего - 154 тонны. В общем объеме продукции аквакультуры 70% составляют лососевые (форель), 20% - карповые, 7% - осетровые. Лидеры отрасли: ООО "НПО Иркутская форель", ООО "Байкальская рыба", ООО "Саяны".

Таким образом, рынок товарной аквакультуры включен в настоящий Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: низкой инвестиционной привлекательности, растущих затрат на определение оценки воздействия на водные биоресурсы среды их обитания.

28.

Рынок легкой промышленности

доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности, процентов

100

100

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области производство товаров легкой промышленности осуществляют 97 хозяйствующих субъектов, из них 85 микропредприятий и 12 предприятий малых форм собственности. Доля отгруженной предприятиями легкой промышленной продукции в валовом региональном продукте составляет 0,02%.

По итогам 9 месяцев 2021 года индекс промышленного производства текстильных изделий сложился на уровне 107,5%, производства одежды 111,8%, производства кожи и изделий из кожи 116,7%.

Таким образом, рынок легкой промышленности включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: высокой конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями на территории Иркутской области (преобладание товаров китайского происхождения с низкой ценовой категорией) путем повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции Иркутской области за счет расширения рынков сбыта произведенной продукции предприятиями легкой промышленности.

29.

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева

доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, процентов

100

100

Министерство лесного комплекса Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса, по состоянию на 1 января 2021 года составляло 1 459, в том числе 807 предприятий в сфере лесного хозяйства и лесозаготовок, 652 предприятия в сфере обработки древесины и производства целлюлозно-бумажной продукции. Индекс промышленного производства по итогам 2020 года по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 94,9%, по производству бумаги и бумажных изделий 129,1%. Снижение индекса по обработке древесины связано со снижением производства пиломатериалов хвойных пород и обусловлено последствиями распространения новой коронавирусной инфекции. При этом продукция лесопромышленной отрасли Иркутской области отправляется более чем в 40 стран мира, что определяет ее как экспортоориентированную (более 90% производимой на территории региона продукции деревообработки отправляется на экспорт).

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок обработки древесины и производства изделий из дерева включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

30.

Рынок производства кирпича

доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича, процентов

100

100

Министерство строительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Основным производителем кирпича керамического на территории Иркутской области является ООО "Иркутский керамический завод", мощность предприятия составляет 75 млн шт. условного кирпича в год.

Предприятий с государственным или муниципальным участием на товарном рынке не представлено.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства кирпича включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

31.

Рынок производства бетона

доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона, процентов

97,4

97,4

Министерство строительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Согласно данным муниципальных образований Иркутской области, рынок производства бетона представлен в регионе 39 организациями-производителями товарного бетона, в том числе АО "Дорожная служба Иркутской области". Дефицита на рынке товарного бетона в Иркутской области не наблюдается.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства бетона включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

32.

Сфера наружной рекламы

доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, процентов

100

100

Министерство имущественных отношений Иркутской области,

Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию)

Обоснование выбора товарного рынка

Отношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Льготные условия заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Федеральным законом N 38-ФЗ не установлены.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, сфера наружной рекламы включена в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

33.

Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)

доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), процентов

100

100

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Правительством Иркутской области осуществляется координация работы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. По итогам 2020 года в результате конкурентных процедур, проведенных ОГКУ "Дирекция автодорог", ООО "Профильная компания "Сибирь", ООО "СПМК-7", АО "Дорожная служба Иркутской области", ООО РСП "ТОПКА", ООО "СИБИРЬТРАНССТРОЙ", ООО "СтройДорХолдинг" были основными подрядчиками по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Конкурентные процедуры проводятся в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования) включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

34.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов

доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов, процентов

60

65

Министерство экономического развития и промышленности Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Наибольшую долю топливного рынка Иркутской области по объемам розничной реализации нефтепродуктов занимает АО "Иркутскнефтепродукт" (дочернее общество компании с государственным участием - ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"). Остальная часть рынка приходится на сеть автозаправочных станций (далее - АЗС) частных операторов: "КрайсНефть", "Байкальская Региональная Компания", "ОМНИ", "Фаст-Ойл", "Братский бензин" и др.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области объем реализации (использования) бензина автомобильного и дизельного топлива в качестве моторного топлива в Иркутской области за 2020 год составил 1041,5 тыс. тонн.

В августе 2019 года при Иркутском УФАС России с участием Правительства Иркутской области создана рабочая группа по товарным рынкам нефтепродуктов, в 2021 году проведено 3 совещания под руководством Губернатора Иркутской области с участием ФАС России, основных топливных операторов по вопросам текущей ситуации на топливном рынке Иркутской области.

В целом в течение 2021 года обеспеченность топливного рынка сохранялась на среднем уровне - 10 суток.

Региональной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, созданной во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции", на регулярной основе рассматриваются результаты плановых и внеплановых проверок моторного топлива.

Учитывая, что сложившаяся структура регионального розничного рынка, в том числе с точки зрения доли частных компаний, является достаточно сбалансированной, развитие топливного рынка целесообразно рассматривать в части развития конкуренции между хозяйствующими субъектами, имеющими собственные нефтеперерабатывающие мощности. Преимуществом наличия в регионе таких компаний является их политика по гарантированному и приоритетному обеспечению нефтепродуктами территорий своего присутствия, а также позволяет обеспечить наиболее конкурентные условия при формировании розничной цены на нефтепродукты.

Таким образом, рынок розничной реализации нефтепродуктов включен в настоящий Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: низкой конкуренцией на внутреннем рынке нефтепродуктов региона между хозяйствующими субъектами с долей участия государства, имеющими собственные нефтеперерабатывающие мощности.

35.

Рынок торговли

доля хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности в общем обороте розничной торговли, процентов

98,9

99

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области,

Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию)

увеличение количества нестационарных торговых объектов и торговых мест под них, процентов по отношению к показателям 2020 года

0

10

Обоснование выбора товарного рынка

Сфера розничной торговли региона характеризуется высоким уровнем конкуренции. Доля негосударственной формы собственности в структуре розничного товарооборота составляет около 99%. Несмотря на определенные трудности, испытываемые торговым бизнесом в результате последствий пандемии новой коронавирусной инфекции, в 2021 году в Иркутской области продолжилось развитие инфраструктуры розничной торговли. Общая торговая площадь объектов ритейла, расположенных на территории области, увеличилась на 2,1% и достигла 2,62 млн. кв. м. На начало 2021 года показатель фактической обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов превысил минимальный норматив в 2,2 раза (1 071 кв. м. в расчете на 1 тыс. человек). На территории области продолжают работу 7 розничных рынков, действует около 250 постоянно действующих ярмарочных площадок, размещено 3 263 нестационарных торговых объекта. Данные форматы торговли также способствуют росту конкуренции на розничном рынке за счет более низких цен на продукцию, реализуемую без посредников. В структуре оборота розничной торговли доля сетевой торговли составила 32,8%, удельный вес субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 50%, что также свидетельствует о высоком уровне конкуренции в данной сфере.

Таким образом, рынок торговли включен в настоящий Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

36.

Рынок туристических услуг

объем туристического потока в Иркутскую область, тыс. человек

1 432,5

3 180

Агентство по туризму Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Основные показатели, характеризующие развитие внутреннего и въездного туризма в Иркутской области, в последние годы имели положительную динамику. Так, в 2017 - 2019 гг. количество туристских прибытий в регион увеличилось на 8,2% и составило в 2019 году 1 829,8 тыс. человек, в том числе количество иностранных туристов выросло в 1,74 раза и составило 367,8 тыс. человек. В 2020 году из-за пандемии новой коронавирусной инфекции туристическая отрасль во всем мире переживала кризис, что привело к снижению основных показателей туристской деятельности в регионе. Вместе с тем в 2021 году наблюдаются процессы восстановления туристского потока, прежде всего за счет внутреннего туризма.

По оценочным данным количество туристских прибытий в регион за 9 месяцев 2021 года составило 1,2 млн чел. По данным управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Иркутской области количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет, без учета приехавших с целью работы или учебы снизилось в отчетном периоде 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в 3,3 раза и составило 12 тыс. человек (9 месяцев 2020 года - 53 тыс. человек).

В настоящее время на территории Иркутской области осуществляет деятельность 107 туроператоров, включенных в Единый федеральный реестр туроператоров, функционирует 667 коллективных и иных средств размещения (далее - КСР). Из 667 КСР классифицировано 234, из них: категорию "пять звезд" имеет 3 КСР, категорию "четыре звезды" - 18 КСР, категорию "три звезды" - 37 КСР, категорию "две звезды" - 40 КСР, категорию "1 звезда" 16 КСР, категорию "без звезд" - 120 КСР.

В связи с этим необходимо создавать современную туристскую инфраструктуру и модернизировать существующую, формировать доступную и комфортную информационную туристскую среду. В регионе осуществляют деятельность 9 организаций, предоставляющих услуги по информированию физических лиц о туристских ресурсах и объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках: МКУ г. Иркутска "Информационно-туристская служба г. Иркутска", два туристско-информационных центра в п. Большое Голоустное (ООО "У Михалыча", ИП Блихарская Н.Н.), информационно-справочная служба "ДаурияТур" п. Листвянка, туристско-информационный центр на базе МБУК "Центральная городская библиотеки им. Н.С.Клестова-Ангарского" в Усть-Илимске; туристско-информационный центр на базе МБУ "Межпоселенческая центральная библиотека Слюдянского района; туристско-информационный центр на базе МКУ "Библиотека города Байкальска", туристско-информационный центр на базе МБУК "Ольхонская межпоселенческая библиотека". В 2021 году открылся туристско-информационный центр на базе МКУ "Межпоселенческая библиотека" муниципального образования Киренский район.

Таким образом, рынок туристических услуг включен в настоящий Перечень в целях создания качественного и доступного туристского продукта, соответствующего современным международным стандартам оказания услуг в сфере туризма.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»