Во исполнение плана мероприятий по реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с социальными работниками и представителями некоммерческих организаций, состоявшейся 08.06.2021, от 24.06.2021 N ПР-1093, комплекса мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 14.12.2017 N ОГ-П12-8359, Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий («Дорожную карту») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.
Губернатор области
А.А. Травников
План мероприятий («Дорожная карта»)
по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году
Реализация Плана мероприятий («Дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году (далее - План мероприятий («Дорожная карта») направлена на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество.
Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 N 323_ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пилотный проект реализуется на территории всего региона (30 муниципальных районов и 4 городских округа) 34 муниципальными комплексными центрами социального обслуживания населения и 14 организациями социального обслуживания, подведомственными министерству труда и социального развития Новосибирской области.
За время реализации пилотного проекта на территории Новосибирской области открыты 55 школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - школа ухода) на базе 48 организаций социального обслуживания, участвующих в реализации пилотного проекта (8 при муниципальном бюджетном учреждении города Новосибирска «Городской комплексный центр социального обслуживания населения»).
Школы ухода организованы для проведения обучения навыкам ухода родственников и иных лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также обучения навыкам самообслуживания граждан, нуждающихся в постороннем уходе.
Основными задачами деятельности школы ухода являются:
1) повышение качества жизни и социальная адаптация граждан, нуждающихся в постороннем уходе, сохранение возможности проживания в привычной для них домашней обстановке, а также предотвращение развития у них осложнений, связанных с неправильным уходом;
2) консультирование слушателей школы ухода по вопросам организации общего ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, контроля за изменениями состояния здоровья, профилактики осложнений, питания и кормления, проведения общегигиенических процедур, позиционирования, пользования средствами реабилитации;
3) консультирование граждан, нуждающихся в постороннем уходе, по вопросам оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации;
4) оказание психологической поддержки, создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье;
5) информирование по осуществлению взаимодействия с медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области;
6) обучение граждан, осуществляющих уход, переустройству и адаптации жилых помещений в целях создания безопасной, комфортной среды, эффективной и продуктивной коммуникации.
Слушателями школы ухода являются родственники и лица, осуществляющие уход, и сами граждане, нуждающиеся в уходе.
С начала реализации пилотного проекта в школе ухода прошли обучение 8 354 гражданина, в том числе 3 668 граждан в 2022 году.
На территории Новосибирской области открыты 52 пункта проката технических средств реабилитации, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее - пункты проката) бесплатно во временное пользование. При необходимости организация социального обслуживания осуществляет доставку технических средств реабилитации до места жительства (пребывания) получателя и обратно по истечении срока действия договора или досрочном прекращении действия договора.
Пункты проката оснащены зонами для выдачи, хранения и демонстрации технических средств реабилитации, а также для обучения навыкам пользования данными средствами.
За период реализации пилотного проекта услугами пунктов проката воспользовались 7 952 гражданина, из них в 2022 году 2 876, получив во временное пользование более 4 000 вспомогательных средств ухода и технических средств реабилитации.
На базе организации социального обслуживания населения функционируют мобильные бригады. За мобильной бригадой руководителем организации социального обслуживания населения закрепляется автотранспорт, в том числе специализированный.
Основными целями деятельности мобильной бригады являются:
- повышение качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в том числе в отдаленных сельских населенных пунктах со слаборазвитой инфраструктурой и транспортным обеспечением, путем оказания социальных услуг, включая срочные социальные услуги, а также мероприятий по социальному сопровождению;
- повышение эффективности, обеспечение адресности и доступности социального обслуживания для населения, в том числе в сельской местности;
- обеспечение оперативности в решении острых социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
За период реализации пилотного проекта услугами мобильных бригад воспользовались 28 736 граждан.
Мобильные бригады также осуществляют выявление граждан, нуждающихся в социальной помощи, проведение обследования материально-бытового положения граждан с целью определения нуждаемости в получении социальной помощи, предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания, на дому, предоставление срочных социальных услуг, предоставление информационно-консультативной помощи населению по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и иным вопросам, в том числе с привлечением специалистов организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, территориальных органов Пенсионного фонда, органов местного самоуправления и других организаций в рамках межведомственного взаимодействия, оказание содействия в сборе документов для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр» открыт координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области (далее - координационный центр).
Координационный центр осуществляет следующие функции:
1) информирование и консультирование граждан о пилотном проекте, в том числе о бесплатных социальных сервисах;
2) проведение работ с обращениями граждан, поступившими по телефону, в письменной или электронной форме;
3) получение, анализ и обмен информацией о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия;
4) контроль качества предоставления социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода;
5) осуществление ежемесячного мониторинга предоставления социальных услуг и формирование сводной отчетности по пилотному проекту;
6) проведение конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, мероприятий по обмену опытом;
7) оказание образовательных услуг по дополнительной общеобразовательной программе по определению индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании и установлению им уровня нуждаемости (группы нуждаемости в стационарной форме социального обслуживания), в том числе в рамках системы долговременного ухода.
Предоставление социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, гражданам, нуждающимся в уходе, осуществляется помощником по уходу (сиделкой), дополнительно подготовленным в целях осуществления функций по обеспечению ухода гражданам, нуждающимся в уходе, и наделенным функцией по взаимодействию с работниками координационных центров и иных уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия.
Службы сиделок (помощников по уходу) на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (далее -службы сиделок), созданы на базе отделений социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов и специализированных отделений социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов организаций социального обслуживания Новосибирской области.
С 2020 года на территории Новосибирской области действует 41 служба сиделок (помощников по уходу) в каждом муниципальном образовании Новосибирской области (8 в городе Новосибирске). За период реализации пилотного проекта услугами сиделок (помощников по уходу) воспользовались 3 113 граждан.
Целью деятельности службы сиделок является повышение доступности и качества социального обслуживания путем предоставления гражданам, полностью или частично утратившим способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее -граждане, нуждающиеся в постороннем уходе), возможности сохранения максимальной бытовой и социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности.
Основной задачей службы сиделок является осуществление эффективного и качественного ухода на дому за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, сохранение привычного образа жизни в домашней среде граждан, отнесенных ко 2 или 3 уровню нуждаемости в уходе по результатам определения нуждаемости в социальном обслуживании.
В 2022 году социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, бесплатно получают граждане второго и третьего уровня нуждаемости. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается в соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ.
За период реализации пилотного проекта количество лиц, в отношении которых проведено определение нуждаемости, составляет 98 468 граждан.
По состоянию на 01.10.2022 в Новосибирской области количество лиц, нуждающихся в долговременном уходе, составляет 20 422 гражданина, из них:
683 гражданина получают социальный пакет долговременного ухода на дому;
6 759 граждан получают социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в рамках Федерального закона N 442-ФЗ;
4 807 граждан получают услуги в стационарной форме социального обслуживания;
2 876 граждан получают услуги пунктов проката технических средств реабилитации;
3 237 граждан получают уход, который в полном объеме осуществляют обученные в школах ухода родственники и иные лица;
1 367 граждан получают услуги отделения дневного пребывания.
В результате реализации пилотного проекта на территории Новосибирской области в 2022 году более 200 граждан, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, смогли продолжить трудовую деятельность, из них 20 человек трудоустроены на должность сиделки (помощника по уходу.)
В рамках реализации постановления Правительства Новосибирской области от 09.12.2019 N 463-п «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода на территории Новосибирской области за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020-2022 годы» в Новосибирской области приняты следующие правовые акты:
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области и министерства здравоохранения Новосибирской области от 28.03.2019 N 354/976 «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия министерства труда и социального развития Новосибирской области и министерства здравоохранения Новосибирской области по вопросам доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410 «Об утверждении типовых положений в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 26.02.2020 N 156 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1446»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.02.2021 N 73 «Об утверждении Порядка доставки граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, в отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 20.02.2021 N 150 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182 «Об организации школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 315 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.02.2021 N 73»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 316 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 317 «Об утверждении Примерного положения о пункте проката технических средств реабилитации, выдаваемых в рамках системы долговременного ухода»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 332 «О создании координационного центра системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 336 «Об утверждении Примерного положения об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках системы долговременного ухода»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 07.06.2021 N 509 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 и отдельные приказы министерства труда и социального развития Новосибирской области»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 02.03.2022 N 173 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 332»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.05.2022 N 469 «О реализации на территории Новосибирской области в 2022 году модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 933 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 932 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 317»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 931 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182»;
приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 11.08.2022 N 1031 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.05.2022 N 469».
Основной целью Плана мероприятий («Дорожной карты») является обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности, которая позволит им максимально долго сохранять привычное качество жизни, а также оказание поддержки гражданам, осуществляющим уход, создание условий для качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни; увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни к 2024 году до 67 лет в соответствии с показателями социально-экономического развития Новосибирской области, установленными Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».
Определены следующие задачи Плана мероприятий («Дорожной карты»):
1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, и включения их в систему долговременного ухода;
2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании, в том числе в уходе;