Недействующий

 
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 января 2018 года N 1


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.09.2013 N 376 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании постановления Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 06.10.2023 N 667.
____________________________________________________________________


В соответствии с Законом Кемеровской области от 20.12.2016 N 91-ОЗ "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов" (в редакции законов Кемеровской области от 27.01.2017 N 14-ОЗ, от 06.02.2017 N 20-ОЗ, от 20.04.2017 N 29-ОЗ, от 23.06.2017 N 43-ОЗ, от 26.09.2017 N 72-ОЗ, 24.11.2017 N 98-ОЗ, от 22.12.2017 N 108-ОЗ), Законом Кемеровской области от 11.12.2017 N 102-ОЗ "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов" Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Внести в государственную программу Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа), утвержденную постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.09.2013 N 376 "Об утверждении государственной программы Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2020 годы" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013 N 573, от 28.02.2014 N 88, от 04.07.2014 N 261, от 24.09.2014 N 391, от 29.12.2014 N 529, от 26.03.2015 N 66, от 18.05.2015 N 143, от 23.07.2015 N 239, от 29.09.2015 N 316, от 08.12.2015 N 402, от 15.03.2016 N 74, от 07.04.2016 N 113, от 19.08.2016 N 328, от 26.10.2016 N 423, от 30.12.2016 N 554, от 13.02.2017 N 54, от 22.05.2017 N 220, от 28.06.2017 N 322, от 06.12.2017 N 621), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по инвестициям и инновациям) С.А.Черданцева.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Положения паспорта Государственной программы и раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2017 год, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части планового значения целевого показателя (индикатора) на 2017 год (в редакции настоящего постановления) распространяют свое действие на отношения, возникшие с 23.12.2017.

Положения паспорта Государственной программы и раздела 4 текстовой части Государственной программы в части ресурсного обеспечения на 2018 - 2020 годы, раздела 5 текстовой части Государственной программы в части планового значения целевого показателя (индикатора) на 2018 - 2020 годы (в редакции настоящего постановления) распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2018.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Приложение
к постановлению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 9 января 2018 года N 1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КУЗБАССА" НА 2014 - 2020 ГОДЫ


 Паспорт государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2020 годы

Наименование государственной программы

Государственная программа Кемеровской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Кузбасса" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

Директор Государственной программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области (по инвестициям и инновациям) С.А.Черданцев

Ответственный исполнитель (координатор) Государственной программы

Департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области

Исполнители Государственной программы

Департамент инвестиций и стратегического развития Кемеровской области, департамент строительства Кемеровской области, департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, Администрация Кемеровской области (департамент экономического развития), главное управление архитектуры и градостроительства Кемеровской области, департамент промышленности Кемеровской области

Наименование подпрограмм Государственной программы

"Формирование благоприятной инвестиционной среды";
"Стимулирование инноваций";
"Модернизация экономики моногородов";
"Реализация мероприятий, предусмотренных комплексным инвестиционным проектом по развитию инновационного территориального кластера "Комплексная переработка угля и техногенных отходов";
"Развитие индустриальных парков"

Цели Государственной программы

Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области;
создание условий для развития инновационной деятельности в Кемеровской области;
увеличение степени диверсификации экономики Кемеровской области;
формирование и развитие отрасли по комплексной переработке угля и техногенных отходов на базе традиционных промышленных площадок, промышленных предприятий и малых инновационных предприятий Кемеровской области через реализацию научных исследований, разработку и внедрение новых технологий, подготовку кадров, развитие инфраструктуры;
стимулирование деятельности в сфере промышленности Кемеровской области

Задачи Государственной программы

Постоянное совершенствование законодательного, организационного и инфраструктурного обеспечения инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области в части снижения административных барьеров и упрощения доступа к государственной поддержке;
создание инвестиционного имиджа Кемеровской области, демонстрация привлекательной для потенциальных инвесторов характеристики экономики Кемеровской области;
обеспечение участия предприятий Кемеровской области в федеральных и региональных программах, создание территорий опережающего социально-экономического развития в Кемеровской области, в других механизмах привлечения инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты (на условиях государственно-частного партнерства) для их эффективного использования и снижения инвестиционных рисков;
развитие кредитно-финансовых механизмов (в том числе создание Инвестиционного фонда Кемеровской области), внедрение различных финансовых технологий, направленных на развитие инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области;
повышение эффективности деятельности органов государственной власти Кемеровской области в сфере поддержки инвестиционной и производственной деятельности;
обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности в Кемеровской области;
создание условий для развития рынка инноваций;
развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение инноваций;
совершенствование и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной деятельности;
увеличение вклада науки в развитие инновационной сферы в Кемеровской области;
повышение эффективности реализации инвестиционных и крупных проектов с помощью проектного управления;
реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;
развитие инфраструктуры, необходимой для реализации ключевых инвестиционных проектов, нацеленных на развитие видов деятельности, не относящихся к профильным для экономики моногородов;
поддержание стабильности на рынке труда моногородов;
развитие инфраструктуры кластеров, созданных на территории Кемеровской области (агропромышленный, туристический, биомедицинский, углехимический, инновационный кластеры);
организация выпуска и реализации инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной на российском и международном рынках;
содействие созданию новых технологичных рабочих мест;
модернизация и обновление производственной, научно-исследовательской, учебной материальной базы, основных фондов организаций-участников инновационного территориального кластера;
создание, модернизация и (или) реконструкция объектов инфраструктуры индустриальных парков

Срок реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования Государственной программы в целом и с разбивкой по годам ее реализации

В 2014 - 2020 годах общий объем финансирования Государственной программы составит 2 369 282,1 рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 91 288,5 тыс. рублей;
2015 год - 775 856,6 тыс. рублей;
2016 год - 804 347,2 тыс. рублей;
2017 год - 444 437,0 тыс. рублей;
2018 год - 117 028,0 тыс. рублей;
2019 год - 66 543,3 тыс. рублей;
2020 год - 69 781,5 тыс. рублей;
в том числе по источникам финансирования:
за счет средств областного бюджета -
435909,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 24 391,0 тыс. рублей;
2015 год - 65 762,0 тыс. рублей;
2016 год - 57 074,2 тыс. рублей;
2017 год - 76 695,0 тыс. рублей;
2018 год - 100 280,3 тыс. рублей;
2019 год - 55 853,6 тыс. рублей;
2020 год - 55 853,6 тыс. рублей;
иные не запрещенные законодательством источники:
за счет средств федерального бюджета -
329699,5 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2014 год - 66 897,5 тыс. рублей;
2015 год - 169 602,5 тыс. рублей;
2016 год - 25 493,3 тыс. рублей;
2017 год - 26 340,9 тыс. рублей;
2018 год - 16747,7 тыс. рублей;
2019 год - 10 689,7 тыс. рублей;
2020 год - 13 927,9 тыс. рублей;
за счет средств некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" - 1 601 736,7 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 539 397,1 тыс. рублей;
2016 год - 720 938,5 тыс. рублей;
2017 год - 341 401,1 тыс. рублей;
за счет средств местного бюджета -
1 936,2 тыс. рублей, в том числе по годам реализации:
2015 год - 1 095,0 тыс. рублей;
2016 год - 841,2 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

В количественном выражении:
увеличение объемов инвестиций в основной капитал к 2020 году не менее 30 процентов валового регионального продукта;
создание к 2020 году до 1700 новых рабочих мест в рамках реализуемых региональных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства;
повышение позиции Кемеровской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата с 34-го места в 2017 году до 20-го места к 2020 году;
увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2020 году на 11 процентов относительно уровня 2013 года;
создание к 2020 году до 1500 новых рабочих мест в компаниях - резидентах индустриальных парков.
В качественном выражении:
реализация инвестиционных проектов по приоритетным направлениям Кемеровской области;
создание эффективной нормативно-правовой базы в сфере реализации инвестиционных проектов в Кемеровской области; снижение инвестиционных и предпринимательских рисков; выход инновационно активных субъектов экономической деятельности Кемеровской области на новые рынки продуктов и технологий; расширение позиций компаний Кемеровской области на высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста; увеличение объемов экспорта и импорта инновационной продукции в Кемеровской области (повышение интеграции Кемеровской области в глобальную инновационную систему);
снижение уровня монопрофильности муниципальной экономики моногородов Кемеровской области;
создание и обеспечение деятельности центра кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства Кемеровской области;
создание и обеспечение деятельности регионального центра инжиниринга Кемеровской области;
создание и обеспечение деятельности регионального интегрированного центра Кемеровской области;
создание и обеспечение деятельности центра(ов) инноваций социальной сферы;
увеличение торгового оборота между двумя и более организациями-участниками кластеров (агропромышленный, туристический, биомедицинский, углехимический, инновационный кластеры);
создание индустриальных парков на территории Кемеровской области в целях повышения инвестиционной привлекательности региона, обеспечения социально-экономического развития территории, динамичного развития конкурентоспособных производств при использовании современной производственной инфраструктуры


 1. Характеристика текущего состояния в Кемеровской области сферы деятельности, для решения задач которой разработана Государственная программа, с указанием основных показателей и формулировкой основных проблем


Кемеровская область является крупнейшим индустриальным субъектом Российской Федерации, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и страны в целом.

Сегодня на долю Кемеровской области приходится 58,7% добычи всех углей в России, 73,7% добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100%. Кроме того, Кемеровская область для России это: 10,9% стали, 11% сортового стального проката, 19,7% кокса, 15% аммиачной селитры, 48,2% подъемников и конвейеров непрерывного действия для подземных работ, более 12% капролактама, 70% общероссийского экспорта угля.

Кемеровская область имеет торговые отношения с 98 странами мира и отправляет в 89 стран 71 вид товарных групп, среди которых: уголь, кокс, прокат, алюминий, цемент, азотные удобрения, пластмассы, электротехническая продукция, продукция тяжелого машиностроения и другие.

К основным конкурентным преимуществам Кемеровской области следует отнести:

высокий уровень развития промышленности;

высокую обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами;

наличие значительного потенциала постепенного снижения зависимости областного бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета;

сохранение позитивной динамики ряда макроэкономических показателей, перспективы сохранения и расширения положительной динамики в долгосрочном периоде;

развитую инфраструктуру (плотная разветвленная сеть дорог, развитые городские агломерации и т.д.).

Экономика Кемеровской области характеризуется ярко выраженной промышленной ориентированностью. При этом основной вклад в промышленное производство вносят угольная промышленность и металлургия. Невысокий уровень отраслевой диверсификации экономики обусловливает зависимость от нестабильной конъюнктуры мировых товарных рынков.

В 2012 году ситуация в мировой экономике ухудшилась, что достаточно быстро сказалось на темпах экономического роста Кемеровской области, в результате чего снизились поступления доходов в областной бюджет. Экономические тенденции 2015 года складывались под воздействием усилий Российской Федерации по преодолению шокового воздействия падения цен на нефть и экономических санкций на экономику и государственные финансы. В течение первого этапа адаптации экономики резко снизились доходы, что привело к снижению потребительского и инвестиционного спроса. В результате в 2015 году реальный ВВП России сократился на 3,7%. Второй шок, спровоцированный падением цен на нефть, пришелся на начало августа 2015 года, в результате чего ожидаемое восстановление экономики было отложено.

Таким образом, динамика развития экономики при существующей структуре производства свидетельствует о сохранении высокой доли монозависимости экономики области и определяет наличие дополнительных задач, которые органам власти Кемеровской области и региональному бизнесу необходимо решать во взаимодействии.

Одной из первоочередных задач является активизация работы, направленной на развитие производств, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий в моногородах области, а также инновационного сектора, что приведет к повышению уровня диверсификации экономики региона.

В Кузбассе имеются все возможности для создания замкнутых циклов по производству продукции высокого передела в угольной промышленности, развития углехимических комплексов, создания мини-электростанций на бортах шахт и разрезов, а также развития лесопереработки, туризма. Кроме того, адаптация кузбасского промышленного комплекса к новым технологиям, освоению производства новой конкурентоспособной импортозамещающей и экспортно ориентированной продукции и рынкам возможна при достижении высокой эффективности использования индустриальных площадок.


1.1. Инвестиционный климат


По совокупности природно-климатических, географических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами и прочих факторов Кемеровская область является уникальным и инвестиционно привлекательным субъектом Российской Федерации.

В области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций. По итогам 2016 года в экономику региона привлечено 156,835 млрд. рублей инвестиций. По объему инвестиций в основной капитал Кемеровская область заняла 25-е место в Российской Федерации и 3-е место в Сибирском федеральном округе.

В 2016 году завершено внедрение требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".

Наиболее актуальные положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, реализованные в Кемеровской области:

разработаны и приняты Стратегия привлечения инвестиций в Кемеровскую область на период до 2030 года, инвестиционный меморандум Кемеровской области на 2013 и последующие годы;

функционирует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области;

функционирует интернет-портал keminvest.ru на русском, английском, немецком и китайском языках, который специализируется на предоставлении необходимой информации инвесторам;

внедрен институт оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Кемеровской области и экспертизы нормативных правовых актов Кемеровской области;

осуществляет деятельность ГКУ Кемеровской области "Агентство по привлечению и защите инвестиций", которое работает по принципу "одного окна": оказывает инвесторам консультации, юридическую помощь, помогает получить разрешения и согласования.

С октября 2014 года в регионе реализуется общероссийский проект "Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации". По итогам 2016 года в Национальном рейтинге Кемеровская область заняла 34-е место в Российской Федерации.

В 2016 году была разработана методика исследования и проведен пилотный региональный рейтинг инвестиционного климата среди 10 муниципальных образований Кемеровской области. По итогам исследования была выявлена оценка предпринимательским сообществом инвестиционного климата Кемеровской области (27 из 100 баллов), экспертами даны рекомендации по устранению выявленных недостатков в деятельности муниципальных образований по формированию благоприятного бизнес-климата. В 2017 - 2018 годах планируется провести исследование с участием 34 муниципальных образований.

В 2017 году Аналитическим кредитным рейтинговым агентством (АКРА) Кемеровской области и ее государственным ценным бумагам присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале ВВВ(RU), прогноз "Стабильный".

Как показала практика, для государства более эффективно и экономически выгодно строить инженерную и дорожную инфраструктуры для целой группы компаний одной отрасли, сконцентрированных в одном месте. Инструментом, решающим данные задачи, на региональном уровне является создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).

Государственная поддержка предоставляется инвесторам различных категорий - субъектам инвестиционной деятельности, резидентам ТОСЭР, инноваторам, товаропроизводителям.

На территории Кемеровской области созданы две ТОСЭР: "Юрга" (постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N 641) и "Анжеро-Судженск" (постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2016 N 941). С момента создания ТОСЭР в Кемеровской области проведена следующая работа.

В реестр резидентов ТОСЭР "Юрга" 11.10.2016 включен первый резидент ООО "Сибирская инвестиционная группа" с инвестиционным проектом "Создание рыбоводного комплекса на основе систем замкнутого водоснабжения для выращивания рыбы (форель) и выпуска пищевой рыбопродукции". В сентябре 2017 года в эксплуатацию введена первая очередь завода мощностью 1007 тонн в год. Создано 51 новое рабочее место. В 2018 - 2019 гг. планируется приступить к строительству и запуску второй очереди завода. Первая продукция охлажденной форели будет получена уже в декабре 2017 года.

В реестр резидентов ТОСЭР "Анжеро-Судженск" 18.01.2017 был включен ООО "Анжеро-Судженский мелькомбинат", предприятие по переработке пшеницы, в августе 2017 года - компания ООО "Мир", занимающаяся производством полистиролбетона, и ООО "ЛесПромМакс" по обработке древесины.

Тесное взаимодействие государства и частного сектора является необходимой предпосылкой становления и развития экономики в Кемеровской области. Поэтому развитие механизмов государственно-частного партнерства является также приоритетным инструментом развития всех отраслей экономики региона. Помимо использования нормативных правовых актов, утвержденных на федеральном и региональном уровнях, следует проводить политику информированности бизнес-сообщества о проектах ГЧП, проводить образовательные мероприятия.

Важно отметить необходимость постоянно демонстрировать наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы. Создаваемый с ее помощью имидж региона следует при этом рассматривать как хорошо зарекомендовавший себя товар: он должен быть мгновенно узнаваемым и вызывать у потенциального покупателя (инвестора) чувство доверия. Важную роль в формировании имиджа Кемеровской области играют следующие мероприятия: участие в российских и международных выставках, организация стратегических сессий и форумов российского уровня на территории региона, презентационные материалы по инвестиционным проектам и площадкам области, справочники инвестора, мультимедийные сборники (видеосюжеты) об инвестиционной привлекательности Кемеровской области и т.д.

Мероприятия, направленные на привлечение инвестиций и развитие инвестиционного климата, включены в подпрограмму "Формирование благоприятной инвестиционной среды" Государственной программы.

Подпрограмма призвана обеспечить проведение последовательной и эффективной инвестиционной политики государственными органами исполнительной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области, что будет способствовать увеличению объемов инвестиций в основной капитал, экономическому росту, повышению социальной стабильности.

Мероприятия подпрограммы разработаны во исполнение положений, закрепленных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", которым определена необходимость принятия мер по увеличению объема инвестиций в экономику и доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте.

Разработка документов стратегического планирования. В настоящее время на территории региона действует Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года, принятая в 2008 году. В связи с изменениями в российском и региональном законодательстве, а также макроэкономических и политических условий необходимо разработать стратегию социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области должна быть разработана, согласована с заинтересованными региональными и федеральными органами исполнительной власти и утверждена в срок до 01.01.2019. Кроме того, для реализации основных направлений стратегического развития Кемеровской области следует сформировать план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Кемеровской области.


1.2. Инновационное развитие


Кемеровская область - крупнейший промышленный (в первую очередь угледобывающий) субъект Российской Федерации, самостоятельное научно-техническое, технологическое и техническое обеспечение развития промышленного потенциала которого является вопросом национальной безопасности.

Активизация процесса внедрения инноваций и модернизация традиционных секторов экономики являются обязательными предпосылками эффективного инновационного развития территорий.

В Кемеровской области накоплена правовая база поддержки инновационного сектора экономики, охватывающая сферы государственного регулирования инновационной деятельности (налоговые преференции, государственные гарантии, субсидирование и т.д.), инновационной инфраструктуры, деятельности субъектов инноваций (научных организаций и учреждений, вузов, предприятий), взаимодействия участников инновационного процесса.

Необходимость целенаправленных действий по развитию инновационной деятельности как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе Кемеровской области обусловлена структурой ее экономики, сегодняшним состоянием промышленности и предпринимательства, характеризующимся сырьевой направленностью (в угольной, металлургической, машиностроительных сферах) и значительной степенью физического или морального износа производственных мощностей, а также задачей перехода на импортозамещение.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»