Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

  

КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 сентября 2014 года N 391

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.09.2013 N 376 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"


Коллегия Администрации Кемеровской области

постановляет:

1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2016 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 573, от 28.02.2014 N 88, от 04.07.2014 N 261) следующие изменения:

1.1. В заголовке и пункте 1 цифры "2016" заменить цифрами "2017".

1.2. Государственную программу Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2016 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламова.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.

Положения паспорта Государственной программы, раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2017 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части плановых значений целевого показателя (индикатора) на 2017 год (в редакции настоящего постановления) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Раздел 6 текстовой части Государственной программы (в редакции настоящего постановления) вступает в силу с 01.01.2015.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     
Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 24 сентября 2014 года N 391

     

 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2017 ГОДЫ

Паспорт государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2017 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2017 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламов

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Администрация Кемеровской области (департамент инвестиций и стратегического развития Администрации Кемеровской области)

Исполнители Государственной программы

Администрация Кемеровской области (департамент инвестиций и стратегического развития Администрации Кемеровской области), департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области

Наименование подпрограмм Государственной программы

"Формирование благоприятной инвестиционной среды";
"Стимулирование инноваций";
"Модернизация экономики моногородов"

Цели Государственной программы

Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области.
Создание условий развития инновационной деятельности в Кемеровской области.
Увеличение степени диверсификации экономики Кемеровской области

Задачи Государственной программы

Постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области в части снижения административных барьеров и упрощения доступа к государственной поддержке;
создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области;
обеспечение участия предприятий Кемеровской области в федеральных и региональных программах, создании особых экономических зон (зон экономического благоприятствования) в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты (на условиях государственно-частного партнерства) для их эффективного использования и снижения инвестиционных рисков;
развитие кредитно-финансовых механизмов (в том числе создание Инвестиционного фонда Кемеровской области), внедрение различных финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;
повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;
обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в Кемеровской области;
создание условий для развития рынка инноваций;
развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций;
совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
увеличение вклада науки в развитие инновационной сферы в Кемеровской области;
повышение эффективности производства на действующих предприятиях моногородов;
развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, нацеленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;
развитие малого и среднего бизнеса моногородов;
поддержание стабильности на рынке труда моногородов;
развитие инфраструктуры инновационного территориального кластера в сфере чистой угольной энергетики и переработки техногенных отходов

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2017 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

В 2014 - 2017 годах общий объем финансирования Государственной программы составит 435 113 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 138833 тыс. рублей;
2015 год - 98760 тыс. рублей;
2016 год - 98760 тыс. рублей;
2017 год - 98760 тыс. рублей;
в том числе по источникам финансирования:
за счет средств областного бюджета - 418 613 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 122333 тыс. рублей;
2015 год - 98760 тыс. рублей;
2016 год - 98760 тыс. рублей;
2017 год - 98760 тыс. рублей;
из них:
бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Кемеровской области - 150 000 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 0;
2015 год - 50000 тыс. рублей;
2016 год - 50000 тыс. рублей;
2017 год - 50000 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 16 500 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 16 500 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

Увеличение налогооблагаемой базы предпринимательского сектора за счет стимулирования хозяйствующих субъектов к прозрачности бизнеса, уходу от "серых" схем налогообложения;
увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет от инвестиционной деятельности;
создание к 2017 году до 2100 новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;
реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области;
привлечение дополнительных инвестиций в экономику Кемеровской области через механизмы развития региональных зон экономического благоприятствования (создание и развитие объектов социальной, транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры, благоустройства объектов муниципальной собственности);
создание визитной карточки Кемеровской области;
достижение объемов инвестиций в основной капитал к 2017 году не менее 31 процента валового регионального продукта;
повышение объемов производства инновационной продукции субъектами экономической деятельности Кемеровской области;
выход инновационно активных субъектов экономической деятельности Кемеровской области на новые рынки продуктов и технологий;
обеспечение технологической модернизации ключевых секторов экономики Кемеровской области;
увеличение объемов экспорта и импорта инновационной продукции в Кемеровской области (повышение интеграции Кемеровской области в глобальную инновационную систему);
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на цели стимулирования инноваций, в расчете прироста объема инвестиций в приоритетные инновационные проекты на рубль государственной поддержки инновационной деятельности;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2017 году на 12 процентов относительно уровня 2013 года;
создание и обеспечение деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области;
создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга Кемеровской области;
снижение уровня монопрофильности муниципальной экономики городов Анжеро-Судженска и Юрги до уровня, не превышающего 20 процентов;
создание новых высокопроизводительных рабочих мест, привлечение дополнительных инвестиций в экономику региона, снижение уровня загруженности железнодорожной сети, сокращение уровня выбросов вредных летучих веществ в атмосферу, увеличение доли кузбасских предприятий на российском рынке углеродных материалов, концентрация в Кузбассе ведущих мировых знаний и компетенции в области чистых угольных технологий электро- и теплогенерации, а также углехимии

     

1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Кемеровская область является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и страны в целом.

Сегодня на долю Кемеровской области приходится 58,3 процента добычи всех углей в России, 72,7 процента от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100 процентов. Кроме того, Кемеровская область для России это: более 12 процентов чугуна и 7,5 процента стали, 23 процента сортового стального проката, более 11 процентов алюминия и 22 процента кокса, 56 процентов ферросилиция, более 10 процентов химических волокон и нитей, 100 процентов шахтных скребковых конвейеров, 70 процентов общероссийского экспорта угля.

Кемеровская область отправляет в 85 стран мира 1200 видов промышленной продукции, среди которых: уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция, продукция тяжелого машиностроения и другие.

К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести:

высокий уровень развития промышленности;

высокую обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;

наличие значительного потенциала постепенного снижения зависимости областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета;

сохранение позитивной динамики ряда макроэкономических показателей, перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде;

развитую инфраструктуру (плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.).

В 2012 году Кемеровская область заняла: 1-е место в Российской Федерации по добыче угля, 1-е место в Сибирском федеральном округе по иностранным инвестициям, 10-е место в Российской Федерации и 2-е место по Сибирскому федеральному округу по инвестициям в основной капитал.

Экономика Кемеровской области характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад в промышленное производство вносят угольная промышленность и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обусловливает зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых товарных рынков.

Инвестиции в основной капитал в 2012 году возросли по отношению к предыдущему году на 14 процентов (в 2010 году - на 36,6 процента, в 2011 году - на 24,6 процента).

В 2012 году ситуация в мировой экономике ухудшилась, что достаточно быстро сказалось на темпах экономического роста Кемеровской области, в результате чего снизились поступления доходов в областной бюджет.

Таким образом, динамика развития экономики при существующей структуре производства свидетельствует о сохранении высокой доли монозависимости экономики области и определяет наличие дополнительных задач, которые органам власти Кемеровской области и региональному бизнесу необходимо решать во взаимодействии.

Одной из первоочередных задач является активизация работы, направленной на развитие обрабатывающих производств, сферы услуг, инновационного сектора, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона.

В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, а также развития лесопереработки, туризма.

1.1. Инвестиционный климат

По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.

Кузбасс в настоящее время - один из лидеров по объему инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа и России в целом.

В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций.

По итогам 2012 года в экономику региона привлечено 264,4 млрд. рублей инвестиций, что на 14 процентов больше, чем в 2011 году.

В 2012 году каждый рубль, направленный на государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов Кемеровской области, привлек 72,8 рубля частных инвестиций в реализацию данных проектов.

За 2012 год в область поступило 1,3 млрд. долларов США иностранных инвестиций, что в целом соответствует уровню 2011 года. При этом прямые иностранные инвестиции возросли на 30,8 процента по сравнению с показателем 2011 года.

В Кемеровской области в настоящее время завершается внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов". Наиболее актуальные положения стандарта инвестиционной привлекательности, реализованные в Кемеровской области:

разработаны и приняты Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы;

функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области;

работающий на русском и английском языках интернет-портал keminvest.ru, который специализируется на предоставлении полной информации инвесторам (инвестиционный паспорт Кемеровской области, содержащийся на портале, доступен на четырех языках - русском, английском, немецком, китайском);

внедрение института оценки регулирующего воздействия.

В 2012 году на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) возложены полномочия инвестиционного уполномоченного в Кемеровской области.

В ноябре 2012 года международное рейтинговое агентство FitchRatings присвоило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне "BB", краткосрочный рейтинг в иностранной валюте "B" и национальный долгосрочный рейтинг "AA-(rus)". Прогноз агентства по долгосрочным рейтингам - "Стабильный".

В Кемеровской области действует ряд региональных законов, способствующих повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области, которые гарантируют инвесторам:

снижение налога на прибыль с 18 процентов до 13,5 процента;

освобождение от налога на имущество организаций;

снижение до 5 процентов ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения.

Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, участникам зон экономического благоприятствования (ЗЭБ), инноваторам, товаропроизводителям. Всего в 2012 году перечисленным категориям предоставлено 205 млн. рублей государственной поддержки, в том числе налоговые льготы - 202,8 млн. рублей, субсидии для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам - 2,3 млн. рублей.

Отношения, связанные с государственной поддержкой инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, регулируются следующими законами Кемеровской области:

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 N 55-ОЗ "О технопарках в Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 02.07.2008 N 66-ОЗ "Об инновационной политике Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 99-ОЗ "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения";

Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 101-ОЗ "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, базовым организациям технопарков, резидентам технопарков, управляющим компаниям зон экономического благоприятствования и участникам зон экономического благоприятствования;

     Закон Кемеровской области от 26.11.2008 N 102-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области"
;

Закон Кемеровской области от 29.06.2009 N 79-ОЗ "Об основах государственно-частного партнерства";

Закон Кемеровской области от 28.01.2010 N 5-ОЗ "О налоговых льготах резидентам технопарков и субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим деятельность по добыче природного газа (метана) из угольных месторождений на территории Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 08.07.2010 N 87-ОЗ "О зонах экономического благоприятствования";

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 89-ОЗ "О промышленной политике Кемеровской области";

Закон Кемеровской области от 23.07.2013 N 90-ОЗ "Об Инвестиционном фонде Кемеровской области".

Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание зон экономического благоприятствования.

Действующим законодательством Кемеровской области предусматривается создание в регионе зон экономического благоприятствования (далее - ЗЭБ) четырех типов: промышленно-производственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Координацию деятельности участников ЗЭБ и реализацию плана развития ЗЭБ осуществляют управляющие компании.

Впервые на практике этот подход был опробован при реализации программ модернизации кузбасских моногородов.

В отдельных муниципальных образованиях на одной площадке локализован ряд ключевых смежных проектов из одной отрасли:

г. Ленинск-Кузнецкий - конвейерные системы, переработка промышленных отходов;

г. Таштагол - туристический комплекс;