КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2014 года N 110


Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан"

(с изменениями на 23 августа 2024 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877, от 25.01.2017 N 29, от 28.04.2017 N 254, от 26.06.2017 N 430, от 12.08.2017 N 568, от 06.10.2017 N 766, от 11.12.2017 N 967, от 27.03.2018 N 176, от 10.05.2018 N 343, от 29.08.2018 N 735, от 20.12.2018 N 1198, от 16.01.2019 N 12, от 13.02.2019 N 102, от 06.06.2019 N 474, от 31.10.2019 N 974, от 30.12.2019 N 1246, от 24.07.2020 N 618, от 11.11.2020 N 1012, от 03.12.2020 N 1089, от 28.06.2021 N 512, от 19.11.2021 N 1107, от 15.07.2022 N 680, от 28.10.2022 N 1147, от 30.12.2022 N 1501, от 25.05.2023 N 635, от 21.09.2023 N 1165, от 02.10.2023 N 1212, от 23.08.2024 N 691)



В целях реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.05.2023 N 655 "О системе управления государственными программами Республики Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


(преамбула в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1212)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан" (далее - государственная программа).


(п. 1 в ред. Постановления КМ РТ от 23.08.2024 N 691)


2. Определить Министерство образования и науки Республики Татарстан ответственным исполнителем государственной программы.


(п. 2 в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1212)


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период предусматривать средства на реализацию государственной программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на эти цели из бюджета Республики Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 02.10.2023 N 1212)


4. Министерству образования и науки Республики Татарстан обеспечить исполнение мероприятий государственной программы и координацию деятельности по ее реализации республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, заинтересованными организациями и учреждениями.


(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.09.2023 N 1165, от 02.10.2023 N 1212)


5. Признать с 1 января 2014 г. утратившим силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.02.2012 N 181 "Об утверждении Республиканской программы "Социальная адаптация выпускников детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2012 - 2014 годы".


6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство образования и науки Республики Татарстан.



И.о. Премьер-министра
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 февраля 2014 г. N 110



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"

(в ред. Постановления КМ РТ от 23.08.2024 N 691)



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан"



I. Оценка текущего состояния сферы образования в Республике Татарстан


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение высокого качества образования в Республике Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Татарстан и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.


Важнейшим приоритетом образовательной политики Республики Татарстан в сфере образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования.


В целях формирования условий для получения качественного общего образования в Республике Татарстан существует необходимость обеспечения возможности организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасности и комфортности условий их осуществления.


Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Следует заметить, что в Республике Татарстан отсутствуют школы, ведущие занятия в три смены.


Общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций, а также помещения для организации питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.


В Республике Татарстан в 2022/2023 учебном году функционируют 1 410 общеобразовательных организаций, в том числе 1 319 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 53 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 10 вечерних школ, 23 частные школы, 1 школа Министерства культуры Республики Татарстан и 1 школа Министерства спорта Республики Татарстан (в 2021/2022 учебном году - 1 411 организаций). В них обучаются 486 615 человек (в 2021/2022 учебном году - 468 933 человека), трудятся 36 600 педагогических работников, в том числе 32 012 учителей. Вместе с тем в 192 школах занятия организованы в две смены (в предыдущем году - в 184 школах республики).


В 2022/2023 учебном году в структуре дневных общеобразовательных организаций (без учета вечерних, частных школ и школ, не подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан) доля начальных школ составляет 6,9 процента (97 школ), в них обучаются 0,9 процента (4 185 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 88,7 процента (86 школ) приходится на сельскую местность.


В Республике Татарстан функционируют 1 984 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, из них 1 592 дошкольные образовательные организации, 284 школы, имеющие в своей структуре дошкольные группы. В них воспитываются более 210 тыс. детей дошкольного возраста.


В целях обеспечения детей услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Так, функционируют 10 семейных дошкольных групп на базе многодетных семей, в них воспитывается 31 ребенок.


Пользуются спросом среди населения организованные в детских садах группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе), которые охватывают около 2 тыс. детей.


В Республике Татарстан на конец 2022 года функционировало 260 образовательных организаций дополнительного образования детей систем образования и культуры, в которых занимаются 223,2 тыс. человек; 6 негосударственных организаций дополнительного образования детей, в которых занимаются около 2,2 тыс. человек.


Около 200 тыс. детей занимаются в кружках при общеобразовательных организациях. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительным образованием составляет 85,3 процента.


В системе дополнительного образования детей заняты около 6,2 тысячи педагогических работников, в том числе в системе образования - около 3,5 тыс. человек, в системе культуры - около 2,7 тыс. человек, в негосударственных организациях - 40 человек (без учета внешних совместителей).


В Республике Татарстан функционируют 99 профессиональных образовательных организаций (из них 87 государственных и 11 негосударственных).


В 2022/2023 учебном году численность обучающихся составила более 74 тыс. студентов, в том числе по профессиям квалифицированных рабочих (служащих) - более 11 тыс. человек.


Педагогическую деятельность осуществляют более 4,7 тысячи педагогических работников, из них преподавателей - более 3,5 тыс. человек.


Реализуется более 200 основных образовательных программ.


Наиболее популярными направлениями являются: машиностроение, техника и технология наземного транспорта, техника и технология строительства, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика.


Общая занятость выпускников составляет 97,5 процента, трудоустройство по полученной специальности в первый год выпуска - 65,7 процента.


Система профессионального образования республики работает на удовлетворение кадровых потребностей Татарстана, ее задача - в полной мере соответствовать этим потребностям.


В 2022/2023 учебном году на территории Республики Татарстан осуществляют образовательную деятельность 45 образовательных организаций высшего образования, в том числе 26 головных (16 государственных, 10 негосударственных (из них 3 религиозные)), 19 филиалов (12 - государственные, 7 - негосударственные) образовательных организаций.


В разрезе ведомственной принадлежности:


14 - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;


13 - иные федеральные органы власти (Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации);


17 негосударственных организаций;


1 - Министерство образования и науки Республики Татарстан.


На начало 2022/2023 учебного года в образовательных организациях высшего образования обучаются 143 711 человек, из них:


в государственных организациях - 124 824 (86,8 процента);


в негосударственных организациях - 18 887 (13,2 процента).


Обучение ведется по 55 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей.



II. Описание приоритетов и целей государственной политики Республики Татарстан в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и от 21 апреля 2021 года, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»