НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 04 мая 2022 года N 469
г. Новосибирск
О реализации на территории Новосибирской области в 2022 году модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе
(с изменениями на 11 августа 2022 года)
__________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтруда и соцразвития от 11.08.2022 N 1031
____________________________________
В соответствии с Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021 N 929 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе», постановлением Правительства Новосибирской области от 09.12.2019 N 463-п «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода на территории Новосибирской области за гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» на 2020-2022 годы», в целях реализации пилотного проекта по созданию на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами
приказываю:
1. Утвердить модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе,на территории Новосибирской области в 2022 году согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
1) приказ министерства труда и социального развития Новосибирской области (далее - министерство) от 13.04.2021 N 318 «Об утверждении социального пакета долговременного ухода»;
2) пункт 6 приказа министерства от 07.06.2021 N 509 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 N 1288 и отдельные приказы министерства труда и социального развития Новосибирской области»;
3) приказ министерства от 11.05.2021 N 392 «Об определении индивидуальной потребности граждан пожилого возраста и инвалидов при определении нуждаемости в социальном обслуживании, в том числе для включения в систему долговременного ухода».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра труда и социального развития Новосибирской области Машанова В.А.
Министр
Е.В. Бахарева
МОДЕЛЬ
системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2022 году
(далее - модель)
I. Общие положения
1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе (далее - граждане, нуждающиеся в уходе), разработана в целях реализации федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессии и одиночество.
Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.
2. Внедрение системы долговременного ухода за гражданами, нуждающимися в уходе (далее - система долговременного ухода), осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Закона Новосибирской области от 18.12.2014 N 499-ОЗ «Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области».
3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами.
Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.
4. В настоящей модели используются понятия, определенные в Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2021 N 929 «О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2022 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе» (далее - Типовая модель СДУ, утвержденная приказом Минтруда РФ N 929).
5. Гражданам, нуждающимся в уходе, и включенным в систему долговременного ухода, предоставляются социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, а также иные социальные услуги на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ.
II. Цели и задачи по внедрению системы долговременного ухода
6. Цели системы долговременного ухода и задачи по внедрению системы долговременного ухода определены Типовой моделью СДУ, утвержденной приказом Минтруда РФ N 929.
III. Участники системы долговременного ухода
7. Участниками системы долговременного ухода являются:
1) уполномоченные органы:
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство образования Новосибирской области;
министерство цифрового развития и связи Новосибирской области;
2) уполномоченные организации:
организации социального обслуживания, участвующие в создании системы долговременного ухода на территории Новосибирской области в 2022 году (далее - уполномоченные организации социального обслуживания), перечень которых приведен в приложении N 1 к модели;
медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;
Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации;
3) отделы организации социального обслуживания:
органы местного самоуправления городского округа города Новосибирска, муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области, наделенные отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Новосибирской области от 19.10.2006 N 41-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления городского округа города Новосибирска отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан», Законом Новосибирской области от 13.12.2006 N 65-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан»;
4) координационный центр системы долговременного ухода на территории Новосибирской области (далее - координационный центр), обеспечивающий согласованность действий всех участников системы долговременного ухода на территории Новосибирской области и взаимодействие с гражданами, созданный на базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр»;
5) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлении социальных, медицинских, реабилитационных (абилитационных) услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;
6) граждане, осуществляющие уход;
7) граждане, нуждающиеся в уходе.
IV. Принципы работы в системе долговременного ухода
8. Деятельность уполномоченных органов, отделов организации социального обслуживания, координационного центра и уполномоченных организаций в целях повышения эффективности работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:
1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников межведомственного взаимодействия;
2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;
3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников межведомственного взаимодействия;
4) синхронизация действий, которые согласованы участниками межведомственного взаимодействия, не дублируются и не противоречат друг другу;
5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками межведомственного взаимодействия совместно;
6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников межведомственного взаимодействия;
7) конфиденциальность информации, полученной в процессе межведомственного взаимодействия.
9. Деятельность работников уполномоченных организаций и отделов организации социального обслуживания в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, наглядность, конфиденциальность.
10. Медицинские организации представляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.
V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, и включениеих в систему долговременного ухода
11. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг в системе долговременного ухода, поступившей в рамках межведомственного взаимодействия в уполномоченный орган, отдел организации социального обслуживания, координационный центр или уполномоченную организацию социального обслуживания, а также полученной:
1) при проведении опросов (анкетирования) граждан;
2) при проведении поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых органами местного самоуправления;
3) при проведении мониторингов и иных мероприятий, осуществляемых общественными организациями и объединениями, добровольцами (волонтерами), действующими в интересах граждан, нуждающихся в уходе;
4) при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) при взаимодействии в целях выявления граждан, нуждающихся в уходе, с отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области, Новосибирским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, министерством здравоохранения Новосибирской области, медицинскими организациями;
6) при обращении граждан, нуждающихся в уходе, их законных представителей или иных лиц, действующих в интересах граждан указанных категорий, на «горячую линию» или «телефон доверия» уполномоченных органов, координационного центра и уполномоченных организаций;
7) при обработке запросов (заявлений) о предоставлении социального обслуживания, поданных на Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);
8) при информационном обмене сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, в рамках межведомственного взаимодействия уполномоченных органов и организаций, в том числе в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
12. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социального обслуживания данного гражданина или его законного представителя, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в отдел организации социального обслуживания, либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
13. Заявление о предоставлении социального обслуживания, в том числе в рамках системы долговременного ухода, подается в форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг».
14. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.
15. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и его включение в систему долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:
1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в уходе, с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений и иных имеющихся ресурсов (далее - определение индивидуальной потребности гражданина в уходе);
2) установление при определении индивидуальной потребности гражданина в уходе уровня нуждаемости в уходе;
3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода, а также иных социальных услуг (с его согласия);
4) составление отделом организации социального обслуживания индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ), включающей социальные услуги, входящие в социальный пакет долговременного ухода, заключение договора о социальном обслуживании.
16. Основанием для исключения гражданина из системы долговременного ухода является утрата данным гражданином права на социальное обслуживание либо отказ от социальных услуг, входящих в социальный пакет долговременного ухода
17. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода или об отказе в предоставлении социального обслуживания принимается отделом организации социального обслуживания в соответствии с положениями Федерального закона N 442-ФЗ.
VI. Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе
18. Определение индивидуальной потребности гражданина в уходе осуществляется двумя уполномоченными работникамиуполномоченной организациисоциального обслуживания совместно с работниками отдела организации социального обслуживания с учетом сведений, полученных, в том числе, в порядке информационного обмена в рамках межведомственного взаимодействия в системе долговременного ухода.
19. Работники уполномоченной организации социального обслуживания, определяющие индивидуальную потребность гражданина в уходе, соответствуют требованиям одного из профессиональных стандартов «Специалист по социальной работе» или «Психолог в социальной сфере», проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) или повышения квалификации в целях осуществления функций по определению индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании и наделяются функцией по взаимодействию с работниками уполномоченных органов, координационного центра и отдела организации социального обслуживания в рамках межведомственного взаимодействия.