Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 августа 2020 года N 467


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы"



В соответствии с Законом Кемеровской области - Кузбасса от 11.12.2019 N 137-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (в редакции Законов Кемеровской области - Кузбасса от 25.03.2020 N 31-ОЗ, от 23.06.2020 N 65-ОЗ, от 13.07.2020 N 84-ОЗ) Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Внести в государственную программу Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 573, от 28.02.2014 N 88, от 04.07.2014 N 261, от 24.09.2014 N 391, от 29.12.2014 N 529, от 26.03.2015 N 66, от 18.05.2015 N 143, от 23.07.2015 N 239, от 29.09.2015 N 316, от 08.12.2015 N 402, от 15.03.2016 N 74, от 07.04.2016 N 113, от 19.08.2016 N 328, от 26.10.2016 N 423, от 30.12.2016 N 554, от 13.02.2017 N 54, от 22.05.2017 N 220, от 28.06.2017 N 322, от 06.12.2017 N 621, от 09.01.2018 N 1, от 07.05.2018 N 165, от 22.10.2018 N 439, от 26.12.2018 N 628, от 16.04.2019 N 229, постановлений Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 02.07.2019 N 413, от 25.12.2019 N 747, от 30.12.2019 N 765), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию) Венгера К.Г.



И.о. Губернатора
Кемеровской области - Кузбасса
В.Н.ТЕЛЕГИН



Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 4 августа 2020 г. N 467



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2024 ГОДЫ



Паспорт государственной программы Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы

Наименование Государственной программы

Государственная программа Кемеровской области - Кузбасса "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2024 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по экономическому развитию)

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент инвестиционной политики Кузбасса

Исполнители Государственной программы

Департамент инвестиционной политики Кузбасса, Министерство строительства Кузбасса, Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, Администрация Правительства Кузбасса (департамент экономического развития), Главное управление архитектуры и градостроительства Кузбасса, Министерство промышленности Кузбасса

Наименование подпрограмм Государственной программы

"Формирование благоприятной инвестиционной среды";

"Стимулирование инноваций";

"Модернизация экономики моногородов";

"Реализация мероприятий, предусмотренных комплексным инвестиционным проектом по развитию инновационного территориального кластера "Комплексная переработка угля и техногенных отходов";

"Развитие индустриальных парков"

Региональные проекты, реализуемые в рамках Государственной программы

Региональный проект "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства";

региональный проект "Системные меры содействия международной кооперации и экспорту в Кемеровской области";

региональный проект "Экспорт услуг"

Цели Государственной программы

Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области - Кузбасса;

создание и развитие инфраструктуры государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Кемеровской области - Кузбассе;

создание условий для развития инновационной деятельности в Кемеровской области - Кузбассе;

увеличение степени диверсификации экономики Кемеровской области - Кузбасса;

формирование и развитие отрасли по комплексной переработке угля и техногенных отходов на базе традиционных промышленных площадок, промышленных предприятий и малых инновационных предприятий Кемеровской области - Кузбасса через реализацию научных исследований, разработку и внедрение новых технологий, подготовку кадров, развитие инфраструктуры;

стимулирование деятельности в сфере промышленности Кемеровской области - Кузбасса

Задачи Государственной программы

Постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области - Кузбассе в части снижения административных барьеров и упрощения доступа к государственной поддержке;

создание инвестиционного имиджа Кемеровской области - Кузбасса, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области - Кузбасса;

обеспечение участия предприятий Кемеровской области - Кузбасса в федеральных и региональных программах, создании территорий опережающего социально-экономического развития в Кемеровской области - Кузбассе, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты (на условиях государственно-частного партнерства) для их эффективного использования и снижения инвестиционных рисков;

развитие кредитно-финансовых механизмов, внедрение различных финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области - Кузбасса;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;

обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в Кемеровской области - Кузбассе;

создание условий для развития рынка инноваций;

развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций;

совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;

увеличение вклада науки в развитие инновационной сферы в Кемеровской области - Кузбассе;

повышение эффективности реализации инвестиционных и крупных проектов с помощью проектного управления;

реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;

развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, нацеленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;

поддержание стабильности на рынке труда моногородов;

развитие инфраструктуры кластеров, созданных на территории Кемеровской области - Кузбасса (агропромышленный, туристический, биомедицинский, углехимический, инновационный кластеры);

организация выпуска и реализации инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на российском и международном рынках;

содействие созданию новых технологичных рабочих мест;

модернизация и обновление производственной, научно-исследовательской, учебной материальной базы, основных фондов организаций-участников инновационного территориального кластера;

создание, модернизация и (или) реконструкция объектов инфраструктуры индустриальных парков;

организация оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам МСП в центрах "Мой бизнес"

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2024 годы

I этап - 2014 - 2018 годы

II этап - 2019 - 2024 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

В 2014 - 2024 годах общий объем финансирования Государственной программы составит 2 633 750,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 91 288,5 тыс. рублей;

2015 год - 775 856,6 тыс. рублей;

2016 год - 804 347,2 тыс. рублей;

2017 год - 444 437,0 тыс. рублей;

2018 год - 76 977,5 тыс. рублей;

2019 год - 198 124,8 тыс. рублей;

2020 год - 173 094,6 тыс. рублей;

2021 год - 34 773,8 тыс. рублей;

2022 год - 34 850,2 тыс. рублей;

в том числе по источникам финансирования:

за счет средств областного бюджета - 425 356,4 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 24 391,0 тыс. рублей;

2015 год - 65 762,0 тыс. рублей;

2016 год - 57 074,2 тыс. рублей;

2017 год - 76 695,0 тыс. рублей;

2018 год - 37 285,6 тыс. рублей;

2019 год - 48 848,1 тыс. рублей;

2020 год - 45 676,5 тыс. рублей;

2021 год - 34 773,8 тыс. рублей;

2022 год - 34 850,2 тыс. рублей;

иные не запрещенные законодательством источники:

за счет средств федерального бюджета - 399 362,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2014 год - 66 897,5 тыс. рублей;

2015 год - 169 602,5 тыс. рублей;

2016 год - 25 493,3 тыс. рублей;

2017 год - 26 340,9 тыс. рублей;

2018 год - 16 747,7 тыс. рублей;

2019 год - 94 244,4 тыс. рублей;

за счет средств некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" - 1 807 131,3 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 539 397,1 тыс. рублей;

2016 год - 720 938,5 тыс. рублей;

2017 год - 341 401,1 тыс. рублей;

2018 год - 22 944,2 тыс. рублей;

2019 год - 55 032,3 тыс. рублей;

2020 год - 127 418,1 тыс. рублей;

за счет средств местного бюджета - 1 936,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:

2015 год - 1 095,0 тыс. рублей;

2016 год - 841,2 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

В количественном выражении:

увеличение объемов инвестиций в основной капитал к 2021 году до 27 процентов от валового регионального продукта;

в 2019 году доля субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных услугами центров "Мой бизнес", составит 3 процента;

создание за 2019 - 2024 годы 3794 новых рабочих мест в рамках реализуемых инвестиционных проектов в моногородах, получивших государственную поддержку;

повышение позиции Кемеровской области - Кузбасса в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата с 41-го места в 2018 году до 20-го места к 2021 году.

В качественном выражении:

реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области - Кузбасса;

снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; выход инновационно активных субъектов экономической деятельности Кемеровской области - Кузбасса на новые рынки продуктов и технологий; расширение позиций компаний Кемеровской области - Кузбасса на высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста; увеличение объемов экспорта и импорта инновационной продукции в Кемеровской области - Кузбассе (повышение интеграции Кемеровской области в глобальную инновационную систему);

снижение уровня монопрофильности муниципальной экономики моногородов Кемеровской области - Кузбасса;

создание и обеспечение деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области - Кузбасса;

создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга Кемеровской области - Кузбасса;

создание и обеспечение деятельности регионального интегрированного центра Кемеровской области - Кузбасса;

создание и обеспечение деятельности центра(ов) инноваций социальной сферы;

увеличение торгового оборота между двумя и более организациями-участниками кластеров (агропромышленный, туристический, биомедицинский, углехимический, инновационный кластеры);

создание индустриальных парков на территории Кемеровской области - Кузбасса в целях повышения инвестиционной привлекательности региона, обеспечения социально-экономического развития территории, динамичного развития конкурентоспособных производств при использовании современной производственной инфраструктуры



1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области - Кузбассе сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Кемеровская область - Кузбасс является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и страны в целом.


Сегодня на долю Кемеровской области - Кузбасса приходится 58,2% добычи всех углей в России, 71,2% добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100%. Кроме того, Кемеровская область для России это: 58,5% ферросилиция, 11,6% стали, 10% чугуна, 100% трамвайных рельсов, 65% магистральных рельсов, 17,9% кокса, 33% капролактама, 6,7% азотных удобрений, 70% общероссийского экспорта угля.


Кемеровская область - Кузбасс имеет торговые отношения с 106 странами мира и отправляет в 99 стран 73 вида товарных групп, среди которых уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция, продукция тяжелого машиностроения и другие, доля экспорта Кузбасса в экспорте Сибирского федерального округа - 42,3%. В Кузбассе действует 669 участников внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый оборот достиг 17,3 млрд. долларов США (35,7% внешнеторгового оборота Сибирского федерального округа), доля экспорта в обороте - 94,9%, импорта - 5,1%, положительное сальдо внешнеторгового баланса увеличилось в 2018 году на 17,6% (15,6 млрд. долларов США).


К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области - Кузбасса следует отнести:


высокий уровень развития промышленности;


высокую обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;


наличие значительного потенциала постепенного снижения зависимости областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета;


сохранение позитивной динамики ряда макроэкономических показателей, перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде;


развитую инфраструктуру (плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.).


Экономика Кемеровской области - Кузбасса характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад в промышленное производство вносят угольная промышленность и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обусловливает зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых товарных рынков.


В 2012 году ситуация в мировой экономике ухудшилась, что достаточно быстро сказалось на темпах экономического роста Кемеровской области - Кузбасса, в результате чего снизились поступления доходов в областной бюджет. Экономические тенденции 2015 года складывались под воздействием усилий Российской Федерации по преодолению шокового воздействия падения цен на нефть и экономических санкций на экономику и государственные финансы. В течение первого этапа адаптации экономики резко снизились доходы, что привело к снижению потребительского и инвестиционного спроса. В результате в 2015 году реальный ВВП России сократился на 3,7%. Второй шок, спровоцированный падением цен на нефть, пришелся на начало августа 2015 года, в результате чего ожидаемое восстановление экономики было отложено.


Таким образом, динамика развития экономики при существующей структуре производства свидетельствует о сохранении высокой доли монозависимости экономики области и определяет наличие дополнительных задач, которые органам государственной власти Кемеровской области - Кузбасса и региональному бизнесу необходимо решать во взаимодействии.


Одной из первоочередных задач является активизация работы, направленной на развитие производств, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий в моногородах Кемеровской области, а также инновационного сектора, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона.


В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству продукции высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, а также развития лесопереработки, туризма. Кроме того, адаптация кузбасского промышленного комплекса к новым технологиям, освоение производства новой конкурентоспособной импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции и рынков возможны при достижении высокой эффективности использования индустриальных площадок.



1.1. Инвестиционный климат


По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область - Кузбасс является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.


В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций. По итогам 2018 года в экономику региона привлечено 260,457 млрд. рублей инвестиций. По объему инвестиций в основной капитал Кемеровская область заняла 17-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе.


В 2016 году завершено внедрение требований Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Кемеровской области - Кузбасса по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", следующие наиболее актуальные положения которого реализованы в Кемеровской области - Кузбассе:


разработаны и приняты Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы;


функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области - Кузбасса;


функционирует интернет-портал keminvest.ru на русском, английском, немецком и китайском языках, который специализируется на предоставлении необходимой информации инвесторам;


внедрен институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кемеровской области - Кузбасса и экспертизы нормативных правовых актов Кемеровской области - Кузбасса;


осуществляет деятельность государственное казенное учреждение "Агентство по привлечению и защите инвестиций Кузбасса", которое работает по принципу "одного окна": оказывает инвесторам консультации, юридическую помощь, помогает получить разрешения и согласования.


С октября 2014 года в регионе реализуется общероссийский проект "Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации". По итогам 2018 года в Национальном рейтинге Кемеровская область заняла 41-е место в Российской Федерации.


В 2016 году была разработана методика исследования и проведен пилотный региональный рейтинг инвестиционного климата среди 10 муниципальных образований Кемеровской области. По итогам исследования была выявлена оценка предпринимательским сообществом инвестиционного климата Кемеровской области (27 из 100 баллов), экспертами даны рекомендации по устранению выявленных недостатков в деятельности муниципальных образований по формированию благоприятного бизнес-климата. В 2018 - 2019 годах проведено исследование с участием 34 муниципальных образований.


В 2017 году Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (Акционерное общество) (далее - АКРА) Кемеровской области и ее государственным ценным бумагам присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале ВВВ(RU), прогноз "Стабильный". В рамках поддержания кредитного рейтинга в 2018 году АКРА повысило кредитный рейтинг Кемеровской области и ее ценных бумаг до А-(RU), прогноз "Стабильный". В феврале 2019 года данный уровень кредитного рейтинга был подтвержден.


Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).


Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, резидентам ТОСЭР, инноваторам, товаропроизводителям.


На территории Кемеровской области - Кузбасса созданы четыре ТОСЭР: "Юрга" (постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 641), "Анжеро-Судженск" (постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 N 941), "Новокузнецк" (постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 N 278), "Прокопьевск" (постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2018 N 1470). По состоянию на 01.07.2019 в реестр резидентов ТОСЭР включены: 4 резидента ТОСЭР "Анжеро-Судженск", 5 резидентов ТОСЭР "Юрга", 30 резидентов ТОСЭР "Новокузнецк" и 4 резидента ТОСЭР "Прокопьевск".


Тесное взаимодействие государства и частного сектора является необходимой предпосылкой становления и развития экономики в Кемеровской области - Кузбассе. Поэтому развитие механизмов государственно-частного партнерства, разработка и принятие региональных нормативных правовых актов в целях реализации федерального законодательства о концессионных соглашениях и государственно-частном партнерстве является также приоритетным инструментом развития всех отраслей экономики региона. Помимо использования нормативных правовых актов, утвержденных на федеральном и региональном уровнях, проводится политика информирования бизнес-сообщества о механизмах концессий и государственно-частного партнерства, проводятся образовательные мероприятия, в том числе для органов местного самоуправления.


В целях формирования условий, обеспечивающих создание зон концентрированного экономического роста в обладающих потенциалом ускоренного экономического развития муниципальных образованиях, на территории Кемеровской области - Кузбасса планируется создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) как дополнительной возможности раскрытия потенциала экономики и инструмента модернизации промышленного сектора. Создание ОЭЗ промышленно-производственного типа является одним из направлений повышения инвестиционной привлекательности Кузбасса и влечет за собой развитие обрабатывающих производств, создание дополнительных рабочих мест, увеличение доходного потенциала консолидированного бюджета области. Наиболее перспективным к размещению ОЭЗ в Кузбассе является территория Топкинского муниципального округа.