Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования и науки в Республике Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.10.2023 N 1212) следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан" (далее - государственная программа).";
государственную программу Республики Татарстан "Развитие образования и науки в Республике Татарстан", утвержденную указанным постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
Государственная программа Республики Татарстан "Развитие образования в Республике Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение высокого качества образования в Республике Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Татарстан и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Важнейшим приоритетом образовательной политики Республики Татарстан в сфере образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования.
В целях формирования условий для получения качественного общего образования в Республике Татарстан существует необходимость обеспечения возможности организации всех видов учебной деятельности в одну смену обучения, безопасности и комфортности условий их осуществления.
Обучение в две смены не позволяет качественно реализовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: возможность организации внеурочных видов деятельности обучающихся, качественного предоставления услуг дополнительного образования детей. Следует заметить, что в Республике Татарстан отсутствуют школы, ведущие занятия в три смены.
Общеобразовательная организация должна иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной и административно-хозяйственной деятельности: учебные помещения (в том числе современные предметные кабинеты, лаборатории, учебные мастерские), информационно-библиотечные, спортивные помещения, помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий и секций, а также помещения для организации питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В Республике Татарстан в 2022/2023 учебном году функционируют 1 410 общеобразовательных организаций, в том числе 1 319 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 53 школы и школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением, 10 вечерних школ, 23 частные школы, 1 школа Министерства культуры Республики Татарстан и 1 школа Министерства спорта Республики Татарстан (в 2021/2022 учебном году - 1 411 организаций). В них обучаются 486 615 человек (в 2021/2022 учебном году - 468 933 человека), трудятся 36 600 педагогических работников, в том числе 32 012 учителей. Вместе с тем в 192 школах занятия организованы в две смены (в предыдущем году - в 184 школах республики).
В 2022/2023 учебном году в структуре дневных общеобразовательных организаций (без учета вечерних, частных школ и школ, не подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан) доля начальных школ составляет 6,9 процента (97 школ), в них обучаются 0,9 процента (4 185 человек) от общего числа обучающихся. Из общего числа начальных школ 88,7 процента (86 школ) приходится на сельскую местность.
В Республике Татарстан функционируют 1 984 образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, из них 1 592 дошкольные образовательные организации, 284 школы, имеющие в своей структуре дошкольные группы. В них воспитываются более 210 тыс. детей дошкольного возраста.
В целях обеспечения детей услугами дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми в республике развиваются вариативные формы дошкольного образования. Так, функционируют 10 семейных дошкольных групп на базе многодетных семей, в них воспитывается 31 ребенок.
Пользуются спросом среди населения организованные в детских садах группы кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, раннего развития детей, по подготовке к школе), которые охватывают около 2 тыс. детей.
В Республике Татарстан на конец 2022 года функционировало 260 образовательных организаций дополнительного образования детей систем образования и культуры, в которых занимаются 223,2 тыс. человек; 6 негосударственных организаций дополнительного образования детей, в которых занимаются около 2,2 тыс. человек.
Около 200 тыс. детей занимаются в кружках при общеобразовательных организациях. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительным образованием составляет 85,3 процента.
В системе дополнительного образования детей заняты около 6,2 тысячи педагогических работников, в том числе в системе образования - около 3,5 тыс. человек, в системе культуры - около 2,7 тыс. человек, в негосударственных организациях - 40 человек (без учета внешних совместителей).
В Республике Татарстан функционируют 99 профессиональных образовательных организаций (из них 87 государственных и 11 негосударственных).
В 2022/2023 учебном году численность обучающихся составила более 74 тыс. студентов, в том числе по профессиям квалифицированных рабочих (служащих) - более 11 тыс. человек.
Педагогическую деятельность осуществляют более 4,7 тысячи педагогических работников, из них преподавателей - более 3,5 тыс. человек.
Реализуется более 200 основных образовательных программ.
Наиболее популярными направлениями являются: машиностроение, техника и технология наземного транспорта, техника и технология строительства, сельское, лесное и рыбное хозяйство, экономика и управление, информатика и вычислительная техника, электро- и теплоэнергетика.
Общая занятость выпускников составляет 97,5 процента, трудоустройство по полученной специальности в первый год выпуска - 65,7 процента.
Система профессионального образования республики работает на удовлетворение кадровых потребностей Татарстана, ее задача - в полной мере соответствовать этим потребностям.
В 2022/2023 учебном году на территории Республики Татарстан осуществляют образовательную деятельность 45 образовательных организаций высшего образования, в том числе 26 головных (16 государственных, 10 негосударственных (из них 3 религиозные)), 19 филиалов (12 - государственные, 7 - негосударственные) образовательных организаций.
В разрезе ведомственной принадлежности:
14 - Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;
13 - иные федеральные органы власти (Министерство культуры Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации);
17 негосударственных организаций;
1 - Министерство образования и науки Республики Татарстан.
На начало 2022/2023 учебного года в образовательных организациях высшего образования обучаются 143 711 человек, из них:
в государственных организациях - 124 824 (86,8 процента);
в негосударственных организациях - 18 887 (13,2 процента).
Обучение ведется по 55 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан отражены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года и от 21 апреля 2021 года, а также Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года, утвержденной Законом Республики Татарстан от 17 июня 2015 года N 40-ЗРТ "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года" (далее - Стратегия-2030).
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации государственной программы Республики Татарстан относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, устойчивое развитие экономики Российской Федерации на новой технологической основе, развитие безопасного информационного пространства.
На решение задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов, направлены цели государственной программы Республики Татарстан:
выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
обеспечение высокого качества образования в Республике Татарстан в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики Республики Татарстан;
увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;