МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 9 ноября 2021 года N 72-мпр


Об утверждении региональной программы Иркутской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" на 2020 - 2030 годы

(с изменениями на 1 декабря 2023 года)

(в ред. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 01.12.2023 N 66-59-мпр)




В соответствии со статьями 6, 13.2 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на основании Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2009 года N 392/171-пп, руководствуясь статьей 21 Устава Иркутской области, приказываю:


1. Утвердить региональную программу Иркутской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" на 2020 - 2027 годы (прилагается).


2. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


3. Региональную программу Иркутской области "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами" на 2020 - 2027 годы опубликовать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области для всеобщего и бесплатного доступа.



Министр
С.М.ТРОФИМОВА



Утверждена
приказом министерства природных
ресурсов и экологии Иркутской области
от 9 ноября 2021 г. N 72-мпр



РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ" НА 2020 - 2030 ГОДЫ

(в ред. Приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 01.12.2023 N 66-59-мпр)




ПАСПОРТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ" НА 2020 - 2030 ГОДЫ

Наименование региональной программы

Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - региональная программа)

Ответственный исполнитель региональной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области

Исполнители региональной программы

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области;

министерство строительства Иркутской области;

муниципальные образования Иркутской области;

региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами

Цель региональной программы

Создание к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза

Задачи региональной программы

1. Создание эффективных механизмов управления в области обращения с ТКО.

2. Создание объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами, соответствующих требованиям законодательства.

3. Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами путем создания объектов инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами, соответствующих требованиям законодательства.

4. Обеспечение снижения экологической нагрузки на население за счет сокращения захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку).

5. Исключение мест несанкционированного размещения ТКО на территории Иркутской области

Сроки реализации региональной программы

2020 - 2030 годы

Целевые показатели региональной программы

В соответствии с Приложением 1 Региональной программы

Ресурсное обеспечение региональной программы

Финансирование региональной программы осуществляется в рамках:

1) подпрограммы "Отходы производства и потребления" на 2019 - 2025 годы государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2019 - 2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года N 776-пп;

2) местных бюджетов муниципальных образований Иркутской области;

3) за счет средств федерального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами";

4) за счет средств внебюджетных источников.

Объемы финансирования региональной программы отражены в приложении 2, 3 Региональной программы, которые ежегодно уточняются при формировании бюджетов всех уровней на соответствующий финансовый год и плановый период исходя из возможностей областного бюджета, местных бюджетов и затрат, необходимых для реализации региональной программы, а также инвестиционных программ в области обращения с ТКО

Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы

1. Введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации твердых коммунальных отходов.

2 Введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов.

3. Введены в эксплуатацию объекты размещения твердых коммунальных отходов.

4. Закуплены субъектом Российской Федерации контейнеры для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемые на контейнерные площадки, включенные в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

5. Ликвидированы места несанкционированного размещения ТКО к общему количеству выявленных мест несанкционированного размещения ТКО (процентов).

6. Созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов/приобретены контейнеры накопления твердых коммунальных отходов.

7. Приобретены комплексы (установки) по обезвреживанию твердых коммунальных отходов



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Основные приоритеты политики в сфере обращения с ТКО закреплены следующими нормативными правовыми актами:


Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";


Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156;


Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";


Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 298 "Об утверждении комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации";


Законом Иркутской области от 10 января 2022 года N 15-ОЗ "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года";


Постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года N 776 "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2019 - 2025 годы;


Постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2023 года N 1009-пп "Об утверждении государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды" и признании утратившим силу отдельных постановлений Правительства Иркутской области".


Региональная программа разрабатывается с учетом территориальной схемы обращения с отходами в Иркутской области, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 года N 43-мпр (далее - территориальная схема).


Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.


Приоритетами государственной политики Иркутской области, как субъекта, в сфере обращения с отходами является создание устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100%, увеличение доли отбора из общей массы ТКО полезных фракций для последующего их вовлечения во вторичный хозяйственный оборот и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.


Инструментом достижения стратегических целей Иркутской области, приоритетов развития, установленных стратегией социально-экономического развития Иркутской области, стратегических целей и показателей плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Иркутской области является государственная программа Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2019 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 года N 776-пп, государственной программы Иркутской области "Охрана окружающей среды", утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 13 ноября 2023 года N 1009-пп.


Достижение поставленной цели обеспечивается интеграцией трех взаимосвязанных систем: обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе обработки (сортировки) ТКО, утилизации и вовлечения отходов во вторичный оборот, захоронения ТКО.


Развитие инфраструктуры и мощностей по обработке и утилизации ТКО, совершенствование социальных, правовых и экономических условий развития данной отрасли, сокращение объемов захоронения ТКО, включая внедрение системы раздельного накопления, вовлечение населения в раздельный сбор отходов, осознанное потребление.


Формирование современной системы захоронения ТКО на основе современных полигонов с использованием системы сбора оперативных данных с объектов обращения с ТКО посредством автоматизированных систем весового контроля.


Основным источником информации об объемах образования и методах обращения с отходами на территории области являются сведения федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы), АИС "Электронная модель федеральной схемы", ГИИС "Электронный бюджет".


На территории Иркутской области ежегодно образуется около 369 млн тонн отходов производства и потребления, из которых 686 тыс. тонн составляют твердые коммунальные отходы. В 2021 году образовано 686 тыс. тонн твердых коммунальных отходов, в 2022 году - 681 тыс. тонн, из которых более 95 процентов было направлено на захоронение. Состав твердых коммунальных отходов в Иркутской области большей частью представлен пищевыми отходами, далее по убыванию - макулатура, полимеры, стекло, лом и прочие виды твердых коммунальных отходов.


На территории 16 из 42 муниципальных образований Иркутской области расположено 18 объектов размещения ТКО, 1 объект обработки (г. Братск), 1 объект обезвреживания (Киренский район), 3 объекта временного размещения ТКО (с. Оса, г. Тулун, г. Зима), 2 полигона на стадии оформления разрешительной документации.


В основном существующие объекты не оборудованы объектами обработки, утилизации, и, соответственно, не способствуют достижению показателей, установленных федеральным проектом "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", в соответствии с которыми обработано должно быть 100%, захоронение не более 50% образованных ТКО.


Наиболее перспективным для развития системы обращения ТКО является внедрение мусороперегрузочных станций, объектов размещения отходов с элементами обработки (сортировки) ТКО.


В ходе работ по инвентаризации и выявлению несанкционированных мест размещения ТКО в 2023 году при корректировке территориальной схемы, по данным органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, а также по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проводимых межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории и службой государственного экологического надзора Иркутской области на территории Иркутской области выявлено 874 свалки на площади 1 524 га с объемом 8,75 млн м3 отходов.


Все несанкционированные места размещения ТКО подлежат ликвидации с вывозом ТКО на объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО.



Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Региональная программа носит информационно-аналитический, стратегический характер и предусматривает выполнение комплекса мероприятий, направленных на достижение запланированных целей. Перечень мероприятий с наличием ресурсного обеспечения реализации региональной программы со сроками их исполнения, ответственными исполнителями и источниками финансирования приведен в приложении 2 и перечень мероприятий с прогнозным обеспечением реализации региональной программы со сроками их исполнения, ответственными исполнителями и источниками финансирования приведен в приложении 3 к региональной программе.


Для достижения цели по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100 процентов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза, предусмотрено развитие индустрии их обработки, утилизации и вторичного использования.


Реализация регионального проекта "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" должна обеспечить достижение следующих результатов:


снижена доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 99,6%, к 2030 году - 50,0%;


увеличена доля направленных на обработку (сортировку) твердых коммунальных отходов в общей массе образованных твердых коммунальных отходов к 2024 году - 4,3%, к 2030 году - 100%;


увеличена доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе твердых коммунальных отходов к 2024 году - 0,4%, к 2030 году - 50,0%.


В рамках достижения цели региональной программы необходимо обеспечить решение следующих задач:


Задача 1. Создание эффективных механизмов управления в области обращения с ТКО.


Для ее решения запланирована реализация комплекса следующих мероприятий.


1. Разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на регулирование отношений в области обращения с ТКО на территории Иркутской области.


2. Актуализация территориальной схемы с учетом необходимости отражения сведений о мощностях и сроках ввода и вывода из эксплуатации объектов обращения ТКО, в том числе предназначенных для раздельного накопления, сбора или обработки ТКО.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»