Недействующий

 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 января 2017 года N 29


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 22.02.2014 N 110 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 2 октября 2023 года N 1212

____________________________________________________________________


Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Внести в Государственную программу "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2014 N 1063, от 08.05.2015 N 333, от 17.06.2015 N 444, от 30.11.2015 N 906, от 30.03.2016 N 181, от 25.05.2016 N 349, от 13.09.2016 N 640, от 21.09.2016 N 670, от 28.11.2016 N 877), следующие изменения:

в Подпрограмме "Развитие системы оценки качества образования на 2014 - 2020 годы":

в паспорте Подпрограммы:

строку "Цель Подпрограммы" изложить в следующей редакции:

"Цель Подпрограммы

Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия, в том числе развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества";


в строке "Задачи Подпрограммы" абзац второй изложить в следующей редакции:

"создание в республике системы мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ в соответствии с современными требованиями, в частности развитие технологического обеспечения процедур оценки качества образования; информационно-методическое сопровождение проведения национально-региональных оценочных процедур; создание региональных оценочных инструментов для проведения внутрирегионального анализа оценки качества общего образования;";

строку "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Подпрограммы (индикаторы оценки результатов)" дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

"увеличения технологической обеспеченности процедур оценки качества образования до 70 процентов";

в разделе 2 Подпрограммы:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Разработка и внедрение системы оценки качества школьного образования детей (в том числе софинансирование мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы)

В основу разработки и внедрения системы оценки качества образовательных результатов (достижений) обучающихся будет положена система оценки результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, и возрастающими запросами потребителей образовательных услуг.

Система оценки качества образовательных результатов призвана способствовать поддержанию единства всей системы общего образования в Республике Татарстан, обеспечению преемственности различных ее уровней, эффективности обратной связи и достижению нового качества образовательных результатов.

Базовыми элементами (составляющими) системы оценки качества образовательных результатов являются:

критериально-нормативная база (критерии, нормы, регламенты, механизмы, формы оценки);

институциональная база (организационные структуры в общеобразовательной организации, специализированные организации, наделяемые полномочиями по проведению мониторинга, экспертизы и оценки качества образовательных результатов);

статистико-аналитическая база (система статистических и аналитических данных о реально достигаемых показателях качества образовательных результатов, электронный банк данных).

Основными критериями эффективности процесса разработки и внедрения данной оценочной системы будут выступать:

соответствие технологии оценки качества образовательных результатов современным требованиям теории и практики педагогических измерений;

независимость и объективность системы оценки качества образовательных результатов;

инструментальность и технологичность используемых показателей с учетом применения цифровых образовательных средств, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию;

оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества образовательных результатов средствами системы образовательных технологий (в том числе on-line);

сопоставимость системы показателей с международными аналогами (результатами мониторинговых исследований качества образования TIMSS, PISA и др.);

сформированность системы мониторинга качества образовательных результатов как единства процессов наблюдения, анализа, диагностики и прогноза развития образования;

единство внутренней оценки и внешней государственно-общественной экспертизы качества образовательных результатов;

нормативно-методическая, информационная и статистическая обеспеченность системы оценки качества образовательных результатов;

единство критериев (подходов) анализа и оценки образовательных результатов обучающихся, деятельности общеобразовательных организаций, муниципальных образований, выявление тенденций развития;

открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;

уровень информированности общественности по актуальным проблемам оценки качества образовательных результатов;

развитость сети общеобразовательных организаций, обладающих опытом работы в области мониторинга и оценки качества образовательных достижений обучающихся;

степень удовлетворенности обучающихся и их семей качеством организации и содержания оценочных механизмов и процедур.

Для оценки образовательных результатов на основе учета индивидуальных достижений обучающихся предусмотрены и получат дальнейшее свое развитие в части инструментального обеспечения и содержательного наполнения следующие основные механизмы:

текущие и рубежные формы диагностики и оценки предметных знаний и социального опыта обучающихся на уровне общеобразовательной организации в ходе внутришкольного контроля;

ежегодное проведение муниципальных мониторинговых исследований качества знаний, умений и навыков обучающихся по предметам инвариантной части базисного учебного плана, в том числе с использованием различных форм интернет-тестирования;

государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 классов;

участие и результативность обучающихся в республиканских, всероссийских и международных сравнительных исследованиях качества образования;

участие и результативность обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня.

Ключевым моментом в реализации данных механизмов станет поддержка формирования и развития системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных). Основными составляющими такой системы будут материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, что позволит достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.

Для эффективного выявления этой динамики в системе оценки предусмотрен уровневый подход к ее содержанию и инструментарию для оценки достижения образовательных результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Одно из проявлений уровневого подхода - оценка индивидуальных образовательных достижений на основе "метода сложения", при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволит выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Основной формой комплексного учета результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся станет портфолио ученика, положительно зарекомендовавшее себя в последнее время. С учетом накопленного опыта потребуется детальная разработка технологии формирования электронного портфолио и использования его педагогических и информационных возможностей для индивидуализации образовательных программ, выявления и поддержки одаренных детей, итоговой аттестации выпускников.

В этих целях в состав портфолио достижений должны включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях.

С учетом этого система оценки качества образовательных достижений обучающихся станет основой для ежегодного проведения комплексной сравнительной оценки динамики (состояния и развития) образовательных результатов на уровне общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем, характеризуя единство внутренней и внешней оценок, социальную эффективность образовательной деятельности. Эта оценка будет осуществляться в рамках мониторинга на основе комплекса показателей и индикаторов, устанавливаемых Департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, учитывающего:

уровень освоения обучающимися основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

качество учебных достижений (общий уровень учебных достижений, выполнение заданных целевых ориентиров, результаты достижений по группам обучающихся в зависимости от особенностей общеобразовательных организаций, качество индивидуальных учебных достижений), включая выполнение целевых ориентиров по результатам государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА и ЕГЭ;

равенство доступа к качественному образованию и другие показатели.

Основными источниками информации для оценки качества образовательных достижений обучающихся на уровне республики будут:

результаты проверок по контролю качества образовательных результатов, осуществляемых в рамках реализации переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

различные формы и результаты профессиональной экспертизы качества образовательных результатов, осуществляемой представителями профессионального образовательного сообщества;

различные формы и результаты общественной экспертизы качества образовательных результатов, организуемой общественными организациями и объединениями, независимыми гражданскими институтами;

результаты государственной (итоговой) аттестации в сравнении с общероссийскими показателями;

результаты целевых соцопросов и мониторинговых исследований качества образовательных результатов.

Особое внимание будет уделено совершенствованию государственной (итоговой) аттестации по обязательным предметам и предметам по выбору для всех выпускников 9 классов в новой форме. В связи с этим приоритетными направлениями работы будут:

совершенствование нормативного, правового, организационно-методического обеспечения независимой системы оценки качества образования выпускников 9 классов;

проведение мониторинговых исследований учащихся 5 - 8 классов в форме единого государственного экзамена с целью подготовки к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в новой форме;

организация и проведение репетиционных (диагностических) тестирований по контрольно-измерительным материалам - аналогам экзаменационных работ ГИА-9;

проведение целенаправленной работы с выпускниками и их родителями по процедуре проведения ГИА-9 в новой форме.

Такой подход позволит в достаточной мере оценить усилия, прогресс и достижения обучающегося и обеспечить потребителей образовательных услуг актуальной информацией.

Полученные данные будут использованы для оценки образовательных результатов как на уровне системы общего образования в Республике Татарстан в целом, так и качества образовательных результатов по ее уровням (начальное общее, основное общее и среднее общее образование).

Потребителями информации, представляемой системой оценки качества образовательных достижений обучающихся в системе общего образования, будут:

обучающиеся и их родители (законные представители);

педагогические работники образовательных организаций и преподаватели образовательных организаций высшего образования;

методические службы и система повышения квалификации работников образования;

органы управления образованием;

средства массовой информации и другие общественные институты.

Основные организационно-технологические, информационно-аналитические и экспертно-методические функции по разработке и внедрению системы оценки качества образовательных достижений обучающихся в общеобразовательных организациях Республики Татарстан будут принадлежать Департаменту надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, Республиканскому центру мониторинга качества образования, Институту развития образования Республики Татарстан.

Управление системой оценки образовательных результатов и координацию взаимодействия различных организаций с целью ее оптимального развития и внедрения будет осуществлять Министерство образования и науки Республики Татарстан.

В рамках мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы будут осуществляться модернизационные процедуры региональной системы оценки качества образования (далее - РСОКО).

РСОКО представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, диагностических и оценочных процедур, нормативных правовых актов, определяющих порядок деятельности данных структур и процедур.

РСОКО обеспечивает на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций.

Основная цель республиканской модели - обеспечение перехода от контроля качества образования к управлению качеством образования.

В рамках РСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся.

РСОКО строится с учетом запросов основных пользователей результатов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»