НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 09 марта 2021 года N 182
г. Новосибирск
Об организации школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области в рамках системы долговременного ухода*
(с изменениями на 27 июля 2022 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316;
приказом Минтруда и соцразвития от 07.06.2021 N 509;
приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931
____________________________________
___________________________________
*Наименование в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию.
В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 09.12.2019 N 463-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода на территории Новосибирской области за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020-2022 годы», в целях реализации пилотного проекта по созданию на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами
приказываю:
1. Утвердить примерное положение о школе неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области в рамках системы долговременного ухода (далее - Примерное положение) согласно приложению к настоящему приказу. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
2. Руководителям организаций социального обслуживания, подведомственных министерству труда и социального развития Новосибирской области, организовать работу школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области в рамках системы долговременного ухода (далее - Школа ухода) на основании положения, принятого в соответствии с Примерным положением. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, в ведении которых находятся комплексные центры социального обслуживания населения (далее - комплексные центры), организовать работу Школ ухода в комплексных центрах на основании положения, принятого в соответствии с Примерным положением.
4. - Пункт признан утратившим силу приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию.
5. Признать утратившим силу приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области от 19.03.2020 N 249 «Об организации школ неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области».
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Новосибирской области Машанова В.А.. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
Министр
Я.А. Фролов
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о школе неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидамина территории Новосибирской области в рамках системы долговременного ухода
(далее - Примерное положение)
(Наименование в редакции, введенной
приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316,
- см. предыдущую редакцию)
I. Общие положения
1. Настоящим примерным Положением определяется порядок деятельностисозданной в организации социального обслуживания школы неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской области в рамках системы долговременного ухода (далее - Школа ухода), осуществляющей обучение навыкам общего ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе (далее - граждане, нуждающиеся в постороннем уходе). (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
2. Школа ухода организуется для проведения обучения навыкам ухода специалистов организации социального обслуживания, родственников и иных лиц, осуществляющих уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане, осуществляющие уход), а также обучения навыкам самообслуживания граждан, нуждающихся в постороннем уходе. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
3. Школа ухода осуществляет свою деятельность на основании настоящего примерного Положения, программ обучения для каждой категории слушателей Школы ухода, утвержденных руководителем организации социального обслуживания. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
4. Информация о деятельности Школы ухода размещается на информационном стенде, сайте организации социального обслуживания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», публикуется в средствах массовой информации.
II. Задачи Школы ухода
5. Основные задачи деятельности Школы ухода:
1) повышение качества жизни и социальная адаптация граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в привычной для них домашней обстановке, а также предотвращение развития у них осложнений, связанных с неправильным уходом;
2) оказание помощи и поддержки слушателям Школы ухода;
3) консультирование слушателей Школы ухода по вопросам организации общего ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, контроля за изменениями состояния здоровья, профилактики осложнений, питания и кормления, проведения общегигиенических процедур, позиционирования, пользования средствами реабилитации;
4) консультирование граждан, нуждающихся в постороннем уходе, по вопросам оказания самопомощи, пользования средствами реабилитации;
5) оказание психологической поддержки, создание благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье;
6) информирование по осуществлению взаимодействия с медицинскими организациями, организациями социального обслуживания и общественными организациями, осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания на территории Новосибирской области;
7) обучение граждан, осуществляющих уход, переустройству и адаптации жилых помещений в целях создания безопасной, комфортной среды, эффективной и продуктивной коммуникации.
III. Функции Школы ухода
6. С целью достижения основных задач Школой ухода организуется:
1) постоянное информирование населения о деятельности Школы ухода;
2) обеспечение доступа к обучающим и информационным материалам на сайте организации социального обслуживания;
3) выявление и учет граждан, осуществляющих уход, нуждающихся в обучении основам ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе;
4) проведение консультаций, информационно-просветительских акций, семинаров, круглых столов, встреч, открытых занятий;
5) обучение по утвержденным программам граждан, осуществляющих уход;
6) внутриведомственное и межведомственное взаимодействие с медицинскими, образовательными организациями, с территориальными отделениями медико-социальной экспертизы, пенсионного фонда и иными организациями;
7) разработка, издание и распространение просветительских, информационно-методических материалов по вопросам ведения здорового образа жизни, сохранения здоровья и профилактики заболеваний, основ геронтологии и специфических проблем здоровья граждан пожилого возраста, деятельности Школы ухода.
IV. Порядок организации деятельности Школы ухода
7. Слушателями Школы ухода являются:
1) граждане, нуждающиеся в постороннем уходе, - граждане старше трудоспособного возраста и инвалиды; (абзац в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
2) специалисты организации социального обслуживания, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе (далее - специалисты, осуществляющие уход);
3) граждане, осуществляющие уход - родственники и иные лица, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
8. Обучение в Школе ухода осуществляется на безвозмездной основе по личному заявлению гражданина, осуществляющего уход, или гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, согласно приложению N 1 к настоящему примерному Положению. (Абзац в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
Обучение специалистов, осуществляющих уход, или гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, осуществляется в беззаявительном порядке на безвозмездной основе согласно утвержденному руководителем организации социального обслуживания списку. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, - см. предыдущую редакцию)
9. Руководство и организацию деятельности Школы ухода осуществляет заведующий отделением, назначенный приказом руководителя организации социального обслуживания ответственным за организацию деятельности Школы ухода.
10. Заведующий отделением:
- осуществляет учет граждан, нуждающихся в обучении;
- составляет план обучения в Школе ухода на год;
- разрабатывает график работы по группам;
- формирует группы обучающихся;
- разрабатывает программы обучения Школы ухода;
- ведет анализ эффективности деятельности Школы ухода;
- подготавливает информационно-аналитические материалы о деятельности Школы ухода.
11. Обучение в Школе ухода предусматривает групповые и индивидуальные занятия в очной и (или) заочной форме.
Очная форма предполагает стационарные и (или) выездные занятия, заочная форма - дистанционные занятия.
12. Обучение включает изучение теоретических основ и практическое освоение навыков ухода за гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, обустройства жилого пространства.
Программа обучения формируется для каждой категории слушателей Школы ухода, указанной в подпунктах 2-3 пункта 7 настоящего примерного Положения. (Абзац в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
13. Периодичность занятий для специалистов, осуществляющих уход, устанавливается в соответствии с программой обучения, но не реже 1 раза в месяц.
Периодичность занятий для граждан, осуществляющих уход, устанавливается в соответствии с программой обучения, но не реже 1 раза в неделю.
14. При групповых занятиях численный состав участников группы не должен превышать 10 человек.
Группы слушателей Школы ухода формируются открытыми или закрытыми, при этом состав участников в открытой группе может меняться в зависимости от темы занятий программы, состав участников закрытой группы не расширяется на протяжении всего периода обучения.
15. Индивидуальные занятия проводятся с гражданами, осуществляющими уход, по выборочным направлениям из программы обучения Школы ухода.
Индивидуальные занятия с гражданами, нуждающимися в постороннем уходе, проводятся в соответствии с индивидуальной потребностью в навыках самообслуживания. (Абзац дополнительно введен приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316)
16. К проведению занятий в Школе ухода могут привлекаться на безвозмездной основе специалисты других структурных подразделений организации социального обслуживания, а также иных организаций (психологи, медицинские работники).
17. По результатам обучения в Школе ухода специалист организации социального обслуживания заносит данные о слушателях Школы ухода в журналпроведения занятий школы неформального (родственного) ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на территории Новосибирской област ив рамках системы долговременного ухода, который ведется по форме согласно приложению N 2 к настоящему примерному Положению. (Пункт в редакции, введенной приказом Минтруда и соцразвития от 13.04.2021 N 316, приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию)
18. - Пункт признан утратившим силу приказом Минтруда и соцразвития от 27.07.2022 N 931, - см. предыдущую редакцию.
Руководителю ___________________________
((наименование )
(организации социального обслуживания))
________________________________________
________________________________________
((фамилия, инициалы руководителя))
________________________________________
________________________________________
((фамилия, имя, отчество))
(последнее )(- )(при наличии) гражданина)
________________________________________
Дата рождения __________________________
Паспорт: серия ______ номер ______________
Документ, удостоверяющий личность _______
серия: __________________________________
номер: _________________________________
выдан: _________________________________
________________________________________
дата выдачи: ____________________________
Адрес: _________________________________
________________________________________
________________________________________
Телефон: _______________________________