Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

 
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2016 года N 113


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.09.2013 N 376 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

В соответствии с Законом Кемеровской области от 08.12.2015 N 113-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год" (в редакции законов Кемеровской области от 28.12.2015 N 132-ОЗ, от 26.02.2016 N 8-ОЗ) Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2018 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 573, от 28.02.2014 N 88, от 04.07.2014 N 261, от 24.09.2014 N 391, от 29.12.2014 N 529, от 26.03.2015 N 66, от 18.05.2015 N 143, от 23.07.2015 N 239, от 29.09.2015 N 316, от 08.12.2015 N 402, от 15.03.2016 N 74), следующие изменения:

1.1. Позицию "Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации" паспорта Государственной программы изложить в следующей редакции:

     "

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

В 2014 - 2018 годах общий объем финансирования Государственной программы составит 1 907 528,0 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 91 288,5 тыс. рублей;
2015 год - 775 856,5 тыс. рублей;
2016 год - 943 137,0 тыс. рублей;
2017 год - 48 623 тыс. рублей;
2018 год - 48 623 тыс. рублей;
в том числе по источникам финансирования:
за счет средств областного бюджета -
269 699 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 24 391 тыс. рублей;
2015 год - 65 762 тыс. рублей;
2016 год - 82 300 тыс. рублей;
2017 год - 48 623 тыс. рублей;
2018 год - 48 623 тыс. рублей;
иные не запрещенные законодательством источники:
за счет средств федерального бюджета - 236 500 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 66 897,5 тыс. рублей;
2015 год - 169 602,5 тыс. рублей;
за счет средств некоммерческой организации - Фонда развития моногородов - 1 399 240 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 539 397 тыс. рублей;
2016 год - 859 843 тыс. рублей;
за счет средств местного бюджета - 2 089 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 - 1 095 тыс. рублей;
2016 - 994 тыс. рублей

"


1.2. Подраздел 1.1 раздела 1 изложить в следующей редакции:

"1.1. Инвестиционный климат

По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.

Кузбасс в настоящее время - один из лидеров по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа и России в целом.

В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций.

По итогам 2014 года в экономику региона привлечено 239,7 млрд. рублей инвестиций, что на 6,4 процента больше, чем в 2013 году (в сопоставимых ценах).

В 2014 году каждый рубль, направленный на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области, привлек 18,53 рубля частных инвестиций в реализацию данных проектов.

За 2014 год, по данным Центрального банка Российской Федерации, в Кемеровскую область поступило 478 млн. долларов США прямых иностранных инвестиций.

В первом полугодии 2014 года завершено внедрение 15 требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". В настоящее время ведется мониторинг исполнения указанного Стандарта.

Наиболее актуальные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, реализованные в Кемеровской области:

разработаны и приняты Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы;

функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области;

функционирует на русском, английском, немецком и китайском языках интернет-портал keminvest.ru, который специализируется на предоставлении полной информации инвесторам;

внедрен институт оценки регулирующего воздействия;

осуществляет деятельность ГКУ Кемеровской области "Агентство по привлечению и защите инвестиций", которое работает по принципу "одного окна": оказывает инвесторам консультации, юридическую помощь, помогает получить разрешения и согласования.

В 2012 году на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) возложены полномочия инвестиционного уполномоченного в Кемеровской области.

В ноябре 2014 года международное рейтинговое агентство FitchRatings присвоило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB-", национальный долгосрочный рейтинг "A+(rus)". Прогноз агентства по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".

В Кемеровской области действует ряд региональных законов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области, которые гарантируют инвесторам:

снижение налога на прибыль с 18 процентов до 13,5 процента;

освобождение от налога на имущество организаций;

снижение до 5 процентов ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения.

Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, участникам зон экономического благоприятствования, инноваторам, товаропроизводителям. Всего в 2014 году перечисленным категориям предоставлено 1435,049 млн. рублей государственной поддержки, в том числе налоговые льготы - 1120,41 млн. рублей.

Отношения, связанные с государственной поддержкой инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, регулируются следующими законами Кемеровской области:

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 N 55-ОЗ "О технопарках в Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 N 66-ОЗ "Об инновационной политике Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 99-ОЗ "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 97-ОЗ "Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам";

Закон Кемеровской области от 29.06.2009 N 79-ОЗ "Об основах государственно-частного партнерства";

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 5-ОЗ "О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 08.07.2010 N 87-ОЗ "О зонах экономического благоприятствования";

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 89-ОЗ "О промышленной политике Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 90-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 06.05.2015 N 32-ОЗ "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения".

Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание зон экономического благоприятствования.

Действующим законодательством Кемеровской области предусматривается создание в регионе зон экономического благоприятствования (далее также - ЗЭБ) 4 типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Координацию деятельности участников ЗЭБ и реализацию плана развития ЗЭБ осуществляют управляющие компании.

Впервые на практике этот подход был опробован при реализации программ модернизации кузбасских моногородов.

В отдельных муниципальных образованиях на одной площадке локализован ряд ключевых смежных проектов из одной отрасли:

г. Ленинск-Кузнецкий - конвейерные системы, переработка промышленных отходов;

г. Таштагол - туристический комплекс;

г. Юрга - индустриальное домостроение и производство строительных материалов;

г. Новокузнецк - обрабатывающее производство.

В результате в 2010 - 2015 годах было создано 4 ЗЭБ (в конце 2010 года появились зоны в Таштагольском муниципальном районе, Юргинском и Ленинск-Кузнецком городских округах, с 01.01.2015 - в Новокузнецком городском округе). В 2013 году общее количество резидентов в 3 зонах экономического благоприятствования достигло 12. На территории зон уже реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 7,5 млрд. рублей. Практически все эти проекты были включены в комплексные инвестиционные планы модернизации моногородов.

Приоритетные инвестиционные направления развития -"точки роста" экономики Кемеровской области.

Инвестиции в основном сосредоточены по 5 приоритетным направлениям - "точкам роста" экономики Кемеровской области, которые способны изменить структуру региональной экономики и обеспечить уход от монозависимости:

1. Развитие метано-угольной отрасли

В Кемеровской области создается новая метано-угольная отрасль, развитие которой обеспечивает получение нового ценного энергоносителя и безопасность шахтерского труда. Запасы метана в Кемеровской области составляют 13 трлн. куб. метров, это соответствует 9 процентам общемировых и 26 процентам российских разведанных запасов газа.

ООО "Газпром добыча Кузнецк", которое является резидентом ОАО "Кузбасский технопарк" (далее также - Кузбасский технопарк), реализует проект по организации промышленной добычи метана.

К 2025 году угольный газ должен полностью заменить поставки в Кемеровскую область природного газа с месторождений северо-запада Сибири. Из Кемеровской области газ будет поставляться в субъекты Российской Федерации юга Западной Сибири.

С 2010 года в проект вложено около 7 млрд. рублей инвестиций, добыто свыше 49 млн. куб. метров газа.

В настоящее время на метане работают 4 модульные тепловые электростанции, произведено электроэнергии из газа 9,4 МВт-ч, для заправки автомобилей газом построены газозаправочные станции, начато строительство модульной высокотехнологичной установки производительностью 1,5 т сжиженного газа в час, на газ переоборудовано 110 единиц автотранспорта.

Общий объем инвестиций в проект составляет 67,7 млрд. рублей.

2. Развитие нефтеперерабатывающей отрасли

На севере области (Яйский муниципальный район, Анжеро-Судженский городской округ, Тяжинский муниципальный район) ведется строительство 3 нефтеперерабатывающих заводов:

1) Яйский нефтеперерабатывающий завод (АО "НефтеХимСервис"). Запущена первая очередь мощностью 3 млн. тонн нефти в год, инвестировано 18,5 млрд. рублей, создано 525 новых рабочих мест, объявлено о реализации второго этапа строительства завода;

2) нефтеперерабатывающие заводы на базе технологических площадок ООО "Анжерская нефтегазовая компания" и ООО "Северный Кузбасс" (ЗАО "Управляющая компания "Кем-Ойл"). Общая стоимость комплекса более 80 млрд. рублей, инвестировано 10,4 млрд. рублей, создано 400 новых рабочих мест;

3) ООО "Итатский нефтеперерабатывающий завод". Реализовано три этапа, инвестировано 420 млн. рублей, на предприятии работает 120 человек).

Ввод в эксплуатацию всех технологических установок позволит увеличить глубину переработки нефти до 92,1 процента. Общая производственная мощность строящихся нефтеперерабатывающих заводов составит 9,5 млн. тонн продуктов нефтепереработки в год.

К началу 2016 года в развитие отрасли вложено около 35 млрд. рублей инвестиций, а до 2022 года будет инвестировано еще 90 млрд. рублей. Это позволит на 100 процентов обеспечить потребности Кузбасса в горюче-смазочных материалах и выйти на рынки соседних регионов.

3. Формирование углехимического кластера

В Кемеровской области развивается инновационный кластер комплексной переработки угля и техногенных отходов, который направлен на создание принципиально нового вида экономической деятельности на стыке органической химии, химического материаловедения, коксохимии, в котором каменный и бурый угли являются первой (исходной) стадией в цепочке по формированию добавленной стоимости.

Россия может сохранить свое технологическое лидерство в сфере глубокой переработки углей, обладая большим перечнем готовых к внедрению технологий, которые локализованы на предприятиях и в научно-исследовательских организациях Кузбасса. Якорными предприятиями данного кластера являются ОАО "Кокс" и КОАО "Азот". Их дополняют два десятка малых инновационных предприятий, которые производят углеродные материалы, перерабатывают отходы, и единственные в России академические институты угля и углехимии (например, Институт углехимии и химического материаловедения СО РАН), профильные высшие учебные заведения, несколько специализированных проектных организаций.

Всего на предприятиях действующего углехимического кластера занято 26 тыс. человек (2 процента от экономически активного населения в Кемеровской области).

Современные технологии позволяют производить из угля более 130 видов химических полупродуктов, которые в дальнейшем используются для производства свыше 5 тыс. видов продукции.

В результате глубокой переработки угля и техногенных отходов в рамках кластера планируется получать более 100 различных продуктов углехимии, среди которых: кокс, полукокс и коксовый газ; химические продукты (бензолы, фенолы, крезолы); углеродные материалы (сорбенты, волокна, пеки, нанотрубки); бензин, строительные и углеродные материалы.

В 2012 году по итогам конкурса пилотных программ развития инновационных кластеров в Министерстве экономического развития Российской Федерации решением Правительства Российской Федерации кузбасский кластер "Комплексная переработка угля и техногенных отходов" включен в число 25 лучших проектов страны.

4. Развитие туристического кластера

В Таштагольском муниципальном районе создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа "Горная Шория", развивается международный курорт круглогодичного функционирования. Реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию горнолыжного комплекса и развитию туристической инфраструктуры.

С 2000 года в развитие курорта вложено более 10 млрд. рублей, построено 168 объектов (подъемники, пункты проката, гостиницы, кафе и рестораны), создано два десятка горнолыжных трасс мирового уровня общей протяженностью 42 км, работает детский подъемник для катания с горы на "ватрушках", а также действует единый ски-пасс (магнитная карта, позволяющая пройти через турникет на территорию лыжной станции, где можно пользоваться любым подъемником и спуститься неограниченное количество раз по любой трассе).