МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2017 года N 43-мпр


Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области

(с изменениями на 6 октября 2023 года)

(в ред. Приказов министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 N 47-мпр, от 29.05.2020 N 22-мпр, от 07.12.2021 N 77-мпр, от 06.10.2023 N 66-51/1-мпр)



В соответствии со статьями 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, указа Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2016 года N 2-угк "О назначении на должность Крючкова А.В.", руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:


1. Утвердить территориальную схему обращения с отходами в Иркутской области (прилагается).


(в ред. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29.05.2020 N 22-мпр)


2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Министр
А.В.КРЮЧКОВ



МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 06.10.2023 N 66-51/1-мпр)


Раздел 1. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ


Введение


В настоящее время в Российской Федерации создание эффективной системы обращения с отходами является одной из актуальнейших задач, решение которой осуществляется на национальном уровне. Так, Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации, одной из которых является создание комфортной и безопасной среды для жизни. Целевым показателем, характеризующим ее достижение в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), является создание к 2030 году устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны.


Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Данный закон принят и действует в целях предотвращения вредного воздействия отходами производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Основные изменения, отражающие суть новой системы обращения с отходами, организационно способствующие достижению указанных национальных целей, отражены в реформе отрасли обращения с отходами, которая началась с 01.01.2019. Реформа призвана сделать обращение с мусором более цивилизованным, решить проблему с незаконными свалками и значительно сократить объемы вывозимых на полигоны отходов. Новые национальные цели ставят высокую планку по созданию системы обращения с отходами к 2030 году.


Согласно закону N 89-ФЗ, в Российской Федерации установлены следующие приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами: сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования, обработка, утилизация и обезвреживание отходов.


Суть внедрения новой системы обращения с ТКО - обеспечить раздельное накопление ТКО, сбор и транспортировку собранных отходов, их последующую обработку, утилизацию или обезвреживание в целях уменьшения объемов их захоронения. Новая система обращения с отходами призвана решить проблему стихийного образования несанкционированных свалок, ввести раздельное накопление коммунальных отходов, их переработку, значительно сократить объемы их захоронения на полигонах.


Одним из основных факторов негативного воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления. Управление процессами образования, накопления и переработки отходов является важнейшим звеном в обеспечении экологической безопасности.


Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения. С постоянным ростом объемов образования отходов и увеличением затрат на их сбор, хранение, переработку, захоронение возрастает значение государственной политики Российской Федерации в области обращения с отходами.


Целью государственной политики в области обращения с отходами является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов, непригодных для утилизации.


Территориальная схема обращения с отходами в Иркутской области (далее - территориальная схема) разработана в целях организации и осуществления деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов на территории Иркутской области в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальная схема содержит информацию о текущем состоянии деятельности в области обращения с отходами, предусматривает мероприятия по комплексной обработке и утилизации отходов, обеспечивающей минимальный объем их захоронения, использование наилучших доступных технологий обращения с отходами и применение методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, направленных на уменьшение количества образующихся отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот.


В настоящей территориальной схеме размещена информация об источниках образования отходов, местах накопления отходов, объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, потоках движения отходов, организациях, осуществляющих деятельность по обращению с отходами по состоянию на 2023 год, сформирована финансовая модель, обеспечивающая расчет экономических последствий реализации территориальной схемы на каждый год ее реализации с учетом динамики отходообразования, разработана электронная модель, включающая в себя базу данных, средства ввода и отображения информации по вопросам обращения с отходами, математическую модель расчета оптимального размещения объектов по обращению с ТКО, их технических характеристик, и направлений транспортирования отходов.


При разработке территориальной схемы использовалась следующая информация:


а) картографическая основа государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, а также схемы, чертежи, топографо-геодезические подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы территорий;


б) сведения из нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы;


в) данные государственного статистического наблюдения об организации, использовании, обезвреживании, о транспортировании и размещении отходов производства и потребления;


г) нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области.


В настоящей территориальной схеме используются следующие понятия:


"территориальная схема" - текстовые, табличные и графические описания (карты, схемы, чертежи, планы и иные материалы) системы организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории субъекта Российской Федерации и (или) поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;


"источник образования отходов" - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы;


"норматив накопления твердых коммунальных отходов" - среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;


"плечо транспортирования" - среднее расстояние от мест накопления ТКО в муниципальном образовании до объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО, рассчитываемое как совокупный средний пробег мусоровозов внутри муниципального образования и расстояние от центра муниципального образования до объекта обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО;


"схема потоков отходов" - графическое отображение движения отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;


"обезвреживание отходов" - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;


"обработка отходов" - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;


"утилизация отходов" - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Закона N 89-ФЗ (энергетическая утилизация);


"электронная модель территориальной схемы" - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенные для ввода, хранения, актуализации, обработки, анализа, представления, визуализации данных о системе организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, образующихся на территории субъекта Российской Федерации, и (или) отходов, поступающих из других субъектов Российской Федерации.


Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Иркутской области разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами и методическими материалами:


Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.


Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.


Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ.


Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".


Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".


Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".


Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".


Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".


Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".


Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации".


Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".


Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, а также осуществления контроля за реализацией инвестиционных и производственных программ".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»