ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2022 года N 618-п


О Плане мероприятий («Дорожной карте») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году

Во исполнение плана мероприятий по реализации федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография», Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с социальными работниками и представителями некоммерческих организаций, состоявшейся 08.06.2021, от 24.06.2021 N ПР-1093, комплекса мер по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированные социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением патронажной службы и сиделок, а также по поддержке семейного ухода, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 14.12.2017 N ОГ-П12-8359, Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий («Дорожную карту») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.



Губернатор области
      А.А. Травников



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 26.12.2022 N 618-п

План мероприятий («Дорожная карта»)
по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году


1. Общее описание Плана мероприятий («Дорожной карты»)


Реализация Плана мероприятий («Дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году (далее - План мероприятий («Дорожная карта») направлена на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество.

Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 N 323_ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пилотный проект реализуется на территории всего региона (30 муниципальных районов и 4 городских округа) 34 муниципальными комплексными центрами социального обслуживания населения и 14 организациями социального обслуживания, подведомственными министерству труда и социального развития Новосибирской области.

За время реализации пилотного проекта на территории Новосибирской области открыты 55 школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - школа ухода) на базе 48 организаций социального обслуживания, участвующих в реализации пилотного проекта (8 при муниципальном бюджетном учреждении города Новосибирска «Городской комплексный центр социального обслуживания населения»).

Школы ухода организованы для проведения обучения навыкам ухода родственников и иных лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, а также обучения навыкам самообслуживания граждан, нуждающихся в постороннем уходе.

Основными задачами деятельности школы ухода являются:

1) повышение качества жизни и социальная адаптация граждан, нуждающихся в постороннем уходе, сохранение возможности проживания в привычной для них домашней обстановке, а также предотвращение развития у них осложнений, связанных с неправильным уходом;

2) консультирование слушателей школы ухода по вопросам организации общего ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, контроля за изменениями состояния здоровья, профилактики осложнений, питания и кормления, проведения общегигиенических процедур, позиционирования, пользования средствами реабилитации;

3) консультирование граждан, нуждающихся в постороннем уходе, по вопросам оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации;

4) оказание психологической поддержки, создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье;

5) информирование по осуществлению взаимодействия с медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области;

6) обучение граждан, осуществляющих уход, переустройству и адаптации жилых помещений в целях создания безопасной, комфортной среды, эффективной и продуктивной коммуникации.

Слушателями школы ухода являются родственники и лица, осуществляющие уход, и сами граждане, нуждающиеся в уходе.

С начала реализации пилотного проекта в школе ухода прошли обучение 8 354 гражданина, в том числе 3 668 граждан в 2022 году.

На территории Новосибирской области открыты 52 пункта проката технических средств реабилитации, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (далее - пункты проката) бесплатно во временное пользование. При необходимости организация социального обслуживания осуществляет доставку технических средств реабилитации до места жительства (пребывания) получателя и обратно по истечении срока действия договора или досрочном прекращении действия договора.

Пункты проката оснащены зонами для выдачи, хранения и демонстрации технических средств реабилитации, а также для обучения навыкам пользования данными средствами.

За период реализации пилотного проекта услугами пунктов проката воспользовались 7 952 гражданина, из них в 2022 году 2 876, получив во временное пользование более 4 000 вспомогательных средств ухода и технических средств реабилитации.

На базе организации социального обслуживания населения функционируют мобильные бригады. За мобильной бригадой руководителем организации социального обслуживания населения закрепляется автотранспорт, в том числе специализированный.

Основными целями деятельности мобильной бригады являются:

- повышение качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и проживающих в том числе в отдаленных сельских населенных пунктах со слаборазвитой инфраструктурой и транспортным обеспечением, путем оказания социальных услуг, включая срочные социальные услуги, а также мероприятий по социальному сопровождению;

- повышение эффективности, обеспечение адресности и доступности социального обслуживания для населения, в том числе в сельской местности;

- обеспечение оперативности в решении острых социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

За период реализации пилотного проекта услугами мобильных бригад воспользовались 28 736 граждан.

Мобильные бригады также осуществляют выявление граждан, нуждающихся в социальной помощи, проведение обследования материально-бытового положения граждан с целью определения нуждаемости в получении социальной помощи, предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания, на дому, предоставление срочных социальных услуг, предоставление информационно-консультативной помощи населению по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и иным вопросам, в том числе с привлечением специалистов организаций социальной защиты населения, здравоохранения, образования, органов внутренних дел, органов опеки и попечительства, территориальных органов Пенсионного фонда, органов местного самоуправления и других организаций в рамках межведомственного взаимодействия, оказание содействия в сборе документов для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании.

На базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр» открыт координационный центр системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области (далее - координационный центр).

Координационный центр осуществляет следующие функции:

1) информирование и консультирование граждан о пилотном проекте, в том числе о бесплатных социальных сервисах;

2) проведение работ с обращениями граждан, поступившими по телефону, в письменной или электронной форме;

3) получение, анализ и обмен информацией о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия;

4) контроль качества предоставления социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода;

5) осуществление ежемесячного мониторинга предоставления социальных услуг и формирование сводной отчетности по пилотному проекту;

6) проведение конференций, обучающих семинаров, тематических мастер-классов, мероприятий по обмену опытом;

7) оказание образовательных услуг по дополнительной общеобразовательной программе по определению индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании и установлению им уровня нуждаемости (группы нуждаемости в стационарной форме социального обслуживания), в том числе в рамках системы долговременного ухода.

Предоставление социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода, гражданам, нуждающимся в уходе, осуществляется помощником по уходу (сиделкой), дополнительно подготовленным в целях осуществления функций по обеспечению ухода гражданам, нуждающимся в уходе, и наделенным функцией по взаимодействию с работниками координационных центров и иных уполномоченных организаций в рамках межведомственного взаимодействия.

Службы сиделок (помощников по уходу) на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе (далее -службы сиделок), созданы на базе отделений социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов и специализированных отделений социального обслуживания на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов организаций социального обслуживания Новосибирской области.

С 2020 года на территории Новосибирской области действует 41 служба сиделок (помощников по уходу) в каждом муниципальном образовании Новосибирской области (8 в городе Новосибирске). За период реализации пилотного проекта услугами сиделок (помощников по уходу) воспользовались 3 113 граждан.

Целью деятельности службы сиделок является повышение доступности и качества социального обслуживания путем предоставления гражданам, полностью или частично утратившим способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности (далее -граждане, нуждающиеся в постороннем уходе), возможности сохранения максимальной бытовой и социальной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности.

Основной задачей службы сиделок является осуществление эффективного и качественного ухода на дому за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, сохранение привычного образа жизни в домашней среде граждан, отнесенных ко 2 или 3 уровню нуждаемости в уходе по результатам определения нуждаемости в социальном обслуживании.

В 2022 году социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, бесплатно получают граждане второго и третьего уровня нуждаемости. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг по уходу, входящих в социальный пакет долговременного ухода. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе от социального обслуживания принимается в соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ.

За период реализации пилотного проекта количество лиц, в отношении которых проведено определение нуждаемости, составляет 98 468 граждан.

По состоянию на 01.10.2022 в Новосибирской области количество лиц, нуждающихся в долговременном уходе, составляет 20 422 гражданина, из них:

683 гражданина получают социальный пакет долговременного ухода на дому;

6 759 граждан получают социальные услуги в форме социального обслуживания на дому в рамках Федерального закона N 442-ФЗ;

4 807 граждан получают услуги в стационарной форме социального обслуживания;

2 876 граждан получают услуги пунктов проката технических средств реабилитации;

3 237 граждан получают уход, который в полном объеме осуществляют обученные в школах ухода родственники и иные лица;

1 367 граждан получают услуги отделения дневного пребывания.

В результате реализации пилотного проекта на территории Новосибирской области в 2022 году более 200 граждан, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, смогли продолжить трудовую деятельность, из них 20 человек трудоустроены на должность сиделки (помощника по уходу.)

В рамках реализации постановления Правительства Новосибирской области от 09.12.2019 N 463-п «Об утверждении Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода на территории Новосибирской области за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020-2022 годы» в Новосибирской области приняты следующие правовые акты:

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области и министерства здравоохранения Новосибирской области от 28.03.2019 N 354/976 «Об утверждении регламента межведомственного взаимодействия министерства труда и социального развития Новосибирской области и министерства здравоохранения Новосибирской области по вопросам доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410 «Об утверждении типовых положений в рамках системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 26.02.2020 N 156 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 23.12.2014 N 1446»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.02.2021 N 73 «Об утверждении Порядка доставки граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, в отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 20.02.2021 N 150 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182 «Об организации школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 315 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.02.2021 N 73»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 316 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 317 «Об утверждении Примерного положения о пункте проката технических средств реабилитации, выдаваемых в рамках системы долговременного ухода»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 332 «О создании координационного центра системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 336 «Об утверждении Примерного положения об отделении дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках системы долговременного ухода»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 07.06.2021 N 509 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 и отдельные приказы министерства труда и социального развития Новосибирской области»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 02.03.2022 N 173 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 16.04.2021 N 332»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.05.2022 N 469 «О реализации на территории Новосибирской области в 2022 году модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 933 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 31.12.2019 N 1410»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 932 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 13.04.2021 N 317»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 27.07.2022 N 931 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 09.03.2021 N 182»;

приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 11.08.2022 N 1031 «О внесении изменений в приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 04.05.2022 N 469».


2. Цели и задачи Плана мероприятий («Дорожной карты»)

Основной целью Плана мероприятий («Дорожной карты») является обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности, которая позволит им максимально долго сохранять привычное качество жизни, а также оказание поддержки гражданам, осуществляющим уход, создание условий для качественной жизни граждан пожилого возраста, мотивации к ведению гражданами здорового образа жизни; увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни к 2024 году до 67 лет в соответствии с показателями социально-экономического развития Новосибирской области, установленными Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года».

Определены следующие задачи Плана мероприятий («Дорожной карты»):

1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, и включения их в систему долговременного ухода;

2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании, в том числе в уходе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»