Недействующий


ГУБЕРНАТОР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 октября 2019 года N 108-р


Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Распоряжения Губернатора Иркутской области от 30.12.2021 N 405-р.
____________________________________________________________________



В целях создания условий для содействия развитию конкуренции на товарных рынках в Иркутской области, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2019 года N 768-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации", руководствуясь статьей 59 Устава Иркутской области:


1. Утвердить Перечень товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области (прилагается).


2. Признать утратившим силу распоряжение Губернатора Иркутской области от 12 декабря 2017 года N 138-р "Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Иркутской области".


3. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная" и сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru).



С.Г.ЛЕВЧЕНКО



Утвержден
распоряжением Губернатора
Иркутской области
от 24 октября 2019 г. N 108-р



ПЕРЕЧЕНЬ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

N п/п

Наименование товарного рынка

Наименование ключевого показателя

Значение ключевого показателя по состоянию на 01.01.2019

Минимальное значение ключевого показателя к 01.01.2022

Ответственный исполнитель

1.

Рынок услуг дошкольного образования

доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, процентов

1,4

1,6, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования продолжает характеризоваться существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией дошкольных организаций в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области.

По состоянию на 2018 год доступность услуг дошкольного образования в Иркутской области по данным федеральной системы показателей "электронная очередь" для возрастной группы от 2 месяцев до трех лет составляет 81,2% (в возрастной группе от трех до семи лет - 99,87%).

На регистрационном учете для устройства в образовательную организацию, осуществляющую образовательную деятельность по программам дошкольного образования, состоит 42 208 детей, из них максимальную потребность испытывают 15 039 детей в возрасте от полутора до трех лет, родители (законные представители) которых не получают государственных мер социальной поддержки и не имеют возможности выхода на работу. При этом доля лицензированных частных дошкольных образовательных организаций по итогам 2018 года снизилась до 2,4% ввиду того, что частные дошкольные образовательные организации открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Российские железные дороги" передаются в муниципальную собственность.

Рынок индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста (ОКВЭД2: 88) продолжает носить стихийный характер, отсутствует объективный реестр данных организаций. При этом наметилась положительная динамика, получена лицензия на ведение образовательной деятельности одной образовательной организацией.

Решения, принятые по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (Поручение Президента Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N ПР-2440), Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" требуют достижения к 2021 году 100% доступности услуг дошкольного образования для данной возрастной группы. Решение общегосударственной задачи возможно, в том числе за счет привлечения частных дошкольных образовательных организаций.

Продолжена работа по созданию условий для поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2015 года N 164-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с получением дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в Иркутской области", из средств областного бюджета профинансировано 20 частных образовательных организаций (2017 год - 17 организаций, 2016 год - 7 организаций), которые посещают 2 874 ребенка (2017 год - 2 272 воспитанника, 2016 год - 478 воспитанников). На данные цели в областном бюджете предусмотрено 148 644,30 тыс. рублей.

Во взаимодействии с частными дошкольными образовательными организациями, расположенными на территории Иркутской области организованы мероприятия:

- семинар но теме: "Преемственность дошкольного и школьного образования: оценка и перспективы реализации инклюзивного образования";

- образовательный форум "Роль негосударственных организаций в развитии образования в Иркутской области".

Автономной некоммерческой организацией дошкольного образования совместно с администрацией Черемховского муниципального района в с. Алехино реализован проект "Центр социальной адаптации для детей с ограниченными возможностями здоровья".

В 2018 году с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций организован образовательный форум по теме "Роль негосударственных организаций в развитии образования Иркутской области", представители приняли активное участие в организации более чем в пяти мероприятиях "Байкальского международного салона образование 2018", а также представили мастер-классы по работе с родителями.

Таким образом, рынок услуг дошкольного образования включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: небольшого количества частных дошкольных образовательных организаций (в том числе индивидуальных предпринимателей), реализующих основную образовательную программу дошкольного образования, путем развития механизмов поддержки некоммерческих организаций, оказывающих услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, и повышения доступности услуг дошкольного образования в лицензированных частных дошкольных образовательных организациях Иркутской области.

2.

Рынок услуг общего образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, процентов

1,2

1,2, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Конкурентная среда на рынке услуг общего образования характеризуется существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией организаций общего образования в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области.

По состоянию на 1 июля 2019 года 891 образовательная организация реализует программы общего образования, в городских поселениях расположено 420 (46,3% от общего количества) образовательных организаций, в сельской местности - 471 (53,7% от общего количества).

Программы общего образования детей в Иркутской области реализуются и на базе 14 частных организаций, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности и включенных в реестр образовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области, имеющих соответствующие лицензии. В данных организациях занимаются 3 930 детей. В течение 2018 года прошли изменения по сети негосударственных общеобразовательных организаций: закрыт лицей при Сибирской академии права, экономики и управления г. Иркутска и некоммерческое образовательное учреждение "Академия будущего" г. Иркутска; открыты автономная некоммерческая образовательная организация "Английский лицей" и автономная некоммерческая образовательная организация "Лингвистическая Школа "Новое поколение".

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" были выработаны механизмы реализации государственных полномочий по финансовому обеспечению общего образования в частных образовательных организациях. Данные полномочия реализуются в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2015 года N 165-пп "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета в целях возмещения затрат в связи с получением дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, в Иркутской области".

В целях поддержки частных общеобразовательных организаций, в 2018 году субсидии выделены 12 частным общеобразовательным организациям на 3 775 обучающихся, объем финансирования из средств областного бюджета составил 210 789,1 тыс. рублей.

Таким образом, рынок услуг общего образования включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: небольшой доли частных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, получивших лицензию на право ведения образовательной деятельности и включенных в реестр образовательных организаций, расположенных на территории Иркутской области, путем развития механизмов поддержки таких организаций.

3.

Рынок услуг среднего профессионального образования

доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы среднего профессионального образования, процентов

0,1

5, но не менее 1 частной организации

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Конкурентная среда на рынке услуг среднего профессионального образования характеризуется существенным доминированием государственных образовательных организаций над частными образовательными организациями, а также наибольшей концентрацией профессиональных образовательных организаций в крупных населенных пунктах, городах Иркутской области. По состоянию на 1 января 2019 года, в городских поселениях расположено 72 (87% от общего количества) профессиональных образовательных организаций, в сельской местности - 11 (13% от общего количества).

Следует отметить, что в Иркутской области растет количество выпускников общеобразовательных организаций, увеличивается количество желающих обучаться по программам среднего профессионального образования. По состоянию на 1 января 2019 года контингент обучающихся по программам среднего профессионального образования составил более 40 тыс. человек.

На территории Иркутской области с 2017 года социально ориентированным некоммерческим организациям предоставляются гранты, выделяемые на предоставление образовательных услуг по программам среднего профессионального образования, так в соответствии с частью 4 статьи 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом министерства образования Иркутской области от 7 октября 2013 года N 87-мпр "Об утверждении Положения о порядке установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, контрольных цифр приема граждан за счет бюджетных ассигнований областного бюджета", Порядком предоставления из областного бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, осуществляющим образовательную деятельность, не являющимся казенными учреждениями, включая бюджетные или автономные учреждения, в отношении которых органы исполнительной власти Иркутской области не осуществляют функции и полномочия учредителя, установленного постановлением Правительства Иркутской области от 28 марта 2017 года N 189-пп. В целях поддержки частных профессиональных образовательных организаций в 2019 году частной профессиональной образовательной организации "Иркутский техникум экономики и права" распоряжением министерства образования Иркутской области от 30 мая 2019 года N 343-мр "Об установлении контрольных цифр приема граждан образовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования" установлены контрольные цифры приема за счет средств бюджета Иркутской области на обучение по программам среднего профессионального образования.

Работники частных профессиональных образовательных организаций Иркутской области приняли участие в деловой программе "Байкальского международного салона образование 2018" в таких мероприятиях как: бизнес-педсовет "Современные механизмы взаимодействия профессиональных образовательных организаций с работодателями", марафон готовых решений "Лучшие практики подготовки рабочих кадров", баттл "Модели проведения демонстрационного экзамена", проектировочная площадка "Развитие кадрового потенциала учреждений среднего профессионального образования", презентационная площадка "Инновационные технологии в методической работе", открытый педагогический совет "Развитие практико-ориентированной среды как производственно-образовательного пространства", штурм-лаборатории "Конкурсы профессионального мастерства для руководителей и педагогов среднего профессионального образования", презентационная площадка "Модели внутренних систем оценки качества профессиональных образовательных организаций", дискуссионная площадка "Профессиональная социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в условиях инклюзивного и интегрированного образования" и др. Работники и студенты частных профессиональных образовательных организаций Иркутской области принимают участие в деловых программах чемпионата "Абилимпикс", чемпионата профессионального мастерства "Worldskills Russia 2019".

Осуществляется информирование частных профессиональных образовательных организаций Иркутской области о возможности прохождения обучения по программам повышения квалификации, переподготовки педагогических работников по дополнительным профессиональным программам.

Таким образом, рынок услуг среднего профессионального образования включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества частных образовательных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы на территории Иркутской области, путем развития механизмов поддержки таких организаций.

4.

Рынок услуг дополнительного образования детей

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей, процентов

12,1

12,8

Министерство образования Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 1 июня 2019 года в Иркутской области действует 31 негосударственная образовательная организация, предоставляющая услуги по дополнительным общеобразовательным программам для детей и имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности. Из них: 27 центров, 3 школы, 1 спортивная школа.

В 299 детских творческих объединениях данных организаций занимается 6 041 ребенок по различным творческим направленностям: спортивной, художественной, культурологической, технического творчества, социально-педагогической и др.

Однако в регионе также функционирует достаточное количество различных спортивных секций и клубов, танцевальных студий, школ раннего развития и обучения иностранным языкам, которые не лицензировали свою образовательную деятельность и не сотрудничают с органами исполнительной власти Иркутской области в части предоставления статистических данных по контингенту, штатам и заработной плате педагогов, однако они востребованы среди родителей и детей.

В мае 2019 года все образовательные организации Иркутской области, реализующие программы дополнительного образования детей, были приглашены для прохождения федерального статистического наблюдения по форме N ДОП-ИНВ "Сведения о деятельности организации в сфере дополнительного образования детей и взрослых по состоянию на 1 апреля 2019 г.", организованного министерством просвещения Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и приказом Росстата от 28 марта 2019 года N 179 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации министерством просвещения Российской Федерации единовременного федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере дополнительного образования детей и взрослых".

Во все организации региона, предоставляющие услуги дополнительного образования детей, в том числе негосударственные, были направлены письма. Участие в статистическом наблюдении добровольное. В настоящее время данные о его результатах отсутствуют.

В рамках обследования предполагалось уточнить круг организаций, подлежащих ежегодному федеральному статистическому наблюдению в сфере дополнительного образования детей, а также идентификационные признаки организаций, отражающие специфику реализации ими дополнительных общеобразовательных программ.

Таким образом, рынок услуг дополнительного образования детей включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей технической направленности, путем развития механизмов поддержки таких организаций и стимулирования лицензирования их деятельности.

5.

Рынок услуг детского отдыха и оздоровления

доля организаций отдыха и оздоровления детей частной формы собственности, процентов

20

20

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей осуществляется путем обеспечения путевками в организации, обеспечивающие отдых и оздоровление детей, и предоставления компенсации части стоимости путевки в организации отдыха и оздоровления детей.

Организация отдыха и оздоровления детей в Иркутской области осуществляется путем заключения контрактов на оказание соответствующих услуг в детских оздоровительных учреждениях в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

Право на участие в электронных аукционах для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путевок на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей имеют оздоровительные учреждения независимо от организационно-правовой формы при соблюдении условий и требований аукционной документации.

В 2018 - 2019 годах заключены 289 контрактов из 289 (100%) с единственным поставщиком, что свидетельствует об отсутствии конкурентной борьбы в данном секторе экономики.

Приобретение услуг на рынке детского отдыха и оздоровления осуществляется путем проведения конкурентных процедур в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Таким образом, создание благоприятных условий для содействия развития конкуренции в Иркутской области в сфере детского отдыха и оздоровления не представляется возможным, так как основной целью Федерального закона N 44-ФЗ является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

При формировании конкурсной документации в части технического задания (требования к приобретаемым услугам) указываются закрепленные в федеральном законодательстве требования к организации детского отдыха и оздоровления детей. При соответствии требованиям, закрепленным нормативными актами действующего законодательства, ограничений для участия в конкурентных процедурах на оказание услуг по отдыху и оздоровлению детей, проживающих на территории Иркутской области, не предусмотрено.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок услуг детского отдыха и оздоровления включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

6.

Рынок медицинских услуг

доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, процентов

26,5

26,5

Министерство здравоохранения Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Ежегодно постановлением Правительства Иркутской области утверждается Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в реализации которой участвуют медицинские организации различных форм собственности (далее - Территориальная программа). Составной частью Территориальной программы является Территориальная программа обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС).

В 2018 году в реализации Территориальной программы принимали участие 173 медицинские организации, из них 149 медицинских организаций осуществляли деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Из 149 медицинских организаций, участвующих в Территориальной программе ОМС, негосударственных - 41 медицинская организация (далее - НМО), что составило 27,5%.

В 2019 году в реализации Территориальной программы принимает участие 171 медицинская организация, из них 147 медицинских организаций осуществляют деятельность в Территориальной программе ОМС, в том числе 39 НМО, что составляет 26,5%.

Регулировать предельное количество участников Территориальной программы, в том числе Территориальной программы ОМС, не представляется возможным в связи с особенностями формирования реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС. Порядок формирования реестра определен Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.

Система здравоохранения области имеет положительный опыт взаимодействия с негосударственными медицинскими организациями, которые организуют полноценную амбулаторно-поликлиническую помощь прикрепленному населению, предоставляют комплексную медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара, в том числе высокотехнологичную, услуги амбулаторного диализа, услуги медицинской реабилитации. Кроме того, в Территориальной программе ОМС Иркутской области принимают участие небольшие негосударственные медицинские организации, предоставляющие стоматологические услуги, услуги по лучевой диагностике и иные услуги.

Субвенция, получаемая ежегодно на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования из Федерального фонда обязательного медицинского страхования, рассчитывается на численность застрахованного населения в области и не учитывает количество участников системы. Доля затрат на медицинскую помощь по ОМС, оказанную НМО, в общих расходах на выполнение территориальной программы ОМС в 2018 году составила 5,2%, по состоянию на 1 июня 2019 года - 5,4%.

Таким образом, рынок медицинских услуг включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: невозможности регулирования количества участников Территориальной программы ОМС в связи с особенностями формирования реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, согласно федеральному законодательству.

7.

Рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, процентов

73,1

73,1

Министерство здравоохранения Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 31 декабря 2018 года по данным Единого реестра лицензий автоматизированной информационной системы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения общее количество действующих аптечных организаций (точек продаж) в Иркутской области составило 301, из них действующих аптечных организаций (точек продаж) частной (негосударственной) формы собственности - 220. Таким образом, состояние конкурентной среды на рынке лекарственных препаратов для медицинского применения имеет положительную динамику.

Также следует отметить, что участие частных (негосударственных) медицинских организаций на рынке розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами является добровольным и носит заявительный характер.

Таким образом, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества аптечных организаций на территориях Иркутской области с низкой численностью и плотностью населения, отдаленных от крупных городов и административных центров муниципальных образований.

8.

Рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, процентов

3,9

3,9

Министерство образования Иркутской области,

Служба по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области

доля детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, процентов

5,7

10

Обоснование выбора товарного рынка

Городским благотворительным фондом "Наследие иркутских меценатов" совместно с автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства" (далее - АНО ДПО "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства") и в рамках Президентского гранта проведено обучение специалистов по программе "Организационные основы деятельности Службы ранней помощи".

Цель курса - профессиональное повышение квалификации специалистов для работы в междисциплинарной команде Службы ранней помощи, формирование необходимых компетенций для раннего выявления функциональных нарушений, составления и реализации индивидуальных программ помощи для ребенка и семьи и организации программ перехода ребенка в дошкольную образовательную организацию.

Принимая во внимание, что службы ранней помощи только формируются в региональной системе образования, при взаимодействии с организациями частной формы собственности в сфере услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на базе государственного автономного учреждения "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Иркутска (далее - ГАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи") открыта региональная служба по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста.

С целью повышения эффективности работы региональной службы за счет средств гранта Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации, в учреждение поставлено оборудование.

В рамках организации работы региональной службы проведены следующие мероприятия:

1. Разработано положение о региональной службе по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста.

2. Участие в дискуссионной площадке "Актуальность создания служб ранней помощи в регионе: межведомственный подход" в рамках Байкальского международного салона образования - 2018 (трансляция опыта и развитие сети ресурсных центров Иркутской области).

3. Выпуск методического пособия для специалистов дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми раннего возраста и специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с установленной инвалидностью, "Особенности развития младенческого возраста. Признаки неблагополучия в развитии детей первого года жизни" - ресурсная помощь специалистам, работающим с семьями детей-инвалидов.

4. Информационно-методическая, социально-правовая и консультативная поддержка семей и специалистов образовательных организаций Иркутской области: выпущен буклет "В помощь семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья", рекомендации для родителей "Ребенок инвалид: как ему помочь", информационный буклет для родителей по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, справочное пособие "Периодизация развития детей с 0 до 3 лет в пределах возрастной нормы" (материалы размещены на сайте учреждения http://www.cpmss-irk.ru/mk-ru/mkdr-ru.html).

5. Проведена методическая учеба для специалистов ГАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (май - декабрь) по темам: "Организация службы ранней помощи в ГАУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" - "Первичный прием", "Функциональный подход. Междисциплинарная оценка", "Технология проведения углубленной оценки в рамках концепции психического здоровья", "Построение и реализация индивидуальной программы ранней помощи".

6. Специалисты учреждения прошли повышение квалификации и стажировку по программе: "Организационные основы деятельности Службы ранней помощи", в АНО ДПО "Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства".

Таким образом, рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточной доли детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации в частных организациях сферы услуг психолого-педагогического сопровождения детей, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья (в возрасте до 3 лет), получающих услуги ранней диагностики, социализации и реабилитации, путем создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для детей с трудностями обучения (в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.

9.

Рынок социальных услуг

доля негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, процентов

10,6

13,6

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В течение 2016 - 2019 годов в Иркутской области проводится работа по созданию условий, обеспечивающих возможность предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания как государственными, так и негосударственными организациями социального обслуживания.

Реализация мер по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Для реализации норм Федерального закона в Иркутской области приняты следующие нормативные правовые акты:

- постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп "Об утверждении Положения об определении порядка и размера компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа)" (далее - постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп);

- приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 19 ноября 2014 года N 182-мпр "Об утверждении Положения о реестре поставщиков социальных услуг в Иркутской области".

Проведена работа по корректировке указанной нормативной правовой базы с целью снижения административных барьеров при вхождении негосударственных организаций на рынок социальных услуг, в частности, по внесению изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп.

В результате снижены барьеры для доступа негосударственных поставщиков социальных услуг к бюджетным средствам, в том числе сокращены сроки:

- по возмещению понесенных затрат - до одного календарного месяца (ранее - 1 год);

- по периоду нахождения в реестре поставщиков социальных услуг Иркутской области - до 6 месяцев (ранее - 1 год).

Утверждены тарифы (являющиеся едиными для государственных и негосударственных организаций) на социальные услуги на 2018 - 2019 годы, предоставляемые соответственно в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме социального обслуживания.

Таким образом, нормативная база по возможности участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг с возможных компенсаций из бюджетных источников сформирована.

В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 15 декабря 2014 года N 654-пп ежегодно, с 2017 года, заключаются соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии юридическому лицу на возмещение затрат в связи с предоставлением гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

В целях финансирования этой деятельности ведомственной целевой программой "Социальное обслуживание населения Иркутской области" на 2019 - 2024 годы предусмотрено мероприятие "Предоставление компенсации, выплачиваемой поставщику или поставщикам социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Иркутской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа) и предоставляющим гражданину социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой предоставления социальных услуг".

Таким образом, рынок социальных услуг включен в Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: нестабильности оказания услуг, несоответствия материально-технической базы и персонала требованиям стандартов предоставления услуг в сфере социального обслуживания негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги, путем повышения экономической эффективности и конкурентоспособности негосударственных организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги.

10.

Рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии)

доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии), процентов

92,8

93,1

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По итогам 2018 года в Иркутской области общий объем полезного отпуска тепловой энергии всеми хозяйствующими субъектами составил 14 081 631 Гкал, в том числе:

1) организациями частной формы собственности - 13 067 787 Гкал (92,8%);

2) государственными и муниципальными унитарными предприятиями - 1 013 844 Гкал (7,2%).

Таким образом, доля полезного отпуска тепловой энергии организациями частной формы собственности в общем объеме полезного отпуска тепловой энергии всеми хозяйствующими субъектами в Иркутской области на 1 января 2019 года составила 92,8%.

На основании результатов оценки эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в целях реализации мероприятий по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных предприятий в концессию Правительством Иркутской области утвержден график передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП), управление которыми признано неэффективным (далее - График). Проведена актуализация Графика в соответствии фактическим состоянием деятельности МУП. На основании ходатайств администраций муниципальных образований исключены из перечня неэффективных МУП предприятия, имущество которых передано действующим эффективным предприятиям, по причине ликвидации (банкротства) или передачи полномочий на уровень городского округа (муниципального района). В результате проведенной актуализации в Графике остаются 2 неэффективных МУП.

Таким образом, рынок теплоснабжения (производство тепловой энергии) включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, путем создания условий для передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных МУП частным операторам по концессионным соглашениям.

11.

Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

доля организаций частной формы собственности в сфере услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, процентов

100

100

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В Иркутской области по результатам конкурсных отборов выбрано два региональных оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами:

- общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Братский полигон ТБО" - по ЗОНЕ 1 (Север);

- ООО "РТ НЭО-Иркутск" - по ЗОНЕ 2 (Юг).

С компаниями заключены соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области сроком на 10 лет.

По состоянию на 1 января 2019 года значение ключевого показателя в отчетном периоде составляет 100%. Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

12.

Рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме

доля организаций частной формы собственности в сфере выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, процентов

99,1

99,4

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,

Служба государственного жилищного надзора Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) обязаны выбрать один из способов управления в МКД:

1) непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем 30;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

Деятельность по управлению МКД (выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению МКД на основании договора управления МКД) осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

В соответствии с формой статистического наблюдения N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 июля 2015 года N 305, на 1 января 2019 года доля площади помещений в МКД, находящихся в управлении управляющих организаций только частной формы собственности, составила 99,1%. Форма N 22-ЖКХ (реформа) формируется на основании данных, представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

Если способ управления МКД не выбран и не реализован, орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. В соответствии с формой N 22-ЖКХ (реформа) на 1 января 2019 года площадь помещений в МКД, в отношении которых способ управления не выбран собственниками и не определен по результатам открытого конкурса, составила 1 410 тыс. кв. м, а количество таких МКД - 1 066 ед.

Таким образом, рынок выполнения работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: наличия незначительного числа многоквартирных домов, в отношении которых не выбран и не реализован способ управления, путем создания условий для повышения эффективности управления многоквартирных домов и выполнения работ по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

13.

Рынок поставки сжиженного газа в баллонах

доля организаций частной формы собственности в сфере поставки сжиженного газа в баллонах, процентов

100

100

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области поставку сжиженного газа в баллонах населению осуществляют акционерное общество (далее - АО) "Иркутскоблгаз", ООО "Газомаркет".

Предельные максимальные уровни розничных цен на сжиженный газ, реализуемый организациями населению для бытовых нужд, устанавливаются приказами службы по тарифам Иркутской области.

Итак, доля организаций частной формы собственности в данной сфере составляет 100%.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок поставки сжиженного газа в баллонах включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: инвестиционной непривлекательности отрасли в отдаленных территориях Иркутской области.

14.

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности)

доля организаций частной формы собственности в сфере купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), процентов

100

100

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В соответствии с приказом службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2018 года N 542-спр "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области", организована работа трех гарантирующих поставщиков частных форм собственности, а именно: ООО "Иркутская энергосбытовая компания", АО "Витимэнергосбыт", ООО "Русэнергосбыт", которые осуществляют поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке на территории Иркутской области. Итак, доля организаций частной формы собственности в данной сфере составляет 100%.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

15.

Рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации

доля организаций частной формы собственности в сфере производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, процентов

83,9

83,9

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области,

Служба по тарифам Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Энергосистема Иркутской области входит в состав объединенной энергосистемы Сибири и включает в себя 15 действующих тепловых электростанций (далее - ТЭС) и 4 гидроэлектростанции (далее - ГЭС) общей мощностью 13 132,18 МВт. В состав энергосистемы на территории Иркутской области входят публичное акционерное общество (далее - ПАО) "Иркутскэнерго", АО "Евросибэнерго-Гидрогенерация", АО "Витимэнерго" и три блок-станции (теплоэлектроцентраль г. Байкальска (ООО "Теплоснабжение"), ООО "Группа "Илим" в г. Братск, г. Усть-Илимск).

Большая часть (68,6%) генерирующих мощностей входит в состав ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация", на долю ПАО "Иркутскэнерго" приходится 29,4%, 1,4% - на прочие ТЭС.

Также на территории 67 населенных пунктов Иркутской области с общей численностью населения порядка 10 тыс. человек производство электроэнергии осуществляется с помощью дизельных электростанций общей мощностью порядка 21,5 МВт, в том числе восемью муниципальными организациями: МУП "Катангская Топливно-Энергетическая Компания" (Катангский район); МУП "Озернинское ЖКХ"; МУП "Карахунское жилищно-коммунальное хозяйство" (Братский район); МУП "Подлеморье" (Ольхонский район); муниципальное казенное учреждение (далее - МКУ) "Обслуживание социальной сферы" (Нижнеудинский район); МУП "Тепловодоснабжение п. Перевоз" (Бодайбинский район); МУП "Управляющая компания Коммунальные услуги" (Нижнеилимский район); МКУ "Административно-хозяйственная служба" (Мамско-Чуйский район).

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства электрической энергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности), включая производство электрической энергии (мощности) в режиме когенерации, включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

16.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок

доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности, процентов

27

30

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По состоянию на 1 января 2019 года на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Иркутской области работало 149 перевозчиков, в том числе 1 акционерное общество, 110 индивидуальных предпринимателей, 4 муниципальных предприятия, 1 простое товарищество, 33 общества с ограниченной ответственностью.

По состоянию на 1 января 2019 года доля организаций частной формы собственности, оказывающих услуги (работы) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в общем количестве перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории Иркутской области составила 97,3%.

По состоянию на 1 января 2019 года в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории Иркутской области (далее - Реестр) значился 361 маршрут, из них 224 маршрута пригородного сообщения, 137 маршрутов междугородного сообщения. Из всех маршрутов - 322 маршрута по регулируемым тарифам, 39 маршрутов по нерегулируемым тарифам.

Доля межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом, на которых осуществляются перевозки пассажиров организациями частной формы собственности, в общем количестве межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров наземным транспортом на территории Иркутской области на 1 января 2019 года составляла 90,0%.

Таким образом, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: осуществления хозяйствующими субъектами перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам под видом заказных.

17.

Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации, процентов

100

100

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области по состоянию на 1 июня 2019 года зарегистрировано 594 хозяйствующих субъекта, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси (в том числе 519 индивидуальных предпринимателей и 75 юридических лиц), которые используют 2 918 легковых транспортных средств, на которые выданы в установленном порядке соответствующие разрешения. Легальный сектор рынка легковых такси из года в год имеет тенденцию уменьшения. Так на 1 января 2017 года было 1 315, а в 2018 году - 780 субъектов предпринимательской деятельности.

Все вышеуказанные хозяйствующие субъекты относятся к частной форме собственности. Организации с государственным либо муниципальным участием отсутствуют. Соответственно, доля организаций частной формы собственности в данной сфере находится на уровне 100%.

Таким образом, рынок оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Иркутской области включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: наличия недобросовестной конкуренции со стороны сервисов заказа такси, которые привлекают к выполнению заказов в том числе нелегальных перевозчиков, чья деятельность не отвечает обязательным требованиям безопасности пассажирских перевозок, путем совершенствования законодательства в части государственного регулирования деятельности сервисов заказа такси.

18.

Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

увеличение количества объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, процентов по отношению к показателям 2018 года

5

22

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области

доля организаций частной формы собственности в сфере оказания услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", процентов

73

98

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области услуги связи предоставляют следующие компании: ПАО "Ростелеком", Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, Иркутский филиал ПАО "Вымпелком", Иркутское Региональное отделение Дальневосточного филиала ПАО "Мегафон", ООО "Yota", ООО "Регион Телеком", АО "Компания ТрансТелеКом", АО "ЭР-Телеком Холдинг" и другие.

В настоящее время в Иркутской области предоставляется практически весь комплекс существующих услуг связи.

Сотовая связь становится базовой услугой связи. На рынке сотовых услуг успешно функционируют пять операторов подвижной радиотелефонной связи: Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, Иркутский филиал ПАО "Вымпелком", Иркутское Региональное отделение Дальневосточного филиала ПАО "Мегафон", ООО "Yota".

Широкополосный доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Иркутской области предоставляют свыше 20 компаний. Основными игроками данного рынка являются следующие операторы: ПАО "Ростелеком", АО "Компания ТрансТелеком", Иркутский филиал ООО "Т2 Мобайл", АО "ЭР-Телеком Холдинг", филиал ПАО "Мобильные ТелеСистемы" в Иркутской области, ОАО "Сибтелеком" и др.

Таким образом, рынок оказания услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции.

19.

Рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства)

доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства), процентов

99,9

99,9

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по ОКВЭД2: 41.2 "Строительство жилых и нежилых зданий" по состоянию на 1 января 2019 года на территории Иркутской области представлено порядка 1 600, из которых к организациям с государственным и муниципальным участием в части осуществления жилищного строительства можно отнести 3 организации: АО "Управление капитального строительства города Иркутска", АО "Иркутское региональное жилищное агентство" и муниципальное предприятие "Дирекция капитального строительства и ремонта" (г. Братск).

В 2018 году в Иркутской области было введено 982,3 тыс. кв. м. жилой недвижимости. Лидерами по вводу жилья в регионе по итогам года стали следующие коммерческие организации:

- АО Специализированный застройщик "Финансово-строительная компания "Новый Город" (55,5 тыс. кв. м.);

- ООО Строительная компания "ВостСибСтрой" (46,1 тыс. кв. м.);

- ООО Строительная компания "Квартал" (39,4 тыс. кв. м.).

Рынок жилищного строительства развит на территории региона, строительные организации участвуют в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, основная доля жилищного строительства относится к коммерческому. Указанные предприятия с государственным участием выступают застройщиками в соответствии с нормами градостроительного законодательства по объектам жилищного строительства, однако производство работ осуществляется по договорам с застройщиками юридическими лицами без государственного и муниципального участия по результатам конкурентных процедур.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок жилищного строительства (за исключением Московского фонда реновации жилой застройки и индивидуального жилищного строительства) включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

20.

Рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства

доля организаций частной формы собственности в сфере строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, процентов

99,8

99,8

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Организаций, осуществляющих вид экономической деятельности по ОКВЭД2: 41.2 "Строительство жилых и нежилых зданий", по состоянию на 1 января 2019 года на территории Иркутской области представлено порядка 1 600.

Правительство Иркутской области осуществляет содействие развитию строительства объектов социально-культурного назначения. На реализацию 263 мероприятий по проектированию, приобретению, строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов социально-культурного назначения (дома культуры, детские сады, школы, объекты спорта, объекты здравоохранения) в 2018 году направлено 9 489 053,0 тыс. рублей. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в 2018 году было введено в эксплуатацию 199 объектов капитального строительства общей площадью 257,4 тыс. кв. м.

Определение подрядчиков осуществляется по итогам конкурентных процедур. Подрядчиками (непосредственными исполнителями работ) являются юридические лица, индивидуальные предприниматели без государственного и (или) муниципального участия.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства, включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

21.

Рынок архитектурно-строительного проектирования

доля организаций частной формы собственности в сфере архитектурно-строительного проектирования, процентов

100

100

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Рынок представлен в Иркутской области двумя саморегулируемыми организациями - Ассоциация "Байкальское региональное объединение проектировщиков" и Ассоциация Саморегулируемая организация "Байкальское общество архитекторов и инженеров". Общее количество предприятий-членов саморегулируемых организаций, оказывающих услуги архитектурно-строительного проектирования, на 1 января 2019 года составляет 210.

Рынок является конкурентным. Предприятий с государственным или муниципальным участием на рынке архитектурно-строительного проектирования не выявлено.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок архитектурно-строительного проектирования включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

22.

Рынок реализации сельскохозяйственной продукции

доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов в общем объеме реализации сельскохозяйственной продукции, процентов

2,7

5

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По данным годовых отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей Иркутской области за 2018 год реализовано сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (далее - СПОК) на сумму 26 094 млн. рублей, в том числе реализовано продукции сельскохозяйственными потребительскими кооперативами - 716,7 млн. рублей. СПОК было закуплено в личных подсобных хозяйствах населения 32,3 тыс. тонн молока (106,4% к 2017 году), 3,9 тыс. тонн мяса (134,4% к 2017 году), это позволило увеличить доходы личных подсобных хозяйств на 1 128 млн. рублей.

Таким образом, рынок реализации сельскохозяйственной продукции включен в Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: недостаточности финансовых средств, сезонности и небольших объемов производства в фермерских хозяйствах и личных подсобных хозяйствах, высоких требований торговых сетей к качеству и объемам продукции и низких закупочных цен.

23.

Рынок племенного животноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства, процентов

88

92

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области имеется 26 племенных организаций по животноводству, в том числе 14 по разведению крупного рогатого скота молочных пород, 4 - по разведению крупного рогатого скота мясного направления, 2 - по разведению свиней на базе сельскохозяйственного производственного кооператива "Усольский свинокомплекс", 2 - по разведению норок на базе закрытого акционерного общества (далее - ЗАО) "Большереченское", 4 сервисные организации - ООО "Байкальский информационный селекционный центр", ОАО "Иркутскгосплем", лаборатории селекционного контроля качества молока и иммуногенетической экспертизы, созданные на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория"). Из 26 организаций всего 3 организации созданы на базе государственных организаций: федеральное государственное унитарное предприятие (далее - ФГУП) "Элита" по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы, лаборатория селекционного контроля качества молока и лаборатория иммуногенетической экспертизы, созданные на базе ФГБУ "Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория". В 2018 году племенными организациями продано сельхозтоваропроизводителям области и за пределы области 1 732 головы крупного рогатого скота.

Таким образом, рынок племенного животноводства включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности на рынке племенного животноводства.

24.

Рынок семеноводства

доля организаций частной формы собственности на рынке семеноводства, процентов

89

92

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области в системе добровольной сертификации Россельхозцентра сертифицировано 20 семеноводческих хозяйств, из них только 2 предприятия с участием государства - ФГУП "Элита" Эхирит-Булагатского района и ФГУП "Буретское" Усольского района. Кроме того, исходный семенной материал производит федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Иркутский научно-исследовательский институт сельского хозяйства". В доле выручки от реализации семян они занимают около 11%.

Таким образом, рынок семеноводства включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: недостаточного количества организаций частной формы собственности на рынке семеноводства.

25.

Рынок вылова водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке вылова водных биоресурсов, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области рыболовством занимаются 18 обществ с ограниченной ответственностью, 26 индивидуальных предпринимателей и крестьянских фермерских хозяйств, 3 общественные организации охотников и рыболовов и 1 рыболовецкая артель. Организации с государственной формой собственности в данном сегменте рынка отсутствуют.

Таким образом, рынок вылова водных биоресурсов включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции.

26.

Рынок переработки водных биоресурсов

доля организаций частной формы собственности на рынке переработки водных биоресурсов, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В настоящее время в Иркутской области действует 21 производство по переработке водных биоресурсов, все они являются частными организациями. Индекс производства по переработке и консервированию рыбы в 2018 году составил 90,2%.

Таким образом, рынок переработки водных биоресурсов включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: низкой рентабельности производства.

27.

Рынок товарной аквакультуры

доля организаций частной формы собственности на рынке товарной аквакультуры, процентов

100

100

Министерство сельского хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

В Иркутской области активно развивается рыбохозяйственная отрасль. Правительство Иркутской области ищет новые возможности для привлечения инвестиций в аквакультуру. Для этого ведется работа по формированию инфраструктуры рыбохозяйственной отрасли.

Создание в регионе условий для производства продукции аквакультуры и продукции ее переработки позволило в 2018 году произвести (вырастить) 95 тонн товарной рыбы (на 15 тонн больше к уровню 2017 года или 119%, 2017 год - 80 тонн), рыбопосадочного материала - 54 тонны (на 3 тонны больше к уровню 2017 года или 106%, 2017 год - 51 тонна).

Виды водных биоресурсов, выращиваемые предприятиями аквакультуры в Иркутской области для реализации населению, представлены лососевыми (форель радужная и янтарная) - 80% от общего объема производства товарной рыбы, и карповыми (карп) - 20%.

Таким образом, рынок товарной аквакультуры включен в Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: низкой инвестиционной привлекательности, растущих затрат на определение оценки воздействия на водные биоресурсы среды их обитания.

28.

Рынок легкой промышленности

доля организаций частной формы собственности в сфере легкой промышленности, процентов

100

100

Министерство экономического развития Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

На территории Иркутской области производство товаров легкой промышленности осуществляют исключительно индивидуальные предприниматели, а также микро- и малые предприятия. Доля отгруженной предприятиями легкой промышленной продукции в валовом региональном продукте составляет 0,02%.

По итогам 2018 года индекс промышленного производства текстильных изделий сложился на уровне 133%, производства одежды 104,2%, производства кожи и изделий из кожи 171,2%. Итак, доля организаций частной формы собственности в данной сфере составляет 100%.

Таким образом, рынок легкой промышленности включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: высокой конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями на территории Иркутской области (преобладание товаров китайского происхождения с низкой ценовой категорией) путем повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции Иркутской области за счет расширения рынков сбыта произведенной продукции предприятиями легкой промышленности.

29.

Рынок обработки древесины и производства изделий из дерева

доля организаций частной формы собственности в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, процентов

94,6

94,6

Министерство лесного комплекса Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области на 1 января 2019 года на территории Иркутской области количество юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере лесопромышленного комплекса, составляло 1 792, в том числе в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, кроме мебели - 705. В сравнении с 2017 годом количество организаций, осуществляющих деятельность в лесном комплексе, сократилось на 294 (в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, кроме мебели - на 115). Несмотря на сокращение количества организаций, развитие лесопромышленной отрасли Иркутской области имеет положительную динамику. Индекс промышленного производства по итогам 2018 года по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 107,6%, производству бумаги и бумажных изделий - 103,4%. Данный рост связан в первую очередь с выгодными условиями спроса и цен на мировом рынке продукции деревообработки. Продукция лесопромышленной отрасли Иркутской области отправляется более чем в 40 стран мира, что определяет ее как экспортоориентированную (более 90% производимой на территории региона продукции деревообработки отправляется на экспорт).

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок обработки древесины и производства изделий из дерева включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

30.

Рынок производства кирпича

доля организаций частной формы собственности в сфере производства кирпича, процентов

100

100

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Основными производителями кирпича керамического на территории Иркутской области являются: ООО "Иркутский керамический завод", мощность предприятия составляет 75 млн. шт. условного кирпича в год, ООО "Владимирград" (г. Шелехов) осуществляет регулярный сезонный выпуск кирпича керамического (май - сентябрь), мощность 100 тыс. шт. в месяц.

Предприятий с государственным или муниципальным участием на товарном рынке не представлено.

Частными предприятиями планируется запуск новых производств на территории Балаганского района Иркутской области к 2020 - 2023 году.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства кирпича включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

31.

Рынок производства бетона

доля организаций частной формы собственности в сфере производства бетона, процентов

99,98

99,98

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Согласно данным муниципальных образований Иркутской области, рынок производства бетона представлен в регионе 69 организациями-производителями товарного бетона. Дефицита на рынке товарного бетона в Иркутской области не наблюдается. Предприятий с государственным или муниципальным участием на рынке производства бетона не выявлено.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок производства бетона включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

32.

Сфера наружной рекламы

доля организаций частной формы собственности в сфере наружной рекламы, процентов

100

100

Министерство имущественных отношений Иркутской области,

Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию)

Обоснование выбора товарного рынка

Отношения в сфере рекламы урегулированы Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона N 38-ФЗ схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах.

Льготные условия заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Федеральным законом N 38-ФЗ не установлены.

Органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, сфера наружной рекламы включена в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

33.

Рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования)

доля организаций частной формы собственности в сфере дорожной деятельности (за исключением проектирования), процентов

100

100

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Правительством Иркутской области осуществляется координация работы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения. По итогам 2018 года в результате конкурентных процедур, проведенных областным государственным казенным учреждением "Дирекция автодорог Иркутской области", ООО "Профильная компания "Сибирь", ООО "СПМК-7", АО "Дорожная служба Иркутской области", ЗАО "Новые дороги" были основными подрядчиками по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Конкурентные процедуры проводятся в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, рынок дорожной деятельности (за исключением проектирования) включен в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

34.

Рынок розничной реализации нефтепродуктов

доля организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов, процентов

48

60

Министерство экономического развития Иркутской области

Обоснование выбора товарного рынка

Наибольшую долю топливного рынка Иркутской области по объемам розничной реализации нефтепродуктов занимает АО "Иркутскнефтепродукт" (дочернее общество компании с государственным участием - ПАО "Нефтяная компания "Роснефть"). Остальная часть рынка приходится на сеть автозаправочных станций (далее - АЗС) частных операторов: "КрайсНефть", "Байкальская Региональная Компания", "ОМНИ", "Илим-Роско", "Фаст-Ойл", "Братский бензин".

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области объем реализации (использования) бензина автомобильного и дизельного топлива в качестве моторного топлива в Иркутской области за 2018 год составил 912 тыс. тонн.

По итогам 2018 года по объемам розничной реализации доля частных операторов на рынке нефтепродуктов Иркутской области составила 48%. При этом, следует отметить, что в 2018 году доля частных операторов снизилась из-за роста объема реализации моторного топлива на АЗС АО "Иркутскнефтепродукт", связанного с принятым на федеральном уровне решением о фиксации с 30 мая 2018 года цен на АЗС крупных вертикально-интегрированных компаний.

Анализируя структуру топливного рынка Иркутской области, минимальное значение ключевого показателя доли организаций частной формы собственности на рынке нефтепродуктов к 2022 году прогнозируется на уровне 60%.

Учитывая, что сложившаяся структура регионального розничного рынка, в том числе с точки зрения доли частных компаний является достаточно сбалансированной, развитие топливного рынка целесообразно рассматривать в части развития конкуренции между хозяйствующими субъектами, имеющими собственные нефтеперерабатывающие мощности.

Преимуществом наличия в регионе таких компаний является их политика по гарантированному и приоритетному обеспечению нефтепродуктами территорий своего присутствия, а также позволяет обеспечить наиболее конкурентные условия при формировании розничной цены на нефтепродукты.

Таким образом, рынок розничной реализации нефтепродуктов включен в Перечень для решения выявленной в ходе анализа проблемы: низкой конкуренцией на внутреннем рынке нефтепродуктов Иркутской области между хозяйствующими субъектами с долей участия государства, имеющими собственные нефтеперерабатывающие мощности.

35.

Сфера розничной торговли

доля хозяйствующих субъектов негосударственных форм собственности в общем обороте розничной торговли, процентов

98,9

99,1

Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области,

Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (по согласованию)

Обоснование выбора товарного рынка

Сфера розничной торговли Иркутской области характеризуется высоким уровнем развития конкуренции. В структуре оборота розничной торговли региона доля негосударственной формы собственности составляет 98,9%. Положительная динамика развития инфраструктуры розничной торговли также свидетельствует о благоприятной конкурентной среде, сложившейся в данной сфере.

В 2018 году в области открылось более 80 крупных торговых предприятий: современных торгово-развлекательных центров, супермаркетов, магазинов эконом-класса. Продолжилось развитие сети фирменной торговли, а также новых для области форматов торговли - продовольственных дискаунтеров. В 2018 году в области региональными ритейлерами открыто более 40 магазинов такого формата ("Хлеб Соль", "ЭКОНОМИЯ", "Народный"). Продолжилось развитие торговых сетей "Слата" (региональная сеть), "Абсолют" (Республика Бурятия), "Командор" (Красноярский край), "Фасоль" (федеральная сеть). В результате торговые площади организаций розничной торговли увеличились до 2,3 млн кв. м. На конец 2018 года обеспеченность населения области площадью стационарных торговых объектов превысила нормативный показатель почти в 2 раза (на 91%), составив 946 кв. м. в расчете на 1 тыс. человек. Кроме этого, на территории области продолжили работу 8 розничных рынков и более 170 постоянно действующих ярмарочных площадок на 5,2 тысяч торговых мест (проведено 2 078 различных ярмарок), которые традиционно являются площадками для реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной в регионе. Развитие ярмарочной торговли также свидетельствует о развитии конкурентной среды, поскольку обеспечивает возможность крестьянско-фермерским хозяйствам и гражданам реализовывать населению произведенную ими продукцию без посредников по ценам ниже среднерыночных.

Все перечисленные факторы, наряду с наметившимся ростом платежеспособного спроса населения, способствовали усилению положительной динамики розничного товарооборота. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области в 2018 году товарооборот в области увеличился на 4,5% по сравнению с 2017 годом и составил 348,0 млрд руб. Доля оборота розничной торговли, формируемая малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, в общем обороте розничной торговли продолжает составлять более 50%.

Проблемные вопросы по рынку отсутствуют. Таким образом, сфера розничной торговли включена в Перечень для дальнейшего содействия развитию конкуренции на данном рынке.

36.

Рынок туристических услуг

объем туристического потока в Иркутскую область, тыс. человек

1 655,8

1 905,1

Агентство по туризму Иркутской области

в том числе, количество иностранных туристов, тыс. человек

295,3

346,2

Обоснование выбора товарного рынка

Количество туристских прибытий в Иркутскую область ежегодно увеличивается. За последние три года количество туристских прибытий в регион увеличилось на 8,5% и составило 1 655,8 тыс. человек, по прогнозным оценкам аналогичная тенденция сохранится и в ближайшей перспективе. В связи с этим необходимо создавать современную туристскую инфраструктуру и модернизировать существующую, формировать доступную и комфортную информационную туристскую среду.

На территории Иркутской области на конец 2018 года функционируют 516 коллективных и иных средств размещения (далее - КСР), из которых классифицировано 22 КСР, и имеют категорию "четыре звезды" - 5 КСР, категорию "три звезды" - 7 КСР, категорию "две звезды" - 6 КСР, категорию "без звезд" - 4 КСР.

В регионе осуществляет деятельность только 3 организации, предоставляющие услуги по информированию физических лиц о туристских ресурсах и объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках: МКУ г. Иркутска "Информационно-туристская служба г. Иркутска", Туристско-информационный центр в п. Большое Голоустное, Информационно-справочная служба "ДаурияТур" п. Листвянка.

Таким образом, рынок туристических услуг включен в Перечень для решения выявленных в ходе анализа проблем: недостаточного количества коллективных средств размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта, низкой осведомленности потребителей о туристских возможностях региона.



Заместитель Председателя Правительства
Иркутской области
А.Б.ЛОГАШОВ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»