Решение для управления процессами
производственной безопасности


МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2017 года N 43-мпр


Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области



В соответствии со статьями 6, 13.3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, указа Губернатора Иркутской области от 4 февраля 2016 года N 2-угк "О назначении на должность Крючкова А.В.", руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:


1. Утвердить территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Иркутской области (прилагается).


2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и размещению на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".



Министр
А.В.КРЮЧКОВ



МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ



ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ



Раздел 1. НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ


г. Иркутск,

2016




ВВЕДЕНИЕ


Одним из основных факторов негативного воздействия на окружающую среду являются отходы производства и потребления. Управление процессами образования, накопления и переработки отходов является важнейшим звеном в обеспечении экологической безопасности.


Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики и жизнедеятельности населения. С постоянным ростом объемов образования отходов и увеличением затрат на их сбор, хранение, переработку, захоронение возрастает значение государственной политики в Российской Федерации (далее - РФ) в области обращения с отходами.


Целью государственной политики в области обращения с отходами является создание и обеспечение деятельности отходоперерабатывающей индустрии (отрасли обращения с отходами), а также системы ответственности, обеспечивающей размещение отходов производства и потребления в технологическом цикле с исключением несанкционированного размещения отходов в окружающей среде, минимизацию объемов (количества) образуемых и захораниваемых отходов, максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, достижение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при размещении отходов не пригодных для утилизации.


Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами закреплены следующими нормативными правовыми актами:


Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";


приказом Президента Российской Федерации от 30.04.2012 N 1102 "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - государственная политика);


постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 326 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы";


распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";


приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 14.08.2013 N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в РФ".


Основными принципами и приоритетами государственной политики в области обращения с отходами являются:


- охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;


- научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и общегосударственной эффективности;


- использование новейших научно-технических достижений в целях внедрения малоотходных технологий;


- комплексная переработка сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества образующихся отходов;


- использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами с целью повышения конкурентоспособности экологически обоснованного обращения с отходами, минимизации захораниваемых отходов путем стимулирования уменьшения их образования и увеличения доли вовлечения в хозяйственный оборот;


- доступ, в соответствии с законодательством РФ, к информации в области обращения с отходами;


- уменьшение количества образования отходов в целом и снижение класса опасности образуемых отходов;


- вовлечение неизбежно образующихся и накопленных отходов в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов и топливно-энергетических ресурсов;


- экологически безопасное обезвреживание, обеззараживание и захоронение неиспользуемых отходов;


- ликвидация бесхозяйных объектов размещения отходов;


- рекультивация и восстановление земель, на которых захоранивались отходы производства и потребления;


- признание отходов в качестве источника постоянно пополняемых материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;


- признание принципа "ответственности производителя" за утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов;


- приоритетность утилизации (путем переработки или вторичного использования) отходов над их захоронением;


- приоритетность использования мер экономического регулирования в условиях развития рыночных отношений;


- участие в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами.


Особого внимания, с точки зрения снижения негативного воздействия на окружающую среду, требуют твердые коммунальные отходы (далее - ТКО), которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами.


Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.


Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением следующих основных задач:


- совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;


- создание эффективной системы управления в области обращения с ТКО;


- развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически, санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТКО;


- обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО;


- внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;


- совершенствование ценообразования при обращении с ТКО;


- развитие системы экологического и санитарно-эпидемиологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;


- обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО.


Комплексная стратегия основана на общепризнанной иерархии приоритетов государственной политики в области обращения с отходами (в порядке снижения приоритета):


- максимальное использование исходного сырья и материалов;


- сокращение объема образования и снижение класса опасности отходов;


- обработка (предварительная подготовка) отходов к утилизации (использованию);


- утилизация (использование) отходов;


- другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;


- обезвреживание отходов;


- размещение отходов экологически и санитарно-эпидемиологически безопасным способом.


Эффективное решение проблем в области обращения с отходами возможно при комплексном подходе решения всех основных задач на основе создания единой системы управления отходами.


С этой целью субъектами РФ разрабатываются территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - территориальная схема).


Требования к составу и содержанию территориальных схем утверждены постановлением Правительства РФ от 16.03.2016 N 197.