(с изменениями на 22 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 07.11.2014 N 769, от 24.03.2015 N 149, от 09.09.2015 N 572, от 31.12.2015 N 910, от 17.03.2016 N 145, от 10.06.2016 N 349, от 01.08.2016 N 497, от 02.08.2016 N 500, от 29.08.2016 N 585, от 28.09.2016 N 661, от 30.12.2016 N 924, от 30.03.2017 N 180, от 09.08.2017 N 587, от 24.08.2017 N 633, от 19.01.2018 N 34, от 30.01.2018 N 52, от 13.02.2018 N 97, от 23.11.2018 N 792, от 07.12.2018 N 842, от 29.03.2019 N 170, от 05.08.2019 N 551, от 05.12.2019 N 917, от 18.06.2020 N 495, от 17.07.2020 N 600, от 20.07.2020 N 605, от 15.12.2020 N 1033, от 15.12.2020 N 1035, от 18.05.2021 N 378, от 01.11.2021 N 973, от 14.12.2021 N 1158, от 22.12.2021 N 1197, от 26.07.2022 N 586, от 08.11.2022 N 900, от 31.12.2023 N 1184, от 22.07.2024 N 415)
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (далее - Программа).
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415)
2. Министерству финансов Нижегородской области ежегодно предусматривать в областном бюджете средства на финансирование мероприятий Программы.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Нижегородской области от 2 октября 2013 года N 698 "Об утверждении государственной программы "Социальная поддержка граждан Нижегородской области";
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 N 170)
5. Исключен с 22.07.2024. - Постановление Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415.
Губернатор
В.П.ШАНЦЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 22.07.2024 N 415)
Нижегородская область (далее также - регион, область) входит в состав благополучных регионов по численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, с 2014 года область входит в десятку субъектов России с наименьшими значениями по данному показателю и занимает 2 место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО). В 2017 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 9,9% от общей численности населения области, в 2023 г. уровень бедности составил 7,2%, при плане 8%.
Нижегородская область является одним из пилотных регионов в проекте по снижению уровня бедности посредством применения социального контракта. Нижегородская область реализует меру поддержки с 2020 года. Почти за 4 года реализации проекта в регионе уже заключено более 50 тысяч социальных контрактов на общую сумму свыше 6,7 млрд рублей. В 2023 году запущено мобильное приложение "Социальный контракт", позволяющее автоматизировать процесс подачи документов на предоставление меры поддержки.
В 2022 году в области предоставлялись 94 вида социальных выплат (90 видов в 2017 году), 84 из которых обеспечиваются за счет областного бюджета. Количество получателей социальных выплат - 977 тыс. человек ежегодно. Объем поддержки, предоставляемой из областного бюджета, в 2022 году составил 21,1 млрд руб., что в 1,5 раза больше, чем в 2017 году (13,9 млрд руб.).
Система социальной поддержки граждан Нижегородской области основана на оценке нуждаемости в мерах социальной поддержки различных категорий граждан и максимально направлена на улучшение качества их жизни и материального положения.
Предоставление гражданам в денежной форме мер социальной поддержки является одним из источников обеспечения денежных доходов населения.
В Нижегородской области выполняются все обязательства в отношении предоставления социальных гарантий различным категориям граждан.
Более 822 тысяч граждан, относящихся к федеральным и региональным льготникам, имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых в виде ежемесячных денежных компенсаций в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2008 г. N 281 "Об утверждении Положения о порядке предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и мер социальной поддержки по оплате топлива". Размер компенсации рассчитывается ежемесячно в объеме, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
В течение 2022 года ежемесячные денежные компенсации предоставлены 344,9 тысячам федеральных льготников (инвалиды, инвалиды Великой Отечественной войны (далее также - ВОВ) и участники ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, а также ветераны боевых действий, лица, пострадавшие при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС) на сумму 2,6 млрд руб. и 477,5 тысячам региональных льготников (ветераны труда, ветераны труда Нижегородской области, лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, бывшие совершеннолетние узники тюрем и гетто (с лагерным режимом), участники аварии на производственном объединении "Завод "Красное Сормово", многодетные семьи, дети-сироты и другие) на сумму 5,65 млрд рублей.
Также обеспечивается предоставление мер социальной поддержки в части:
- компенсации расходов по плате за жилое помещение, отопление и освещение педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Нижегородской области и муниципальных образовательных учреждений Нижегородской области, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках Нижегородской области и возмещения расходов по оплате жилья, отопления и освещения работникам государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, социального обслуживания, ветеринарной службы, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках и городах районного значения Нижегородской области, а также отдельных категорий работников государственных областных и муниципальных учреждений образования. В 2022 году количество таких получателей составляло 40,3 тысяч, меры социальной поддержки были предоставлены на сумму 887,08 млн рублей;
- субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". В 2022 году субсидии предоставлены 73 тысячам граждан на сумму 1,19 млрд рублей.
В рамках государственной семейной политики малоимущим семьям с детьми предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) пособие на ребенка. Правом на получение ежемесячного пособия на ребенка воспользовалось в 2022 году 66547 получателей на сумму 229,23 млн рублей (размер пособия - 100 рублей; на детей одиноких матерей - 200 рублей; на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву и на детей, родители которых уклоняются от алиментов - 150 рублей; на ребенка-инвалида одинокой матери и на ребенка-инвалида из многодетной семьи - 1000 рублей; на ребенка-инвалида с третьей степенью выраженности ограничений по одной из основных категорий жизнедеятельности человека - 7500 рублей; на ребенка-инвалида со второй степенью выраженности ограничений по способностям к самообслуживанию и к самостоятельному передвижению - 4000 рублей);
2) единовременное пособие на рождение ребенка. Единовременное пособие на рождение ребенка получили 801 человек на сумму 52,08 млн рублей (размер пособия на рождение первого и второго ребенка - 8000 рублей; на рождение третьего ребенка и следующих детей - 10000 рублей);
3) региональный материнский (семейный) капитал. Средствами регионального материнского (семейного) капитала (далее - РМК) воспользовалось в 2022 году 6181 человек на сумму 220,28 млн рублей.
Размер РМК составляет:
- 25000 рублей при рождении второго или последующего ребенка, начиная с 1 сентября 2011 года до 31 декабря 2016 года включительно;
- 100000 рублей при рождении третьего или последующего ребенка, начиная с 1 января 2017 года до 31 декабря 2026 года включительно.
В регионе функционирует государственная система социальной защиты населения, включающая 248 учреждений, в которые входят 58 управлений социальной защиты, 56 центров социального обслуживания, 42 дома-интерната, 10 психоневрологических интернатов, 3 детских дома социального обслуживания детей, 4 реабилитационных центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, 30 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 11 центров социальной помощи семье и детям, 11 организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 специализированных дома ребенка, 3 санаторно-реабилитационных центра для инвалидов, 4 социально-реабилитационных центра для инвалидов, 2 санаторно-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 1 социальный приют для детей и подростков, 2 школы-интерната и 8 иных учреждений (центр социально-трудовой реабилитации граждан, училище-интернат, дирекция по реализации социальных программ, ресурсный центр, дом ветеранов, многопрофильный центр, пансионат, центр социального развития).
В 2021 году Нижегородская область стала одним из пилотных регионов по разработке и внедрению механизмов Национальной социальной инициативы (далее - НСИ). Работа по улучшению качества услуг и сервисов в социальной сфере, основанной на принципах клиентоцентричности, ведется в более чем 50 пилотных учреждениях по 5 направлениям социального блока: "Здравоохранение", "Образование", "Социальная защита", "Молодежная политика", "Рынок труда и поддержка занятости". За 2 года реализации НСИ количество охваченных жизненных ситуаций увеличилось до 16 в 2023 году (3 - 2021 год).
Повышение доступности и качества социальных услуг осуществляется за счет цифровизации сферы. Ведется работа по переводу мер социальной поддержки в электронный вид. Посредством регионального портала "Госуслуги" Нижегородской области в 2023 году более 90 услуг предоставляются онлайн.
В 2023 году к платформе обратной связи подключено 95% учреждений, подведомственных министерству социальной политики Нижегородской области. Начиная с 2022 года в регионе запущен "Единый контакт-центр социальной сферы Нижегородской области", за первый год функционирования зафиксировано 51,5 тыс. обращений населения.
В 2021 году запущен Нижегородский единый информационный портал для граждан с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья "Точка доступа". Сервис представляет собой уникальный ресурс, входящий в состав лучших практик на цифровой платформе региональных практик устойчивого развития "Смартека" автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ платформа "Смартека"). Также портал "Точка доступа" стал победителем Всероссийского конкурса проектов региональной информатизации "ПРОФ-IT" в номинации "Лучший инновационный проект" (2021 год).
Разработаны и внедрены механизмы снижения выраженности ограничения жизнедеятельности уязвимых категорий граждан. С 2020 года в регионе реализуется Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра. Обеспечивается непрерывное сопровождение родителей и ребенка с РАС с момента постановки диагноза во всех сферах социальной жизни. Для этого в регионе создана система раннего выявления детей с РАС, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и начать коррекционные мероприятия. Созданы особые условия для социализации таких детей в детских садах - открыты группы комбинированной направленности, в школах - созданы ресурсные классы, в учреждениях социальной защиты - проводятся занятия по социализации, школы родительских компетенций, специализированные программы для людей с ментальными нарушениями реализуются в учреждениях культуры и спорта. Проводится работа по трудоустройству молодых людей с РАС.
Также с 2021 года в Нижегородской области реализуется пилотный проект по развитию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Внедрение данного проекта позволило на треть сократить количество вызовов участковых врачей и скорой помощи к гражданам, получающим услуги в 2023 году (к 2022 г.). С 2023 года в указанный пилотный проект вступили дополнительно 4 муниципальных образования Нижегородской области.
С 2023 года в регионе введен статус "Дети военного времени", выдача ветеранам "Карты Победа", к которым отнесены граждане, являвшиеся несовершеннолетними в период Великой Отечественной войны, родившиеся в период с 1 января 1927 года по 31 декабря 1945 года. Численность данной категории составляет 147183 человека. "Дети военного времени", кроме предусмотренных мер социальной поддержки, получили "Карту Победы" номиналом 1000 рублей. По "Карте Победы" "дети военного времени" смогут посещать культурные и спортивные мероприятия в организациях культуры и спорта, а также получать скидки по программам лояльности в продовольственных магазинах и аптечной сети Нижегородской областной фармации.
Немаловажным достижением Нижегородской области является стойкая тенденция снижения численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: число воспитанников за период с 2017 по 2022 год сократилось на 21% (2017 год - 856 человек, 2022 год - 683 человека).
Доля усыновленных и взятых под опеку детей по отношению к общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на конец 2022 года составляет 93% (на конец 2017 года - 92%).
С 2023 года разрабатывается проект концепции единой модели развития системы социального обслуживания семей с детьми и детей и профилактики социального сиротства в Нижегородской области (далее - Концепция), которая позволит существенно повысить качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизить число социальных сирот, позволит семьям в кризисной ситуации получать именно ту помощь, которая действительно нужна, в режиме "одного окна". Реализация Концепции запланирована на 2024 - 2028 годы. В 2023 году в Нижегородской области министерством социальной политики Нижегородской области совместно с ведущими некоммерческими организациями проведено одно из самых масштабных в стране исследований, посвященных изучению системы профилактики социального сиротства в регионе. Результаты исследования легли в основу Концепции.